Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация дидактической игры





Литература

1. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.: ил.

2.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.: ил.

3.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил

4.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.

http://www.ditya.ru

http://psyjournals.ru

Дидактические игры представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное): одна из них – обучающая, которая принадлежит взрослому; а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель подчеркивал, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Он впервые разработал систему дидактических игр, в которую вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Фребелем. Основой дидактических игр Фребеля являлся процесс развития сенсорики ребенка, чувственного познания окружающего.



Е.И.Тихеева определила несколько иной подход к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, эти игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.



В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой норм сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, В.Н.Аванесова и другие.

Л.А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

В.Н. Аванесова считала дидактическую игру важным средством образовательной работы. Она предложила следующую группировку дидактических игр: игры – поручения; игры с прятаньем и поиском; игры с загадыванием и отгадыванием; сюжетно-дидактические игры; игры – соревнования; игры в фанты.

В.Н. Аванесова отмечала, что дидактическая игра позволяет определить, в какой мере ребенок той или иной группы владеет определенными знаниями и способами практических и умственных действий в каждый данный момент.



Большинство авторов, занимающихся вопросами дидактической игры и игровых методов и приемов в обучении, рассматривают их в основном как средство усвоения, закрепления и углубления знаний (В.Н. Аванесова, Т.М. Бабунова, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, О.П. Янковская и др.). Однако некоторые исследователи не отрицают возможностей дидактической игры в усвоении новых знаний (В.Н. Аванесова, В.Р.Беспалова, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкая, Д.И.Цицхвая и др.).

В настоящее время дидактическую игру в ее классическом варианте можно рассматривать как способ закрепления полученных знаний, а игры на получение новых знаний, развитие основных психических процессов, в частности логического мышления можно определить как обучающие.

Одним из первых на это указал А.А.Столяр. Дидактические игры, по его мнению, имеют огромное значение для развития ребенка, в том числе и основ логического мышления. Благодаря обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую «порцию» познавательного содержания. Данные игры выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую.

Он одним из первых разработал систему обучающих игр, представленных в книге «Давайте поиграем», где предложил заниматься умственным развитием детей по определенной системе и в увлекательной для дошкольников игровой форме. Им с соавторами разработаны игры, моделирующие важные понятия не только математики, но и информатики, такие как кодирование информации, алгоритмы, вычислительная машина, программа « управляющая работой вычислительной машины» и др.

А.А. Столяр предложил игры, насыщенные логическим содержанием для детей 5-6 лет. В них моделируются логические и математические конструкции и в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Он подчеркивал, что дети не должны видеть, что их чему-то учат, они должны «просто» играть. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, более того, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

Проблемой использования обучающих игр в развитии ребенка, в том числе основ логического мышления занимались – З.М.Богуславская, А.К.Бондаренко, А.З. Зак, М.К. Сай, А. А. Смоленцева, Е.И. Удальцова и др.

В последнее время поиски ученых О.М. Дьяченко, Е.О.Смирновой и других идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.

Особенно важным является использование обучающих игр в работе со старшими дошкольниками, т.к. благодаря им на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их пси­хофизиологическими особенностями, но есть общие прави­ла, которые воспитатель должен учитывать. Рассмотрим их.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

- определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

- установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;

- подготовка игрового оборудования;

- определение времени игры в режиме дня.

Проведение дидактических игр включает:

- определение количества играющих;

- ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,

- игровыми действиями, дидактическим материалом;

- развитие у детей игрового настроения, желания играть;

- показ игровых действий;

- руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

- подведение итогов игры.

Необходимо создавать условия для игр: подбирать со­ответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактичес­кий материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выно­сить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с ди­дактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педаго­га требуют настольно-печатные игры, из которых легко те­ряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.

Следует заботиться о постоянном обогащении игрово­го опыта детей. Для этого целесообразно проводить обуче­ние игровым действиям с дидактическими игрушками, вы­полняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алешу скла­дывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, вклю­чение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

В поле зрения педагога всегда должны быть задачи раз­вития у детей самостоятельности, навыков самоорганиза­ции, творческого отношения к игре. Следует поддержи­вать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые иг­ровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.

Учитывая своеобразие дидактической игры как пере­ходной формы к неигровой, учебной деятельности, следу­ет избегать прямого обучения. Так, объяснение новой игры педагог начинает с создания игрового образа. Например, перед игрой «Айболит» предлагает вспомнить сказку К.Чуковского, ее персонажей, их приключения, поступ­ки. Затем приглашает поиграть в знакомую сказку и на протяжении всей игры поддерживает игровой настрой, из­бегая замечаний, оценивающих реплик и, тем более, реп­лик негативного характера. По окончании игры необхо­димо повысить эмоциональный настрой детей, подчерк­нув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто добился выигрыша.

Дидактические игры используются на занятиях и в са­мостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью за­нятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.

 

Вопросы и учебно-методические задания

1.Раскройте специфику руководства дидактическими играми.

2. Выделите особенности подготовки воспитателя к проведению дидактической игры.

3.Разработать 2 дидактических игры для детей младшего дошкольного возраста, направленные на развитие сенсорных способностей.

4. На основе изучения литературы, составить перечень дидактических игр, направленных на: а) воспитание нравственно-волевых качеств личности; б) сближение детей друг с другом; в) формирование ценностного отношения к миру. Возраст детей и направление разработки по выбору обучающегося.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.