|
Технологии организации творческих игр
Дисциплина «Технологии организации игровой деятельности в ДОО»
1. Технология руководства игрой Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.
2. Технология развития игры С.В. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной.
3. Технологияразвития игры Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.
Литература
1. Игра дошкольника/Под ред. С.Л. Новоселовой.- М.:Просвещение, 1989.-286 с.
2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова.- Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.- 251 с.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте/Н.Я.Михайленко, Н.Я.Короткова.- М.: Академический проезд, 4-е изд. 2002. - 160 с.
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя/ Н.Я. Михайленко, Н.Я.Короткова.- 2-е изд., испр.- М., Гном и Д.- 2000.- 178с.
5. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений/С.Л.Новоселова, Н.А.Реуцкая – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.-87с.
В исследовании Д.В. Менджерицкой центральными являлись вопросы содержания игры и детского игрового творчества, в работах Р.И.Жуковской – влияние обучающих занятий и детских интересов на игры, нравственное воспитание посредством содержания игры, в работах А.П.Усовой - проблемы игры как формы организации детской жизни.
Р.И.Жуковская подходила к игре, как развивающейся деятельности, объясняла её развитие, с одной стороны, появлением и расширением специфики связей игры с другими видами деятельности (лепка, аппликация, рисование, пение и т.п.), с другой - изменением и усложнением тематического содержания сюжетно- ролевой игры, определённого всем процессом воспитания в детском саду.
В результате своих исследований Р.И.Жуковская пришла к следующим фундаментальным выводам, определившим направление педагогического руководства игрой:
1. детская игра - деятельность, имеющая свою внутреннюю логику развития,
обусловленного ходом общего развития ребёнка, развитию игры способствуют обучение, труд, художественная деятельность детей;
2. побудительные причины игры разнообразны: это и желание подражать взрослому, и стремление к самостоятельности, общению;
3. на развитие ребёнка д.в. положительное влияние оказывает «хорошая игра» (т.е. воспитательно- ценная).
Р.И.Жуковская непосредственное и опосредованное педагогическое руководство игрой. Непосредственное руководство оказывают обучающие занятия, когда дети самостоятельно начинают игру, черпая содержание для игры из усвоенного ими программного материала занятия. Опосредованное педагогическое руководство направлено на воспитание детей в игре. Оно основывается на учёте значимого нравственного содержания игры, учёте детских интересов и замыслов, а также на использовании принципа воспитания в коллективе - как оптимальной формы воспитания.
Приёмы «опосредованного» руководства игрой в целях нравственного воспитания детей, воспитания у них положительных взаимоотношений друг с другом педагог разделила на два типа: косвенное и прямое воздействие на игру.
Косвенное воздействие на возникновение сюжета игры Р.И.Жуковская связывает с внесением игрушек, присвоение имён литературных персонажей куклам.
Приёмы прямого предложения темы игры: вопросы взрослого играющим детям (типа «А зачем вы раздеваете кукол? Они спать хотят? и т.п.)- такие вопросы к играющим детям в некоторых исследованиях 70-80-х годов получили название «проблемных задач» (Е.И.Зворыгина, С.Л.Новосёлова, 1979); образец игры в форме проведения для младших детей игр - занятий; рекомендации темы постройки из строительного материала; изготовление игрушек в процессе игры; проведение специальных занятий с целью обогащения содержания игры, интересующей детей.
Характерным для этих исследований является применение комплекса методических приёмов, разработанных Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.
1.обогащение содержания игры, посредством организации занятий,
непосредственных впечатлений и т.д.
2.прямое руководство игрой (предложение темы игры, помощь в распределении ролей, предварительное планирование игры, непосредственное участие педагога в ней).
3.косвенное руководство игрой (подбор игрушек, вопросы, советы, предложение, активизирование деятельности детей, внесение правил, регулирующих совместную игру).
В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательно- образовательной работы, если дошкольники получают яркие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредственном ознакомлении с тем или иным явлением. Так, для обогащения содержания игр малышей на транспортную тематику (в шофера, в машиниста) воспитатель ведет детей на остановку городского транспорта, специально просит шофера, который привозит продукты в дошкольное учреждение, побеседовать с детьми, показать кабину своей машины, разрешить посидеть там, подержавшись за руль. С детьми 4-6 лет можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу.
При ознакомлении с окружающим педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре в соответствии с их возрастом. Для малышей - это предметы и способы их использования взрослыми в процессе своей деятельности, для детей 4-6 лет - взаимоотношения людей. Так, на остановке городского транспорта малыши наблюдают, как подъезжает автобус, как открываются и закрываются двери, как много людей выходит и входит, какое большое окно в кабине шофера («чтобы все было видно»), что шофером бывают и мужчины, и женщины. А внимание старших дошкольников целесообразно привлечь к деятельности шофера: он заботится о пассажирах, объявляет остановки, не отправляет автобус, пока все не войдут в салон, продает проездные талоны только на остановках, чтобы не отвлекаться во время движения и не подвергать пассажиров опасности, и т. д.
Естественно, что даже после очень ярких впечатлений, которые получили дети, не у всех возникает желание передать их в игре. В играх находят выражение интересы детей, а явления, с которыми их познакомили, могут не входить в сферу этих интересов. Но если кто-то развернет игру на новую тему (построили автобус из стульчиков, шофер занял свое место, в салоне разместились пассажиры) или включит в знакомую игру новую сюжетную линию (семья решила поехать в гости на автобусе), педагог должен поддержать инициативу детей, похвалить их. Затем он может стать пассажиром и отправиться на автобусе на работу (в театр, музей), обращаться к шоферу за помощью и советом («Где можно купить проездные билеты? На каких местах должны сидеть пожилые люди, пассажиры с маленькими детьми? Не торопитесь с отправлением - еще не вышла пожилая женщина» и т.д.).
Для того чтобы переключить однообразные индивидуальные игры в шофера детей младшего дошкольного возраста в русло более сложной игры в автобус, педагог прибегнет к иным приемам: предложит построить такой «большой автобус, как мы видели на прогулке», станет сам водителем, напомнит, когда и как надо входить и выходить из автобуса, предложит купить проездные билеты и т.п.
Иногда дети активно принимаются за игру, но она скоро исчерпывает себя из-за бедности представлений, хотя событие, первоначально подтолкнувшее к ней, вызвало яркие переживания. Бывает и так: дети играют в одну и ту же игру постоянно, но «застряли» на ее содержании; повторяют однообразные действия, ролевые диалоги, события и ситуации. В обоих случаях - это сигнал для педагога: надо пополнить знания детей, направить сюжет по другому руслу. Подойдут традиционные приемы: чтение художественного произведения, рассказ, беседа. Задача педагога - придать этим традиционным приемам нужное звучание. Например, не самому рассказать о деятельности врача, медсестры, почтальона, а попросить это сделать представителя профессии (врача дошкольного учреждения, маму или папу кого- то из детей, почтальона, доставляющего почту). Импульсом к обновлению содержания игры могут служить рассказы педагога об играх своего детства, играх других детей.
Иногда новая сюжетная линия игры возникает благодаря дополнительному игровому материалу. Малышам его предлагает воспитатель. Дети 4-5 лет могут смастерить, построить что-либо сами по предложению взрослых или с их помощью (хорошо к этому привлекать членов семей воспитанников дошкольного учреждения).
Порой новую сюжетную линию задает педагог, неожиданно включающийся в игру, которая уже «выдыхается». Вот дети старшей группы играют в семью. Мама готовит обед, дети играют, папа уходит на работу. И вдруг педагог, одев на голову платочек (шляпку), взяв с руки сумку, звонит в дверь: бабушка приехала! Своими вопросами, репликами («Почему вы меня не встретили? Куда же делась телеграмма? Пришлось оставить вещи на вокзале, а там подарки, гостинцы») педагог придает новое игровое направление (встреча бабушки, угощение, расспросы, поездка на вокзал за вещами, посещение с бабушкой музея, театра, прогулки с нею по городу и т. п.).
Таким образом, в арсенале педагога много приемов, стимулирующих новую тематику игр, углубление их содержания. Следует учитывать правило: по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приемы воздействия (напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное изменение игровой среды, организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре).
Чем младше дети, тем больше внимания уделяет педагог организации игры. Он помогает будущим участникам сговориться, во что они будут играть. Сговор на игру требует согласования замыслов, определения игровой обстановки (где играть, что использовать), распределения роли. В сговоре закладываются основы взаимодействия детей, формируются умения слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами каждого. Педагог, работающий в младшей группе, стимулирует и направляет игровое общение детей. Предлагая малышу ту или иную игрушку, воспитатель спрашивает, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Этому способствует напоминание, как хорошо они играли вместе утром, как им было интересно. Можно предложить объединиться двум играющим детям («Юля, ты такой вкусный обед приготовила! Пригласи Лизу с дочкой, угости их обедом»).
С целью обучения малышей сговору на игру педагог выступает в роли главного действующего лица. Надев белый нарядный фартук, кокошник на голову, воспитатель обращается к детям: «Я работаю в кафе. Кто хочет со мной играть?» Желающим предлагает помочь ему в устройстве кафе: расставляет 2-3 стола, дети кладут салфетки, ставят вазочки с красивыми ветками. Затем воспитатель беседует с детьми о предстоящей игре: кто будет приходить в кафе, чем угощать посетителей, кто будет подавать заказанное. Дети включаются в игру, по ходу ее уточняя содержание, ролевое поведение, создавая игровую обстановку. В следующий раз педагог подсказывает, что в кафе бывает музыка, выступают артисты, т.е. обучает дальнейшему развитию сюжетных линий, введению новых ролей. В такой игре может быть много параллельных ролей, играя которые дети будут заимствовать друг у друга средства игрового поведения (действия, речевые диалоги). Оставаясь на «руководящей роли», воспитатель ненавязчиво направляет игру, одобряет положительное взаимодействие детей, успешное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликтов.
Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. Именно желание, потому что не подкрепленное умением договариваться самостоятельно оно быстро исчезает. Одобрив намерение малышей играть вместе, педагог может спросить, во что они собираются играть, какие роли предполагаются, что будет делать каждый персонаж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Затем включается в игру во второстепенной роли. Например, в игре в больницу грустным голосом говорит, что у него заболела дочка и что хорошо бы врач принял их первыми. Далее он «задает тон игре»: показывает, что делает пациент, демонстрирует образцы речевого взаимодействия врача с пациентом, медсестрой, культуру общения.
С целью закрепления у малышей радостных, приятных впечатлений о совместной игре педагог привлекает к ней внимание других воспитанников группы. Вечером в присутствии детей рассказывает родителям о «хорошей игре». Вспоминает о ней в последующие дни. Это нужно делать, поскольку детям свойственно подражать не только окружающим, но и себе. Всячески поддерживаемые педагогом воспоминания о «хорошей игре» станут образцом для такого подражания.
Детей среднего дошкольного возраста при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх. Задача педагога - учить детей при сговоре на игру вспоминать что- то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем - вносить в игру. Присутствуя при обсуждении детьми содержания предстоящей игры, воспитатель репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт. Например, дети собираются играть в семью, а педагог, зная, что у Веры родилась сестренка, может стимулировать сюжетную линию «в семье появился малыш». Или в теплое время года, когда большинство семей выезжает за город на выходные дни, педагог вовлекает детей, сговаривающихся на игру в семью, в беседу о выездах на дачу, на пикник и т. п. Игра обогащается изображением семейного отдыха, работы в саду, на огороде. Появляются новые сюжетные линии, варианты их развития, и значит, возникает потребность вводить дополнительные роли, а «постоянные» разыгрывать по- иному. В результате спокойнее проходит распределение ролей: появляется возможность участия в игре в новой роли, становится привлекательнее прежняя роль с обновленным содержанием, можно соглашаться на нежеланную роль, потому что в следующей игре тебе дадут другую.
В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам. Но здесь может проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети-«звезды», имеющие в глазах сверстников авторитет, высокий статус благодаря хорошим организаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию. Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению направляет развитие сюжета, намечает ее конкретное содержание, распределяет роли, оценивает «правильность» их исполнения. В результате в старшей или подготовительной к школе группе может сложиться излишняя «поляризация» между партнерами по игре: одни - командуют и постоянно на главных ролях, другие - всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной «поляризации» во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предупреждать ее в ходе всей воспитательной работы. Для этого словом и делом подчеркивается самобытность, уникальность каждого ребенка и соблюдается правило: «Кому много дано - с того много спрашивается». В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу», в которой полнее проявятся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру интереснее, какие новые роли можно ввести, другие сосредоточивают свое внимание на ее оснащении.
2.Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента: ознакомление с окружающим миром в активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, активизирующее общение взрослого.
1.Ознакомление с окружающим миром в активной деятельности
Игра по своей природе социальна, в ее основе — явления окружающей действительности, поэтому как ученые, так и практики в качестве составной части руководства выделяют ознакомление детей с окружающим миром.
В результате усвоения социального опыта дети начинают играть, тем самым они в увлекательной форме знакомятся с широким кругом явлений окружающей действительности. Важно и то, что через игры ребенок не только познает мир, он также имеет возможность пережить еще неизвестные ему в реальной жизни чувства, приобщиться к деятельности людей. Допустим, девочка в роли мамы ухаживает за своей дочкой (куклой), она ее кормит, укладывает спать, гуляет с ней и т.п. Ценность игры заключается в том, что девочка отображает определенные действия взрослых (кормление, укладывание спать, прогулку). Кроме этого, переживает различные эмоциональные состояния, которые недоступны ей в реальной жизни, как положительные, так и отрицательные в зависимости от игровой ситуации: нежность или раздражительность по отношению к кукле-дочке, доверие или сомнение относительно ее поступков, внимание или безразличие и т.п. Какие действия и отношения ребенок видит в реальной жизни, такие он и отображает в игре.
Кроме знаний, полученных в процессе образовательной деятельности, дети приобретают определенный опыт в повседневной жизни. В играх они могут отображать события, участниками или наблюдателями которых являлись, например, куда-то ездили с родителями, о чем-то им читали дома. Эти стихийно приобретенные впечатления также оказывают влияние на появление интересных замыслов, оригинального содержания.
При организации работы по ознакомлению с окружающим миром следует учитывать положение, выдвинутое психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) о том, что у ребенка-дошкольника желание действовать, как взрослый, то есть отображать полученные впечатления в игре, усиливается, если он привлекается к активной деятельности. Следовательно, в процессе ознакомления с окружающим миром детей обязательно надо включать в разнообразную активную деятельность. Это могут быть совместные практические занятия взрослых и детей или активизация мыслительной деятельности дошкольников. В старшем дошкольном возрасте такой активной деятельностью может стать общение, когда во время ознакомления с трудом взрослых дети включаются в содержательную беседу.
2. Обучающие игры. В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. Содержание второго компонента комплексного руководства игрой посвящено выявлению специфики обогащения игрового опыта детей на разных этапах развития игры.
Перевод реального жизненного опыта в игровой условный план осуществляется в процессе особым образом организованного обучения, в котором дидактические задачи завуалированы игровой формой.
Большое значение обучающие игры приобретают в младшем дошкольном возрасте, когда у детей игровой опыт минимальный. По мере его обогащения на первый план выступают совместные игры воспитателя с детьми, в которых обучающая функция еще более скрыта. Таким образом, обогащение игрового опыта приводит к постепенному снижению значимости второго компонента, связанного с обогащением игрового опыта детей, и в результате он даже может утрачивать обязательность.
При проведении обучающих игр необходимо соблюдать ряд требований.
Воспитатель выступает в роли равноправного партнера, который вместе с детьми сомневается, размышляет, советуется с остальными участниками игры, уважает их мнение, но при этом взрослому принадлежит ведущая роль.
Во время обучающей игры воспитатель ставит детям серию игровых проблемных ситуаций, которые они еще не в состоянии разрешить самостоятельно из-за отсутствия игрового опыта. Но в сотрудничестве со взрослым успешно справляются с поставленными игровыми проблемами, тем самым приобретая игровой опыт. Игровое сотрудничество должно быть особым: взрослый вместе с ребенком придумывает, как разрешить поставленные игровые проблемные ситуации, помогает советами, наводящими вопросами, но не играет за ребенка, авторитарная или демонстративная позиция обучающего в них неуместна. Обязательное требование - должно быть активное участие ребенка в игре. Неэффективны игры, во время которых взрослый играет, а дети только наблюдают. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребенкА, он ему только помогает! Обучение должно проходить в непринужденной игровой форме и быть незаметным.
В практике как раз многие воспитатели эти требования не соблюдают и проявляют склонность к излишнему дидактизму даже при руководстве игрой. Прямое обучение в игре неуместно, неэффективно ошибочно. По этой причине для многих воспитателей проведение обучающих игр представляет особую сложность, так как нужно выбрать определенную грань между особым образом организованным обучением и игрой.
3.Организация предметно-игровой среды. Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому в комплексном руководстве игрой большое внимание уделяется выявлению специфики организации развивающей предметно-игровой среды.
При оформлении предметно-игровой среды соблюдаются следующие условия:
— оснащение игровых уголков разными по тематике игрушками и другим игровым материалом зависит от знаний детей об окружающем мире, поэтому обязательно должна прослеживаться взаимосвязь с работой по ознакомлению с ним;
- игровые уголки комплектуются различным игровым материалом с учетом уровня развития игры.
А в то время когда появляется интерес к играм сверстников и дети пытаются вступать во взаимодействие, используется крупный игровой материал, побуждающий дошкольников к объединению в играх Известно, что полученные знания об окружающем мире могут быть отображены в играх, если имеются соответствующие по тематике игрушки. Их перечень будет зависеть от содержания ознакомления с окружающим миром.
Знания об окружающем мире обогащаются постепенно, поэтому игровые уголки не должны быть укомплектованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца. Образные игрушки нужно постепенно вносить в соответствии с углублением знаний, какие-то можно на время убирать, а затем возвращать. Продуманный подбор игрушек способствует тематическому разнообразию игр, во время которых ставятся и решаются интересные игровые задачи.
Взаимосвязь в работе по ознакомлению с окружающим миром и последующим оснащением игровой среды ведет к обогащению содержания детских игр.
При оснащении игровых уголков обращается внимание не только на тематическое разнообразие игрового материала, нужно также позаботиться о разной степени его обобщенности. Разный по степени обобщенности материал вносят в тот момент, когда дети осваивают соответствующие игровые умения.
Например, детям третьего года жизни в начале учебного года для игр предлагаются только игрушки. По мере того как они осваивают игровые действия с предметами-заместителями, в игровые уголки вносят такой обобщенный и важный игровой материал, как предметы-заместители. Дальнейшее усложнение игры связано с формированием игровых действий с воображаемыми предметами, это приводит к использованию в игровых уголках различных элементов оформления, побуждающих детей включать в игру воображаемые предметы
Или, например, до тех пор, пока дети не принимают роль, в игровых уголках не должно быть ролевых атрибутов, элементов костюмов. Их вносят в тот момент, когда дети начинают проявлять интерес к принятию роли и обозначать ее словом
Таким образом, игровая среда гибко изменяется с учетом обогащения жизненного и игрового опыта воспитанников. Если игровая среда статична, неизменна, то дети привыкают к постоянному набору игрового материала и могут не обращать на него внимания, такое оснащение не оказывает развивающего эффекта.
В оформлении игровых уголков должны участвовать дети, тем самому них развиваются инициативность, творчество. Активность детей проявляется в подборе игрового материала для реализации появившегося замысла игры. Это ставит перед воспитателями прочему рационального размещения игрушек и другого игрового материала в группе.
Детей также надо привлекать к посильному участию в оснащении игровой среды. Например, попросить их принести из дома коробочки, пластмассовые флаконы и другой материал, который можно (использовать в качестве предметов-заместителей. Вместе с родителями они могут изготовить мягкие игрушки для совместных игр сшить элементы костюмов, например, юбку, пелерину, сумку. Простые игрушки-самоделки дети способны сделать непосредственно во время игры, например, нарисовать что-то и сразу использовать эту игрушку-самоделку в игре.
4. Активизирующее общение воспитателя с детьми. Подвести детей к самостоятельному, творческому применению обогащенного реального и игрового опыта помогают игровые проблемные ситуации; они направляют на творческий поиск, мобилизуют знания, игровой опыт. Игровые проблемные ситуации могут быть созданы как путем изменения предметно-игровой среды, так и с помощью активизирующего общения взрослого с детьми по содержанию игры (четвертый компонент комплексного руководства игрой).
Названный компонент, как показывает практика, наиболее сложный для воспитателей. Вступая в активизирующее общение, воспитатель должен учитывать уровень развития игры конкретных детей, представлять перспективу ее совершенствования.
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры, с одной стороны, выступает как самостоятельный компонент комплексного руководства игрой, с другой - пронизывает все остальные компоненты, поскольку воспитатель обязательно вступает в общение с детьми при проведении любых воспитательно-образовательных мероприятий. Например, при ознакомлении с окружающим миром педагог строит работу таким образом, что активизирует детей к отображению полученных впечатлений в игре.
Чтобы активизировать детей, педагог должен знать, какой игрой опыт надо развивать у каждого ребенка. В процессе активизирующего общения он может усложнять содержание игры, побуждать дошкольников к взаимодействию, а также развивать у них самостоятельность и творчество в игре. Воспитатель ставит конкретные задачи руководства и, активизируя детей, решает их.
Активизирующее общение осуществляется с использованием специальных методов руководства, среди них особое место отводится косвенным — советам, напоминаниям, поощрениям и т.п. Большое значение приобретает постановка игровых проблемных ситуаций. Проблема, которая ставится в процессе игры, должна находиться зоне ближайшего развития, воспитатель активизирует ребенка самостоятельно ее решить, при этом оказывает незначительную помощь. В результате обогащается игровой опыт ребенка.
Использование демократического стиля педагогического общения может привести к положительным результатам в организации активизирующего общения воспитателя с детьми в процессе игры.
Признание необходимости и важности активизирующего общения воспитателя с детьми совсем не означает постоянного участия взрослого в играх, руководство можно осуществлять и не являясь участником игры.
Анализ практики показывает, что многие воспитатели, к сожалению, пока не овладели активизирующим общением с детьми, в основном они используют прямые приемы руководства игрой, нацеливающие детей на отображение конкретных эпизодов, постановку и решение определенных игровых задач, то есть основное внимание уделяют обогащению содержания игры, игнорируя при этом остальные задачи педагогического руководства.
Методы и приёмы формирования сюжетно-ролевой игры:
Возраст
| I группа методов для обогащения детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.
| 1,5-3лет
| -наблюдение;
-дидактические игры;
-дидактические игрушки;
-беседа-рассказ воспитателя;
-игры имитационного характера;
-п/и с сюжет содержанием;
-чтение художественной литературы;
-демонстрационный материал (фото, иллюстрации, репродукции);
-индивид беседы;
-драматизация
|
|
3-4 года
| -экскурсии (первичная, повторная, завершающая);
-инсценировки;
-просмотр диафильмов, видео;
-прослушивание грам.записей, радиопередач;
-встреча с людьми разных профессий;
| Возраст
| II группа методов для развития игровой деятельности.
| 1,5-3лет
| -сюрпризный момент;
-речевое сопровождение взрослого действий ребёнка;
-образец взрослого (показ действий с предметами, игрушками-заместителями);
-внесение атрибутов, утонение их значения; вариантов применения;
- постановка проблемных игровых задач;
-совет, напоминание, вопрос;
-воспитатель в главной роли;
подбор игрового материала;
-поощрение;
-«Волшебная коробочка» (предметы заместители);
-сопровождение педагога игры одного ребёнка.
|
| 3-4 года
| -воспитатель во второстепенной роли;
-участие педагога в сговоре на игру;
-подведение итогов игры
| Возраст
| III группа методовдля обучению детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек.
| 1,5-3лет
| -совместное конструирование;
-образец взрослого;
-показ взрослого;
-рассматривание иллюстраций, схем построек.
|
| 3-4 года
| -обыгрывание построек;
-совместное изготовление атрибутов, элементов костюмов
| 3. Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.
Авторы выделяют следующие способы построения игры:
- последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;
- ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;
- сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.
Первым способом построения игры - предметно-игровыми действиями - дети (рано или поздно) овладевают в совместной со взрослыми деятельности. Два других способа (ролевое поведение, сюжетосложение) при стихийном развитии игры могут сформироваться неполноценно, на примитивном уровне.
Иной подход предлагают в своих работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Авторы рассматривают влияние на игру не с традиционной точки зрения, что достаточно дать детям содержание игры, и они будут играть. Они исходят из представлений об игре, как о культурной деятельности, и предлагают методики передачи детям именно способов игры (из-за особенностей условий коллективного воспитания - в «чистом», концентрированном виде). На концепции формирования способов игры, разработанной Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, основываются настоящие методические рекомендации.
Нормативным регулятором взаимодействия взрослого и ребенка в игре является условие выполнения взрослым игровых действий только в рамках своей роли. Он имеет полную свободу влияния на содержание сюжета и на сюжетно-событийные последовательности игры не в большей и не в меньшей степени, чем любой из других играющих.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|