|
Формирование у детей навыков творческого сюжетосложения
Следующим после ролевой игры этапом развития игровой деятельности является форма игры, условно названная нами игрой-фантазированием. Роль, как средство построения сюжета игры постепенно начинает сковывать ребенка. Сюжет игры все более усложняется, и основным структурным элементом в нем уже является не роль, или несколько ролей, которые выполняет играющий, а сюжетное событие. Игра представляет собой не только разнообразные ролевые действия, а объединенную единым сюжетом структуру, в которой переплетены роли, события, происходящие с различными персонажами, игровые предметы и их организация.
Общие задачи активизации игры остаются такими же, как и на предыдущих этапах развития игровой деятельности. Их цель заключается в том, чтобы предоставить ребенку средства и способы успешного развертывания сюжета и экспликации (пояснения) его другим детям в совместной игре.
Как известно, совместной сюжетной игре детей не свойственно предварительное планирование и четкое следование ему. Специфические черты игры – это свобода выбора развития сюжета любым из ее участников. Игра начинается в большинстве случаев «явочным» порядком – кто-либо из детей выступает с предложением: «Давайте играть в школу (войну, зоопарк и т.д.)!». Если это предложение более-менее приемлемо для остальных участников, то начинается игра. Но, как мы уже отмечали, дети дошкольного возраста не могут развернуть продолжительный сюжет на одной, первоначально выбранной теме. Все возможные, известные события в рамках одной темы будут достаточно быстро исчерпаны играющими. Таким образом, игра должна либо прекратится, либо в ней должно появится новое содержание. Это также таит опасность для успешной совместной игры. Новое содержание, некий поворот сюжета, предложенный одним из участников, не должен быть неожиданным и нелогичным для остальных играющих. В противном случае, сюжет игры перестанет быть совместным творчеством, а разделится на ряд независимых друг от друга сюжетных фрагментов. Для того, чтобы игра была длительной, а следовательно, интересной для участников, взрослым должна быть предложена детям неявная для них самих схема, позволяющая развивать, но в тоже время «охранять» сюжет игры.
Следовательно, схема игры должна «собирать» замыслы играющих в один единый сюжет, и в тоже время не «отвергать» ни один из них. Это может происходить за счет того, что в осуществлении каждого из предложенных сюжетных поворотов будет оставаться что-либо из предыдущих событий – место, где они происходили, или кто-нибудь из персонажей. Это придаст игре определенную внутреннюю связность, и развитие сюжета станет понятным для всех играющих, и более слаженным.
Для успешной самостоятельной игры группы детей, необходимо формировать у них умения навыков совместного творческого сюжетосложения. Первоначально, это происходит в совместной игре взрослого с группой детей из двух человек. Игра происходит исключительно в вербальной форме, и быть полностью свободна от игровых предметов. Они будут только отвлекать детей от восприятия в «чистом» виде нового для них способа игры.
Первоначально, игру-придумывание лучше проводить в отдельном помещении, в свободной и непринужденной обстановке.
Материалом для такого рода игр служат сюжеты хорошо известных детям сказок. Большинство волшебных сказок имеют одинаковую композицию, которая состоит из следующих смысловых блоков: 1) первоначальная нехватка чего-либо или кого-либо (это может быть поиск похищенной царевны, «заказ» царя на Жар-птицу и многое другое); 2) встреча главного героя со своим помощником (это может быть Баба-яга, Серый волк), который предварительно проверяет героя на положительные личностные качества; 3) убедившись в положительности героя, помощник может дать ему волшебное средство (ковер-самолет, меч-кладенец), или помочь ему в его поисках лично; 4) встреча героя с основным противником; 5) победа героя и получение им искомого объекта; 6) возвращение героя домой и получение им награды.
Предлагаемая схема предлагается для облегчения задачи воспитателя в игре с детьми. Используя ее, можно без труда трансформировать сюжет любой сказки простой заменой ее отдельных составляющих. Разумеется, приведенная выше общая схема сказки нужна только воспитателю, и не в коем случае не нужно объяснять ее детям. Ребенок старшего дошкольного возраста знаком с достаточным количеством сказок, чтобы в совместной игре-придумывании со взрослым осознать ее интуитивно, по предлагаемому в совместной игре взрослым образцу.
Для начала надо научить детей обращать внимание на то, что говорит его партнер по игре. Для этого надо организовать совместный пересказ знакомой детям сказки таким образом, чтобы каждый из детей рассказывал только одно событие, а продолжал его уже другой ребенок. Таким образом, сказка должна рассказываться по очереди, и каждый из рассказчиков должен внимательно слушать другого.
Взрослый обращается к детям: «Ребята, вам какая сказка больше всего нравится?, Про Жар-птицу? Что-то я ее подзабыла… Давайте ее вместе вспомним. Кусочек Маша расскажет, кусочек – Петя, а кусочек – я. А после меня – опять Маша». После рассказа очередного сюжетного фрагмента надо напоминать детям, что была договоренность рассказывать по очереди. Если дети вдруг забыли часть сюжета сказки, взрослый может рассказать сюжетный фрагмент без очереди, со словами: «А я помню, что там дальше было!». При повторных игровых сеансов количество детей можно увеличить до 3-х или 4-х человек. Когда дети научаться внимательно слушать, что говорит его игровой партнер, и продолжать начатую сюжетную линию, данный предварительный этап формирования у детей навыков совместного сюжетосложения можно считать завершенным.
Следующий этап формирования заключается в трансформации хорошо знакомой детям сказки. Взрослый предлагает: «Хотите, сегодня немного по другому поиграем? Давайте, как будто добрый молодец нашел не перо Жар-птицы, а чешуйку Золотой рыбки? Давай, Петя, начинай!». Первоначально дети будут «сползать» на каноническое содержание и пытаться вернуть сюжет в привычное русло (шел добрый молодец, нашел перо Жар-птицы, отдал царю, царь его отправил за Жар-птицей, Серый волк ему помог и т.д.). Задачей взрослого является помешать детям это сделать, постоянно напоминая и подсказывая на каждом из этапов развития трансформированного сюжета, например: «Ну, Маша, мы же договорились, что у нас будет другая сказка… Давай, вместо Серого волка он Бабу-Ягу повстречал!».
Постепенно, имеет смысл включать в игру реалистические элементы. Например, Емеля может поехать на печке не за дровами в лес, а забирать младшую сестру из детского сада, а Алёнушка с Иванушкой, убегая от Гусей-лебедей, встретят по дороге не печку с пирогами, а магазин, в котором продаются ковры-самолеты, на которых можно улететь от преследователей.
Постепенно, через два-три игровых сеанса, необходимость во вмешательстве взрослого исчезнет. Разумеется, приобретенные принципы трансформации известного сюжета перейдут в самостоятельную деятельность ребенка только в том случае, если у него будет исходный материал для творчества, а не знание содержания одной-двух сказок. Важно как можно больше читать ребенку, как в детском саду, так и в семье.
Вопросы и учебно-методические задания
1. Охарактеризуйте методику руководства игрой Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.
2. Раскройте сущность методики комплексного руководства игрой С.В. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной.
3. Охарактеризуйте специфику технологии руководства игрой Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.
4.Ниже представлены два фрагмента записи детских игр. В каждой из ситуаций выделить основные компоненты игры (сюжет, игровые задачи, роли, игровые действия и др.). Соответствует ли возрасту уровень игровой деятельности детей?
1) Играют Юля (4 г. 8. м.) и Аня (4 г. 5 м.). Аня: Давай, я - мама, а ты дочка будешь.
Юля: А я тоже мамой буду. А дочки будут куклы. Вот твоя, а у меня будет не дочка, а сынок... Мишку возьму.
Аня: Это мой дом. Здесь я с дочкой буду. Она очень есть хочет. Пойду суп сварю. Юля (обращается к мишке): Ты есть будешь? (Отвечает за него тоненьким голоском) Да, хочу котлетку.
Аня (обращается к своей кукле): Тебе котлетку дать? Юля: Аня! А давай они уже поели и спать хотят. Аня: Нет, давай они просят сказку рассказать. Юля: Ты ей какую будешь рассказывать? Аня: «Колобок». Юля: А я. про козлят.
Рассказывают сказки, каждая своему «ребенку».
Аня: А давай они баловаться стали. А, ну-ка, дочка, иди в угол (ставит куклу в угол). Юля (мишке): Нет, ты у меня послушный.
2) Играют дети подготовительной группы.
Ваня - доктор, он надевает халат, садится у столика: «Кто пришел к доктору, не шумите, я так не смогу выслушивать». На стульчиках в ожидании сидят Ира, Вова, Валя. Вова: Доктор, мне от дифтерии прививку нужно.
Ваня: Приготовьте руку, засучите рукавчик (Берет кусок ваты, обмакивает в чашку с водой). Сперва протереть, потом прививку (Вытирает руку Вове). Вова (ежится и морщится): Ой, больно.
Ваня: Это не больно (Берет конус, слегка приставляет к руке и нажимает). Все готово. Теперь сухой ваткой протереть, чтоб не потекло. Вова: У меня не потекло. Ваня: Тогда не нужно.
Подходит Валя: Доктор, у меня голова болит и горло. Я, наверное, гриппом заболела. Ваня: Поставьте градусник (Дает карандаш, Валя ставит его под мышку). Подходит Митя: Вы меня звали?
Ваня (с улыбкой): Да, у вас прививок не хватает, чтоб на дачу ехать. Поднимите рукав.
Митя: У меня все прививки есть.
Ваня: Не все.
Митя поднял рукав...
5. Составить аналитическую докладную о состоянии игровой деятельности в ДОУ. Вопросы для анализа:
- тематика игр;
-размещение игрового оборудования, целесообразность;
- длительность игры;
- интерес детей к игре;
- игровые навыки;
- педагогическое руководство по формированию или совершенствованию игровой деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|