Понятие транспортной системы. Классификация транспорта.
Современное понятие транспортировки грузов существенно изменилось с развитием рыночных отношений от отрасли, приравненной к промышленным отраслям экономики до сферы услуг – транспортно-логистического сервиса.
Транспорту принадлежит особая роль в становлении и развитии логистики нашей страны. Отечественные транспортные и экспедиторские организации, участвующие в международных перевозках грузов, первыми почувствовали на себе необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки:
- мультимодальных и терминальных систем перевозки грузов;
- современных телекоммуникационных систем и систем сопровождения грузов и т.п.
Крупные белорусские государственные и частные транспортные и экспедиторские организации стали активными проводниками государственной политики по совершенствованию процессов товародвижения и логистики, в том числе участниками Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г., утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2008 г. В Программе определены цели, задачи и пути развития логистической системы страны, представлена классификация логистических центров, даны схемы размещения объектов логистической системы, разработаны методические подходы к управлению системой, ее информационному обеспечению и функционированию.
Транспортная система Республики Беларусь — совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.
Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте — 8,4 %, в основных фондах страны — 15,4, структуре инвестиций в основной капитал — 11,5 %. В транспортном комплексе трудится 6,1 % занятых в экономике (2003 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6 % производимой электроэнергии, 66 % бензина, 52 % дизельного топлива.
Транспортная система в наиболее общем случае – это образующая связанное целое совокупность работников, транспортных средств и оборудования, элементов транспортной инфраструктуры и инфраструктуры субъектов перевозки, включая систему управления, направленная на эффективное перемещение грузов и пассажиров.
Инфраструктура – это физические компоненты транспортной системы, которые занимают фиксированное положение в пространстве и создают транспортную сеть, включающую связи (сегменты автомобильных и железных дорог, трубопроводов и т. п.) и узлы пересечения сегментов дорог, терминалы различного назначения и т. д.).
Перемещение транспортных средств по транспортной сети образует транспортные потоки. Транспортные средства имеют широкий диапазон характеристик, которые необходимо учитывать при проектировании транспортных сетей. В зависимости от используемых транспортных средств, будь то велосипед или карьерный самосвал, трамвай или железнодорожный состав, будут меняться не только характеристики транспортного потока, но и требования к геометрическим и техническим параметрам транспортных сетей. В узлах транспортных сетей грузы и пассажиры, следующие до этого на транспортных средствах, перемещаясь на другие транспортные средства, склады и т. д., образуют самостоятельные потоки, которые также должны быть своевременно обслужены.
Система управления включает систему управления транспортными потокамии систему управления работой транспортных средств. Система управления работой транспортных средств определяется выбранной технологией перевозок и, как правило, является частью транспортной инфраструктуры.. Система управления транспортными потоками выполняет необходимые действия по упорядочению движения транспортных средств и исключению конфликтов между ними. Эта система оперирует знаками, дорожной разметкой и сигналами в соответствии с определенными правилами.
Эффективность транспортной системы не может рассматриваться только в рамках достижения оптимальности выполнения соответствующих процессов внутри системы. Основными задачами транспортной системы являются удовлетворение потребности экономики в перевозке грузов и обеспечение мобильности населения.
В связи с этим эффективность транспортной системы всегда будет определяться неким балансом между противоречивыми требованиями экономики и общества. Ярким примером является желание пассажира, чтобы транспорт подъехал к остановке, как только пассажир подошел к ней, и желание перевозчика установить такой интервал движения, чтобы транспортные средства всегда были заполнены полностью и приносили, максимальный доход. Таким образом, для построения эффективной транспортной системы необходимо познания в области транспорта сочетать с экономикой, градостроительством, географией, экологией, социологией и психологией.
Функциональная структура транспортной системыпредставлена на рис. 3. В общем случае на первом уровне выделяют производственную и управляющую системы. В производственной системе выделяются следующие подсистемы:
• технологическая – обеспечивает выполнение основных функций транспортной системы;
• обеспечивающая – выполняет функции, сопровождающие транспортные процессы;
• восстанавливающая – выполняет функции по поддержанию элементов системы в работоспособном состоянии.
Вспомогательная подсистема обеспечивает выполнение функций, связанных с общей работой системы (кадровая работа, учетные функции и т. п.).
С И С Т Е М Ы
ПОДСИСТЕМЫ
e [3201]" strokecolor="black [3200]" strokeweight="2pt"> e [3201]" strokecolor="black [3200]" strokeweight="2pt">
Рис.3. Функциональная структура транспортной системы
Пространственная структура транспортных систем определяется транспортными сетями.
Транспортной сетью называется совокупность транспортных связей, по которым осуществляются пассажирские и грузовые перевозки.
Классификация транспортных сетейможет быть произведена по разным признакам. Классификация относительно используемых видов транспорта приведена на рис. 4. В соответствии с этой классификацией укрупненно транспортные сети можно разбить на три группы.
По кратчайшим направлениям между пунктами перемещения могут перемещаться лишь немногие виды транспорта. Причем реальные пути их перемещения практически всегда отклоняются от прямолинейных вследствие необходимости обхода запретных районов, суверенных территорий, природных особенностей и т. п. Например, для воздушного транспорта в целях разумного ограничения пролета над иностранной территорией, облета воздушного пространства городов, повышения безопасности прокладываются воздушные коридоры, которые используются для прокладки различных маршрутов.
Естественные пути для перемещения являются наиболее древними транспортными сетями. Главным образом - это реки и пригодные для перемещения внедорожных транспортных средств участки земной поверхности.
Основное количество грузов и пассажиров перемещается по дорогам. Дороги по особенностям перемещения делятся на рельсовые и безрельсовые. Из рельсовых дорог несколько особняком стоят монорельсовые дороги не только потому, что они используют один рельс, но и по причине особенностей привода используемых на них транспортных средств, расположения их над или под рельсом и т. п. Среди безрельсовых дорог можно выделить транспортные сети с направляющим устройством (механическим или бесконтактным), которые получают в последнее время все большее распространение не только в пределах производственных помещений, но и для городского транспорта
(например, системы типа Translohr, которые используют трамваи на обычных автомобильных колесах с одним направляющим рельсом).
По кратчайшим направлениям
| Естественные пути сообщения
| Железно-дорожный, метро, трамвай
|
Рис. 4 Классификация транспортных сетей по использованию их видами транспорта
Транспорт как вид хозяйственной деятельности (по назначению) подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и населения. Его называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-либо системе, в данном случае в системе путей сообщении). Понятие «транспорт общего пользования» охватывает:
- железнодорожный транспорт;
- водный транспорт (морской и речной);
- автомобильный;
- воздушный транспорт;
- трубопроводный транспорт.
Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения.
Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.), внутрипроизводственный транспорт, а так же транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям. Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения и организации перемещения грузов решается в области логистики.
Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.).
По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей:
- объем перевозок (отправлений) грузов,
- объем перевозок (отправлений) пассажиров,
- грузооборот,
- пассажирооборот и др.
Перевозки грузов — объем грузов в тоннах, перевезенных на транспортных средствах страны; по всем видам объем перевезенных грузов отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — момент прибытия).
Перевозки пассажиров - количество пассажиров, отправленных всеми видами сообщения.
Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние его перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах (т км).
Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые были перевезены пассажиры; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км).
Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются:
- скорость,
- пропускная способность,
- маневренность,
- надежность,
- регулярность,
- безопасность движения,
- себестоимость и др.
Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.
Для транспортной логистики, наряду с классическими показателями, характеризующими работу транспорта выделяют, например:
- надежность доставки,
- общее время и общее расстояние доставки,
- затраты на доставку, степень удовлетворенности заказчиков,
- частота обслуживания, количество убытков и повреждений,
- время на погрузку и разгрузку,
- общий перемещенный вес,
- число ошибочных доставок,
- размеры и грузоподъемность подвижного состава,
- профессионализм водителей и др.;
К транспортному комплексу предъявляются следующие требования:
• наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;
• повышение экономичности перевозочных процессов;
• сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;
• обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других неблагоприятных факторов;
• повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|