Понятие транспортной логистики, ее цель, сущность и задачи. Особенности подготовки специалистов в области транспортной логистики
Обеспечить выполнение всех условий, которые в настоящее время предъявляются к
транспортному обслуживанию, предоставляется возможным с применением логистики, т.е. управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.
Транспортная логистика является составной частью логистики в целом. Исходя из этого, транспортная логистика тесно связана со всеми подсистемами логистики, и, тем не менее, выступает как самостоятельная дисциплина.
Благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.
Транспортная логистика – раздел логистики движения ресурсов, посвященный управлению физическим перемещением материальных ресурсов в пространстве и во времени в соответствии с интересами их потребителей.
Говорят о том, что транспортная логистика – это процесс управления движением материальных потоков при обеспечении предприятия материальными ресурсами и при доставке готовой продукции к потребителю.
Она организует и выполняет вход материального потока в логистическую систему, движение внутри и выход из нее. Управление материальными потоками на данных этапах имеет известную специфику, что объясняет необходимость изучения транспортной логистики как отдельной дисциплины.
В логистике системообразующими являются закупочная, производственная и распределительная деятельность, которые невозможны без соответствующего транспортного обеспечения.
К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса.
Применение логистики на транспорте, так же, как и на производстве или в торговле, превращает контрагентов и конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.
Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.
Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.
Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Совместное планирование означает разработку и применение единых планов-графиков.
Цель транспортной логистики –доставка продукции в заданное место в определенное время, в нужном количестве и ассортименте при оптимальном уровне издержек, с сохранением качества.
Объект логистики - материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки.
Предмет транспортной логистики – организация перемещения грузов транспортом общего назначения.
Задачи транспортной логистики. Общая задача состоит в создании эффективной системы регулирования и контроля материальных и сопутствующих им потоком, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.
Основными задачами является обеспечение транспортировки товаров; минимизация транспортных затрат; нахождение оптимальных маршрутов по доставке; создание логистических схем, поиск и выбор перевозчиков, экспедиторов; планирование доставки; участие в части логистики в предконтрактной работе и при заключении контрактов купли-продажи; прохождение таможенных формальностей в стране отправления, назначения и при транзите через третьи страны; обеспечение единой контролируемой схемы доставки при различных перевозчиках и видах транспорта при смешанных (интермодальных) перевозках; консолидация (объединение) грузов в процессе доставки; хранение на транзитных складах и складах временного хранения; согласование отгрузочных инструкций с отправителем и получателем и т.д.
Частные задачи транспортной логистики:
· выбор вида транспортировки ресурсов;
· выбор вида транспорта;
· выбор типа транспортного средства;
· выбор перевозчика;
· обеспечение единства логистическо-технологических процессов, связанных с движением материального и сопутствующих ему потоков;
· совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта в случае смешанных перевозок;
· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
· определение рациональных маршрутов доставки товаров.
· создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей.
Принципы транспортной логистики:
· системность;
· комплексность;
· научность;
· конкретность;
· конструктивность;
· надежность;
· вариантность.
Логистическая функция может быть рассмотрена как укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
Среди основных функций транспортной логистики можно выделить следующие:
· определение объемов и направлений перемещения материальных потоков;
· оценка потребности в перевозках;
· осуществление перевозки грузов;
· выполнение операций, предшествующих перевозке товаров и завершающих ее и т.д.
Концепция логистического управления стимулирует целостный подход к управлению транспортировкой вместо функционального, при котором ответственность за запасы и ответственность за транспорт – самостоятельные функции производства и распределения, и решения по ним часто не согласовываются.
Логистическое управление учитывает взаимосвязи и взаимозависимости между составными частями системы перемещения и хранения товарно-материальных ценностей и множеством функций, вызванных этим перемещением.
Транспортная логистика, особенно в условиях рынка, имеет свою специфику. Специалисты рассматривают ее в аспекте движения товара в целом, которое предполагает экспедирование, контроль и управление транспортными потоками, складирование и другие материальные и нематериальные операции, а также передачу, хранение и обработку соответствующей информации.
Как раз в данном плане в Беларуси вопросов более чем достаточно - это и недостаточное информационное обеспечение, и сервисное обслуживание, сложность таможенных процедур, проблемы создания и обустройства транспортных коридоров, размещение складов, а в общем и целом - отсутствие хорошо налаженного механизма регулирования транспортного потока.
Сложилось так, что профессия логиста уже сейчас считается довольно-таки распространенной и востребованной, а по прогнозам ее популярность в скором будущем возрастет еще больше.
Существует три основных зоны ответственности логиста – управление цепочкой поставок (ее создание и дальнейшая оптимизация), организация доставки и хранения ТМЦ, наконец, оперативное управление текущими транспортными перевозками. При этом выстраивание цепочек поставок относится к области стратегии, их же последующая реализация (организация перевозок и оперативное управление ими) – уже к области индивидуальной логистической тактики.
Логисты работают как в специализированных экспедиторских компаниях, так и в крупнейших производственных и торговых фирмах, имеющих собственную логистическую службу. Они отвечают за организацию, планирование и управление движением материальных ресурсов. Данный вид деятельности начал приобретать популярность с середины 80-х годов, до этого на вопрос о том, кто такой логист, вы бы определенного ответа не получили. Именно тогда многие производственные компании США и Западной Европы стали реализовывать логистический принцип «точно в срок» («just in time»).
Каждой производственной и торговой компании важно, чтобы товар оказался в нужное время в нужном количестве в нужном месте. Проследить весь его путь от сырьевых закупок до доставки конечной продукции конечному потребителю, оптимизировать сроки доставки товара и минимизировать затраты на всем пути его следования могут правильно подобранные сотрудники отдела логистики. Главным аспектом логистической деятельности является управление материальными потоками. Логистическая система на предприятии должна состоять из нескольких составляющих:
- информационной;
- производственной;
- складской;
- транспортной;
- финансовой;
- кадровой.
В отличии от отечественных, зарубежные компании имеют великолепную логистику и четко понимают ее задачу и роль в бизнесе. Наши предприятия, которые делают ставку на логистику, могут значительно продвинуться вперед. Республика Беларусь все еще проходит стадию обучения рыночного регулирования экономики. Виной тому низкая конкуренция и высокая степень администрирования.
На сегодняшний день логисты востребованы в компаниях различных сфер деятельности. Если годом-двумя ранее основную потребность компаний составляли специалисты по логистике (90%), то сегодня по данным порталов по поиску кадров, все чаще требуются менеджеры, начальники отделов, директора по логистике (25%), т.е. представители логистического менеджмента. И к уровню их подготовки компании предъявляют серьезные требования.
Рис.2 Потребность в специалистах по логистике по категориям
Специалист по транспортной логистике должен уметь анализировать всевозможные способы взаимодействия структур, задействованных в движении товара, и выбирать самые экономичные и удобные варианты. Так, например, из существующих способов доставки груза (железнодорожный, автомобильный, морской или авиатранспорт) он должен выбрать наиболее приемлемый и просчитать, что выгоднее предприятию: самому заниматься транспортировкой или привлечь к этой работе специализированную фирму. Таким образом, он обеспечивает соединение основных функций логистики (грузопереработки, распределения, складирования, транспортировки, управления заказами и закупками) в единый бизнес-процесс, а затем координирует и оптимизирует его с целью снижения издержек.
Специалист (менеджер) по транспортной логистике должен знать и уметь многое:
- основные технико-экономические особенности видов транспорта;
- особенности технологий перевозки различными видами транспорта;
- транспортные характеристики перевозимых грузов и возможность их доставки определенными видами транспорта;
- классификацию транспортной тары и правила маркировки грузов;
- интермодальные и мультимодальные технологии транспортировки;
- выбор логистических посредников (перевозчиков и экспедиторов);
- способы и методы определения оптимальных маршрутов перевозки;
- обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов;
- логистические технологии слежения за транспортными средствами;
- виды и специфику страхования при доставке грузов различными видами транспорта;
- расчет затрат на транспортировку различными видами транспорта;
- анализировать и составлять договора на доставку грузов;
- правила оформления первичной документации (товарно-сопроводительных документов);
- международное регулирования перевозок различными видами транспорта и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|