Роль транспорта в современном мире
Тема 1. Роль транспортной логистики в обеспечении коммерческой деятельности предприятия
План лекции: 1. Роль транспорта в современном мире.
2. Понятие транспортной логистики, ее цель, сущность и задачи.
Особенности подготовки специалистов в области транспортной
логистики.
3. Понятие транспортной системы. Классификация транспорта.
4. Основные показатели качества транспортной работы
5. Понятие грузопотока. Классификация грузопотоков
6. Место транспортной логистики в коммерческой деятельности
предприятия
7. Взаимосвязь экономики и транспорта. Особая роль транспорта для экономики Беларуси
8. Логистика и развитие транспорта, сбор и распределение грузов
Роль транспорта в современном мире
Мировая экономика является главным стержнем, на котором базируются все прочие явления: политика, идеология, дипломатия, армия и т.п. Она состоит из совокупности национальных экономик, органически связанных друг с другом в международном разделении труда. Основное назначение функционирования национальных экономик и, в целом, мирового хозяйства – это удовлетворение насущных потребностей человечества. И среди всех прочих атрибутов внутреннего или международного развития одним из главных, основополагающих и связующих звеньев является транспорт и его атрибуты, без которых невозможно осуществить какие-либо экономические, политические, торговые, таможенные, военные и человеческие связи.
Рынок ресурсов
(материальные,
трудовые, финансовые)
|
Рис.1 Взаимосвязи в сфере производства и потребления
Транспортный фактор всегда присутствовал в мировой экономике и международных отношениях. Развитие и многопрофильность транспортных услуг давно стали важным материально-техническим компонентом мощи любого государства. Мировая транспортная система занимает ключевое место в современной мировой экономике, обеспечивая устойчивое функционирование национальных хозяйств и связь между ними. Транспорт связывает воедино все стадии производства и доставляет товар от производителя к потребителю.
Транспорт — крупный сектор мировой экономики. На него приходится около 20% мировых основных фондов. В ВВП мира удельный вес транспорта составляет 6%, в ВВП развитых стран его доля от 4 до 7%, в ВВП развивающихся стран — от 6 до 15%. В мире функционируют 2,8 тыс. морских и 25 тыс. воздушных портов, находятся в эксплуатации 40 тыс. морских и 10 тыс. воздушных судов. Перевозку грузов и пассажиров осуществляют 650 млн. автомобилей и 200 тыс. локомотивов, миллионы других транспортных средств. В начале XXI в. протяжённость железных дорог составила 1,25 млн. км, автомобильных — 28 млн. км, магистральных газопроводов — 1,2 млн. км, нефте- и продуктопроводов - 0,76 млн. км. В совокупности транспорт обеспечивает занятость около 110 млн. чел. в разных странах. Строительство новых транспортных магистралей способствует вовлечению в мировое хозяйство отдалённых регионов мира. В свою очередь, мировое хозяйство оказывает влияние на развитие транспорта и может привести к ускоренному развитию одних видов и замедлению роста других. Как показывает мировой опыт, чем выше уровень экономического развития страны, тем эффективнее функционирует её транспортная система.
На начало ХХI века ежегодные транспортные перевозки в мире превышали 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров.
Транспорт— это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Функции транспортировки:
1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до места дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логистической цепочке позволяет преобразовать добываемое сырье в готовую продукцию, а затем доставить ее конечному покупателю. Одновременно с физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесообразным. Кроме финансового есть еще один аспект перемещения — временной. К нему относятся невозможность использовать запасы в процессе их перевозки, порча, риски пропажи/потери груза и т. д.;
2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т. е. не занимаются складские площади. Эта функция перевозки актуальна, если существует ограничение в складских площадях, тогда можно осознанно избирать более медленные способы транспортировки. Кроме того, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным перевалочным пунктом, т. е. груз через непродолжительное время должен будет двигаться дальше. В этом случае транспортные средства возможно использовать также для непосредственного хранения в целях устранения дорогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.
Главная цель транспортировки — доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами.
Изучение спроса на транспортные услуги свидетельствует, что одним из главных требований клиентов к работе транспорта является своевременность отправки и доставки грузов. Связано это со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения, поскольку их затраты на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20% и более от стоимости выпускаемой продукции.
Обеспечение своевременной доставки грузов позволяет избежать дополнительных затрат на выполнение таких операций, как:
- хранение дополнительных запасов у грузоотправителей и грузополучателей;
- иммобилизация дополнительных товарно-материальных ценностей из сферы производства на период хранения и доставки;
- содержание дополнительных средств и оборудования погрузки и разгрузки;
- использование клиентом более дорогих видов транспорта с целью предотвращения остановки производственного процесса;
- применение менее экономичных технологических процессов или снижение интенсивности их протекания у грузоотправителей и/или грузополучателей и др.
Своевременность доставки предоставляет клиентам существенные конкурентные преимущества на рынке сбыта товаров. Согласно статистическим данным время на производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени движения товаров от первичного источника сырья материалов до конечного потребителя готовой продукции. Остальные 98% времени приходятся на прохождение по различным логистическим каналам, в том числе и на транспортировку.
Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.
Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей. Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы.
Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающее эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.
Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.
Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.
Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволяет сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей регионов.
Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях также имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от нее зависит величина страховых запасов на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов.
Как известно, одной из основных причин возникновения глобальных экологических проблем является загрязнение окружающей среды транспортными средствами. На страницах научной литературы указано, что в развитых странах мира загрязнение атмосферы транспортными средствами составляет 45-50%; ядовитые вещества подразделяются по видам транспортных средств следующим образом:
автомобильный транспорт – 87%;
железнодорожный транспорт – 8%;
морской транспорт – 2%;
воздушный транспорт – 1%.
Кроме того, увеличение выпуска различных видов транспортных средств и улучшение их эксплуатационных свойств приводит к повышению скорости и интенсивности движения, плотности транспортных потоков. В результате этого усложняются условия движения, повышается аварийность.
Безопасность движения, особенно дорожного, зависит от разных причин. Для удобства анализа все факторы, влияющие на дорожное движение и его безопасность условно делят на три взаимодействующих части: автомобиль, водитель, дорога. Из трех элементов системы водитель-автомобиль - дорога наибольшей потенциальной опасностью обладает транспортное средство.
Причиной дорожно-транспортного происшествия часто является несоответствие одного из элементов системы водитель-автомобиль-дорога остальным элементам. Многие происшествия возникают из-за того, что требования дорожной обстановки выше возможностей человеческого организма или конструкции транспортного средства. Воздействие на водителя дополнительных нагрузок, вызванных недостатками конструкции автомобиля или его неудовлетворительным состоянием, может резко ухудшить качество вождения, а в особенно неблагоприятных случаях привести к аварии. Напротив, удачная конструкция автомобиля, компенсирующая психофизиологические недостатки человека, может способствовать повышению безопасности дорожного движения.
Поэтому в последнее время усилено внимание общества к экологическим факторам снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и обеспечение безопасности транспортной деятельности.
Таким образом, транспорт является одной их крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|