Сделай Сам Свою Работу на 5

Двойственный симплекс-метод





Это название закрепилось за методом последовательного улучшения, применяемым к задаче, записанной в виде:

Определение 1.5. Решение системы линейных уравнений, определяемое базисом, называется псевдопланом задачи, если для любого j.

Двойственный симплекс-метод позволяет за конечное число итераций найти оптимальный план двойственно невырожденной задачи, или обнаружить, что множество планов пусто.

Теорема 1.14. Если в псевдоплане, определяемом базисом из mвекторов, есть хотя бы одно отрицательное число, для которого все координаты вектора больше либо равны 0.

Теорема 1.15. Если в псевдоплане, определяемом базисом из m векторов, есть хотя бы одно отрицательное число, для которого хотя бы одна координата вектора меньше 0, то можно перейти к новому псевдоплану, при котором значение целевой функции уменьшится.

Теорема 1.16. При решении задачи двойственным симплекс-методом одновременно строится и оптимальный план другой (двойственной) задачи или устанавливается неограниченность снизу.

Алгоритм двойственного симплекс-метода

Этап 1

Находим псевдоплан задачи.

Этап 2

Проверяем псевдоплан на оптимальность. Если псевдоплан оптимален, то найдено решение задачи. В противном случае либо устанавливают неразрешимость задачи, либо переходят к новому псевдоплану.



Этап 3

Выбираем направляющую строку с помощью определения наибольшего по абсолютной величине компоненты плана и направляющий столбец находят при подсчете наименьшей по абсолютной величине отношения элементов строки разностей к соответствующим отрицательным элементам направляющей строки.

Этап 4

Находим новый псевдоплан и продолжают действия с этапа 2.


Транспортная задача

Постановка задачи

Имеется целый набор специфических , для которых разработаны особые методы решения задач линейного программирования . В качестве примера таких задач мы рассмотрим так называемую транспортную задачу.

Начнем с её содержательной формулировки.

Пусть имеется некоторый однородный продукт, сосредоточенный на m пунктах отправления (складах), так что на i-м складе находится единиц этого продукта.

Этот продукт необходимо доставить в n пунктов назначения (потребления), причем на j-й пункт необходимо доставить единиц продукта. Запасы и потребности сбалансированы, то есть



,

то есть наличие продукта равно потребности в нем.

Пусть стоимость перевозки единицы продукта из i-го склада в j-й пункт назначения равна . Пусть есть то количество продукта, которое перевозится из i-го склада в j-й пункт потребления.

Тогда общие транспортные расходы составят величину

.

Из каждого склада весь продукт должен быть вывезен. Это значит, что должно быть выполнено условие

.

С другой стороны, потребности j-го пункта назначения должны быть полностью удовлетворены. Это означает, что

.

Желание минимизировать транспортные расходы приводит нас к следующей задаче:

являющейся типичной задачей линейного программирования.

Определение 3.1. Транспортная задача называется открытой транспортной задачей, если условие баланса нарушаются; в случае выполнения условия баланса она называется сбалансированной транспортной задачей.

Однако у этой задачи есть одна очень существенная особенность: в ограничениях перед неизвестными всегда стоит 1. И именно это позволяет разработать гораздо более эффективные и простые алгоритмы решения транспортной задачи, чем симплекс-метод.

Сам же симплекс-метод был бы не эффективен по двум причинам:

  1. Большая размерность решаемой задачи. Общее число неизвестных величин равно mn , и даже при n =m = 10 размерность решаемой задачи уже будет равна 100. Даже ЭВМ будет решать такую задачу симплекс-методом достаточно долго.

 

  1. Опорные планы в транспортной задаче очень часто бывают вырожденными, а наличие вырождения приводит к необходимости несколько модифицировать симплекс-метод.

Приведение открытой транспортной задачи к сбалансированной



1. Превышение запасов над потребностями.

В этом случае вводится “фиктивный” потребитель с потребностями равными абсолютной величине разности между общим количеством запасов и общим количеством требуемых единиц. Стоимость по доставке будет для потребителя равна 0, т.к. поставки фактически нет.

  1. Превышение потребностей над запасами.

Вводим “фиктивного” производителя (склад) с потребностями равными абсолютной величине разности между общим количеством запасов и общим количеством требуемых единиц. Стоимость по доставке будет для производителя равна 0, т.к. поставки фактически нет

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.