Единство в организации мира, как и в ведении воины
Наше совещание в Крыму вновь подтвердило нашу общую решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действии, которое сделало в современной воине победу возможной и несомненной для Объединенных Наций. Мы верим, что это является священным обязательством наших правительств перед своими народами, а также перед народами мира.
Только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролюбивыми силами может быть осуществлено высшее стремление человечества - прочный и длительный мир, который должен, как говорится в Атлантической хартии, "обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды".
Победа в этой войне и образование предполагаемой международной организации предоставят самую большую возможность во всей истории человечества для создания в ближайшие годы важнейших условий такого мира.
См.: Мир между войнами. Избранные документы по истории
международных отношений 1910-1940-х годов. М., 1997. С.268-273.
Документ № 77
Из выступления по радио
Председателя Государственного Комитета Обороны*
3 июля 1941 г.
[...] Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. В этой освободительной войне мы не будем одинокими. В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе в лице германского народа, порабощенного гитлеровскими заправилами. Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой пародов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу, против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера. В этой связи историческое выступление премьера Великобритании Черчилля о помощи Советскому Союзу и декларация правительства США о готовности оказать помощь нашей стране, которые могут вызвать лишь чувство благодарности в сердцах народов Советского Союза — являются вполне понятными и показательными.[...]
* И.В.Сталин.
Печат. по изд.: Внешняя политика
Советского Союза..., т. 1, с. 34—35.
См: Советско-американские отношения во время Великой
Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы.
В 2-х т. Т.1. 1941-1945. М., 1984. С.52.
Документ № 86
Письмо заместителя народного комиссара иностранных дел СССР*
Послу США в СССР
16 мая 1942 г.
Господин посол,
В ответ на письмо поверенного в делах Торстона от 18 марта 1942 г. по поручению правительства Союза Советских Социалистических Республик имею честь сообщить Вам, что Советское Правительство не возражает против установления прямой радиотелефонной связи между Москвой и Соединенными Штатами Америки.
Для выяснения всех технических вопросов, связанных с установлением прямой радиотелефонной связи, представителям посольства необходимо установить контакт с Народным комиссариатом связи СССР, которому даны соответствующие указания.
Примите, господин посол, уверения в моем весьма высоком к Вам уважении.
* А.Я.Вышинский.
Печат. по арх.
См: Советско-американские отношения во время Великой
Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы.
В 2-х т. Т.1. 1941-1945. М., 1984. С.175.
Документ № 89
Послание Председателя Совета Народных Комиссаров СССР
Президенту США
1 июля 1942 г.*
В связи с Вашими последними посланиями я считаю необходимым сообщить, что полностью разделяю Ваше мнение о целесообразности маршрута для переброски самолетов из США через Аляску и Сибирь на западный фронт. Учитывая это, Советское Правительство уже дало необходимые указания об окончании в кратчайший срок проводящихся в Сибири работ по подготовке к приему самолетов, т.е. работ по приспособлению имеющихся аэродромов и соответствующему дооборудованию их. Что касается того, силами чьих летчиков доставлять самолеты из Аляски, то мне кажется, что это дело можно будет поручить, как это и предлагал в свое время Государственный Департамент, советским летчикам, которые прибудут в Ном или другое подходящее место к условленному времени. Соответствующей группе этих летчиков можно будет поручить произвести и предложенный Вами рекогносцировочный полет. В целях полного обеспечения приемки этих самолетов нам желательно было бы уже теперь знать количество самолетов, предоставляемых США для переброски на западный фронт этим путем.
Что касается Вашего предложения о встрече представителей армии и флота США и Советского Союза для обмена информацией, поскольку она будет необходима, то Советское Правительство согласно на устройство такой встречи и предпочитает, чтобы она состоялась в Москве.
* Дата отправления.
Печат. по изд.: Переписка Председателя
Совета Министров СССР..., т. 2, с. 23.
См: Советско-американские отношения во время Великой
Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы.
В 2-х т. Т.1. 1941-1945. М., 1984. С.210.
Документ № 101
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
к секретному протоколу Московской
конференции. 19—30 октября 1943 г.
Совместные действия по оказанию помощи другим странам
1. В самом начале послевоенного периода наиболее срочные вопросы оказания помощи и восстановления в третьих странах будут, как предполагают, решаться на основе сотрудничества, и равным образом, через посредство Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций.
2. Мы полагаем, что было бы желательным, чтобы работа по восстановлению, рассчитанная на более длительный период, проводилась на основе сотрудничества и совместных действий. В связи с этим экономические и финансовые эксперты Соединенных Штатов в предварительном порядке изучили возможность создания международного ссудного органа, который дополнял бы усилия, которые могут быть предложены частными вкладчиками капиталов, частными финансовыми учреждениями и государственными ссудными агентствами.
3. Важный вопрос о размерах помощи для восстановления, гели говорить о длительном периоде, придется, конечно, решать время от времени в дальнейшем каждому правительству с учетом возможностей данной страны оказывать материальную помощь, получая одновременно необходимую поддержку со стороны общественного мнения.
Печат. по изд.: Московская
конференция..., с. 356—357.
См: Советско-американские отношения во время Великой
Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы.
В 2-х т. Т.1. 1941-1945. М., 1984. С.412.
Документ № 113
Телеграмма посла СССР в США
В Народный комиссариат иностранных дел СССР
17 октября 1944 г.
Французы обращались к американскому и английскому правительствам с просьбой допустить представителя Французского комитета национального освобождения к участию в Европейской консультативной комиссии. Американцы заняли отрицательную позицию, хотя они считают возможным допустить французских представителей в Комиссию позже, после того как между Советским Союзом, Англией и Соединенными Штатами будет достигнуто соглашение по всем основным вопросам.
Позиция, занятая американцами, объясняется отчасти тем, что они пытаются добиться от французов уступок в части получения баз во французских владениях. Кроме Дакара и Касабланки, американцы стремятся получить и другие базы, в частности в Индокитае (по освобождении от японцев) и Новой Каледонии. Кроме того, американцы пытаются сделать на де Голля нажим по испанскому вопросу. Они считают, что де Голль занял чересчур отрицательную позицию в отношении Франко, и пытаются их примирить.
А. Громыко
Печат. по изд.: Советско-французские
отношения.... с. 311.
См.: Советско-американские отношения во время Великой
Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы.
В 2-х т. Т. 2. 1944-1945. М., 1984. С.240-241.
Документ № 114
Коммюнике Крымской конференции руководителем
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|