Февраля 1922 г. («Договор девяти держав»)
[Извлечение]
Ст. 1. Дог. державы, кроме Китая, согласны:
1. Уважать суверенитет, независимость и территориальную и административную неприкосновенность Китая;
2. Предоставить Китаю полнейшую и ничем нестесненную возможность развиваться и поддерживать у себя жизнеспособное и прочное правительство;
3. Использовать свое влияние в целях действительного установления и поддержания принципа равенства режима для торговли и промышленности всех наций на всей территории Китая;
4. Воздерживаться от использования существующей ныне в Китае обстановки, чтобы добиваться специальных прав и преимуществ, могущих нанести ущерб правам подданных или граждан дружественных государств, или поддержания деятельности, враждебной безопасности таких государств...
Ст. 3. В целях более действительного применения принципа открытых дверей, т.е. равенства в Китае режима торговли и промышленности всех наций, дог державы, кроме Китая, согласились о том, что они не будут добиваться, а равно не будут поддерживать своих граждан, которые добивались бы: а) соглашений, содействующих установлению в их пользу какого-либо общего преимущества прав в отношении торгового или экономического развития в каком-либо определенном районе Китая; в) монополий или преимуществ, лишающих граждан какой-либо другой державы права заниматься в Китае законной торговлей или промыслом или возможности участвовать совместно с китайским правительством или какими-либо местными властями в общественных предприятиях всякого рода или в предприятиях, которые в силу своих задач, длительности или географического распространения были бы рассчитаны на парализование практической возможности применения принципа равенства режима.
Ст. 4. Дог. державы согласны не оказывать поддержки взаимным соглашениям своих граждан в целях создания сфер влияния или взаимного предоставления исключительных возможностей преобладания в определенных частях китайской территории.
Ст. 5. Китай соглашается, что на всей сети железных дорог Китая он не будет осуществлять или допускать какой бы то ни бьло заведомой дискриминации. В частности, не будет иметь место прямая или косвенная дискриминация в отношении сборов или каких-либо преимуществ, основанная на национальности пассажиров или на том, из каких стран или в какую страну они следуют, или основанное на происхождении или принадлежности грузов или на том, из какой страны они следуют или в какую страну адресованы, или на основании национальности судна или другого средства доставки указанных выше пассажиров или грузов до или после их перевозки по китайским железным дорогам, а также на основании гражданства собственника судна или другого средства доставки.
Дог. державы, кроме Китая, берут на себя тождественное обязательство в отношении любой из указанных выше железных дорог, над которыми они или граждане их имеют возможность осуществлять контроль в силу какой-либо концессии, специального соглашения или иным путем.
Ст. 6. Дог. державы, кроме Китая, согласны полностью уважать права Китая, как нейтрального государства, в случае войны, в которой Китай не участвует Китай, со своей стороны, заявляет, что, в случае своей нейтральности, он будет исполнять обязанности нейтралитета.
Ст. 8. Державы, не подписавшие настоящий договор, имеющие правительства, признанные подписавшими державами, а равно имеющие с Китаем договорные отношения, будут приглашены присоединиться к настоящему договору...
См.: Мир между войнами. Избранные документы по истории
международных отношений 1910-1940-х годов. М., 1997. С.93-94.
Документ № 19
Из доклада Н.И.Бухарина на IV конгрессе Коминтерна
Ноября 1922 г.
Мы хотим ясно установить в программе, что пролетарское государство обязательно должно защищаться не только пролетариатом этой страны, но и пролетариями всех стран. Вот чем отличается нынешняя постановка вопроса от постановки ее до войны.
Затем мы должны оговорить еще один тактический вопрос: право на красную интервенцию. Этот вопрос является пробным камнем для всех коммунистических партий. Повсюду раздаются крики о красном милитаризме. Мы должны установить в программе, что каждое пролетарское государство имеет право на красную интервенцию.
В "Коммунистическом Манифесте" сказано, что пролетариат должен завоевать весь мир, но ведь этого не сделать же движением пальца. Тут необходимы штыки и винтовки. Да, распространение Красной Армии является распространением социализма, пролетарской власти, революции. На этом основывается право красной интервенции при таких особых условиях, когда она только чисто технически облегчает осуществление социализма.
См.: Мир между войнами. Избранные документы по истории
международных отношений 1910-1940-х годов. М., 1997. С.119-120.
Документ № 21
Установление дипломатических отношений между СССР и Великобританией
А. Нота британского официального агента в Москве Ходжсона на имя
Народного комиссара по иностранным делам Союза ССР Чичерина
От 2 февраля 1924 г.
[Извлечение]
1. Я имею честь, по указанию моего правительства, уведомить ваше превосходительство, что оно признает Союз ССР, как правительство де-юре тех территорий бывшей Российской империи, которые признают его власть.
2. Для того, однако, чтобы создать нормальные условия, вполне дружественные отношения и торговый обмен в полном объеме, будет необходимо заключить окончательные практические соглашения по целому ряду вопросов, некоторые из которых не имеют непосредственного отношения к вопросу о признании, некоторые же, с другой стороны, тесно связаны с фактом признания.
3. В последней категории может быть упомянут вопрос о существующих договорах. Правительство его величества полагает, что признание советского правительства России, согласно общепринятым принципам международного права, автоматически вводит в силу все договоры, заключенные между обеими странами до русской революции, кроме тех случаев, когда срок их формально истек. Очевидно, что в интересах обеих стран необходимо урегулировать одновременно с признанием отношение к этим договорам.
4. Технически не связанными с признанием, но представляющими большую важность являются проблемы урегулирования претензий, существующих у правительства и граждан одной Стороны к другой, и восстановление кредита России.
5. Является также очевидным, что истинно дружеские отношения не могут быть восстановлены полностью, пока одна сторона будет иметь основания подозревать другую в ведении пропаганды против интересов первой и направленной к ниспровержению ее учреждений.
6. Ввиду этих обстоятельств правительство его величества приглашает Российское правительство послать в Лондон при первой возможности представителей, снабженных полномочиями для обсуждения этих вопросов и для выработки предварительных основ полного договора, имеющего целью урегулировать все вопросы, существующие между обеими странами.
7. В настоящее же время, впредь до назначения посла, мне придано качество поверенного в делах, и я уполномочен заявить, что правительство его величества будет равным образом радо принять российского поверенного в делах, представляющего советское правительство при Сент-Джемском дворе.
Б. Нота официального агента Союза ССР в Лондоне на имя британского
Главного статс-секретаря по иностранным делам Макдональда
От 8 февраля 1924 г.
Имею честь по поручению правительства Союза ССР уведомить ваше превосходительство, что мое правительство с удовлетворением ознакомилось с содержанием британской ноты от 2 февраля 1924 года, в которой Британское правительство признает де-юре правительство Союза ССР, власть которого распространяется на все территории бывшей Российской империи, за исключением тех, которые отделились с согласия Советского правительства и на которых образовались независимые государства.
Выражая волю 2 съезда Советов Союза ССР, который провозгласил, что дружественное сотрудничество между народами Великобритании и Советского Союза остается одною из главных забот правительства Союза, последнее заявляет о своей готовности обсудить и разрешить в дружественном духе все вопросы, прямо или косвенно вытекающие из факта признания.
Соответственно этому мое правительство готово прийти к соглашению с британским правительством по вопросу о замене тех прежних договоров, которые были либо денонсированы, либо потеряли силу с формальной стороны вследствие событий, происшедших во время и после войны.
Для этой цели правительство Союза ССР готово послать в Лондон в непосредственном будущем представителей с полномочиями, задачей каковых представителей будет также разрешение существующих претензий и обязательств одной Стороны против другой, равно как определение путей к восстановлению кредита России в Великобритании.
Мое правительство в полном согласии с видами великобританского правительства полагает, что взаимное доверие и невмешательство в международных делах остаются необходимым условием для укрепления и развития дружественных отношений между обеими странами...
Мое правительство осведомилось с удовольствием о назначении г. Ходжсона в качестве британского поверенного в делах в Москве и поручило мне уведомить Ваше Превосходительство, что, впредь до назначения посла, мне придано качество поверенного в делах Союза ССР при Сент-Джемском дворе.
См.: Мир между войнами. Избранные документы по истории
международных отношений 1910-1940-х годов. М., 1997. С.121-123.
Документ № 22
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|