ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА 2 глава
Указанные факторы привели к достаточно быстрому росту эллинистических федераций. В исторической науке существует также точка зрения, что интеграционные процессы эпохи эллинизма явились простым продолжением древней традиции племенного единства, когда для его возобновления появились благоприятные условия.
Новые политические объединения проводили достаточно активную внешнюю политику, взаимодействуя как между собой, так и с крупнейшими эллинистическими монархиями - Македонией Антигонидов, Сирией Селевкидов и птолемеевским Египтом. Федерации использовали противоречия между ними для укрепления своей независимости. Во II в. до н.э. федерации полисов продолжали играть важную роль в международной политике, расширяя свои фаницы, однако в этот период они выступали уже как сателлиты Македонии или Рима, которые использовали их в борьбе друг с другом.
Верховным законодательным органом союзов являлось общесоюзное собрание, выполнявшее примерно те же функции, что и народное собрание в полисе. На собраниях решались и внешнеполитические вопросы, касающиеся оказания военной или политической помощи тому или иному государству, объявления войны, заключения мира, ратификации договора и т.д. Собрания также отправляли и принимали посольства, заслушивали отчеты послов, принимали или отвергали дары иностранных правителей, решали судьбу пленных, руководили улаживанием территориальных споров между союзными полисами и т.д.
Внешнеполитическими функциями обладал и стратег (глава исполнительной власти) союза, который имел право своей властью разрешать набеги на территории соседних государств в случае необходимости, а также мог вести переговоры с иностранными державами, лично встречаясь с их представителями, отправляя послов или ведя дипломатическую переписку. Кроме того, стратег имел право выступать на общесоюзном собрании с инициативой объявления войны или заключения мира, причем позиция стратега, как правило предопределяла исход голосования. Широта полномочий стратега, в том числе в сфере внешней политики, была ограничена такими должностными лицами, как дамиурги, которые имели право пресекать действия стратега, противоречащие союзному закону.
Каждый полис, входивший в федерацию, также имел право проводить самостоятельные внешнеполитические акции, не противоречащие курсу внешней политики союза в целом. Неизвестны и, безусловно, не допускались случаи самостоятельного начала военных действий против иностранного государства одним из союзных полисов; с другой стороны, федерации не препятствовали своим членам поддерживать двусторонние отношения с союзными государствами.
В целом, подводя итоги, можно сказать, что именно такой способ интеграции полисов в единое целое помог им приспособить свое существование к новым внешним и внутренним условиям и обеспечить возможность сравнительно мирного развития при стабилизации внутриполитической обстановки.
Богатый источниковый материал, свидетельствует о том, что в полисах и союзах античной Греции существовала достаточно развитая дипломатическая практика, позволявшая разрешать возникающие между ними конфликты мирным путем при содействии послов. В гомеровской Греции они назывались вестниками, в классической — старейшинами. В большинстве греческих полисов послы избирались народным собранием из лиц почтенного возраста (не моложе 50 лет), чем и объясняется появление термина «старейшины».
Обычно послы выбирались из состоятельных граждан, пользовавшихся авторитетом и имевших проксенов в других полисах. Одним из необходимых качеств, учитывавшихся при выборе послов, было красноречие кандидатов. Чаще всего посольские поручения давались высшим должностным лицам полисов. Иногда обязанности послов возлагались на частных лиц, занимавших ранее выборные должности и сохранивших свое влияние на политическую жизнь общины. Известны случаи, когда послами назначали ораторов или актеров, чье искусство придавало больший вес и убедительность словам посла, выступавшего перед народным собранием другого города-государства.
Число членов посольской миссии было различным. Все послы считались равноправными, и лишь позже вошло в обычай выбирать главу посольства - «архистарейшину», который также выполнял обязанности главы посольской коллегии. На содержание послов в период выполнения их полномочий выделялись определенные денежные суммы, так называемые «дорожные деньги»; они также имели право на содержание определенного штата прислуги.
При отправлении послов им давались рекомендательные письма («символа») к проксенам города, в который выезжало посольство. Цели посольства и свобода дипломатического маневра на переговорах определялись инструкциями, которые вручались послам. В Греции существовал установленный порядок оформления инструкций: они представляли собой грамоту, состоящую из двух сложенных вместе навощенных дощечек - «дипломата», от чего и произошел сам термин «дипломатия».
Как правило, послы, прибывшие к месту назначения, встречались с проксеном и вместе с ним направлялись к должностным лицам полиса, ведавшим внешними сношениями общины. Они предъявляли им свои грамоты и получали от них соответствующие указания и советы. Затем через некоторое время послам предоставлялось слово в совете или на народном собрании, где они объясняли цели своего прибытия. После этого открывались публичные дебаты или же вопрос передавался на рассмотрение специальной комиссии. Как правило, к послам относились с должным почтением, обеспечивая им хороший прием, преподносили подарки и приглашали на театральные представления, игры и празднества.
По возвращении в родной город члены посольства отчитывались в народном собрании о результатах своей миссии, причем каждому гражданину предоставлялось право, выслушав отчет посла, высказать свою оценку его деятельности и даже выступить с обвинениями в адрес членов посольства. В случае же одобрения результатов деятельности послов им выдавались почетные награды.
Одной из главных обязанностей послов в античных полисах было заключение союзов с другими городами-государствами и подписание соответствующих договоров. На договор древние смотрели как на нечто священное. Нарушение договора, по их убеждению, влекло за собой кару богов, поэтому заключение договоров и ведение дипломатических переговоров было обставлено строгими формальностями. Договорные обязательства скреплялись клятвами, призывавшими в свидетели сверхъестественные силы, освящающие подписанный договор. Клятвы давались обеими сторонами в присутствии руководящих лиц того города, в котором подписывался договор. Как правило, к клятве присоединялась еще и угроза проклятия, которое должно было упасть на потенциального нарушителя договора.
После принятия условий договора каждой стороне вменялось в обязанность вырезать его текст, а также текст клятвы на каменной стеле, которая должна была храниться в одном из храмов. Копии наиболее важных соглашений хранились в общегреческих святилищах (в Дельфах, Делосе и т.д.). Один из вариантов текста поступал также в архивы подписавших договор полисов. В случае разрыва договора и объявления войны стела с текстом договора разбивалась, что символизировало расторжение договора.
Возникавшие на почве нарушений договорных условий споры и столкновения передавались на рассмотрение третейской комиссии, которая налагала на виновников денежные штрафы, которые вносились в казну какого-либо храма (Аполлона Дельфийского, Зевса Олимпийского и т.д.). Из сохранившихся надписей известны взыскания, равнявшиеся 10 и более талантам, что в то время составляло достаточно крупную сумму. В случае упорного нежелания подчиняться требованиям третейского суда, против непокорных полисов принимались принудительные меры, вплоть до объявления «священной войны».
Указанные дипломатические процедуры с определенными изменениями существовали и в эллинистическую эпоху.
Таким образом, история межгосударственных связей Древней Греции демонстрирует примеры достаточно развитой дипломатической практики, позволявшей регулировать отношения между полисами мирными средствами. Что же нового в межгосударственную практику отношений внес римский период? Рассмотрим специфику внешней политики Древнего Рима.
§ 3. Рим
Внешнеполитическая деятельность Древнего Рима была достаточно активной на протяжении всего периода существования этого государства. Римляне распространяли свое влияние на достаточно обширные территории, включавшие в себя Средиземноморский регион, страны Благодатного Полумесяца, часть областей Центральной, Южной и Западной Европы, а также некоторые территории во внутренних областях Азии. Исторические источники дают основания утверждать, что римлянами были установлены контакты с некоторыми государствами на территории Индии, а также с Китаем. Ограниченные рамки данного учебного пособия не позволяют осветить все сюжеты, связанные с деятельностью Древнего Рима на международной арене; мы ограничимся лишь изучением основных направлений римской внешней политики, наиболее характерных ее черт, а также рассмотрим те новации, которые были введены римскими дипломатами во внешнеполитическую практику.
Руководство внешней политикой Рима в период республики осуществлял сенат. Именно ему принадлежало исключительное право определения внешнеполитических приоритетов государства, стратегии и тактики Рима во взаимодействии с другими государствами. Сенат принимал решения об отправке посольств, осуществлявших дипломатическую работу за пределами Рима, принимал миссии из других стран, руководил вооруженными силами, а в экстренных случаях назначал диктатора, которому временно передавалась вся полнота власти, в том числе и полномочия в сфере внешней политики.
Римское посольство всегда состояло, как минимум, из трех человек. Во главе него стоял легат (посол), кандидатура которого, как правило, выдвигалась консулами или преторами и подлежала обязательному утверждению в сенате. В посольства избирались в основном лица из сенаторского сословия. От имени сената и римского народа легаты объявляли войну, заключали мир, подписывали договоры, решали вопросы, связанные управлением провинциями и урегулированием конфликтов и споров. Сенат обеспечивал посольствам особый статус неприкосновенности, право свободного проезда по территории римских владений и получения в пути всего необходимого для выполнения возложенной на них миссии.
Сенату принадлежало право не только отправлять, но и принимать посольства. Прибывшие в Рим иностранные послы делились на 2 категории - послы враждебных государств и послы дружественных держав. Послы враждебных государств в город не допускались, а размещались за городской чертой, на Марсовом поле. Иным было отношение к послам дружественных государств, которых принимали со всеми подобающими почестями. Послов от крупных держав встречал один из высших римских магистратов, который сопровождал их во время поездок по Италии и при отъезде на родину. Послам уделялось большое внимание: в их честь устраивались празднества, театральные и цирковые представления, на которых им отводились почетные места. Отметим также, что в Риме существовал обычай преподносить послам богатые дары; со своей стороны, приезжавшие в Рим послы делали богатые подношения в римскую казну.
В имперский период внешняя политика все более становилась уделом императорского двора. Функции, связанные с выработкой и осуществлением внешнеполитического курса стала осуществлять личная канцелярия императора, в связи с чем вопросы межгосударственных связей перестают быть предметом обсуждения широкого круга лиц и становятся достоянием группировок, приближенных к императору. Постепенно утрачивает свое значение фигура легата, главным образом в связи с тем, что его общение с главой государства значительно затрудняется.
Внешнеполитические мероприятия (объявление войны, заключение мира и т.д.) обставлялись сложным церемониалом. Обрядовые формальности осуществлялись представителями жреческой коллегии фециалов. На них также была возложена ответственность за хранение международных договоров и соглашений.
К должностным лицам, представлявшим римскую общину в сношениях с иноплеменниками, относились и так называемые рекуператоры - выборные судьи, разбиравшие споры о взаимных материальных претензиях между римлянами и представителями других италийских племен. Впоследствии, в период II - I вв. до н.э., суд рекуператоров стал рассматривать жалобы населения провинций на действия наместников.
В связи с развитием международных связей в Древнем Риме появились и элементы международного права. Они содержались уже в фециальном праве (jus fetiale). По мере усложнения взаимоотношений с соседями наряду со старинным «гражданским npaBOM»(jus civile) появляется и «право HapoaoB»(jus gentum), которое регулировало отношения между римлянами и иностранцами.
Дошедшие до нашего времени исторические источники позволяют разделить историю внешней политики Древнего Рима на 4 периода, в целом совпадающие с основными этапами развития римского государства.
Период 509 - 265 гг. до н.э. характеризуется активной политикой Рима в Италии и созданием Римско-италийского союза.
Период 263 - 201 гг. до н.э. был отмечен противостоянием Рима и Карфаге на, которое завершилось установлением римского господства в Западном Средизем номорье.
Основной характеристикой периода 200 - 66 гг. до н.э. является борьба Рима за доминирование в Восточном Средиземноморье и включение данного региона в орбиту римского влияния.
Отличительной чертой последнего периода (внешняя политика Римской им перии) является активизация отношений римлян с Парфией на фоне общего сниже ния внешнеполитической активности Рима, а также укрепление границ империи.
Период 509—265 гг. до н.э. характеризуется в основном развитием связей Рима с другими полисами Средней Италии. К концу так называемого «легендарного периода», к моменту становления Римской республики основным элементом системы межгосударственных связей в Лациуме были союзы городов-государств, характерные для полисной организации общества и необходимые для совместного противодействия агрессии в условиях слабости отдельного полиса перед лицом внешней угрозы. Однако источники дают основания полагать, что такие союзы были непрочными и носили временный характер. К концу VI в. до н.э. Рим входил в союз 30 латинских городов, распавшийся в результате Первой Латинской войны (508 г.). Результатом войны стало создание новой, Арицийской федерации, в состав которой вошли 8 латинских полисов, в том числе и Рим. В соответствии с договором, заключенным между полисами, все члены федерации считались равноправными, обязывались не вмешиваться во внутренние дела друг друга, оказывать военную помощь своим союзникам и поровну делить военную добычу. Договор предусматривал, что руководство федерацией должно осуществляться выборным диктатором.
Арицийская федерация просуществовала чуть более ста лет и фактически распалась в 390 г. до н.э. в период галльского нашествия. В этих сложных условиях верность своим союзническим обязательствам, предусмотренным договором, сохранили только Рим и Туе кул. Однако с течением времени расширение экспансии галлов в Средней Италии и определенные успехи, достигнутые римлянами в борьбе с противником, заставили бывших членов федерации возобновить союз с Римом и возродить утратившую силу Арицийскую федерацию (358 г. до н.э.)
Необходимо отметить, что новое союзное объединение качественно отличалось от своего предшественника. Характерной чертой возобновленной федерации стало безусловное преобладание Рима в вопросах внешней и военной политики. Показателем этого является хотя бы тот факт, что в 348 г. до н.э. Рим заключил дружественный договор с Карфагеном от своего имени, а не от имени федерации.
Указанный договор в значительной степени изменил систему межгосударственных отношений в регионе Западного Средиземноморья, с одной стороны, подняв престиж римской дипломатии и усилив позиции Рима в Лациуме, а с другой - разделив сферы влияния в регионе между Римом и Карфагеном — двумя наиболее активно развивающимися государствами. Отметим также, что данный договор, определивший сферу интересов римлян на юге Италии стал своего рода отправной точкой для развития экономической и военной экспансии этого динамично развивающегося полиса, а также своего рода дипломатическим прикрытием войны Древнего Рима с так называемой Самнитской федерацией (объединение городов-государств южной части Ла-циума), обеспечив невмешательство в конфликт Карфагена. В 341 г. до н.э. римские войска одержали победу над самнитами и установили свое господство в области Кампания. Такое усиление римского влияния всерьез обеспокоило его союзников. Члены Арицийской федерации, ссылаясь на заключенный между ними договор, потребовали избрать половину римского сената и одного из консулов из представителей латинов. Римляне ответили категорическим отказом.
Противоречия между Римом и союзниками привели к развязыванию Второй Латинской войны, закончившейся в 338 г. до н.э. победой римлян над коалицией латинов, вольсков и кампанцев. Эта победа имела для Италии далеко идущие последствия политического характера, изменив структуру межгосударственных связей в стране. Арицийская федерация была распущена и заменена системой двусторонних договоров, условия которых Рим продиктовал своим союзникам и побежденным противникам в зависимости от того, какую позицию они занимали во время войны. Таким образом, в Лациуме (Средняя Италия) сложилась новая система межполисных отношений, ключевым звеном которой стал Рим. В рамках этой системы полисы получили различный правовой статус по отношению к Риму. Данная система была достаточно гибкой, позволяя Риму регулировать отношения между союзниками, используя противоречия между городами-государствами, вытекающие из различий в их статусе.
К 290 г. до н.э. покорение Средней Италии было в целом завершено. Следующим объектом римской экспансии стали греческие колонии, расположенные в южной части Апеннинского п-ова. Поводом к активизации римского проникновения в этот район Италии стало обращение города Фурии, который попросил у Рима поддержки в войне с племенем луканов. Взаимодействие римлян с Фурием позволило Риму распространить свое влияние на часть ионического побережья Италии. В сложившейся ситуации борьбу с Римом возглавил город Тарент, создавший сильную коалицию греческих городов и пригласивший известного в те времена полководца, эпирского царя Пирра, для руководства боевыми действиями. Полководческий талант Пирра позволил коалиции на первом этапе противостояния одержать несколько побед над римскими легионами.
В этих условиях Рим активизировал свои отношения с Карфагеном, который также был обеспокоен усилением греков на юге Италии, и особенно в Сицилии. Результатом переговоров стало заключение военного союза против Пирра, который, однако, не помешал последнему провести удачную экспедицию на остров Сицилия и подготовить десантную операцию против африканских владений Карфагена. Развить свои военные успехи Пирру помешали его нескрываемые притязания на создание крупной эллинистической империи в Западном Средиземноморье, оттолкнувшие от него союзников, которые предпочли договориться с Карфагеном или сдаться Риму. Не последнюю роль в развале антиримской коалиции греческих колоний сыграла римская дипломатия, использовавшая в своих целях противоречия в лагере противника.
В целом, говоря об итогах Пирровой войны, можно отметить, что она способствовала дальнейшему закреплению влияния Рима и Карфагена в Южной Италии и разделу сфер влияния между ними, причем в Сицилии эти сферы непосредственно соприкасались друг с другом, что создавало ситуацию, чреватую развертыванием конфликта между двумя государствами в ближайшей перспективе.
В 265 г. до н.э. римляне покорили последний независимый город - Вольсиний в области Этрурия. Еще некоторое время оставалась непокоренной альпийская область Италии с долиной реки По, заселенная галлами, но в 219 г. до н.э.и эта территория была захвачена Римом.
Как уже отмечалось выше, покорение Италии Римом сопровождалось созданием системы союзных отношений, основным элементом которой был Рим, а его союзники находились в неравных отношениях как с Римом, так и друг с другом. Данная система сложилась к середине IV в. до н.э. и просуществовала с определенными изменениями практически в течение всего периода римских завоеваний. В созданном в течение IV - III вв. до н.э. Римско-италийском союзе можно выделить 6 основных правовых категорий:
Муниципии высшего ранга (древние полисы Лациума и римские колонии, вынесенные на стратегически важные участки Апеннинского п-ова), получившие полное римское гражданство.
Муниципии низшего ранга (латины, этруски и т.д.), получившие неполное римское гражданство без права голосования, но с правом внутреннего самоуправле ния.
Префектуры - города, получившие римское гражданство без права голосова ния с частичным самоуправлением, ограниченным римским префектом.
Большинство городов и колоний внутренних областей Италии получили ла тинское гражданство, которое, при определенных обстоятельствах (переселение в Рим, заключение брака с римским гражданином), могло трансформироваться в рим ское гражданство.
Неполное латинское гражданство получили греческие города Южной Ита лии. Данный статус не позволял им стать полноправными римскими гражданами.
К последней категории принадлежали города - члены бывшей Самнитской федерации и галлы, не получившие практически никаких прав и управлявшиеся рим скими чиновниками.
Все союзники лишались права проведения самостоятельной внешней политики и были обязаны поставлять в римское войско вооружение, военные контингенты и экипажи судов.
Указанная система договорных отношений просуществовала в Италии до 88 г. до н.э., когда все жители Апеннинского п-ова получили права полного римского гражданства.
Необходимо также отметить, что кроме использования противоречий, основанных на различиях в правовых статусах, римляне использовали для разделения своих союзников так называемое «Римское поле», т.е. земли, отданные союзниками в собственность римлянам. «Римское поле» было сформировано таким образом, что земли, входившие в него, тянулись вдоль западного побережья полуострова и пересекали Апеннинский хребет посредине от одного моря до другого, отделяя северных союзников Рима от южных.
Как уже отмечалось, почва для возникновения конфликта между Римом и Карфагеном начала формироваться еще в период Пирровой войны, когда обе стороны фактически заявили о своих претензиях на преобладание в Западном Средиземноморье. Переход от дружественных, союзнических отношений к конфликтным обозначился в 272 г. до н.э., когда карфагеняне предприняли попытку овладеть Тарентом, который в создавшихся условиях предпочел сдаться Риму. Своего апогея конфликт между Римом и Карфагеном достиг в период Пунических войн.
Поводом к 1-й Пунической (Сицилийской) войне, продолжавшейся с 264 по 241 гг. до н.э., стало обращение города Мессана, осажденного Сиракузами и Карфагеном к Риму с просьбой о помощи. Сенат удовлетворил просьбу и послал войска в Сицилию.
Уже на первом этапе войны (264 - 255 гг. до н.э.) инициатива принадлежала римлянам. В 263 г. до н.э. им удалось вывести из войны Сиракузы - главного союзника Карфагена — и занять большую часть Сицилии. Карфаген сумел удержать только западное побережье острова, где размещались его морские базы. Удача сопутствовала римлянам и в морских сражениях
Развивая достигнутый успех, римские легионы высадились в Африке и осадили Карфаген, но несмотря на сложившееся тяжелое положение осажденные отказались принять условия мира. Для руководства обороной города был приглашен спартанский полководец Ксантипп. В 256 - 255 гг. до н.э. ему удалось создать боеспособную армию и снять осаду. В результате этого военно-стратегическое положение Рима ухудшилось и военные действия снова были перенесены на Сицилию.
Второй этап войны (255 - 241 гг. до н.э.) был отмечен примерным равенством сторон, но постепенно римским войскам удалось исправить положение, и опираясь на завоеванные на Сицилии территории, переломить ситуацию в свою пользу. В 241 г. между двумя государствами был заключен мирный договор, согласно которому Карфаген эвакуировал свои морские базы с острова Сицилия, возвращал римских пленных, а также обязывался выплатить Риму большую контрибуцию. Судя по всему, договор ослабил позиции Карфагена настолько, что римляне сочли возможным занять острова Сардиния и Корсика. В 227 г. до н.э. Рим объявил эти острова своими провинциями, а в 226 г. до н.э. Рим и Карфаген закрепили свои новые территориальные границы, заключив договор о пределах экспансии.
Однако 1-я Пуническая война не разрешила всех противоречий между двумя государствам и доминирование Рима в Западном Средиземноморье еще не было абсолютным.
Решающее столкновение двух соперников произошло во время 2-й Пунической войны, известной также как Ганнибалова война. К этой войне Карфаген начал готовиться еще в 237 г. до н.э., когда его войска в соответствии с планом, разработанным полководцем Гамилькаром Баркой, высадились в Иберии (Испания). Данный план, учитывавший уязвимость североафриканского побережья с военной точки зрения, предусматривал ведение войны в Европе, используя Пиренейский п-ов в качестве плацдарма.
Вторая Пуническая война может быть условно разделена на 4 этапа. Первый этап (219 - 216 гг. до н.э.) характеризуется преимуществом Карфагена в военной сфере, реализовавшимся в ряде убедительных побед над Римом и его союзниками. На втором этапе сочетание военных и дипломатических успехов Карфагена привело к тому, что положение Рима становится критическим. В 215 г. до н.э. Ганнибал и македонский царь Филипп V заключили договор о разделе Средиземноморья в случае победы над Римом. Вскоре к этой коалиции присоединились Сиракузы и Сирия.
В создавшейся сложной ситуации Рим активизировал свои дипломатические усилия, направив их на то, чтобы оторвать Македонию от антиримской коалиции. К Филиппу V была послана миссия Тиберия Семпрония Гракха, который сумел убедить македонского царя в том, что союз с Карфагеном невыгоден для него. Одновременно с этим римские представители вели активную работу среди греческих государств, пытаясь спровоцировать конфликт между Этолийским союзом и Македонией. Эти усилия увенчались успехом, и конфликт разгорелся в 212 г. до н.э., обеспечив невмешательство Македонии во 2-ю Пуническую войну. Отход Македонии от союза с Карфагеном был умело использован римлянами. Диктатор Фабий Максим разделил римскую армию на несколько сравнительно небольших отрядов, сковавших силы Ганнибала в Сицилии, Иберии и Италии, что придало войне затяжной характер.
На третьем этапе войны (211 - 204 гг.) успешные дипломатические усилия Рима привели к распаду антиримской коалиции: от Ганнибала отошли прежние союзники и часть наемных отрядов. Численность карфагенской армии сократилась, коммуникации были растянуты. Сложившееся положение было эффективно использовано римскими военачальниками, захватившими инициативу в свои руки. В 211 г. до н.э. легионы осадили Капую и захватили Сиракузы, а в 209 г. до н.э. овладели портом Тарент. Войска карфагенян, спешившие на помощь Ганнибалу из Иберии были разбиты в 207 г. до н.э.
В 204 г. до н.э. в соответствии с решением сената римский полководец Сципион подготовил и осуществил десантную операцию в Северной Африке и начал развивать наступление на Карфаген, полагая, что это заставит Ганнибала уйти из Италии. В этот период римлянам удалось заручиться поддержкой нумидийского царя Масинис-сы, которому они помогли в борьбе за власть. В решающем сражении при Заме (202 г. до н.э.) нумидийцы оказали серьезную военную помощь римским легионам, что и предопределило исход битвы.
В результате нанесенных ему военных поражений, лишенный практически всех союзников, Карфаген капитулировал в 201 г. до н.э., согласившись на условия, продиктованные Римом: отторжение всех заморских владений, отказ от ведения самостоятельной внешней политики, отказ от права иметь собственный военный флот и т.д. Карфагеняне должны были также в течение 50 лет выплачивать Риму большую контрибуцию.
Говоря о результатах 2-й Пунической войны, необходимо отметить прежде всего то, что после победы над Карфагеном доминирование Рима в регионе Западного Средиземноморья стало практически абсолютным. Завоеванные территории были объявлены римскими провинциями, которые должны были платить в римскую казну взнос, размер которого фиксировался в двустороннем договоре в виде постоянной суммы или установленного процента от общей суммы доходов, а также были обязаны содержать находившиеся на их территории римские войска и административный аппарат наместника.
Разрешив в свою пользу противоречия с Карфагеном и укрепив свои позиции в Западном Средиземноморье, Рим счел возможным активизировать свою политику в восточной части Средиземноморского региона и начал вмешиваться во внутренние дела эллинистического мира наравне с такими государствами, как Македония и держава Селевкидов. В противодействии этим двум влиятельным соперникам Рим пользовался поддержкой второстепенных эллинистических государств, таких, как Родос и Пергам, боровшихся за свою долю влияния.
При поддержке Рима в 200 г. до н.э. был создан Родосско-пергамский военно-политический союз, который сыграл важную роль в ослаблении Македонии и Сирии Селевкидов. В том же году Рим союзу оказал военную помощь в конфликте с Македонией, благодаря которой македонцы потерпели поражение. Между союзниками и Филиппом V был заключен договор, согласно которому Македония признавала неза-
висимость греческих городов, сокращала свои вооруженные силы до 5 тыс. чел., а также отказывалась от права проводить самостоятельную внешнюю политику.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|