Феодальная раздробленность
Введение
В настоящее время наше Отечество проходит нелегкий путь испытаний, реформ, экономических экспериментов, мучительного формирования новой идеологии. В этих условиях необходимо помочь студенческой молодежи получить основные исторические знания, сформировать мировоззрение, свободное от идей классовой ненависти, мирового противостояния.
Цель данного учебного пособия, подготовленного для студентов, изучающих курс истории Отечества заочно, состоит в том, чтобы дать целостное представление об историческом пути России; познакомить с новыми концепциями, опирающимися на гуманистические и общедемократические ценности, на выявление объективной истины; помочь критически отнестись к предвзятым определениям, которые часто встречаются в популярных и публицистических статьях по исторической тематике.
Учебное пособие знакомит студентов с политическим, экономическим и социальным развитием страны с момента расселения восточных славян по территории Русской равнины до настоящего времени. В нем освещены проводимые реформы и контрреформы в истории страны, прогрессивные и регрессивные процессы советского общества, возможность альтернатив социально-экономического и политического развития общества, появляющихся на переломных этапах его истории. При этом отечественная история рассматривается в контексте европейской и мировой истории, через призму выявления влияния на нее со стороны Запада и Востока. И это вполне закономерно. Изучая прошлое, мы уясняем современность и раскрываем будущее. История есть свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
ГЛАВА 1. Древнерусское государство (IX – XII вв.)
Проблема происхождения славян
По проблеме происхождения славян имеется несколько гипотез. Первым, кто попытался ответить на этот вопрос, был древнейший летописец Нестор — автор «Повести временных лет». Он определил исконную территорию славян — земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Отсюда и начался процесс расселения славян, то есть славяне не были коренными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Тем самым киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балтийская». Она была популярна в сочинениях средневековых польских и чешских хронистов XIII — XIV вв. Дунайскую прародину славян признавали виднейшие русские историки С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. По мнению Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. И здесь в VI в. образовался обширный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне в VII — VIII вв. расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера. Таким образом, Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.
К эпохе средневековья восходит рождение и распространение еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей название «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в. и затем воспринята учеными XIV — XVIII в. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами1 «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.
Иной вариант миграционной теории дал крупный историк и языковед А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II — III вв.). Следовательно, по мнению А.А. Шахматова, Нижняя Висла — вторая прародина славян. Когда же готы ушли из Причерноморья, то часть славян двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. Таким образом, следуя этой «прибалтийской теории», славяне — пришлое население на этой земле, на которой они затем создали свои государства.
Все варианты миграционных теорий едины в одном, что славяне — сравнительно позднее, пришлое население на занимаемой ими территории (VI — VIII вв.).
В противоположность теориям миграционного характера, представителями автохтонцев в отечественной историографии признается автохтонность2 происхождения славян. Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, включающей современную Польшу и значительную часть современных Украины и Белоруссии. Согласно этой точке зрения, восточные славяне являлись автохтонами. Подобные взгляды были высказаны болгарскими, чешскими и польскими учеными.
Наши историки отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные племена на определенной обширной территории, которые затем собирались в более крупные племена и их объединения, и наконец — в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, славянские народы образовались не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и возможному скрещиванию. При этом мог идти и вторичный процесс — дифференциация сложившихся крупных этнических отношений.
С конца I тысячелетия до н.э. до IV — V вв. н.э. — начало праславянского периода. Археологами установлено, что прародина славян простиралась от Одера на западе до Днепра на востоке, от Вислы и Припяти на севере до Дуная на юге. Ближайшими соседями славян на западе были кельтско-иллирийские племена, на севере — балтийские и финно-угорские, на юго-востоке — ираноязычные, на юго-западе — дакийские.
Перемещения племен создавали для отдельных землевладельцев постоянную угрозу. Необходимость защищать жизнь, имущество и землю от захватчиков привела сначала к созданию народных ополчений, а затем — постоянных войск «дружин» во главе с князьями. Первоначально вожди и дружинники содержались на добровольные пожертвования, которые постепенно стали принимать регулярный характер и превратились в «полюдье».
Эпоха «великого переселения народов» — гуннского нашествия IV — V вв. н.э. — изменила этническую европейскую карту. Под ударами гуннов рухнули западнославянские оседлости (черняховская археологическая культура). Потомки носителей зарубенецкой культуры, жившие севернее их и менее подверженные разрушению, стали расселяться на юг, причем эта волна расселения была более мощной, чем ранее на север. В области Верхнего и Нижнего Поднепровья славянские племена северян, полян, бужан и уличей в третьей четверти I тысячелетия н.э. создали одно из древнейших восточнославянских объединений, получившее название «Русская земля», в которую не вошли лежавшие рядом западные земли древлян, дреговичей, волынян, хорватов.
В V — VII вв. завершился праславянский период истории. Расселение славян на обширных пространствах, их активное взаимодействие с другими племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки. Происходило складывание современных славянских народов, у которых образовывались общественные классы с их противоречиями и начинали возникать первые государственные образования: княжество Само — в Моравии и Чехии, Прикарпатское — на Волыни, Болгарское государство на Дунае, в междуречье Днепра, Днестра и Волги — государство Киевская Русь или «Русская земля».
Таким образом, в VII — IX вв. наступает новый этап славянской истории, который характеризуется расширением племенных союзов и образованием государств.
Особенности социально-политического развития
Киевской Руси
В течение VI — VIII вв. сложились основные предпосылки для образования Древнерусского государства: распад родового строя, переход к соседской общине, замена родового деления территориальным, возникновение городов, образование племенных союзов, княжеской власти, дружины. Объединение восточно-славянских племен было вызвано внутренними потребностями. Однако осуществлялся этот объединительный процесс благодаря династии Рюриковичей.
Согласно «Повести временных лет» объединение Древней Руси государства началось варягами3 с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере чудь, славяне, меря и кривичи платили дань варягам.
Далее летопись сообщает, что в 862 г. новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязычных племен, да и в самом Новгороде, мира не было и пришлось пригласить князя, «который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси и пригласили трех братьев — Рюрика, Синеусаи Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Изборске.
Таким образом, на образовании Древнерусского государства сказалось норманнское влияние, которое выразилось в большой роли варяжских дружин в торговле Руси с Востоком на пути «из варяг в греки» (линия Волхов — Днепр), ставшем главной артерией Киевской Руси, в варяжском происхождении династии и, видимо, самого названия «Русь». Правда, по поводу термина «русы» идут научные споры. Одни полагают, что русы — это варяги. Другие настаивают на славянском происхождении этого названия.
Однако из этого не следует, что государственность была привнесена на Русь извне, поскольку еще до призвания варягов для нее уже имелись все необходимые предпосылки. По-видимому, взаимодействие варягов и славян было настолько тесным, что русы передали славянам свое имя и своих князей, которые восприняли славянский образ жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что ни в общественном строе, ни в культуре Руси почти не осталось варяжских следов.
Процесс создания государства прошел через несколько этапов, содержание которых составили формирование ядра, контуров государства и укрепление его единства путем принятия христианства.
На ранней стадии существовали два центра формирующегося государства — Новгород и Киев. Хотя истоки великокняжеской династии связаны с Новгородом, государство возникло в Приднепровье со столицей в Киеве. Решающее значение имел геополитический фактор. Киев стал центром формирующегося государства, поскольку находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом.
Первым достоверным правителем древнерусского государства был князь Олег (879 — 912) «вещий», как именовал его летописец. Именно с его деятельностью связано формирование ядра государства. Свой первый поход Олег предпринял из Новгорода на юг, взяв с собой малолетнего Игоря, оставленного отцом Рюриком на его попечение. В походе участвовали меря, варяги, словене, кривичи, весь. Захватив по пути Смоленск и Любеч, Олег в 882 г. подошел к Киеву и после убийства княживших там Аскольда и Дира взял Киев. Так произошло объединение двух центров восточных славян – северного и южного.
Олег провозгласил Киев столицей, «матерью городов русских». При нем вокруг Киева были объединены почти все племена, жившие вдоль пути «из варяг в греки». Тогда и возникло Киевское государство. Оно укрепляло свое международное положение, налаживало отношения с соседями. В 907 г. Олег осуществил победоносный поход на Царьград и, согласно договору с Византией 911 г., открыл путь на византийский рынок и обеспечил получение дани с Византии в качестве платы за ненападение Руси.
Завершающий этап становления Киевской Руси, ее расцвет, связаны с княжением Владимира Святого (980 — 1015) и Ярослава Мудрого (1019 — 1054). При сыне Святослава Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Однако объединение было непрочным. Для его укрепления Владимир предпринял ряд мер:
1. В отличие от своих предшественников, он больше внимания уделял внутренним проблемам. Не забывая об обороне Руси, он укрепил границы «заставами богатырскими».
2. Произошли изменения в государственном устройстве. Власть племенных князей была поколеблена. Они превратились в посадников великого князя, оказались в его подчинении. Государство представляло собой федерацию княжеств во главе с великим князем.
3. Самое главное заключалось в том, что Русь приняла христианство, которое, превратившись в государственную религию, стало прочной основой молодого государства.
Крещение Руси (988 — 989) было своевременной и прогрессивной мерой большого исторического значения. Христианство на Руси стало внутренней духовной силой, скрепившей единое государство. Оно позволило освоить высшие достижения мировой культуры, способствовало расширению связей с другими странами, росту международного авторитета Руси. В русском обществе появился новый институт — церковь. Во главе ее в масштабе государства стоял митрополит, в областях — епископы, в городах и селах — священники. В пользу церкви население платило налог — десятину (1/10 дохода).
У великого князя Владимира было 12 сыновей, которые после его смерти четыре года вели кровопролитную борьбу за княжеский престол. В 1019 г. великим князем стал Ярослав, которого затем назвали Мудрым. Он способствовал распространению и закреплению христианства, обеспечению самостоятельности Руси. Молодое государство, заимствовавшее религию у могущественной Византии, подвергалось угрозе зависимости от нее. В первое время церковь формально подчинялась византийской, митрополита на Руси назначал константинопольский патриарх. В 1051 г. великий князь Ярослав впервые сам поставил митрополитом русского священника Иллариона.
Ярослав особенно заботился о том, чтобы Русь не нуждалась в привлечении из-за границы священнослужителей, ученых, писателей, строителей. При нем строились школы, распространялась грамотность, переводились книги, создавалась своя литература. Средоточием этой деятельности стали монастыри, которые появились во время княжения Ярослава.
При Ярославе на Руси впервые появились писаные законы, началось создание «Русской правды» — первого русского юридического документа, содержавшего нормы феодального права. Первую ее часть составляла «Правда Ярослава» (1015 — 1016); его сыновьям и внуку принадлежали «Правда Ярославичей» (1072) и «Устав Владимира Мономаха» (1113).
Киевская Русь превратилась в страну, государственное и политическое единство которой обеспечивалось несколькими законами и передовой религией. Она стала державой, ни в чем не уступавшей другим. Свидетельством ее высокого авторитета являлись династические браки великого князя, его детей и внуков. Образование Древнерусского государства органично вписалось в европейский исторический процесс.
Феодальная раздробленность
Единое Киевское государство распалось из-за ряда причин:
1. К этому времени на Руси в основном сформировались феодальные отношения, возникли крупные земельные владения (боярские вотчины), которые вызывали стремление бояр к самостоятельности, укреплению личной власти. Бояре стали главной силой децентрализации государства; с их помощью устанавливалась власть удельных князей. Появление боярских вотчин вызвало очень серьезную потребность в рабочей силе для их обработки — началось ускоренное закрепощение свободных крестьян. Резко обострилось материальное и правовое неравенство. Общественный строй Киевской Руси стал невыгоден низшим слоям, потерял в них опору.
2. Исчерпал себя родовой порядок княжения по старшинству. В условиях, когда княжеский род развивался, а отношения все более запутывались, он создавал нестабильность власти, обострял борьбу за нее. Необходима была новая организация власти, соответствующая новому соотношению сил.
3. Дезинтеграции власти государства и созданию удельных княжеств способствовало господство натурального хозяйства, слабость экономических связей.
4. К внутренним причинам добавлялись внешние. Непрерывные нападения истощали Русь. Судьба ее была решена окончательно после монгольского нашествия и захвата Киева в 1240 г.
Под давлением этих обстоятельств население Киевской Руси двинулось с населенных мест на запад и северо-восток. Государственный центр переместился во Владимир. Количество удельных княжеств стремительно росло (с 15 в XII в. до 250 в XIV в.). Политическое единство Руси было разрушено, но ее государственность сохранилась, только в другой форме — конфедерации. Сохранились государственный центр, титул великого князя, единая для всех «Русская правда».
Нужно отметить, что феодальная раздробленность — это закономерная новая политическая форма организации общества. Бояре в условиях натурального хозяйства были заинтересованы в сильной местной власти, независимой от центра. Дальнейшее развитие общества могло осуществляться лишь в виде самостоятельных удельных княжеств. Феодальная раздробленность способствовала развитию феодальных отношений по восходящей линии и была типичной для всех европейских средневековых государств.
В удельной Руси домонгольского периода наблюдался общественный и экономический подъем. Переселение народа на северо-восток, освоение новых неплодородных суглинистых земель сопровождалось повышением культуры земледелия, бурным развитием ремесел (60 специальностей). Начался рост городов, развивались местные рынки. Если в Киевской Руси было 20 городов, то в удельной — более 300.
Шаг вперед был сделан и в политической сфере. Новый наследственный порядок формирования княжеской власти сделал ее устойчивой. Удельные князья, став хозяевами своих земель, выступали в качестве организаторов строительства новых городов, укрепления их крепостями, обустройства переселенцев на новых местах. На северо-востоке Руси появился новый тип князей–новаторов, который соответствовал требованиям времени. Примером служит Андрей Боголюбский, с именем которого связаны серьезные перемены в организации власти на Руси: перемещение великокняжеского престола во Владимир, превращение Владимиро-Суздальской земли в первое на Руси наследственное владение князя; утверждение в борьбе с боярством единовластия великого князя (хотя сам он и пал жертвой заговора бояр). Следует отметить, что эти новшества стали характерны для удельной Руси, а новый наследственный порядок княжеской власти укоренился надолго.
Децентрализация позволила лучше приспособить политическое устройство земель к местным условиям. В одних землях великокняжеская власть установилась в монархической форме (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества), другие стали боярскими феодальными республиками (Новгород, Псков). При этом форма политического устройства зависела от соотношения политических сил (боярство и князь). В большинстве земель князья подавили сепаратизм бояр и установили единоличную власть. В Новгороде и Пскове бояре взяли верх и подчинили себе князей, установили республиканский строй при своем господстве. На Руси возникла возможность выбора.
И, наконец, самым ярким свидетельством поступательного развития Руси в это время служит расцвет ее культуры.
Таким образом, феодальная раздробленность — это закономерная форма развития феодального государства, которая сменила устаревшее политическое устройство Киевской Руси. Децентрализация дала простор новым тенденциям: экономической самостоятельности областей, их подъему, развитию самосознания, культуры. Вместе с тем разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед грозным монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.
ТЕСТ
1) Первым исторически достоверным князем на Руси был:
А. Кий;
Б. Аскольд;
В.Олег.
2) Славяне называли варягами:
А. скандинавов;
Б. кельтов;
В. германцев.
3) Определите политический строй Киевской Руси IX – XI вв.:
А. раннефеодальная монархия;
Б. абсолютная монархия;
В. конституционная монархия.
4) Посадника в Новгороде избирали из:
А. князей;
Б. бояр;
В.купцов.
5) Определите хронологические рамки периода феодальной раздробленности на Руси:
А. вторая половина XI – начало XII вв.;
Б. начало XII – конец XV вв.;
В. начало XIII – середина XVI вв.
Рекомендуемая литература
1. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. — М., 1992.
2. Скрынников Р.Г.История Российская. IX — XVII вв. — М., 1993.
3. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв. — М., 1993.
4. Кучкин А.В. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X — XIX вв. — М., 1984.
Глава 2. Образование и укрепление единого
российского государства (XV—XVII вв.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|