Внешнеэкономическая политика. Направления, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Пути совершенствования внешнеэкономической политики.
Внешнеэкономическая политика - совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.
Внешнеэкономические связи - торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.
В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой. Исторически сложилось два типа (вида) внешнеэкономической политики:
- Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов (а иногда это поддержка бизнеса на внешних рынках).
- Фритрейдерство (либерализация) – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.
Исторически первой внешнеэкономической политикой был протекционизм. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли
Протекционистские меры:
Таможенные тарифы
| Нетарифные барьеры
| Налоги на импортируемые товары:
· адвалорная пошлина (с цены товара);
· особая пошлина (с единицы товара);
· сложная пошлина и др.
| Ограничительные или запретительные меры на товарный импорт:
· квотирование;
· лицензирование;
· контингентирование;
· государственная монополия
| Плюсы и минусы протекционизма
| +
· уравновешивает торговый баланс
· защищает национальное производство от демпинга
· поддерживает молодые отрасли
· стимулирует рост национального производства
| -
· падает эффективность производства
· растут цены при уменьшении выбора товаров
· не используются преимущества международного разделения труда
· подрываются возможности экспорта
· подрываются условия для формирования автаркии
|
Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно.
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритрейдерства. В разные периоды их соотношение менялось. Так, в послевоенной экономике в 1950-1960-х гг. преобладали тенденции к либерализации, в 70-х – первой половине 80-х гг. более отчетливо проявилась волна нового протекционизма. При этом выявился ряд тенденций в торговой политике развитых государств:
· уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;
· преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;
· использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;
· аграрный протекционизм;
· избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.
Инструменты внешнеэкономической политики:
Тарифные методы
| Нетарифные методы
|
Импортные и экспортные таможенные пошлины
Таможенные тарифы
| Прямые: квотирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, пограничный налоговый режим, внутреннее налогообложение
Скрытые (имеются в виду административные процедуры, неопубликованные в ведомственных инструкциях)
|
Режимы внешнеэкономической политики:
- режим наибольшего благоприятствования
- национальная система преференций (преференциальный режим) (отношению развитых стран к развивающимся, например, помощь странам Африки)
- протекционизм
Внешнеэкономическая политика России направлена на обеспечение:
· наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
· разумного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
· доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, национальное производство которых отсутствует или ограничено);
· благоприятных внешних платежных позиций;
· обеспечения безопасности государства, а также прав и безопасности потребителей;
· соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.
Нормативно-правовая база регулирования внешнеэкономических отношений в Российской Федерации: преимущества и недостатки. Структура органов государственной власти, регулирующих внешнеэкономические связи.
Основные законы:
· Таможенный Кодекс РФ (от 28.05.2003 г)
· ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (от 13.10.95 г.)
· ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10.12.2003 г)
Основные органы государственной власти:
· Министерство промышленности и торговли
· Министерство экономического развития
· Министерство финансов
· Федеральная таможенная служба
Одним из ключевых внешнеэкономических ведомств, осуществлявших регулирование во внешнеэкономической сфере и контроль за соблюдением государственных интересов в данной сфере, являлось Министерство внешних экономических связей и торговли (МВЭС), функции которого в настоящее время перешли к Министерству промышленности и торговли РФ.
Основные функции Минпромторга России: разработка и реализация предложений по повышению эффективности ВЭС РФ и конкурентоспособности российских экспортных товаров на мировых рынках, механизму государственного регулирования и в целом по государственной программе развития внешних экономических связей и основных принципов внешнеэкономической политики, участие в осуществлении экспортного контроля, оперативное нетарифное регулирование ВЭС, участие в работе по привлечению государственных, банковских и коммерческих кредитов, подготовка и проведение переговоров по дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство.
Аппарат уполномоченных Минпромторга на местах осуществляет содействие развитию экспортного потенциала, государственный контроль и регулирование внешних экономических связей в регионах, обеспечивает необходимые условия для выхода участников внешнеэкономической деятельности на внешний рынок. Министерство иностранных дел Российской Федерации отвечает за разработку общегосударственных направлений развития международных и двусторонних отношений с зарубежными государствами, в том числе и во внешнеэкономической сфере, готовит документы для официальных встреч и визитов, международных конференций и симпозиумов с участием правительственных лиц России, организует работу российской стороны в различных международных организациях, формирует банки данных основных изменений в экономической жизни зарубежных стран и внешнеэкономических интересах.
Важную роль в представлении государственных интересов внешнеэкономической области и обеспечении их защиты играет зарубежный аппарат внешнеэкономического регулирования, представленный торговыми представительствами России и аппаратом торговых советников при посольствах РФ. Они содействуют проведению эффективной внешнеэкономической политики в странах пребывания, осуществляют контроль в рамках своей компетенции за соблюдением государственных интересов российским участниками ВЭС и координацию их деятельности, обеспечивают защиту в странах пребывания интересов российских предприятий.
Министерство экономического развития РФ как ведущий орган федеральной исполнительной власти по разработке и проведению единой социально-экономической политики занимает важное место в регулировании ВЭД. Оно с участием заинтересованных министерств и ведомств осуществляет разработку предложений по определению основных направлений экономической политики в сфере международного сотрудничества, по заключению межправительственных договоров в данной области; принимает непосредственное участие в согласовании вопросов экономического сотрудничества РФ с зарубежными странами и торгово-экономическими союзами; разрабатывает вопросы инвестиционной и кредитной политики, представляет предложения по использованию кредитов; рассматривает ресурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим группам товаров и услуг.
Существенную роль в регулировании ВЭД играет Министерство финансов РФ, которое совместно с Центральным банком определяет порядок и рассматривает вопросы финансирования и кредитования ВЭД, издает нормативные акты по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Минфин в рамках единой государственной политики готовит предложения по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами, по увеличению валютных резервов страны и экономному расходованию иностранной валюты. Министерство финансов совместно с Министерством экономики и Минпромторгом разрабатывает предложения об объемах и направлениях использования централизованных поступлений и расходов торгового и неторгового характера. По поручению правительства осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с представителями этих организаций переговоры и консультации по вопросам финансовой политики.
Функции регулирования научно-технического сотрудничества с зарубежными странами в значительной части возложены на Министерство науки и технологии, которое координирует выполнение межгосударственных программ в данной области, принимает участие в пределах своей компетенции в работе межправительственных комиссий по торговому и научно-техническому сотрудничеству.
Среди организаций, содействующих развитию внешнеэкономической деятельности, ведущее место принадлежит Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, которая, являясь негосударственной некоммерческой общественной организацией, созданной российскими предприятиями, призвана содействовать всем формам их предпринимательской деятельности в России и за рубежом. Система ТПП РФ включает республиканские и региональные организации, при ней действует ряд объединений: «Совинцентр» и «Внешэкономсервис» (оказание услуг российским и иностранным; предпринимателям по установлению деловых контактов, предоставление агентских и посреднических услуг); «Экспоцентр» (организация выставок российских товаров за рубежом и иностранных товаров в России, участие в международных выставках); «Союзпатент» (содействие предприятиям в патентовании своих изобретений за границей) и др.
По мере активизации предпринимательской деятельности российских предприятий в регионах происходит нормативно-правовое упорядочение внешнеэкономической деятельности с разграничением полномочий между федеративными и региональными органами. Администрации регионов направляют свою деятельность на расширение деловых контактов с зарубежными организациями и фирмами участников внешней торговли, расположенных на их территории, развитие экспортной базы и рационализацию импорта, повышение инвестиционной привлекательности, в частности посредством установления гарантий со стороны администраций области для иностранных инвестиций и кредитов. Они получили возможность вступать в договорные отношения с зарубежными партнерами по внешнеэкономическим сделкам при наличии валютных средств; принимать участие в создании на совместной основе с зарубежными партнерами организаций, связанных с обеспечением социальной и производственных сфер современным оборудованием. Местные органы власти непосредственно занимаются организацией и поддержанием приграничной и прибрежной торговли.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|