Основные положения налогового кодекса РФ
Налоговое законодательство России включает в себя федеральные, региональные и местные нормативно-правовые акты. Основой налогового законодательства является Налоговый Кодекс РФ, состоящий из двух частей (Часть 1. от 31.07.1998 № 146-ФЗ, Часть 2. от 05.08.2000 № 118-ФЗ). Только НК РФ может устанавливать виды взимаемых налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц и др.
В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Рассмотрим основные понятия налогового права, закрепленные в части первой Налогового Кодекса РФ.
Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.
Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Данные в ст. 8 НК РФ определения налога и сбора заключают в себе следующие отличия.
Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти - органов государственной власти и местного самоуправления и носят индивидуально безвозмездный характер. Добровольные или принятые на договорной основе денежные взносы к налогам не относятся.
Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, поэтому главной особенностью сбора является его индивидуальная возмездность. Как правило, поступления сборов обеспечивают покрытие расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора.
Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики. К налогоплательщикам относятся, в частности:
1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица;
2) обособленное подразделение организации - оно может образовываться в форме представительства и филиала;
3) физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
4) физические лица - налоговые резиденты РФ, - т.е. физические лица, фактические находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году;
5) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
Также должны быть определены элементы налогообложения:
1) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;
2) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;
3)налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога
4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
5)порядок исчисления налога;
6)порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.
В первой части НК РФ дан перечень налогов и сборов, согласно которому в России устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
- Федеральные
- Региональные
- Местные.
1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
К ним относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. К ним относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Следует отметить, что в перечне налогов и сборов отсутствуют патентные пошлины, таможенные пошлины, сборы за регистрацию баз данных ЭВМ, портовые сборы и др., также обладающие признаками обязательности и совершения, ответных юридически значимых действий со стороны государственных органов.
Может применяться и иная классификация налогов и сборов. Например, по экономическим категориям, выделяются:
-налоги на потребление (НДС, акцизы);
-налоги на труд(налог на доходы физических лиц, социальные налоги);
- налоги на капитал(налог на прибыль, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых).
В зависимости от методов взимания налоги классифицируются на прямые и косвенные.
Прямые налогиобращены непосредственно к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. При прямом налогообложении юридический и фактический налогоплательщики совпадают.
Косвенные налогивключаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя. При косвенном налогообложении юридический и фактический налогоплательщики не совпадают.
Деление налогов на прямые и косвенные связано с теорией переложения налогов, обосновывающей особенности распределения налогового бремени и предполагающей, что косвенные налоги полностью перекладываются на потребителя через цену товара (работы, услуги), а бремя прямых налогов лежит на производителе (продавце) и эти налоги не оказывают влияния на цену.
Однако, было замечено, что полностью перелагаемые или не перелагаемые налоги не существуют. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, не эластичностью спроса, уклонением от уплаты налогов и другим причинам. В то же время прямые налоги могут частично перекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и на продавцов сырья и материалов.
Различаются также:
· текущие (налог на доходы физических лиц) и разовые (государственная пошлина) налоги;
· общие (налог на прибыль организаций) и целевые (плата за пользование водными объектами) налоги;
· зависимые (налог на прибыль организаций) и самостоятельные (транспортный) налоги.
Совокупность налогов, сборов и платежей, законодательная база (система законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней) представляют собой налоговую систему Российской Федерации. Кроме того, в налоговую систему РФ входит совокупность государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
Государственными институтами, обеспечивающим администрирование и контроль за правильностью уплаты налогов и сборов являются финансовые, налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел. Налоговые органыпредставляют собой единую централизованную систему, которая состоит из Федеральной налоговой службы РФ, инспекций Федеральной налоговой службы субъектов РФ и муниципальных образований.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Правовые нормы Ч.2 НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах регулируют правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|