Сделай Сам Свою Работу на 5

Новелла как жанровая модель, её истоки.





 

Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.

Источники новеллы — в первую очередь латинские exempla, а также фаблио, истории, вкрапленные в «Диалог о папе Григории», апологи из «Жизнеописаний Отцов Церкви», басни, народные сказки. В окситанском языке XIII века для обозначения рассказа, созданного на каком-либо заново обработанном традиционном материале, возникает слово nova.[1] Отсюда — итальянское novella (в популярнейшем сборнике конца XIII века «Новеллино», известном также как «Сто древних новелл»), которое начиная с XV века распространяется по Европе.

Жанр утвердился после появления книги Джованни Боккаччо «Декамерон» (ок. 1353 года), сюжет которой состоял в том, что несколько человек, спасаясь от чумы за городом, рассказывают друг другу новеллы[2]. Боккаччо в своей книге создал классический тип итальянской новеллы, получивший развитие у его многочисленных последователей в самой Италии и в других странах. Во Франции под влиянием перевода «Декамерона» около 1462 года появился сборник «Сто новых новелл» (впрочем, материалом больше обязанный фацециям Поджо Браччолини), а Маргарита Наварская по образцу «Декамерона» написала книгу «Гептамерон» (1559 года).



В эпоху романтизма, под влиянием Гофмана, Новалиса, Эдгара Аллана По распространилась новелла с элементами мистики, фантастики, сказочности. Позже в произведениях Проспера Мериме и Ги де Мопассана этот термин стал употребляться для обозначения реалистических рассказов.

Для американской литературы, начиная с Вашингтона Ирвинга и Эдгара По, новелла, или короткая история (англ. short story), имеет особое значение — как один из характернейших жанров.

Во второй половине XIX—XX веках традиции новеллы продолжили такие разные писатели, как Амброз Бирс, О. Генри, Герберт Уэллс, Артур Конан Дойль, Гилберт Честертон, Рюноскэ Акутагава, Карел Чапек, Хорхе Луис Борхес, Синклер Льюис, Томас Вулф

Новелла характеризуется несколькими важными чертами: предельная краткость, острый, даже парадоксальный сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка. Действие новеллы происходит в современном автору мире. Фабульная конструкция новеллы схожа с драматической, но обычно проще.



Об остросюжетности новеллы говорил Гёте, давая ей такое определение: «свершившееся неслыханное событие»[3].

В новелле подчёркивается значение развязки, которая содержит неожиданный поворот (пуант, «соколиный поворот»). По утверждению французского исследователя, «в конечном счёте, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка»[4]. Виктор Шкловский писал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б»[5]. Он выделил особый тип развязки, названный им «ложный конец»: обычно он делается из описания природы или погоды.

У предшественников Боккаччо новелла имела морализующую установку. Боккаччо сохранил этот мотив, но у него мораль вытекала из новеллы не логически, а психологически и часто являлась только поводом и приёмом[6]. Позднейшая новелла убеждает читателя в относительности моральных критериев.

Нередко новелла отождествляется с рассказом и даже повестью. В XIX веке эти жанры было сложно различить.

Рассказ сходен с новеллой объёмом, но отличается структурой: выдвижением на первый план изобразительно-словесной фактуры повествования и тяготением к развёрнутым психологическим характеристикам.

Повесть отличается тем, что в ней сюжет сосредотачивается не на одном центральном событии, но на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повесть более спокойна и нетороплива.



Сборник новелл был предшественником романа.

Первые романы были циклами новелл, которые, согласно Борису Томашевскому[7], могли объединяться тремя методами построения повествования. Во-первых, ступенчатым построением: последовательным изложением новелл, связанных с одним героем. Во-вторых, кольцевым: одна новелла раздвигается, и в неё внедряются в качестве перебивающих эпизодов все остальные новеллы. В-третьих, параллельным построением: персонажи группируются на несколько самостоятельных групп; история каждой группы, их действия составляют особую линию повествования.

В русской литературе новелла — редкий жанр.

Классическими новеллами были произведения, составляющие «Повести Белкина» А. С. Пушкина, которые Борис Эйхенбаум прямо сравнивал с новеллами О. Генри[8]. Дальнейшее развитие русской литературы было связано с физиологическим очерком. Вобрав в себя некоторые элементы новеллы, он превратился в особую форму очерка-новеллы[9]. Благодаря Н. В. Гоголю появились очерки-новеллы, которые стали шедеврами русской литературы, но далеко отошли от классической новеллы («Шинель», «Нос» и др.).

Только в начале XX века русская новелла обрела новое звучание. Здесь можно выделить Александра Грина, в творчестве которого заметно влияние Эдгара По и Амброза Бирса.

К сожалению, только в конце 1980-х годов читатель смог прочесть новеллы современника Грина — Сигизмунда Кржижановского.

 

Новелла — явление более западноевропейской, нежели русской литературной традиции. Она и родилась в Италии в эпоху Ренессанса (по-итальянски novella означала «новость», «известие»). В русской же литературе с давних пор существовало свое обозначение средней и малой повествовательной формы — повесть. Позже появился рассказ. За разными терминами скрывался, в сущности, и разный смысл. (Данный материал поможет Вам к подготовке и сдаче ЕГЭ 2012 по литературе и русскому языку, а также грамотно написать сочинение на тему и по теме История возникновения новелл западноевропейских и русских. Краткое содержание ( *Общие критические статьи ) не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Повесть изначально тяготела к неторопливому изложению событий, сосредоточивала внимание на характерах героев. Здесь важно было не столько то, что происходило, но как все это происходило. Иное дело новелла, в которой первостепенное значение придавалось именно искусству сюжета. Обращенная не столько к созерцательной, сколько к деятельной стороне человеческого бытия, она исследовала резкие метаморфозы жизни, игру с человеком случая и борьбу человека с судьбой. Сжатость, быстрота действия, сосредоточенность вокруг одного, причем непременно экстраординарного события — вот отличительные черты этого жанра. И главное — непредсказуемый финал (так называемый pointe), который проливает совершенно неожиданный свет на предшествующее действие. Причем такой финал может быть непредсказуемым для героев или для читателя или для героев и читателя вместе. В последнем случае художественный эффект будет наивысшим.

Поскольку в жанровое задание новеллы входит заинтриговать читателя, большое внимание уделяется технике изложения, композиции. События могут передаваться не в объективной, причинно-временной последовательности, но так, как они переживались самими героями (прием, используемый также и в детективном жанре). Самые невероятные приключения принимают в новелле вид истинных происшествий — для этого нередко вводится фигура рассказчика, очевидца событий, который объединяет ряд новелл в единый цикл. Именно таким циклом и была первая великая книга новелл итальянского автора Джованни Боккаччо «Декамерон».

В русской литературе жанровый подзаголовок «новелла» появляется лишь с 40-х гг. прошлого века, но еще эпизодически. Истинный расцвет русской новелле суждено было пережить на рубеже XIX и XX веков в творчестве В. Я. Брюсова, Д. С. Мережковского, Б. Садовского, сознательно противопоставивших более традиционным для русской литературы «рассказам характеров» «рассказы положений».

Но в действительности под титром «повесть» жанр новеллы проник в русскую литературу гораздо раньше. Так, например, блестящими образцами именно новеллистического жанра были хорошо известные читателю «Повести Белкина» А. С. Пушкина. И это не должно удивлять. В истории литературы существует ряд явлений, которые получили свое окончательное терминологическое обозначение в более позднее время. «Истинно романтической» назвал Пушкин по существу истинно реалистическую трагедию «Борис Годунов». Французский писатель-реалист Бальзак именовал себя романтиком. А термин «барокко», обозначивший в литературе новое течение в XVII — первой половине XVIII вв., появился лишь в начале XX столетия. Так же обстояло дело и с новеллой.

С первыми образцами этого жанра в России мы встречаемся в XVII веке в сборниках переводных текстов, преимущественно с польского языка: «История семи мудрецов», «Повесть о Валтасаре кралевичи...» и др. Затем появляются и оригинальные новеллы: «Повесть о бражнике», «Повесть о Карпе Сутулове», наконец, знаменитая «Повесть о Фроле Скобееве». Занимательный, авантюрный сюжет, острый интерес к бытовой, частной жизни с ее радостями и горестями, плутнями и драмами, обманами и нуждой — вот что сближало между собой эти произведения.

Помимо западноевропейских источников, русская новелла XVII века имела еще и свои, национальные. Противостоя жанрам «житийной» и «учительной» литературы, она в то же время опиралась на традиции русской народной драмы, народной сатиры, шире — русской смеховой культуры. Морализаторский пафос изначально был чужд новелле; если она чему-либо и учила читателя, то никогда не сиавила это себе сознательной целью. Новеллистическому смеху были равно подсудны короли и проходимцы, святые и грешники. Успеха добивался не тот, кто «свят или знатен, а кто сметлив и находчив»'. Это отчетливо отразилось в «Повести о Фроле Скобееве», завершившей путь русской новеллы XVII века. (Некоторые ученые предположительно относят время ее написания к самому началу следующего столетия.) Ее герой, небогатый дворянин, плут Фрол Скобеев, обольстив дочь знатного стольника, разом получал красавицу жену, богатое наследство и положение в обществе.

Проложив дорогу мирской, внесословной литературе петровского времени, новелла, однако, пришлась явно «не ко двору» в строгой жанровой иерархии литературы классицизма. Ораторский пафос похвальных од, трагедий, героических поэм заглушал будничные, прозаические интонации «низких» жанров. Только в конце XVIII века, в царствование Екатерины II, либерализация внутриполитической жизни приводит к расцвету демократической литературы. И новелла вновь «оживает» — в составе сборников М. Д. Чулкова «Пересмешник», И. Новикова «Похождения Ивана, гостиного сына», Н. Г. Курганова «Письмовник» и в других, большей частью анонимных циклах. Демократическая беллетристика по-своему воспользовалась художественными открытиями русской новеллы XVII века. Особенно это заметно в произведении «Новгородских девушек святочный вечер, сыгранный в Москве свадебным».

• Аннотация:

В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.