Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Изучение педагогических условий духовно-нравственного воспитания школьников средствами народной педагогики на уроках башкирского языка и литературы.





2.1. Планирование и организация опытно-экспериментального исследования.

Программа опытно-экспериментального исследования.

Цель опытно-экспериментального исследования: изучить педагогические условия средствами народной педагогики на уроках башкирского языка и литературы.

Гипотеза опытно-экспериментального исследования: духовно-нравственного воспитания школьников будет эффективным, если учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях представляет систему работы, включающую:

1) Целенаправленное нравственное просвещение школьников с использованием средств народной педагогики на уроках башкирского языка и литературы;

2) Организацию внеклассных занятий по предмету, посвященных средствам башкирской народной педагогики;

3) Проведение родительских собраний, отражающие аспекты духовно-нравственного воспитания в народной педагогике;

Задача:

1. Выявить знания учащихся и учителей средствами башкирской народной педагогики.

2. Организовать систему работы по духовно-нравственному воспитанию школьников с использованием элементов народной педагогики на уроках башкирского языка и литературы.



3. Определить влияние средств народной педагогики на развитие нравственности школьников.

База опытно-экспериментального исследования: МОБУ СОШ №3 городского округа г. Нефтекамск РБ. Обучающиеся в количестве 41 человек. Обучающиеся 5А(6А) класса в количестве 21 человека - экспериментальная группа. Обучающиеся 5Б(6Б) класса в количестве 20 человек - контрольная группа.

38 родителей. 14 педагогов

Сроки проведения: январь-май 2010-2012 учебного года; сентябрь-ноябрь 2012-2013 учебного года.

Методы: анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, методы математической статистики и графической обработки экспериментальных данных.

Этапы опытно-экспериментального исследования:

1. Подготовительный этап. Констатирующий эксперимент. Выявление знаний обучающихся экспериментальной и контрольной групп учителей о средствах башкирской народной педагогики. Январь-февраль 2012 года

2. Формирующий эксперимент. Организация системы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников с использованием элементов народной педагогики Февраль-май, сентябрь-октябрь 2012 года.



3. Контрольный эксперимент. Изучение влияния средств башкирской народной педагогики на развитие нравственности школьников. Ноябрь 2012 года.

Организация опытно-экспериментальной работы. Подготовительный этап.

Подготовка диагностических материалов включала составление анкет, вопросов, а также подбор средств народной педагогики для диагностики.

Констатирующий эксперимент был проведен с экспериментальной и контрольной группами обучающихся 5А и 5Б класса, педагогами, родителями обучающихся.

1. Анкетирование обучающихся.

Цель: выявить уровень знаний обучающихся 5-х классов средств народной педагогики.

Обучающиеся была предложена следующая анкета:

1. Отгадайте загадки:

а) Ҡыҙыл төймә таптым,
Ауыҙыма ҡаптым.

Полный текст анкетирования дан в приложении (Приложение 1)

2. Продолжите пословицы. Полный текст анкетирования дан в приложении (Приложение 1)

3. Напишите название башкирских и русских народных сказок, в которых герои –

а) батыры(богатыри):

б) герои совершают волшебство:

в) животные:

г) обычные простые люди:

4. напишите 3 названия известных вам башкирских эпосов:

5. Продолжите прибаутки. Полный текст анкетирования дан в приложении (Приложение 1)

Уровень знаний определялся следующим образом: Общее количество ответов должно было составлять 20. Исходя из количества ответов по каждому вопросу: № 1- 5 ответов, № 2 -5, № 3 – 4, № 4 – 3, № 5 – 3.

Высокий уровень – 18-20 ответов

Достаточно высокий уровень – 15-17 ответов

Средний уровень – 12-14 ответов



Низкий уровень – 0-11 ответов

Результаты занесены в таблицы 2,3

Таблица 2. Результаты обследования обучающихся экспериментальной группы

(5Б класс) (1 срез)

№ п/п Фамилия,имя Анкетирование
Колич. баллов Уровень
Ахметов Динар с
Ахметьярова Эльвина дв
Басыров Руслан - - н
Буланов Александр - н
Гатауллин Владислав - н
Гайнцев Кирилл с
Дьяченко Влад дв
Давлетова Айгуль - - н
Ильтимерова Анастасия с
Кудрявцева Алина - н
Кулачкова Дарина - - н
Латыпов Ильмир дв
Минниханов Зиннур - - н
Мухаметов Айнур - с
Мухаметова Айгуль - н
Муханова Адель - - - н
Мущинкин Данил - - - н
Садеев Данил - - - н
Садыков Булат с
Семенова Элина - с
Файзуллина Юля дв

Результаты были сведены в диаграммы, отражающие процентное соотношение знаний детьми средств народной педагогики - жанров народного творчества - по уровням: высокий, достаточно высокий, средний, низкий.

Таблица 3. Результаты обследования обучающихся контрольной группы

(5А класс) (1 срез)

№ п/п Фамилия,имя Анкетирование
Колич.баллов Уровень
Ахмадышина Айгуль c
Габдрахманов Рустам - н
Гареева Карина - - н
Гладышева Марина с
Гумилевский Иван - - - н
Закиров Тимур - - - н
Зайдуллин Александр - - - - н
Зиязтдинова Линара - с
Иванова Алина дв
Камалова Регина - н
Канзафаров Кирилл - - н
Кательницкая Вероника - с
Кашичкин Игорь - - н
Коренева Татьяна - с
Мазитов Марк - - - н
Минильбаева Лариса с
Набиуллин Александр - - н
Оганесян Давид - - - н
Суфиева Эльвина - - - н
Тимиряева Екатерина с
Хазиуллин Вильдан - - н
Халиков Антон - - н
Цеделкина Анастасия - н
Шаптраев Олег - - - - н
Шаракаева Диана - - н
Ялалов Камиль с

 

 

2. Беседа с обучающимися.

Цель: определить источники знаний по средствам народной педагогики.

Были предложены следующие вопросы:

1. Назови фамилию, имя, класс

2. Расскажи о своей семье

3. Как вы проводите свободное время в семье?

4. Устраиваете ли дома праздники? Какие?

Полный текст вопросника дан в приложении (Приложение 2)

Результаты беседы занесены в таблицы 2,3

№ п/п Фамилия,имя Анкетирование
Ахмадышина Айгуль                    
Габдрахманов Рустам                    
Гареева Карина                    
Гладышева Марина                    
Гумилевский Иван                    
Закиров Тимур                    
Зайдуллин Александр                    
Зиязтдинова Линара                    
Иванова Алина                    
Камалова Регина                    
Канзафаров Кирилл                    
Кательницкая Вероника                    
Кашичкин Игорь                    
Коренева Татьяна                    
Мазитов Марк                    
Минильбаева Лариса                    
Набиуллин Александр                    
Оганесян Давид                    
Суфиева Эльвина                    
Тимиряева Екатерина                    
Хазиуллин Вильдан                    
Халиков Антон                    
Цеделкина Анастасия                    
Шаптраев Олег                    
Шаракаева Диана                    
Ялалов Камиль                    
                           

 

Фамилия,имя  
п/п  
Ахметов Динар                    
Ахметьярова Эльвина                    
Басыров Руслан                    
Буланов Александр                    
Гатауллин Владислав                    
Гайнцев Кирилл                    
Дьяченко Влад                    
Давлетова Айгуль                    
Ильтимерова Анастасия                    
Кудрявцева Алина                    
Кулачкова Дарина                    
Латыпов Ильмир                    
Минниханов Зиннур                    
Мухаметов Айнур                    
Мухаметова Айгуль                    
Муханова Адель                    
Мущинкин Данил                    
Садеев Данил                    
Садыков Булат                    
Семенова Элина                    
Файзуллина Юля                    
                         

 

3. Анкетирование учителей.

Цель: выявить средствам народной педагогики, используемых в работе учителей. 14-м педагогам была предложена следующая анкета.

1. Что такое народная педагогика?

а) педагогическая культура родителей;

б) мудрые высказывания пожилых людей о жизни;

в) совокупность педагогических взглядов народа;

2. Кто ввел понятие народная педагогика?

а) К.Ш.Ахияров;

б) Г.Н.Волков;

в) Я.А.Коменский;

Полный текст анкеты дан в приложении 3 (Приложение 3)

Результаты анкетирования показали, что 12 педагогов правильно определили, что такое народная педагогика, кто ввел понятие опредилил только 1 педагог. Средства народной педагогики учителя используют на уроках частично, во внеурочное время проводят праздники, беседы с использованием загадок, пословиц и поговорок. 3 педагога проводит викторины по сказкам, 1 педагог-народные праздники (Сабантуй, Науруз). В работе с родителями педагоги не используют или мало используют народную мудрость воспитания. На уроке башкирской литературы 3 учителя знакомят школьников с традициями башкирского народа. 10 учителей не связывают формирование нравственных качеств обучающихся с использованием средств народной педагогики. Таким образом, учителя общеобразовательной школы мало используют средства башкирской народной педагогики в воспитании детей, в работе с родителями. Огромные возможности средств башкирской народной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников чаще всего не используются.

4. Анкетирование обучающихся « Я и смысл моей жизни» .

Цель: Выявить умение школьников определять смысл своей жизни(духовное развитие).

Использовалась методика Е.Степанова « Я и смысл моей жизни » для обучающихся 5-8 классов [40, с.41-43]

Школьникам предлагалась подумать о смысле и ценностях жизни человека и следующие задания:

1. Продолжи предложения:

Хорошая жизнь – это …

Счастливый человек – это тот, кто …..

Больше всего я ценю в людях …..

Смысл моей жизни заключается в том, что ………

Полный текст анкеты дан в приложении 4 (Приложение 4)

5. Наблюдение проявления нравственных качеств школьников.

Цель: определить уровень проявления нравственных качеств школьников.

Была использована ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления нравственности подростков (Методика М.И.Шиловой) [40, с.55-58]

Фиксировались основные отношения, базовые качества, проявляющиеся в основных сферах отношений. Учитывались признаки проявления нравственных качеств от 3-го до нулевого уровня по таким отношениям, как:

- любовь к своему Отечеству, забота об общем благе;

- любовь к родной природе;

- товарищество, верность дружбе;

- вежливость и культура поведения;

- доброжелательность;

- стремление к совершенствованию;

Полный текст диагностической программы дан в приложении 5(Приложение 5)

Данные были внесены в сводный лист в таблице 4 (см. табл.4)

Сводный лист к диагностической программе изучения уровней проявления нравственных качеств подростков.

5А класс

Фамилия имя обучающихся Показатели и уровни Итого
Ахмадышина Айгуль              
Габдрахманов Рустам              
Гареева Карина              
Гладышева Марина              
Гумилевский Иван              
Зайдуллин Александр              
Зиязтдинова Линара              
Иванова Алина              
Камалова Регина              
Канзафаров Кирилл              
Кательницкая Вероника              
Кашичкин Игорь              
Коренева Татьяна              
Мазитов Марк              
Минильбаева Лариса              
Набиуллин Александр              
Оганесян Давид              
Суфиева Эльвина              
Тимиряева Екатерина              
Хазиуллин Вильдан              
Халиков Антон              
Цеделкина Анасиасия              
Шаптраев Олег              
Шаракаева Диана              
Ялалов Камиль              
Закиров Тимур              
На 3-м уровне              
На 2-м уровне              
На 1-м уровне              
На 0-м уровне              
Итого по классу              

 

5Б класс

Фамилия имя обучающихся Показатели и уровни Итого
Ахметов Динар              
Ахметьярова Эльвина              
Басыров Руслан              
Буланов Александр              
Гатауллин Владислав              
Гайнцев Кирилл              
Дьяченко Влад              
Давлетова Айгуль              
Ильтимерова Анастасия              
Кудрявцева Алина              
Кулачкова Дарина              
Латыпов Ильмир              
Минниханов Зиннур              
Мухаметов Айнур              
Мухаметова Айгуль              
Муханова Адель              
Мущинкин Данил              
Садеев Данил              
Садыков Булат              
Семенова Элина              
Файзуллина Юля              
На 3-м уровне              
На 2-м уровне              
На 1-м уровне              
На 0-м уровне              
Итого по классу              

 

 

Список литературы.

1. Абдуллина З.Х. Добропорядочный победит, невоспитанный износится// Учитель Башкортостана.-2011.-№ 2.-c.115-116

2. Алдырханова- Каримова А.Р. Воспитательное значение изучения башкирского народного творчества// Учитель Башкортостана.-2010.-№ 4.-c.22-26

3. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа.- Уфа: БашГПУ,2000.-с. 328

4. Баймурзина В., Баймурзин Х. Бесценный клад народной педагогики// Народное образование. – 2000.-№6.- с.316-321

5. Басирова Л.Уроки Мустая Карима// Агидель. -2012.- №6.- с.149-155

6. Башкирское народное творчество: Обрядовый фольклор. Сост.А.Сулейманов, Р.Султангареева.-Уфа:Башк.книжное издательство.,-1995.-с.560

7. Башкирское народное творчество. Предания и легенды.2 том.-Уфа:Китап,-1997

8. Биккузина Т.А.Внеклассная работа по башкирскому языку, 5-9 кл.Пособие для учителей(на башк.языке).-Уфа:Китап, 1997.-с.136

9. Буракаева М.С. Воспитательное значение шежерэ//Агидель. -2012.-№6.-с.149-155

10. Буракаева М.С. Заветы Урала батыра народу// Учитель Башкортостана.-2011.-№ 8.-c.118-120

11. Буракаева Д.И., Буракаева М.С.,Юлмухаметов М.Б. Культура башкир(на башк.языке)(Уроки жизни): учебник для IV класса 4-е издание.-Уфа: Китап, 2009.-с.192

12. Буракаева Д.И., Буракаева М.С.,Юлмухаметов М.Б. Уроки жизни учебник для V класса (на башк.языке).-Уфа:Башкирское издательство «Китап», 1996.-с.144

13. Валиев И.И. Педагогика Мустая Карима.-Уфа:Китап,-202.- с.208

14. Валиев И.И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима/ Вступительная статья А.Филиппова.-Уфа.: Китап, 2005.-с.416

15. Вильчанская Л.Н. Человек среди людей/ Л.Н. Вильчанская //Воспитание школьников.-2011.-№ 6.-с.36-74

16. Волков Г.Н. Этнопедагогика. :Учебник для студентов сред.и высш.учеб.завед.-М.: Издательский центр «Академия»,2000.-с.176

17. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданиниа России.2-е издание. М.:Просвещение.-2011.-с.23

18. Жданова К.Д. «Родилась наше время в огне и в дыму»(Заметки читателя о романе «Буренушка» Т.Гариповой) // Учитель Башкортостана.-2010.-№ 9.-c.59-61

19. Зиннатуллина Л.Р. Самородок башкирской культуры// Учитель Башкортостана.-2011.-№ 8.-c.39-41

20. Измайлов А.Э.Народная педагогика : Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.- М.:Педагогика,-1991.-с.256

21. Ильясова А.М.Дерево с крепким корнем долго живет// Учитель Башкортостана.-2011.-№ 3.-c.117-118

22. Исхаков Т.К. Вопросы нравственного воспитания в башкирской народной педагогике// Вестник. БирГПИ. Серия:Педагогика и психология.(Выпуск 2)-2003.-с.49-52

23. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, праздники, тренинги). 5-11 классы: методическое пособие/авт.-сост. Ю.А.Матюхина; под ред.Т.К.Инусиловой.- 2-е изд.-М.: Глобус, 2008.- с.175

24. Крившенко Л.П. и др. Педагогика: учеб./Л.П.Крившенко; под ред. Л.П.Крившенко.- М. :Т.К.Веяби, Изд-во Проспект,-2008.- с.432

25. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах/ В.В.Кобзева// Классный руководитель.-2001.-№ 7.-с.106-112

26. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов сред.и высш.учеб.завед.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.-с.176

27. Кузбаева С.С. Воспитываем духовных личностей// Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 9.-c.25-26

28. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие.- М.:ИКЦ «МарТ», Ростов на Дону: Изд. центр «МарТ», 2004,-с.352

29. Культура народов Башкортостана. Часть 1.Фольклорные праздникик как средство приобщения детей к культуре народов Башкортостана, -Уфа,-2001. С.84

30. Кунафин Г.С. Основа исторического сознания – в духовном наследии// Ватандаш.-2007.-№ 10.-с.120-129

31. Муллагалиева Л.К. Становление традиционных ценностей в бытии современного общества // Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 7.-c.48-51

32. Назарова Л.Ю. Дети- святые рыцари добра// Учитель Башкортостана.- 2010.-№ 9.-c.57-58

33. Орлова Г.Р. Семейная этика в пословицах и поговорках // Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 5.-c.104-106

34. Педагогика: учебное пособие/ под.ред. П.И.Пидкасистого.-М.:Высшая школа,-2007.- с.430

35. Подласый И.П. Педагогика:учебник.-М.:Высшее образование, 2008.- с.540

36. Ракаева А. Духовное воспитание ребенка через сказы // Ватандаш.- 2011.-

№ 9.- с.26-29

37. Рахматуллина З, Фатхуллина А. Нравственный мир башкир: история и современность// Ватандаш.-2010.-№5.-с.181-200

38. Родной Башкортостан: Учебник для 5 класса/Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямова А.А., Шагманов Т.Г.- Уфа: Китап, 2005.-с.224

39. Садириев М. Воспитание гражданина-дело семейное//Бельские просторы.- 2008.-№6.-с.163-171

40. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя.Личностное развитие, учебная деятельность, физическое и духовное здоровье школьника. 5-9 классы. – М.:Глобус, 2007.- с.336

41. Сластенин В.А. Педагогика:Учебник для студ.высш.учеб.зав./В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов, под ред.В.А.Сластенина.-9-е изд.-М.:Изд.центр «Академия», 2008.- с.576

42. Соколов Е. Вечные ценности//Воспитание школьников.-2002.-№1.-с.14-15

43. Сулейманов А.М. «Народные песни дороже изумруда и бриллиантов»// Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 7.-c.14-16

44. Султангареева Р.А. «Дух отца сохранит страну»// Учитель Башкортостана.- 2012.-№ 1.-c.105-108

45. Султангареева Р.А. Праздник осеннего равноденствия – Сумбуля//Ватандаш.- 2011.-№9.-с.175-181

46. Султангареева Р.А. Z- дитя природы. Детский фольклор: пособие для учителей.- Уфа:Башкирсое издательство «Китап»,-2001

47. Сухомлинский В.А.- Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили (Антология гуманной педагогики), 2002,-с.224

48. Теоритические и прикладные идеи этнопедагогики народов в России/ Педагогика.Учебное для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого.М.:Российское педагогическое общество, 1996.-с.456-480

49. Тугулбаева А.Р. Чудесное лето.Предложение. 5 класс// Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 7.-c.22-24

50. Усманова М.Г., Габитова З.М., Абдулхаева Г.Н.Башкирский язык.Учебник для учащихся 5 класса школ с русским языком обучения.- Уфа: Китап, 2010.-с.224

51. Файзуллина Р.Х.Этнокультурное образование школьника-залог успеха в формировании личности.// Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 3.-c.118-120

52. Хажин В.И, Вильданов А.Х. Башкирский язык и литература. Учебник для учащихся башкир 5 класса школ с русским языком обучения(на башк.языке)- Уфа: Китап, 2008.-с.408

53. Хайбуллина-Мунасипова А.Г.Слово пожилых-сама мудрость// Учитель Башкортостана.- 2009.-№ 8.-c.93-94

54. Хуббитдинова Н. Художественное освещение народных обычаев в башкирской поэзии(на башк.языке) //Ватандаш.- 2010.-№7.-с.148-152

55. Шаяхметова И.Воспитание воина-патириота в башкирской народной педагогике// Ватандаш.- 2010.-№8.-с.61-70


 

Приложение 1.

1. Отгадайте загадки:

а) Ҡыҙыл төймә таптым,
Ауыҙыма ҡаптым.

___________________________

б) Ҡойроғо көлтә кеүек,
Яратҡаны сәтләүек,
Ҡыуышҡа яһай өйөн,
Был ни,әлбиттә,… .

____________________________

в) Орлоғо ҡара,ере аҡ,
Ҡул менән сәсәләр,
Күҙ менән йыялар.

____________________________

г) Ҡышын да йәшел, йәйен дә йәшел.

_____________________________

д) Ерҙән ҡаҙып алалар,
Аш, бәлешкә һалалар.
Көлгә күмә малайҙар,
Иҙеп ашай бабайҙар.

_____________________________

2. Продолжите пословицы.

а) Ил т0к0р32 ______________________________________________________

б) Кемде8 арба3ына ултыр3а8_______________________________________

в) №16 бер к0нл0к___________________________________________________

г) Бер к0нг2 артта 7ал3а8___________________________________________

д) !тк2н эшт2н ____________________________________________________

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.