Глава 2. Изучение педагогических условий духовно-нравственного воспитания школьников средствами народной педагогики на уроках башкирского языка и литературы.
2.1. Планирование и организация опытно-экспериментального исследования.
Программа опытно-экспериментального исследования.
Цель опытно-экспериментального исследования: изучить педагогические условия средствами народной педагогики на уроках башкирского языка и литературы.
Гипотеза опытно-экспериментального исследования: духовно-нравственного воспитания школьников будет эффективным, если учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях представляет систему работы, включающую:
1) Целенаправленное нравственное просвещение школьников с использованием средств народной педагогики на уроках башкирского языка и литературы;
2) Организацию внеклассных занятий по предмету, посвященных средствам башкирской народной педагогики;
3) Проведение родительских собраний, отражающие аспекты духовно-нравственного воспитания в народной педагогике;
Задача:
1. Выявить знания учащихся и учителей средствами башкирской народной педагогики.
2. Организовать систему работы по духовно-нравственному воспитанию школьников с использованием элементов народной педагогики на уроках башкирского языка и литературы.
3. Определить влияние средств народной педагогики на развитие нравственности школьников.
База опытно-экспериментального исследования: МОБУ СОШ №3 городского округа г. Нефтекамск РБ. Обучающиеся в количестве 41 человек. Обучающиеся 5А(6А) класса в количестве 21 человека - экспериментальная группа. Обучающиеся 5Б(6Б) класса в количестве 20 человек - контрольная группа.
38 родителей. 14 педагогов
Сроки проведения: январь-май 2010-2012 учебного года; сентябрь-ноябрь 2012-2013 учебного года.
Методы: анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, методы математической статистики и графической обработки экспериментальных данных.
Этапы опытно-экспериментального исследования:
1. Подготовительный этап. Констатирующий эксперимент. Выявление знаний обучающихся экспериментальной и контрольной групп учителей о средствах башкирской народной педагогики. Январь-февраль 2012 года
2. Формирующий эксперимент. Организация системы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников с использованием элементов народной педагогики Февраль-май, сентябрь-октябрь 2012 года.
3. Контрольный эксперимент. Изучение влияния средств башкирской народной педагогики на развитие нравственности школьников. Ноябрь 2012 года.
Организация опытно-экспериментальной работы. Подготовительный этап.
Подготовка диагностических материалов включала составление анкет, вопросов, а также подбор средств народной педагогики для диагностики.
Констатирующий эксперимент был проведен с экспериментальной и контрольной группами обучающихся 5А и 5Б класса, педагогами, родителями обучающихся.
1. Анкетирование обучающихся.
Цель: выявить уровень знаний обучающихся 5-х классов средств народной педагогики.
Обучающиеся была предложена следующая анкета:
1. Отгадайте загадки:
а) Ҡыҙыл төймә таптым, Ауыҙыма ҡаптым.
Полный текст анкетирования дан в приложении (Приложение 1)
2. Продолжите пословицы. Полный текст анкетирования дан в приложении (Приложение 1)
3. Напишите название башкирских и русских народных сказок, в которых герои –
а) батыры(богатыри):
б) герои совершают волшебство:
в) животные:
г) обычные простые люди:
4. напишите 3 названия известных вам башкирских эпосов:
5. Продолжите прибаутки. Полный текст анкетирования дан в приложении (Приложение 1)
Уровень знаний определялся следующим образом: Общее количество ответов должно было составлять 20. Исходя из количества ответов по каждому вопросу: № 1- 5 ответов, № 2 -5, № 3 – 4, № 4 – 3, № 5 – 3.
Высокий уровень – 18-20 ответов
Достаточно высокий уровень – 15-17 ответов
Средний уровень – 12-14 ответов
Низкий уровень – 0-11 ответов
Результаты занесены в таблицы 2,3
Таблица 2. Результаты обследования обучающихся экспериментальной группы
(5Б класс) (1 срез)
№ п/п
| Фамилия,имя
| Анкетирование
|
|
|
|
|
| Колич.
баллов
| Уровень
|
| Ахметов Динар
|
|
|
|
|
|
| с
|
| Ахметьярова Эльвина
|
|
|
|
|
|
| дв
|
| Басыров Руслан
|
|
|
| -
| -
|
| н
|
| Буланов Александр
|
|
|
|
| -
|
| н
|
| Гатауллин Владислав
|
|
|
|
| -
|
| н
|
| Гайнцев Кирилл
|
|
|
|
|
|
| с
|
| Дьяченко Влад
|
|
|
|
|
|
| дв
|
| Давлетова Айгуль
|
|
|
| -
| -
|
| н
|
| Ильтимерова Анастасия
|
|
|
|
|
|
| с
|
| Кудрявцева Алина
|
|
|
|
| -
|
| н
|
| Кулачкова Дарина
|
|
|
| -
| -
|
| н
|
| Латыпов Ильмир
|
|
|
|
|
|
| дв
|
| Минниханов Зиннур
|
|
|
| -
| -
|
| н
|
| Мухаметов Айнур
|
|
|
|
| -
|
| с
|
| Мухаметова Айгуль
|
|
|
|
| -
|
| н
|
| Муханова Адель
|
|
| -
| -
| -
|
| н
|
| Мущинкин Данил
|
|
| -
| -
| -
|
| н
|
| Садеев Данил
|
|
| -
| -
| -
|
| н
|
| Садыков Булат
|
|
|
|
|
|
| с
|
| Семенова Элина
|
|
|
|
| -
|
| с
|
| Файзуллина Юля
|
|
|
|
|
|
| дв
| Результаты были сведены в диаграммы, отражающие процентное соотношение знаний детьми средств народной педагогики - жанров народного творчества - по уровням: высокий, достаточно высокий, средний, низкий.
Таблица 3. Результаты обследования обучающихся контрольной группы
(5А класс) (1 срез)
№ п/п
| Фамилия,имя
| Анкетирование
|
|
|
|
|
| Колич.баллов
| Уровень
|
| Ахмадышина Айгуль
|
|
|
|
|
|
| c
|
| Габдрахманов Рустам
|
|
|
| -
|
|
| н
|
| Гареева Карина
|
|
|
| -
| -
|
| н
|
| Гладышева Марина
|
|
|
|
|
|
| с
|
| Гумилевский Иван
|
| -
|
| -
| -
|
| н
|
| Закиров Тимур
|
|
| -
| -
| -
|
| н
|
| Зайдуллин Александр
|
| -
| -
| -
| -
|
| н
|
| Зиязтдинова Линара
|
|
|
| -
|
|
| с
|
| Иванова Алина
|
|
|
|
|
|
| дв
|
| Камалова Регина
|
|
|
| -
|
|
| н
|
| Канзафаров Кирилл
|
|
|
| -
| -
|
| н
|
| Кательницкая Вероника
|
|
|
|
| -
|
| с
|
| Кашичкин Игорь
|
|
|
| -
| -
|
| н
|
| Коренева Татьяна
|
|
|
| -
|
|
| с
|
| Мазитов Марк
|
|
| -
| -
| -
|
| н
|
| Минильбаева Лариса
|
|
|
|
|
|
| с
|
| Набиуллин Александр
|
|
|
| -
| -
|
| н
|
| Оганесян Давид
|
|
| -
| -
| -
|
| н
|
| Суфиева Эльвина
|
|
| -
| -
| -
|
| н
|
| Тимиряева Екатерина
|
|
|
|
|
|
| с
|
| Хазиуллин Вильдан
|
|
|
| -
| -
|
| н
|
| Халиков Антон
|
|
|
| -
| -
|
| н
|
| Цеделкина Анастасия
|
|
|
| -
|
|
| н
|
| Шаптраев Олег
|
| -
| -
| -
| -
|
| н
|
| Шаракаева Диана
|
|
|
| -
| -
|
| н
|
| Ялалов Камиль
|
|
|
|
|
|
| с
|
2. Беседа с обучающимися.
Цель: определить источники знаний по средствам народной педагогики.
Были предложены следующие вопросы:
1. Назови фамилию, имя, класс
2. Расскажи о своей семье
3. Как вы проводите свободное время в семье?
4. Устраиваете ли дома праздники? Какие?
Полный текст вопросника дан в приложении (Приложение 2)
Результаты беседы занесены в таблицы 2,3
5А
№ п/п
| Фамилия,имя
| Анкетирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ахмадышина Айгуль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Габдрахманов Рустам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гареева Карина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гладышева Марина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гумилевский Иван
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Закиров Тимур
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Зайдуллин Александр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Зиязтдинова Линара
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Иванова Алина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Камалова Регина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Канзафаров Кирилл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кательницкая Вероника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кашичкин Игорь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Коренева Татьяна
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мазитов Марк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Минильбаева Лариса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Набиуллин Александр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оганесян Давид
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Суфиева Эльвина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тимиряева Екатерина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Хазиуллин Вильдан
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Халиков Антон
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Цеделкина Анастасия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Шаптраев Олег
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Шаракаева Диана
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ялалов Камиль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | |
5Б
№
| Фамилия,имя
|
| п/п
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ахметов Динар
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ахметьярова Эльвина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Басыров Руслан
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Буланов Александр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гатауллин Владислав
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Гайнцев Кирилл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дьяченко Влад
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Давлетова Айгуль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ильтимерова Анастасия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кудрявцева Алина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кулачкова Дарина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Латыпов Ильмир
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Минниханов Зиннур
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мухаметов Айнур
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мухаметова Айгуль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Муханова Адель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мущинкин Данил
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Садеев Данил
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Садыков Булат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Семенова Элина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Файзуллина Юля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | |
3. Анкетирование учителей.
Цель: выявить средствам народной педагогики, используемых в работе учителей. 14-м педагогам была предложена следующая анкета.
1. Что такое народная педагогика?
а) педагогическая культура родителей;
б) мудрые высказывания пожилых людей о жизни;
в) совокупность педагогических взглядов народа;
2. Кто ввел понятие народная педагогика?
а) К.Ш.Ахияров;
б) Г.Н.Волков;
в) Я.А.Коменский;
Полный текст анкеты дан в приложении 3 (Приложение 3)
Результаты анкетирования показали, что 12 педагогов правильно определили, что такое народная педагогика, кто ввел понятие опредилил только 1 педагог. Средства народной педагогики учителя используют на уроках частично, во внеурочное время проводят праздники, беседы с использованием загадок, пословиц и поговорок. 3 педагога проводит викторины по сказкам, 1 педагог-народные праздники (Сабантуй, Науруз). В работе с родителями педагоги не используют или мало используют народную мудрость воспитания. На уроке башкирской литературы 3 учителя знакомят школьников с традициями башкирского народа. 10 учителей не связывают формирование нравственных качеств обучающихся с использованием средств народной педагогики. Таким образом, учителя общеобразовательной школы мало используют средства башкирской народной педагогики в воспитании детей, в работе с родителями. Огромные возможности средств башкирской народной педагогики в духовно-нравственном воспитании школьников чаще всего не используются.
4. Анкетирование обучающихся « Я и смысл моей жизни» .
Цель: Выявить умение школьников определять смысл своей жизни(духовное развитие).
Использовалась методика Е.Степанова « Я и смысл моей жизни » для обучающихся 5-8 классов [40, с.41-43]
Школьникам предлагалась подумать о смысле и ценностях жизни человека и следующие задания:
1. Продолжи предложения:
Хорошая жизнь – это …
Счастливый человек – это тот, кто …..
Больше всего я ценю в людях …..
Смысл моей жизни заключается в том, что ………
Полный текст анкеты дан в приложении 4 (Приложение 4)
5. Наблюдение проявления нравственных качеств школьников.
Цель: определить уровень проявления нравственных качеств школьников.
Была использована ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления нравственности подростков (Методика М.И.Шиловой) [40, с.55-58]
Фиксировались основные отношения, базовые качества, проявляющиеся в основных сферах отношений. Учитывались признаки проявления нравственных качеств от 3-го до нулевого уровня по таким отношениям, как:
- любовь к своему Отечеству, забота об общем благе;
- любовь к родной природе;
- товарищество, верность дружбе;
- вежливость и культура поведения;
- доброжелательность;
- стремление к совершенствованию;
Полный текст диагностической программы дан в приложении 5(Приложение 5)
Данные были внесены в сводный лист в таблице 4 (см. табл.4)
Сводный лист к диагностической программе изучения уровней проявления нравственных качеств подростков.
5А класс
Фамилия имя обучающихся
| Показатели и уровни
| Итого
|
|
|
|
|
|
| Ахмадышина Айгуль
|
|
|
|
|
|
|
| Габдрахманов Рустам
|
|
|
|
|
|
|
| Гареева Карина
|
|
|
|
|
|
|
| Гладышева Марина
|
|
|
|
|
|
|
| Гумилевский Иван
|
|
|
|
|
|
|
| Зайдуллин Александр
|
|
|
|
|
|
|
| Зиязтдинова Линара
|
|
|
|
|
|
|
| Иванова Алина
|
|
|
|
|
|
|
| Камалова Регина
|
|
|
|
|
|
|
| Канзафаров Кирилл
|
|
|
|
|
|
|
| Кательницкая Вероника
|
|
|
|
|
|
|
| Кашичкин Игорь
|
|
|
|
|
|
|
| Коренева Татьяна
|
|
|
|
|
|
|
| Мазитов Марк
|
|
|
|
|
|
|
| Минильбаева Лариса
|
|
|
|
|
|
|
| Набиуллин Александр
|
|
|
|
|
|
|
| Оганесян Давид
|
|
|
|
|
|
|
| Суфиева Эльвина
|
|
|
|
|
|
|
| Тимиряева Екатерина
|
|
|
|
|
|
|
| Хазиуллин Вильдан
|
|
|
|
|
|
|
| Халиков Антон
|
|
|
|
|
|
|
| Цеделкина Анасиасия
|
|
|
|
|
|
|
| Шаптраев Олег
|
|
|
|
|
|
|
| Шаракаева Диана
|
|
|
|
|
|
|
| Ялалов Камиль
|
|
|
|
|
|
|
| Закиров Тимур
|
|
|
|
|
|
|
| На 3-м уровне
|
|
|
|
|
|
|
| На 2-м уровне
|
|
|
|
|
|
|
| На 1-м уровне
|
|
|
|
|
|
|
| На 0-м уровне
|
|
|
|
|
|
|
| Итого по классу
|
|
|
|
|
|
|
|
5Б класс
Фамилия имя обучающихся
| Показатели и уровни
| Итого
|
|
|
|
|
|
| Ахметов Динар
|
|
|
|
|
|
|
| Ахметьярова Эльвина
|
|
|
|
|
|
|
| Басыров Руслан
|
|
|
|
|
|
|
| Буланов Александр
|
|
|
|
|
|
|
| Гатауллин Владислав
|
|
|
|
|
|
|
| Гайнцев Кирилл
|
|
|
|
|
|
|
| Дьяченко Влад
|
|
|
|
|
|
|
| Давлетова Айгуль
|
|
|
|
|
|
|
| Ильтимерова Анастасия
|
|
|
|
|
|
|
| Кудрявцева Алина
|
|
|
|
|
|
|
| Кулачкова Дарина
|
|
|
|
|
|
|
| Латыпов Ильмир
|
|
|
|
|
|
|
| Минниханов Зиннур
|
|
|
|
|
|
|
| Мухаметов Айнур
|
|
|
|
|
|
|
| Мухаметова Айгуль
|
|
|
|
|
|
|
| Муханова Адель
|
|
|
|
|
|
|
| Мущинкин Данил
|
|
|
|
|
|
|
| Садеев Данил
|
|
|
|
|
|
|
| Садыков Булат
|
|
|
|
|
|
|
| Семенова Элина
|
|
|
|
|
|
|
| Файзуллина Юля
|
|
|
|
|
|
|
| На 3-м уровне
|
|
|
|
|
|
|
| На 2-м уровне
|
|
|
|
|
|
|
| На 1-м уровне
|
|
|
|
|
|
|
| На 0-м уровне
|
|
|
|
|
|
|
| Итого по классу
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы.
1. Абдуллина З.Х. Добропорядочный победит, невоспитанный износится// Учитель Башкортостана.-2011.-№ 2.-c.115-116
2. Алдырханова- Каримова А.Р. Воспитательное значение изучения башкирского народного творчества// Учитель Башкортостана.-2010.-№ 4.-c.22-26
3. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа.- Уфа: БашГПУ,2000.-с. 328
4. Баймурзина В., Баймурзин Х. Бесценный клад народной педагогики// Народное образование. – 2000.-№6.- с.316-321
5. Басирова Л.Уроки Мустая Карима// Агидель. -2012.- №6.- с.149-155
6. Башкирское народное творчество: Обрядовый фольклор. Сост.А.Сулейманов, Р.Султангареева.-Уфа:Башк.книжное издательство.,-1995.-с.560
7. Башкирское народное творчество. Предания и легенды.2 том.-Уфа:Китап,-1997
8. Биккузина Т.А.Внеклассная работа по башкирскому языку, 5-9 кл.Пособие для учителей(на башк.языке).-Уфа:Китап, 1997.-с.136
9. Буракаева М.С. Воспитательное значение шежерэ//Агидель. -2012.-№6.-с.149-155
10. Буракаева М.С. Заветы Урала батыра народу// Учитель Башкортостана.-2011.-№ 8.-c.118-120
11. Буракаева Д.И., Буракаева М.С.,Юлмухаметов М.Б. Культура башкир(на башк.языке)(Уроки жизни): учебник для IV класса 4-е издание.-Уфа: Китап, 2009.-с.192
12. Буракаева Д.И., Буракаева М.С.,Юлмухаметов М.Б. Уроки жизни учебник для V класса (на башк.языке).-Уфа:Башкирское издательство «Китап», 1996.-с.144
13. Валиев И.И. Педагогика Мустая Карима.-Уфа:Китап,-202.- с.208
14. Валиев И.И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима/ Вступительная статья А.Филиппова.-Уфа.: Китап, 2005.-с.416
15. Вильчанская Л.Н. Человек среди людей/ Л.Н. Вильчанская //Воспитание школьников.-2011.-№ 6.-с.36-74
16. Волков Г.Н. Этнопедагогика. :Учебник для студентов сред.и высш.учеб.завед.-М.: Издательский центр «Академия»,2000.-с.176
17. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданиниа России.2-е издание. М.:Просвещение.-2011.-с.23
18. Жданова К.Д. «Родилась наше время в огне и в дыму»(Заметки читателя о романе «Буренушка» Т.Гариповой) // Учитель Башкортостана.-2010.-№ 9.-c.59-61
19. Зиннатуллина Л.Р. Самородок башкирской культуры// Учитель Башкортостана.-2011.-№ 8.-c.39-41
20. Измайлов А.Э.Народная педагогика : Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.- М.:Педагогика,-1991.-с.256
21. Ильясова А.М.Дерево с крепким корнем долго живет// Учитель Башкортостана.-2011.-№ 3.-c.117-118
22. Исхаков Т.К. Вопросы нравственного воспитания в башкирской народной педагогике// Вестник. БирГПИ. Серия:Педагогика и психология.(Выпуск 2)-2003.-с.49-52
23. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, праздники, тренинги). 5-11 классы: методическое пособие/авт.-сост. Ю.А.Матюхина; под ред.Т.К.Инусиловой.- 2-е изд.-М.: Глобус, 2008.- с.175
24. Крившенко Л.П. и др. Педагогика: учеб./Л.П.Крившенко; под ред. Л.П.Крившенко.- М. :Т.К.Веяби, Изд-во Проспект,-2008.- с.432
25. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах/ В.В.Кобзева// Классный руководитель.-2001.-№ 7.-с.106-112
26. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов сред.и высш.учеб.завед.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.-с.176
27. Кузбаева С.С. Воспитываем духовных личностей// Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 9.-c.25-26
28. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие.- М.:ИКЦ «МарТ», Ростов на Дону: Изд. центр «МарТ», 2004,-с.352
29. Культура народов Башкортостана. Часть 1.Фольклорные праздникик как средство приобщения детей к культуре народов Башкортостана, -Уфа,-2001. С.84
30. Кунафин Г.С. Основа исторического сознания – в духовном наследии// Ватандаш.-2007.-№ 10.-с.120-129
31. Муллагалиева Л.К. Становление традиционных ценностей в бытии современного общества // Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 7.-c.48-51
32. Назарова Л.Ю. Дети- святые рыцари добра// Учитель Башкортостана.- 2010.-№ 9.-c.57-58
33. Орлова Г.Р. Семейная этика в пословицах и поговорках // Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 5.-c.104-106
34. Педагогика: учебное пособие/ под.ред. П.И.Пидкасистого.-М.:Высшая школа,-2007.- с.430
35. Подласый И.П. Педагогика:учебник.-М.:Высшее образование, 2008.- с.540
36. Ракаева А. Духовное воспитание ребенка через сказы // Ватандаш.- 2011.-
№ 9.- с.26-29
37. Рахматуллина З, Фатхуллина А. Нравственный мир башкир: история и современность// Ватандаш.-2010.-№5.-с.181-200
38. Родной Башкортостан: Учебник для 5 класса/Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямова А.А., Шагманов Т.Г.- Уфа: Китап, 2005.-с.224
39. Садириев М. Воспитание гражданина-дело семейное//Бельские просторы.- 2008.-№6.-с.163-171
40. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя.Личностное развитие, учебная деятельность, физическое и духовное здоровье школьника. 5-9 классы. – М.:Глобус, 2007.- с.336
41. Сластенин В.А. Педагогика:Учебник для студ.высш.учеб.зав./В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов, под ред.В.А.Сластенина.-9-е изд.-М.:Изд.центр «Академия», 2008.- с.576
42. Соколов Е. Вечные ценности//Воспитание школьников.-2002.-№1.-с.14-15
43. Сулейманов А.М. «Народные песни дороже изумруда и бриллиантов»// Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 7.-c.14-16
44. Султангареева Р.А. «Дух отца сохранит страну»// Учитель Башкортостана.- 2012.-№ 1.-c.105-108
45. Султангареева Р.А. Праздник осеннего равноденствия – Сумбуля//Ватандаш.- 2011.-№9.-с.175-181
46. Султангареева Р.А. Z- дитя природы. Детский фольклор: пособие для учителей.- Уфа:Башкирсое издательство «Китап»,-2001
47. Сухомлинский В.А.- Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили (Антология гуманной педагогики), 2002,-с.224
48. Теоритические и прикладные идеи этнопедагогики народов в России/ Педагогика.Учебное для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого.М.:Российское педагогическое общество, 1996.-с.456-480
49. Тугулбаева А.Р. Чудесное лето.Предложение. 5 класс// Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 7.-c.22-24
50. Усманова М.Г., Габитова З.М., Абдулхаева Г.Н.Башкирский язык.Учебник для учащихся 5 класса школ с русским языком обучения.- Уфа: Китап, 2010.-с.224
51. Файзуллина Р.Х.Этнокультурное образование школьника-залог успеха в формировании личности.// Учитель Башкортостана.- 2011.-№ 3.-c.118-120
52. Хажин В.И, Вильданов А.Х. Башкирский язык и литература. Учебник для учащихся башкир 5 класса школ с русским языком обучения(на башк.языке)- Уфа: Китап, 2008.-с.408
53. Хайбуллина-Мунасипова А.Г.Слово пожилых-сама мудрость// Учитель Башкортостана.- 2009.-№ 8.-c.93-94
54. Хуббитдинова Н. Художественное освещение народных обычаев в башкирской поэзии(на башк.языке) //Ватандаш.- 2010.-№7.-с.148-152
55. Шаяхметова И.Воспитание воина-патириота в башкирской народной педагогике// Ватандаш.- 2010.-№8.-с.61-70
Приложение 1.
1. Отгадайте загадки:
а) Ҡыҙыл төймә таптым, Ауыҙыма ҡаптым.
___________________________
б) Ҡойроғо көлтә кеүек, Яратҡаны сәтләүек, Ҡыуышҡа яһай өйөн, Был ни,әлбиттә,… .
____________________________
в) Орлоғо ҡара,ере аҡ, Ҡул менән сәсәләр, Күҙ менән йыялар.
____________________________
г) Ҡышын да йәшел, йәйен дә йәшел.
_____________________________
д) Ерҙән ҡаҙып алалар, Аш, бәлешкә һалалар. Көлгә күмә малайҙар, Иҙеп ашай бабайҙар.
_____________________________
2. Продолжите пословицы.
а) Ил т0к0р32 ______________________________________________________
б) Кемде8 арба3ына ултыр3а8_______________________________________
в) №16 бер к0нл0к___________________________________________________
г) Бер к0нг2 артта 7ал3а8___________________________________________
д) !тк2н эшт2н ____________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|