|
Актуальность и постановка проблемы исследования.
В последние годы большое внимание стало уделяться нравственному воспитанию, и это открывает широкие возможности при использовании на уроках этнокультурного компонента. Суть его - обучение и воспитание обучающихся с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи, национально - этнические обряды.[13]
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. [1]
Ребенок живет и учиться в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, с другой – использовать его воспитательный потенциал.[13]
Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.
Происходящие в последние годы социально - политические изменения в стране привели к пробуждению национального самосознания народов, её населяющих. Оно прежде всего выразилось в требованиях создания национальных школ, способствующих восстановлению забытых национальных традиций, языка и культуры. Республика Башкортостан является многонациональной и многоязычной республикой. В её городах и сельской местности проживают представители свыше 100 национальностей; башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, удмурты и другие.
Обострилась проблема организации процесса воспитания нравственных качеств личности в условиях сельской общеобразовательной школы со смешанным национальным составом учащихся.
Наши исследования показывают, что при изучении вопросов нравственного и общественно-политического характера, необдуманно и неоправданно отодвинуто на второй план проблема формирования у детей любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, народной самобытной культуре, народному творчеству, недостаточно учитывали взаимовлияния педагогических идей разных народов в многонациональной среде. Раньше казалось неуместным использование в содержании уроков материалов, связанных с народной тематикой, с богатейшими наследиями различных народов. Удобнее и легче было пользоваться многочисленными «указаниями, рекомендациями и советами», которыми были пропитаны различные инструктивные письма, программы.
Необходимо признать, что при различных социально-экономических формациях, различных идеологиях человечество всегда стремилось к формированию высоких духовных ценностей. Вне зависимости от национальности люди стремились воспитать такие качества, как: любовь к Родине, доброта, дружба и т. д. Этому, по мнению большинства ученых и педагогов, практических работников системы образования, способствует народная педагогика, основа народного воспитания. Поэтому без учета народных традиций воспитания, включающих нравственные компоненты, без изучения педагогического опыта разных народов, с нашей точки зрения, не может быть эффективно организовано воспитание подрастающего поколения.
Социально-политические реалии нынешнего этапа развития нашего общества - распад духовных ценностей, межнациональные конфликты и войны - также требуют организации процесса воспитания подрастающего поколения на прогрессивных традициях народной педагогики.
Проблема народного воспитания находилась в центре внимания многих педагогов - исследователей: К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.
Прогрессивные мыслители прошлого, отразившие передовые педагогические идеи своего времени (М.В. Ломоносов, Л.Н.Толстой, К.Э. Циолковский, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, Н.И. Пирогов, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.А.Добролюбов и др.) широко опирались на народный опыт воспитания, на его идейную мудрость.
Первые башкирские просветители и деятели культуры М. Акмулла, М. Уметбаев, М. Бекчурин немалую роль отводили народнопоэтическому творчеству, народным традициям.
Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал академик РАО Г. Н. Волков, автор многих работ по народному воспитанию.
В настоящее время имеется ряд педагогических работ, посвященных этнопедагогике различных народов: башкирского (К. Ш. Ахияров, А. М. Сафин, В.И. Баймурзина, Р.А. Хамидулина, У.Ш. Атангулов, С.А. Мухамедьянов, Л.М. Кашапова, Л.Х. Салимова, З.Ф. Исламова и др.), русского (Б. А. Александров, 3. П. Васильцева), татарского (3. Г. Нигматов, Я. И. Ханбиков), азербайджанского (А.Ш. Гашимов), белорусского (А.П. Орлова), украинского (М.И. Стельмахович), грузинского (А.Ф. Хинтибидзе), туркменского (К. Перлиев), якутского (В.А.Афанасьев), дагестанского (А.Ш. Мирзоев), тувинского (Т.Т. Мунзук), бурятского (С.Д. Намсараев), калмыкского (О.Д. Мукаева) народов, а также народов, населяющих Среднюю Азию (А.Э. Измайлов, В.А.Кадыров, А.У. Уразбеков и др.) и многие другие.
Вопросы взаимосвязи русской и башкирской народной" педагогики рассматривает в своей диссертации Салимова Л. X., идеи и опыт народной педагогики в трудовом воспитании -Атангулов У. Ш., воспитание учащихся на традициях башкирской национальной музыкальной культуры-Кашапова Л.М., этнопедагогические взгляды просветителей Башкортостана -. Альмухаметов Р.В, народное искусство как средство формирования эстетической культуры будущего учителя начальных классов (на материале декоративно- прикладного искусства народов Башкортостана) - Исламова З.Ф.,культуре и национальным традициям башкирского народа, истории башкир посвящены труды Валеева Д.Ж., Бикбулатова Н.В., Валиди А.А., Галина С.А. , Галяутдинова И,Г., Кузеева Р.Г., Кунафина Г.С. , Надршиной Ф.А., Султангареевой Р.С. ,Сулейманова A.M., Усманова А.Н. и многие другие.
Вопросы воспитания нравственных качеств личности находились в центре внимания П.Ф. Каптерева, И.И. Иванова, З.И. Васильевой, Н.Е. Щурковой, И.С. Марьенко, Ю.З. Кутлугильдиной и других.
Исходя из анализа состояния изученности проблемы, можно констатировать, что перечисленные выше работы способствуют накоплению знаний в области этнопедагогики отдельных народов и приведению их в систему, однако при этом недостаточно изучены процессы взаимовлияния педагогического опыта разных народов; не выявлены педагогические условия воспитания школьников на традициях народной педагогики в полинациональной среде в современных условиях.
Объект исследования –
Предмет исследования -
Цель исследования:
Гипотеза: …
Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Методологической основой исследования являются принципы объективности, историзма, целостного изучения явлений в их развитии и взаимной связи; этнопедагогическая теория; концептуальные теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов по вопросам народной духовной культуры.
Методы исследования:
теоретические (анализ литературы по проблеме, связанной с темой исследования);
эмпирические (изучение и анализ опыта духовно-нравственного воспитания в школе и других учебных заведениях, наблюдение, эксперимент, диагностика, беседы).
Глава 1. Народная педагогика и становление личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|