|
Народная педагогика-древнейший пласт человеческой культуры.
Народная педагогика — древнейшее явление человеческой культуры. Говоря словами К.Д.Ушинского, народной педагогике столько веков, сколько самому народу. Скрупулезно фиксируя искры умственной и нравственной мудрости, передавая подрастающему поколению достижения человеческой мысли и чувства, дела и отношения, она вела человечество по ступенькам роста.
Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ истории древней педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана показывает, что первые социальные памятники педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной педагогической культуры.[а]
Однако в дореволюционной России социально-педагогические проблемы воспитания подрастающего поколения находились в центре внимания передовой интеллигенции России. Во второй половине XIX в. народную педагогику изучали Н.И.Пирогов, Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, Н.В.Шелгунов, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский, А.П.Щапов.
Проанализировав германскую, французскую, английскую, североамериканскую системы воспитания, К.Д.Ушинский пришел к следующим выводам: общей системы воспитания для всех народов не существует, заимствование воспитательных систем одним народом у другого является невозможным; общественное воспитание совершенствуется под влиянием всей жизни страны и общественного мнения. Он был убежден, что «воспитание находится в такой многосложной и органической связи с народной жизнью, что испытанные формы его не могут выйти из одной головы... Люди родятся, растут, следовательно, и воспитываются, если не в школах, нарочно для того устроенных, то, тем не менее, воспитываются в той жизненной среде, где разнообразнейшие влияния».
В содержание народной педагогики К.Д.Ушинский включал усвоение подрастающими людьми всех видов культуры, но, прежде всего, труда. «Самое воспитание, если оно желает счастье человеку, должно его воспитывать не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни». Родное слово формирует душу, ставит характер, приобщает человека к нации, полагал К.Д.Ушинский. К механизмам функционирования народной педагогики К.Д.Ушинский относил игру, общественное мнение, обычаи, традиции. Значительное влияние на общественное воспитание, по его мнению, оказывал характер народа.
В брошюре «Народная педагогика» (1926) Г.С.Виноградов обосновывает научный подход к анализу этого явления. Народная педагогика опирается на народную философию, миросозерцание народа, впитывая и стихийный материализм, и суеверия, и предрассудки. В поговорках, пословицах, сказках, легендах, в играх, обычаях многих народов прослеживается эта связь. Народная педагогика начинается с рождения ребенка: колыбельные песни, потешки, загадки, приучение к самообслуживанию и т.д. «Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ними выросло, отразило в себе всю его историю, все испытанные им влияния, все его лучшие и худшие качества».
На Всероссийской конференции научных обществ в 1923г. отмечалось, что из народной педагогики, из воспитательного фольклора в школу приходит обучение детей методами единства действия и слова, растолковывание, повествование. Народные воспитатели умели «незаметно вывести слушателей из реальной повседневной обстановки и привычной среды, незаметно ввести в мир сказки, в нужный момент создать настроение, усилить впечатление, заворожить, увлечь».
В 1922-1926 гг. Г.С.Виноградов публикует научно-методические программы изучения народной педагогики и результаты своих исследований детских тайных языков, игр и забав, детского фольклора.
Народная педагогика прошлого являлась органической стороной общественной жизни, культуры, своеобразным инструментом социализации подрастающих поколений, осуществляя связь между прошлым и будущим. Развиваясь в структуре непосредственной жизни — деятельности людей, массовая педагогика встала перед неразрешимым вопросом, когда во второй половине XIX в. после отмены крепостного права началось развитие капитализма в России. Уже не могли справиться с подготовкой кадров ни «вольные школы», ни домашние «мастера», уже не срабатывал социальный контроль в селе, забывались традиции и обычаи. Однако в миллионах семей продолжалось воспитание, и народная педагогика функционировала в структуре общественной психологии, но уже в качественно иных условиях и формах.
Народ сохраняет и передает последующим поколениям только те методы, средства, элементы своей воспитательной традиции, которые дают эффект, действительно способны что-то воспитать. Таким образом, одни методы, средства, идеи уходят в прошлое, умирают, другие крепнут, развиваются. Утилизация одних средств и расцвет других также связаны и с изменениями условий деятельности и быта народа. Однако сила воспитательных народных традиций в их преемственности. Иначе быть не может. «Забывая, свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем», — пишет Чингиз Айтматов.
Можно предположить, что с появлением речи и сознания усилия народной педагогики были направлены на защиту человека от человека, людей — от чужих людей.
Первоначально народная педагогика служила налаживанию добрых отношений между взрослыми. Дети еще не были объектом внимания взрослых, находились под покровительством материнского инстинкта и участвовали в танцах, обрядах и обычаях вместе с матерью, пока не достигали определенного возраста, после чего проходили инициацию и включались в общественную жизнь в качестве младших членов взрослого коллектива — блюстителей табу, обрядов, обычаев, тружеников и добытчиков. Племена, сумевшие разнообразными табу обуздать дикость и развить добрые человеческие качества многочисленными ритуалами, обрядами и обычаями, уверенно пошли по пути общественного прогресса. Человек все больше отходил от животного состояния: развивалась личность, расширялась и углублялась его духовная сфера, совершенствовался мозг, развивались способности. Другие племена, где система табу и обрядов не получила широкого распространения, где дикие способы удовлетворения потребностей не осуждались, остались на примитивном уровне развития и постепенно погибали под ударами макрокосма.
У племен с развитым микрокосмом появляется потребность в воспитании детей и народная педагогика большей частью становится регулятором взаимоотношений взрослых и детей.
Элементами народной педагогики являются бытовой уклад и бытовые отношения, украшения жилья, игрушки, песни и пляски, легенды и предания, способы организации труда и ухода за животными, пословицы и поговорки, загадки и различные ритуалы, обряды и обычаи, сказки и моральные нормы, игры и развлечения и т.д. Как видим, здесь представлена вся сфера интересов этнографии. Последняя, однако, занимается всем этим лишь постольку, поскольку изучает сходство и различия между народами, их культурами, а также изменения во времени их характерных черт и особенностей. С таким же успехом мы можем назвать элементы народной педагогики областью интересов истории культуры, литературоведения и других наук.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. [Б]
Передача культурного наследия одним поколением другому также составляет область интересов этнографии. Однако в ходе его передачи идет глубинный психологический процесс формирования сознания, личностных качеств, умений и навыков младшего поколения, который составляет область действия народной педагогики, ее предмет. Обратим внимание, — передача культурного наследия идет не бессистемно, а дозы передачи ограничены конкретными возрастными этапами, взаимоотношения взрослых и детей регулируются определенными нормами и требованиями, т.е. это настоящий педагогический процесс, настоящее воспитание со своими законами и закономерностями.
Неисчерпаем родник народной мудрости, его необходимо разумно использовать в воспитательных целях, помня, что главный источник человечности — сам человек.
Многие педагоги и просветители Российских народов оставили там свои завещания, в которых убеждали беречь единство земли Российской, беречь русский язык наравне со своими родными языками.
По мнению К.Д.Ушинского, язык является величайшим народным наставником. «Великий народный педагог — Родное слово!» — восклицает он. Почти те же мысли выразил татарский народный поэт Габдулла Тукай в своем стихотворении «Родная речь» и в лекции «О народном творчестве». Поэт ясно осознает значение родного языка в познании ребенком окружающего мира:
Родной язык — святой язык.
Как ты прекрасен!
Целый мир
В твоем богатстве я постиг!
Слово вообще приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово объясняет жизнь и является хранителем народной исторической памяти. Слово утешает, помогает, лечит, побуждает и вдохновляет на подвиг.
«Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести».
Умение хорошо, то есть образно, умно и тактично говорить в какой-то степени является мерилом социально-общественного положения личности.
Безусловно, язык — главное достижение народа и основной показатель уровня развития мышления нации, ее культуры в целом. Язык, песня и музыка — очень сильный, постоянно действующий фактор сплочения татар, особенно проживающих за пределами Татарстана — утверждает академик РАО Мирза Махмутов.
В словах языка живут не только чисто коммуникативно- информационные возможности форм и значений, но и прошлое, настоящее, будущее народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д. Слова преломляют в своей семантике своеобразие культурно-исторического опыта народа. Например, в романах «Иргиз» Х.Давлетшиной, «Кинзя» Г.Ибрагимова, «Родные и знакомые» Дж. Киекбаева, «Ночь лунного затмения» М.Карима, «Плачдомбры», «Кожанаяшкатулка», «Караван» А.Хакимова, «Карасакал» Б.Рафикова, «Кровавый пятьдесят пятый» Г.Хусаинова, трилогии «Униженные», «Большой Ик», «Емеш» З.Биишевой используются этнографическая, религиозная, военная, мифологическая лексика; слова и понятия обрядов, праздников башкирского народа; названия предметов домашнего обихода, национальной одежды, украшений; национальных блюд, музыкальных инструментов и т.д.
Уникальная песенная традиция башкирского народа оказывает благотворное влияние на творчество поэтов и композиторов. Многие башкирские композиторы сочинили и сочиняют музыку на тексты стихотворений С.Юлаева, Ш.Бабича, М.Карима, Н.Наджми, К.Даяна, Ш.Биккула, Н.Идельбая, Я.Кулмыя, З.Биишевой, Р.Гарипова, М.Уразаева, С.Алибая и др.
Любой язык, язык любого народа своеобразен, оригинален, содержит огромную духовную ценность, в нем заложен богатый опыт народного мышления. Язык даже самого малочисленного народа отражает историческое прошлое настоящих его носителей. Не зря родной язык зовут материнским. Через родной язык из поколения в поколение передается опыт человеческой жизни, через него воспитывается молодое поколение. Язык тесно связан с этнопсихологией, этнофилософией, этнодидактикой, с самобытностью народа, его самосознанием. За каждым языком стоит целая культура, особое видение мира. Через родной язык человек осознает свои исторические корни. Язык отражает духовною жизнь народа, обычаи и традиции этноса.
Существует мнение о том, что двуязычие якобы вредно, но ведь известно, что множество народов мира двуязычно. Балтийцы, например, считаются даже трехъязычными, а швейцарцы — четырехъязычными. Нам надо преодолевать не столько двуязычие, сколько «полуязычие», малограмотность, которые стали характерны даже для людей с высшим образованием. Назрела необходимость государственного обеспечения условий качественного изучения каждым человеком русского языка, языка своей национальности и одного-двух иностранных языков. Народы мира накопили богатый опыт воспитания, который учит подрастающее поколение любви к отчему дому, к Отечеству, формирует культуру межнационального общения. Народный эпос, художественная литература, мемуары сберегли его, донесли до нас. Важным в этом аспекте представляется изучение прогрессивных идей, содержащихся в разных жанрах фольклора отдельных народов: песни, предания, сказания, былины, сказки, загадки и т.п. Глубокие нравственно-патриотические идеи заложены в поговорках и пословицах народов. Народная мудрость — явление интернациональное, и очень часто в иностранном, русском и родном языках можно найти одинаковые по смыслу пословицы и поговорки, а сравнение нескольких эквивалентных изречений дает хороший повод для разговора об обычаях этих народов. Народные афоризмы не просто выражают ту или иную идею, они созданы, отшлифованы, имеют определенные воспитательные задачи, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности, любовью к родине, к своему народу. Русский народ идею патриотизма высказал и выразил в таких афоризмах как: «Всякому мила своя сторона», «Своя земля и в горести мила». Балкарцы предупреждают: «И покидая, не ругай страну отцов, ты возвратишься в этот край, в конце концов». Узбеки свои патриотические чувства выражают следующими афоризмами: «Лучше с жизнью распрощаться, чем с Отчизною расстаться», «Любовь к земле — любовь к Родине».
Патриотические чувства и любовь к Родине органически связаны с любовью к народу: «Народу единство — что птице крылья». Киргизы убеждены, что «все прожитое вместе с народом — великий праздник», туркмены говорят: «Коль не будет народа — пусть не восходят ни луна, ни солнце».
Интересно отметить, что у разных народов любовь к Родине высказывается часто почти одинаковыми и по форме, и по содержанию пословицами. К примеру, русская пословица «Русская сторона — мать, чужая — мачеха» — имеет эквиваленты: «Родина — мать, чужбина — мачеха» в осетинском фольклоре, «Своя Родина как родная мать, чужая как мачеха» в адыгейском.
Жизненный опыт народа убедил в том, что человек не может быть одиноким, он вынужден вступать в определенные взаимоотношения с окружающими. Значение дружбы, ее положительное влияние на нравственный облик человека, выражается в ряде поговорок и пословиц: «Птица сильна своими крыльями, а человек — друзьями», «Если другом будет хороший человек — работу закончишь, если другом будет дурной человек — голову погубишь».
Многие приемы, средства народной педагогики тесно смыкаются и переплетаются религиозными воззрениями, убеждениям, и некоторые прямо опираются на религиозные догматы. Это закономерно, ибо религия — один из элементов народной педагогики, которая не может функционировать без нравственного потенциала содержащегося религии.
Как утверждает Г.Н. Волков, религия — стержневой фактор в формировании духовности личности.
В Коране наибольшей силы исполнены заповеди милосердия. Они созвучны христианским. Раздавание милостыни — непреложный закон справедливости, нравственный долг правоверных: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали».
Религия сама по себе несет определенный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание.
Всем нам известны имена величайших поэтов и мудрецов — Фирдуоси, Саади, Омара Хайяма, Джами, Низами, Навои, Хафиза, Баласагуни, Кул Гали и других классиков восточной литературы, каждым стихом, каждой строкой зовущих нас к добру и справедливости по заветам Великой Книги мусульман. Нравственные понятия преемственно переходили из мудрости древних в Коран, а из Корана — в народную педагогику, в жизнь людей, в поэзию Востока.
А вот пример мудрых советов, которые оставил нам Руми:
Воистину удары мудреца
Намного лучше милости глупца
Яд мудрецов нередко нас спасает,
А мед глупцов подчас и убивает...
Вечные истины переходят через века от одного народа к другому. Читаем у Омара Хайяма:
Яд, мудрецом предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама
(«Рубай»)
Руми подчеркивает «хлебную важность» (И.Павлов) соблюдать нравственные нормы человеческого общежития. Основная тема всех религий — дети, воспитание. В христианстве главная тема — мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви. Воспитательный потенциал традиционные религиозных учений признан. Священные книги для детей - нравственные уроки. И даже, если они из атеистических семей, знание о вере их предков, несомненно, сыграют в их духовном развитии определенную роль.
Но в пору горячей революционной борьбы было не до тонкостей. Репрессивные законы советского правительства, направленные против религии и религиозных убеждений, окончательно решили судьбу народной педагогики.
Дедушки и бабушки — строгие хранители народных обычаев, обрядов и традиций, воспитательных приемов и методов — теперь стали жить отдельно, и некому постоянна, напоминать и подсказывать молодым, как любить и пестовать ребенка, чему учить и как требовать, что поощрять и что пресекать в его поведении — согласно доставшемуся им от предков опыту, проверенному и обогащенному их собственной жизнью.
Элементы народной педагогики сохранились: многотомными изданиями выходит фольклор, создаются фольклорные ансамбли, исполняющие народные песни, пляски, наигрыши, работают институты, записывающие и хранящие обычаи, обряды, ритуалы и т. д. Однако сами по себе эти элементы «не работают», так как забыта методика их применения, забыты воспитательные традиции. Народно педагогические традиции сохранились в отдельных семьях, в отдельных регионах.
Народная педагогика является сложившейся воспитательной системой, которую характеризуют следующие признаки:
— во всех приемах, средствах, элементах твердо и ясно обозначена цель, которую обобщенно можно сформулировать следующим образом: формировать личность на идеалах добра, истины и красоты, воспитывать семьянина и труженика;
— ясная мировоззренческая основа, которую исследователи народной педагогики уже определяют как стихийный материализм. Все приемы, средства, элементы народной педагогики стоят на реальной почве, направлены на формирование личности, способной функционировать в среде и взаимодействовать со средой и окружающими людьми.
Материализм народной педагогики также проявляется в ее тесном взаимодействии с физиологией и психологией человека.
Народная педагогика постоянно развивается, о чем выше уже было сказано:
— все элементы народной педагогики взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, глубоко «работая» в каком- то одном направлении воспитания. Скажем, сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании, загадки — в умственном, песни и пляски — в эстетическом, молодецкие игры и забавы — в физическом воспитании и т.д.;
— народная педагогика самоуправляема. Она пронизывает все стороны жизни каждого члена общества, и, конечно, постоянно требуются контроль взаимодействия членов общества, сверка взаимных отношений, корректировка деятельности отдельного члена общества (общности и совместной деятельности, взаимных отношений всех членов общества (общности). В общинах, где функционирует народная педагогика, контроль и корректировка достигаются приемами народной педагогики через педагогические отношения.
Этнопедагогика народов, населяющих нашу страну, существует тысячелетия, за это время рождались и отмирали воспитательные системы. Отмирание созданных на определенных идеологических установках воспитательных систем не сказывалось так пагубно на развитии личности и общества, как сказалось разрушение народной педагогики и предание ее забвению в нашей стране. С разрушением народной педагогики исчезли воспитательные традиции в семье и общине, начала вырождаться воспитательная функция семьи, что привело к возрастной сегрегации.
Негативные последствия разрушения народной педагогики характерны и для других стран мира. Центральной проблемой молодой науки (социальной экологии) является современный экологический кризис, проявляющийся, как известно, не только в растущем загрязнении природной среды, но и в разрушении традиционной культуры народов, населяющих нашу планету, в нарушении нормального ритма воспроизводства населения, в ослаблении семейных устоев, наконец, в распространении алкоголизма, наркомании, мистицизма и других форм ухода от реальности все большего числа людей.
Воспитательные системы, оторванные от народной педагогики, нежизнеспособны. Этот тезис подтверждается отмиранием воспитательных систем, возникавших в истории человечества.
Народная педагогика рассматривает каждого человека как элемент вечности, живое звено в бесконечной веренице человеческих судеб, идущих с незапамятных времен и уходящих в бесконечное грядущее. В этой вечности в прошлом бывало всякое, а в грядущем должно быть лучше — вот смысл народного философского отношения к бытию и человеку.
До сих пор мы говорим о народной педагогике, не именуя самого народа. Правомерно ли говорить вообще о народной педагогике конкретного народа? Бесспорно, каждый народ имеет свою оригинальную педагогическую культуру, присущую только ему и основанную на его собственной культуре, психологии, философии и трудовых традициях.
В то же время мы вправе говорить об общности народной педагогики. Эту общность определяет ряд факторов, среди которых, в первую очередь, следует отметить общность исторических условий развития народов. Как отметил Л.Я. Штернберг, все первобытные племена прошли через изобретение орудий труда, огня, жилища, какой-то одежды, социальной организации, терминов, родства. К этому следует добавить многочисленные смешения народов и племен в древности. Великих переселений народов было настолько много, пути их так часто пересекались и расходились, что, пожалуй, можно говорить о едином историческом опыте народов. Каждый кочующий конгломерат смешивался с местным населением и, уходя, оставлял часть себя. Оттуда, где сложился башкирский народ, тянутся корни некоторых германских племен, вплоть до англосаксов, корни славян, мадьяр, финнов, эстов и других народов.
Нужно учесть экономический и культурный обмен между племенами и народами. Следы этих обменов и смешений остались в языке. В башкирском языке, кроме тюркской этимологии, можно найти слова русских, персидских, арабских, угро-финских и других корней.
Некоторые исследователи справедливо подчеркивают общность целей и интересов трудящихся масс. В широком плане можно сказать: каждый народ стремится к миру, счастью через труд и здоровье людей.
Отметим некоторые общие принципы педагогических культур всех народов:
—педагогическая культура каждого народа зиждется на его языке, без родного языка нет народной педагогики;
— основы личности закладываются в самом раннем детстве. У всех народов есть пословицы, поговорки, написанные правила, идентичные башкирской пословице: «Что не прививается с молоком матери, тоне прививается никогда», или русской поговорке: «Воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит»;
— в основе педагогической культуры лежат идеалы добра, истины и красоты. Народная педагогика направлена на формирование личности, стремящейся к взаимопониманию и взаимопомощи, ищущей счастье во взаимоотношениях с людьми;
— народная педагогика охватывает все возрастные категории от рождения человека до его смерти. Меняется с возрастом роль человека в народной педагогике: от предмета всеобщей заботы в младенческом возрасте до высокого авторитета в вопросах взаимоотношений людей и воспитания — пожилом, однако в любом возрасте человек остается объектом и одновременно субъектом народной педагогики;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей. Здесь в первую очередь можно выделить возрастную лестницу. Почтительное внимание к старшему, заботливость о младшем у одних народов выражена более ярко, у других менее, но особые межвозрастные отношения — это закономерность народной педагогики. Также характерен для народной педагогики учет психических особенностей, эмоционального состояния и волевых возможностей человека;
— природосообразность в широком смысле слова, начиная с рассматривания человека как части природы и кончая глубоко психологически обоснованным формированием главных черт личности в самом раннем детстве;
— многообразие методов воздействия на воспитуемого, начиная с формирования идеалов с помощью фольклора и эстетическою восприятия действительности и кончая такими средствами воздействия, как показ, поучение, благословение, совет, упрек, уговор, запрет, моленье, брань и другими.
К сожалению, в последние десятилетия проводилась политика официального замалчивания народной педагогики. Она не изучалась в педагогических учебных заведениях, материалы по ней редко появлялись в педагогических журналах и газетах.
1.2. Философский аспект гуманистической сущности народной педагогики
Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс, зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях и предлагает свои пути и средства воспитания подрастающего поколения. Народная мудрость воспитания, передаваемая из поколения в поколение преимущественно в устной форме, заключена в своеобразных миниатюрах, какими являются поговорки, пословицы, сказки, легенды, песни, кубаиры и другие жанры фольклора. Важную роль в передаче народного опыта воспитания играют также традиции, обычаи и обряды.
Отражая одну из важнейших сторон бытия, аккумулируя ее непреходящие ценности, народная педагогика развивается, как одна из граней общественного сознания и тесно связана с самыми различными сторонами социальной жизни этноса. По своей сущности, она представляет собой диалектическое единство общего и особенного. Общим в ней являются общечеловеческие ценности, а особенное отражает этнические особенности личности и социальной группы, социально-экономические условия их жизни, те многообразные влияния, которые они испытали на своем пути развития.
Необъятна и уникальна традиционная педагогическая культура каждого народа. Тысячелетиями формировались мировоззрение, уклад жизни, традиционные занятия, нормы этики и морали, народное искусство, народная философия, психология, экология, медицина, национальная кухня. Время отсеивало то, что противоречило экологическим, экономическим, климатическим условиям, здравому смыслу и складу национального характера. Все необходимое для сохранения и продолжения жизни народа, для сбережения его здоровья, рождалось в повседневной, будничной и праздничной жизни или заимствовалось у соседних народов и передавалось от старшего поколения к младшему.
Изучение народной педагогики доступно всем, но не всякий может достичь ее глубинной сущности. Исследователю с застывшим мировоззрением, слепо придерживающемуся тех или иных стереотипов мышления, редко удается понять сакральный смысл народной мудрости воспитания.
Многомерность пространства является наиболее характерным свойством модели мироздания, созданной коллективным умом любого народа, любой этнической общности. И поныне в народном сознании окружающий мир раскрывается перед человеком как арена великой драмы, герои которой разделены невидимой и непреодолимой линией на два лагеря, противостоящих один другому. В общественном сознании сложилась весьма противоречивая картина окружающего пространства. Единое в своей вещности пространство в то же время распадается на мифическое и социальное: причем обе эти сферы то сближаются, то разъединяются.
Многочисленные мифы, сказки и легенды с детства приучают человека к тому, что боги, различные духи природы, души предков находятся где-то рядом и постоянно вмешиваются в жизнь социума. Воспитание исподволь готовит человека к восприятию действительности в единстве реального и воображаемого. В народном сознании образы и представления, взятые из непосредственного опыта и порожденные коллективным воображением, присутствуют как две стороны единой действительности.
У башкир, например, и по сегодняшний день существует поверье, что умерший знает о том, что за него читается молитва и готовятся поминальные блюда. Душа умершего якобы вылетает в момент смерти изо рта и может наведываться домой, принимая различный облик.
Душа умершего видима не для всех. Считается, что она в течение 40 дней после смерти незримо летает возле дома, наведываясь к своим родственникам. В некоторых районах в доме, откуда вынесли покойника, 40 дней не гасят свет, чтобы душа не заблудилась и прилетала на свет. А над дверью дома в стену вбивают деревянный крюк для души умерших и для ангелов, причем этот крюк непременно должен устанавливаться на открытом и светлом месте. С.И.Руденко пишет, что башкиры-табынцы однажды видели душу в виде утки, другой раз — в виде мухи. Башкиры верили, что душа человека, умершего неестественной смертью, выходила из тела и первое время находилась возле тела покойного. Поэтому, если утонувшего удалось быстро вынуть из воды и откачать, душа возвращалась в тело, утопленника клали у воды и изо рта его до воды протягивали шелковую нитку. С этой целью башкиры-сплавщики барок и плотов всегда возили с собой «на случай» шелковые нитки.
Мифический мир мог вторгаться из другого измерения пространства в жизнь человеческого общества. Гнев обитателей этого мира был опасен людям, а он мог быть вызван даже совершенно случайным, невольным поступком. Неосторожный жест или неловкий шаг, небрежно брошенное слово были иной раз достаточны для того, чтобы разрушить благосостояние не только семьи, но и всего народа.
Чтобы предупредить негативное воздействие параллельного мира, народное сознание выработало целый комплекс запретов — табу и систему обрядов. Если запреты служили пассивной формой защиты общества от вторжения мифических сил в социальный мир, обрядность была призвана служить активной формой упорядочения взаимодействия и сосуществования людей и мифических сил.
Обрядностью были окружены рождение человека и его наречение именем, его вступление в общество в пору возмужания, создание им собственной семьи, его уход к предкам после кончины. Обрядностью были охвачены все формы трудовой деятельности человека и общества — полевые работы, охота, собирательство и др. Посредством обрядности общество умилостивляло богов в период голода, стихийных бедствий и эпидемий.
Для большинства людей и в современном мире акт появления человека на земле — деторождение — окружено великой тайной. Для религиозного же человека появление Жизни — это центральная тайна мироздания. Эта Жизнь «приходит» откуда-то, не из этого мира, чтобы затем покинуть мир и «уйти» за его пределы, продолжиться загадочным образом где-то в неизвестном месте, недосягаемом для большинства живущих на земле. Человеческая жизнь не ощущается как короткое появление во Времени, между двумя небытиями; ей предшествует до существование и за ней следует после существование. Об этих двух внеземных этапах человеческой жизни известно сравнительно мало, но известно, по меньшей мере, то, что они существуют. Для религиозного человека смерть не является окончательным завершением жизни: смерть лишь иная форма человеческого существования. Вот почему все народы мира придают особое значение обрядам, которые совершаются при рождении и смерти человека. Можно сказать, что в каждом из этих случаев речь идет о некотором посвящении, так как здесь происходит коренная перемена онтологического состояния человека.
Сложные обряды сопровождают, прежде всего, смерть человека: ведь умерший должен пройти через ряд испытаний, от которых зависит его загробная судьба, но кроме этого он должен быть принят сообществом мертвых и признан как один из них. У некоторых народов лишь ритуальное погребение является свидетельством смерти: тот, кто не был похоронен так, как требует обычай, не считается мертвым. У других народов смерть кого-либо признается действительной только после совершения погребального обряда и ритуально введена в новое жилище — в иной мир.
Таким образом, в народном сознании человек не является существом, заключенным в трехмерный «ящик» пространства, где время течет линейно лишь в одном направлении — от прошлого к будущему. Пространство и время в народном понимании обладают целым рядом дополнительных свойств, которые придают смысл человеческому существованию и заключают в себе огромный потенциал, способный изменить все мировоззрение любого представителя рода человеческого.
Каждое поколение, принимая накопленный предшественниками социальный опыт, привносит что-то новое в систему человеческих отношений и социально-значимых качеств. Содержание этого «нового» определяется изменениями, происходящими в обществе и этносе. Значительные революционные изменения, приводящие порой и к крупным явлениям, произошли за столетия в башкирском этносе и, соответственно, в системе воспитания.
Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, следует учитывать две возможные крайности: нигилистическую — отрицающую и не признающую свою национальность и ее культуру, и националистическо - шовинистическую — проповедующую лишь свои национальные приоритеты и установки и принижающую роль, и значение других национальностей. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.[Б]
Национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека впервые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Одними из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|