|
Народная педагогика и современное воспитание.
Эволюция воспитания — это процесс зарождения и складывания традиций воспитания, их прочного утверждения в психическом (вкладе народа, сознательного и целенаправленного их использования. Народная «система» воспитания передавала новым поколениям отношения старших поколений, их убеждения и чувства, опыт социального поведения, обобщенную воспитательную практику в форме различных житейских правил, производственных, нравственных, культовых, военных знаний, способы и приемы общественной) воспитания.
Дальнейший рост и развитие башкирского народа, как и всех других народов нашей многонациональной страны, опирается на ранее достигнутые результаты, перенимает из прошлого все, что способствует данному историческому этапу развития. В этом смысле прогрессивные идеи и традиции башкирской народной педагогики составляют надежный фундамент в осуществлении воспитательных задач.
Поступательно и качественно развиваясь, идеи и традиции народного воспитания, которые вбирают в себя подлинно народное, демократическое содержание, большой трудовой и нравственный опыт трудящихся масс, расширяются в своем содержании и формах функционирования. Говоря словами академика РАО Г.Н.Волкова, в народной педагогике «происходит переосмысление и переоценка старых традиций. Взамен явно устаревшим и консервативным приходят новые традиции, более соответствующие духу времени».
Под развитием народной педагогики мы понимаем разрастание и углубление ее прогрессивных моментов, освобождение ее от национально-ограниченных, архивных черт и свойств, связанных с общей отсталостью и замкнутостью народа в прошлом, с органическими пороками эксплуататорского строя и системы угнетения одной нации другой, с былой межнациональной враждой и недоверием.
Исходя из исследования вопросов развития идей и традиций воспитания в народной педагогике башкир от прошлого к настоящему, можно отметить, что некоторые из них не утратили актуальное значение и на другом историческом этапе, что лучшие прогрессивные идеи и традиции народной педагогики, выработанные и развившиеся в условиях борьбы за лучшую жизнь, не потеряли своего значения до настоящего времени и служат целям современного воспитания в семье и школе.
В древнем башкирском обществе была развита традиция взаимной помощи и родовой солидарности. Естественно, что, она на раннем этапе, как это отражено в произведениях «Урал батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу», выступала как жизненная потребность и необходимость. А в период образования раннеклассового общества принцип родовой взаимопомощи вбирает в свое содержание такие нравственные понятия, как равенстве, справедливость, взаимопомощь в боевых и трудовых делах. В дальнейшем расслоении общества в традиции взаимопомощи усиливаются элементы социального содержания, хотя в данной традиции сохранялась внешняя форма, в сущности, она становилась средством эксплуатации рядовых членов общества. Следует заметить, что она приобретает значение законности, и всякое же отступление от нее рассматривается со стороны «старших» (елкэн) как нарушение обычая, как действие «аморальное». (Понятие «старшие» означало — опытные, располагающие имуществом, т.е. социальная верхушка). Поэтому усиление или ослабление эксплуатации зависело в известной мере от итогов борьбы между «старшими» и «младшими» за выгодное для себя применение обычая. Таким образом, «взаимность», возникшая и выросшая из родоплеменного требования «равенства», сохраняет его лишь формально, содержание его уже четко выражает отношение эксплуатации и подчинения.
Трудолюбие ценилось в народе очень высоко. Умение, сноровка, старание считались у башкир, как и у других народов, лучшими качествами личности. В мирной жизни эти качества пользовались таким же уважением, как храбрость, мужество и смелость на войне. О мастерстве умельцев, о трудовой сноровке и смекалке слагались песни; в сказках восхвалялись, наряду с боевыми подвигами, трудолюбие, упорство и выносливость в работе. Людям старательным и трудолюбивым, к тому же обычно добрым, скромным и терпеливым, по убеждению народа, сопутствует удача в жизни, и, наоборот, ленивые, нерадивые люди терпят неудачу и становятся посмешищем. В обрядах сватовства славили жениха и невесту за умение, смекалку и трудолюбие. Это понятно и естественно, так как народная педагогика всегда рассматривала труд как средство к жизни, как источник материального благополучия.
В жизни каждого народа значительное место занимают общественные празднества, массовые сборы, трапезы, которые в воспитательном плане являлись временем осуществления проверки и контроля над общим развитием народа, т.е. в физическом, морально-волевом, нравственном, эстетическом и умственном. В них выражены образ жизни народа, специфика его быта и своеобразие его культуры. Сущность социальных институтов в жизни народов, находящихся народной или примерно одинаковойстадии исторического развития, однотипна. Но конкретные формы проявления этих институтов в зависимости от сословий исторического развития, географической среды, форм хозяйственной деятельности и культурно-бытовых традиций народа всегда разнообразны.
Не подлежит сомнению, что праздники типа джиин (йыйын) берут свое начало с народных собраний племени и восходят к глубочайшей древности. Об этом говорят как название праздника (йыйын — собрание, сборище), так и содержание самих праздников. На джиинах члены племени, выявляя наиболее сильных, смелых и ловких представителей, выбирали своих военачальников и вождей, подводили итоги минувшим делам и в ознаменование побед устраивали пиршества, свадьбы, игры.
Позднее, по мере утраты этими институтами первоначальных функций, они постепенно превращались в обычные, правда, яркие и самобытные формы массовых развлечений. «Воспитательные функции этих праздников и развлекательная сущность их, - пишет Н. В. Бикбулатов, — настолько тесно сплелись в течение веков с образом жизни и психологией народа, что их не могли вытеснить ни последующие изменения в политических, экономических и правовых отношениях, ни вторжение и многовековое господство ислама». И эпоха капитализма не смогла разрушить эти традиции, ограничившись лишь тем, что внесла в эти праздники элементы торговли и деловых сделок.
Мы полагаем, что в более отдаленные времена у башкир была четко разграниченная система родовых и племенных торжеств, особое место среди них занимали женские праздники. Определенным образом вплетались в эти празднества и свадебные торжества (туй), которые, очевидно, были и оставались в течение продолжительного периода не семейным, а общественным праздником.
Современные праздники вобрали в себя немало элементов из прошлой праздничной обрядности и традиционного быта. Одновременно и старым, и новым праздником башкирской деревни является сабантуй. Старым потому, что он связан своим происхождением с традиционными торжествами, типа джин. Сформировавшись на основе древних праздников, он вобрал в себя все те же их элементы структурного, организационного и воспитательного характера, которые соответствуют духу времени и образу жизни нашего народа. Примечательно и другое. Сабантуй утвердился в быту и небашкирского населения республики: русских, марийцев, чувашей и др.
Непременным элементом сабантуя сохранился его воспитательный аспект. Праздник, являясь преимущественно спортивным, выявлял самых сильных, ловких и волевых людей, самых искусных исполнителей песен, плясок, краснобаев и музыкантов-исполнителей. Лучшие борцы, исполнители песен, плясок и музыканты пользуются известностью и славой. К настоящему времени вполне окрепли организационные формы сабантуя. Но это еще не значит, что процесс совершенствования праздника исчерпал себя. Этот поистине народный праздник, как сложный комплекс различных спортивно-игровых бытовых действий, является продуктом многовекового коллективного творчества народа.
В связи с этим следует отметить несколько основных принципов использования народного опыта в современной практике воспитания.
Во-первых, используется именно то позитивное в воспитании, что благодаря своему прогрессивному социальному звучанию и общечеловеческому содержанию имеет актуальное значение и в наши дни.
Во-вторых, идеи воспитания народной педагогики прошлого используются в сравнении с трактовкой того или иного вопроса в наши дни. Обращение к истокам народного воспитания, осмысление трудового пути, пройденного народом, является серьезным стимулом формирования мировоззрения, имеет большой политический и нравственный смысл.
В-третьих, идеи народного воспитания, нашедшие свое отражение в устном поэтическом творчестве, используются
с целью воспитания нравственных, эстетических, умственных и других качеств у детей. Народные пословицы, поговорки, сказки, предания и т.д., воздающие хвалу людям труда и осмеивающие бездельников, богачей, лентяев — исключительно благодатный материал для воспитания у детей трудолюбия, других нравственных качеств.
Без преувеличения можно утверждать, что идеи и традиции воспитания подрастающих поколений являются компонентами школьного и семейного воспитания и находятся в сложном взаимодействий с научной педагогикой. Поэтому только практическое владение данным материалом способно дать в руки учителей, классных руководителей и воспитателей возможность эффективно использовать богатейший опыт народного воспитания.
По статистическим данным более 80% башкирского населения живет в сельских местностях, 95% башкирских школ расположены на селе и в деревне, в большинстве из них еще отсутствуют дошкольные детские учреждения, следовательно, процесс формирования личности ребенка происходит в окружении семьи, другими словами, под воздействием народной педагогики. К тому же низкая педагогическая грамотность значительной части родителей, а также сохранение отдельных пережитков старого быта придают в условиях Башкирии особое значение педагогическому просвещению родителей и населения.
Принимая положение о том, что борьба против влияния чуждых нравов и традиций, преодоление отрицательных явлений в сознании и поведении людей — серьезная задача воспитания, основные аспекты работы с родителями можно свести к следующим взаимосвязанным и взаимообусловленным сторонам: во-первых, формирование у родителей непримиримого отношения к пережиткам прошлого в быту, в сознании и поведении людей; во-вторых, просвещение родителей по вопросам использования прогрессивных идей и традиций народной педагогики в воспитании детей с целью формирования нравственного поведения.
Преимущества народной педагогики перед преходящими воспитательными системами заключаются в следующем: а) народная педагогика основывается на полных данных о человеке, имеются две версии по этому поводу: первая — народная педагогика за тысячелетия существования эмпирическим путем достигла полного отражения человека; вторая - человек сам складывался под влиянием средств и приемов народной педагогики, поэтому в ней полно отражается сущность человека. Версии диаметрально противоположны, но утверждают один факт — народная педагогика основывается на полных данных о человеке, поэтому она не делает акцента, не «стрижет» всех людей «под одну гребенку», каждый человек развивается и формируется в силу своих природных данных (природосообразность); б) народная педагогика ведет человека по магистральному пути общечеловеческих ценностей; в) народная педагогика опирается не на знания отдельных педагогов, т.е. формирует личности не через воспитателей-учителей, когда эффективность воспитания зависит от возможностей каждого педагога, а через традиции. Эффективность воспитательного мероприятия зависит не от желания, багажа знаний, воли, душевности, собранности отдельного человека, а одновременно от этих качеств множества людей.
Современные дети не становятся «духовными наследниками» родителей, потому что просто родители не передают детям свои духовные ценности, не владеют каналами передачи этих ценностей.
В первую очередь родители не умеют строить свои отношения с детьми в зависимости от возраста детей. К дошкольнику и младшему школьнику многие родители, к примеру, относятся как к неловкому, медлительному человеку, отстраняя его от труда, т.е. родители упускают момент привития у своего ребёнка любви к труду. Мы провели профориентационное анкетирование родителей детей третьих-четвёртых классов, все родители написали, что хотели бы видеть своих детей в будущем добрыми, честными, трудолюбивыми и пр., но только тринадцать из ста родителей написали, на какую профессию ориентируют своих детей. Такая же картина с родителями учащихся пятых, шестых, седьмых классов. Даже в восьмых классах 26% родителей уверенно отвечают: рано думать о профессии, или пока о профессии не думали. Как можно мечтать о «трудолюбивых, честных» людях и не ориентировать ребёнка до 13-14 лет ни на какую профессию, это носителю народной педагогики не понять. Зато жизнь жестоко мстит, даря этим родителям неприятности с великовозрастными детьми, когда те становятся «летунами», алкоголиками, тунеядцами, правонарушителями и т.д.
Каналы передачи ценностей не используются современными родителями со дня рождения детей. Многие родители не знают колыбельных песен, издревле передающихся из поколения в поколение. И начинаются духовные потери детей — не будет единения с природой, не складываются родственные связи с другими людьми, представления о труде как основе жизни.
Не все родители разучивают с детьми скороговорки, стишки-потешки, считалки и прочее. Если и разучивают, то репертуар очень скудный, достаточный для разучивания звуков, но не достаточный для обогащения духовного багажа. ,
Многие родители не рассказывают детям сказки, не формируют у ребенка нравственный идеал. Они довольствуются тем, что дети смотрят сказку по телевизору, в крайнем случае, читают сказки из книжек.
Они не загадывают детям загадки, т.е. не заботятся об умственном развитии детей, об их смекалке, о расширении их кругозора.
Разумеется, родителям приходится отвечать на тысячи «почему» детей, но инициатива исходит от детей, родители занимают пассивную позицию и говорить о передаче духовного наследства не приходится.
Немногие родители разучивают со своими детьми песни и пляски, передают детям свой художественный и эстетический вкус.
Многие родители не приучают детей в раннем возрасте к труду: из-за их медлительности и из-за «нехватки времени» у самих родителей. Дети не принимают участия в посильном для них труде.
В результате таких отношений между родителями и детьми не возникают духовные связи. У ребенка не складываются представления о духовных ценностях родителей, не формируется духовный идеал, идентичный с родительским. Родители остаются для ребенка «темными лошадками». Ребенок не знает, к чему родители стремятся, как трудятся, что любят и что им не нравится, с кем дружат. Порой дети не знают ничего о своих родственниках, отсюда нет родственных чувств, родственного долга. Из-за отсутствия духовных связей и авторитет родителей в глазах детей бывает неустойчивым, зачастую держится на окриках, угрозах и палке.
В этих условиях ребенок растет «духовным сиротой», практически с теми же духовными чертами, что и социальный сирота: недоверие, отчужденность, сиюминутность интересов, замкнутость, агрессивность и пр.
В семьях с народно-педагогическими традициями высок и устойчив авторитет родителей. С первых дней своей жизни ребенок слышит колыбельные песни, где воспевается семья и труд, слышит обращение к себе как к помощнику отца или помощнице матери. Подрастая, дети слышат сказки из уст своих родителей о сказочных богатырях, которые могучи, справедливы, в семьях., где родители разучивают со своими детьми стишки, потешки, загадывают загадки, вырастают любознательные и умные ребята. У ребенка расширяется кругозор, вместе с тем он восхищается широтой кругозора и глубиной ума своих родителей.
Известный исследователь народной педагогики Г.С.Виноградов, размышляя о народной педагогике, делает вывод, что это не столько система, сколько сумма знаний и умений. Конечно, если взять народную педагогику в пределах конкретной одной семьи, то трудно уловить какую-то систему. Однако, если взять народную педагогику в пределах группы семей, т.е. общины, то явно различимы грани системы.
Во-первых, во всех приемах, средствах, элементах народной педагогики твердо и ясно обозначена цель, которую обобщенно можно сформулировать следующим образом: формировать личность на идеалах добра, истины и красоты, воспитать семьянина и труженика.
Во-вторых, у народной педагогики есть ясная мировоззренческая основа, которую видные исследователи народной педагогики определяют как стихийный материализм. Все приемы, средства, элементы народной педагогики стоят на реальной почве, направлены на формирование личности, способной функционировать в среде и взаимодействовать со средой и другими личностями. История развития человечества и самой народной педагогики показывает материалистичность даже таких элементов народной педагогики, как фантастические сказки или алогичные постулаты, таких приемов, как использование религиозных верований.
В-третьих, народная педагогика постоянно развивается.
В-четвертых, все элементы народной педагогики взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, глубоко «работая» в каком-то - одном направлении воспитания. Скажем, влияние сказок, пословиц, поговорок больше проявляются в нравственном воспитании, загадок — в умственном, песен и плясок — в эстетическом, молодецких игр и забав — физическом воспитании и т.д.
В-пятых, народная педагогика самоуправляема. Она пронизывает все стороны жизни каждого члена общества, и конечно, требуется постоянный контроль взаимодействия членов общества, постоянная сверка взаимных отношений, постоянная корректировка как деятельности отдельного члена общества, так и совместной деятельности, взаимных отношений членов общества. В общинах, где функционирует народная педагогика, контроль и корректировка достигаются приемами народной педагогики через педагогические отношения.
В отличие от научной педагогики, которая реализуется через «воспитательные отношения», народная педагогика реализуется через «педагогические отношения».
Мы вводим новый термин, ясно сознавая наличие определенного явления в народной педагогике. Конечно, при этом не гарантируется полное отражение данного явления в указанном термине. Как писал выдающийся испанский мыслитель Х.Ортега-и-Гассет: «Предмет всегда больше понятия и не совсем такой, как оно». Поэтому дадим полное описание характеристики обоим терминам: «Воспитательные отношения» имеют исторические корни. Научная педагогика как педагогика школы создавалась для обучения детей, т.е. первоначально была дидактика. Если и были воспитательные задачи, то они носили вспомогательный характер, т.е. задачи послушания учащихся, их исполнительность, готовность выполнять волю учителя. Вспомним древнеегипетский «педагогический принцип» — «уши у мальчика на его спине». Знания были у учителя, и он передавал их учащимся, информация шла сверху вниз, обратной информации не требовалось. Учитель мог передавать информацию, подправляя палкой «неисправность приемных устройств» (невнимательность детей), мог подправлять и другими методами — озадачивая, нахваливая, раскрывая возможности, перспективы при хорошем учении, поручая старательным, хорошо успевающим ученикам тугодумов, несмышленышей. Таким образом, под эгидой учителя возникали самые разнообразные отношения между учителями и учащимися. Этот процесс с небольшими изменениями сохраняется и по настоящее время; мы называем его «воспитательными отношениями» (термин не наш).
Постепенно способы передачи знаний обсели научную основу, разнообразились, обогатились данными психологии, физиологии, медицины и переросли в специальную науку -- дидактику. Отношения между учителем и учащимся тоже расширились, углубились, в них стали видеть способы формирования личности, и появилась другая наука — теория воспитания, однако научная педагогика не изменила «воспитательные отношения», отношения ведущего и ведомых, воспитателя и воспитуемых, субъекта и объекта воспитания.
Эти жесткие векторы от воспитателя к воспитуемым сохраняются в научной педагогике, когда речь идет об организации воспитательной работы среди взрослых. В этом нетрудно убедиться, обратившись к постановлениям ЦК КПСС и СМ СССР 70-80-х годов о повышении роли руководителей, инженерно-технических работников в воспитательной работе среди рабочих, колхозников, тружеников предприятий и организаций, об идеологической работе партийных, комсомольских, профсоюзных организаций областей, союзных республик.
Жесткая однонаправленность вектора чувствуется и в определениях педагогики как науки. Вот определение третьего издания Большой Советской Энциклопедии: «Педагогика — наука о специально организованной целенаправленной систематической деятельности по формированию человека, о содержании и методах воспитания, образования и обучения». Это определение сужает действие педагогики за пределами школы и семьи. Педагогическая энциклопедия совершенно справедливо определяет более широкий круг действия науки: «Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающая воспитание, образование и обучение». Педагогика развивалась как теория воспитания детей, современная педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми.
Жесткая однонаправленность векторов, как само собой разумеющееся, наблюдается и в научных трудах: «Идейно-воспитательная, пропагандистская, а также воспитательная работа наставников, и руководителей направлена на то, чтобы способствовать формированию у трудящихся высоких, благородных целей, которые соответствовали бы целям коллектива».
Взаимно воздействуя друг на друга, члены общества развиваются, независимо от того, одного ли они возраста или представители разных возрастов, и поднимаются все выше по ступеням духовного процесса: «Бери мудрость и у старого и у малого», — учит башкирская пословица, «Самосовершенствованию нет конца», — учит русская мудрость.
Пример педагогических отношений мы можем видеть на страницах многих художественных произведений, но обратимся к фактографической литературе.
Педагогические отношения мы видим на страницах замечательных книг А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». Но опять-таки факты: на собрании воспитанники принимают решение: «Начальник имеет права наказывать, по не имеет права прощать». Присутствующий здесь же А.С.Макаренко «встал перед собранием и сказал без рисовки: «Спасибо не за то, что правильное решение вынесли, а спасибо за то, что меня воспитываете».
Именно педагогические отношения позволили добиться высоких результатов в воспитательных учреждениях А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, П.Н.Лепешинского и других педагогов-новаторов первых лет советской власти, пытавшихся построить новую советскую школу.
«Педагогические отношения» народной педагогики можно назвать прообразом «педагогики сотрудничества», за которую ратуют и которую реализуют в своей практике современные педагоги-новаторы Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, М.П.Щетинин, В.Ф.Шаталов, Р.Г.Хазанкин и другие.
Педагогические отношения наполнены желанием каждого видеть другого лучшим человеком, стремлением каждого помочь другому стать лучше и характеризуются соответствующими формами реализации. Особенно ярко педагогические отношения проявляются в стиле общения носителей народной педагогики.
Народная педагогика относится к каждому человеку не как к изолированному актуальному явлению, отрезанному от пространства и времени куску материи, а как к элементу вечности, к живому звену в бесконечной веренице человеческих судеб, идущих с незапамятных времен и уходящих в бесконечное грядущее. В этой вечности, в прошлом бывало всякое, а в грядущем должно быть и лучше — вот смысл народного философского отношения к бытию и человеку.
У носителя народной педагогики к встретившемуся человеку подход осторожный, почтительный. Обязательны при встрече приветствия и расспросы о родителях или детях, смотря по возрасту собеседника, о родственниках, о самочувствии. Это может показаться излишним церемониалом, но в нем заложен глубокий психологический смысл: идет узнавание психологического состояния собеседника, подготовка к основной теме разговора. (При встрече с незнакомцем — расспросы о местожительстве, родственных корнях). Если в ходе разговора собеседник проявил бестактность, показал свою невоспитанность и отсутствие культуры, носитель народной педагогики не пропустит это мимо ушей, не отвернется от факта, не махнет рукой, обязательно подправит, подскажет нуги исправления. Но поучение пойдет чаще не от его имени, а в (форме пословицы или поговорки, совета предков, изречения из священных писаний, эвфемизма.
Умение преподнести поучение или назидание через народную мудрость, его историю, его культуру одна из характернейших черт педагогических отношений.
Характерным для стиля общения носителей народной педагогики является учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей собеседника.
На остановке по расписанию поезд стоит довольно долго. В купе женщина с пятилетним ребенком-мальчиком и двое молодых мужчин. Четвертый взрослый пассажир, старый человек, пошел в станционный буфет. Каждый был занят своим делом. Мальчик потихоньку начал хныкать. «Мам, когда поедем?» Мать отвечала — поедем по расписанию. Мальчик хныкал сильнее, мать уже покрикивала на мальчика, а он хныкал еще сильнее. Двое молодых мужчин, недовольные переговорами матери и сына, сидели с деревянными лицами. Зашел старый пассажир, послушал хныканье мальчика и сказал: «Тепловоз устал, мы спали, а он всю ночь бежал». Мальчик успокоился, занялся каким-то делом, лица молодых людей потеплели. Но мальчик через некоторое время опять захныкал. Старик сказал: «Когда поезд остановился, дяди и тети вышли. Они еще не вернулись, подождем их». Мальчик опять успокоился.
Следует отметить спокойный, добрый тон носителей народной педагогики. Голос их без страсти, со скраденными приглушенными эмоциональными приливами и отливами, без всплесков действует на собеседника успокаивающе, убедительно, доброжелательно.
Для стиля общения характерна также вера в добрые начала в человеке: вера в его стремление выглядеть в глазах людей хорошим, вера в милосердие его души, в его созидательные, конструктивные силы и возможности, в его справедливый выбор, в его стремление к гармонии и справедливости — одним словом отношение к человеку с положительными ожиданиями.
Характерным для стиля общения носителей народной педагогики является логическая завершенность каждого круга проблем в разговоре. Носитель народнойпедагогики обычно завершает каждую тему в разговоре краткимфилософским обобщением, приведя пословицу или слова предков, или изречение из корана, или в форме философского рассуждения. Это придает особую весомость разговору, значимость ощущения нетленности высказанных мыслей. Особенно окрыляет молодых людей после разговора с пожилыми людьми — носителями народной педагогики — какое-то чувство прикосновения к вечности.
Педагогические отношения проявляются не только в общении, по и в деятельности. Приведем простую ситуацию. Мальчик косит траву, проходящий взрослый видит, что он не умеет косить. Подходит: «Ну, что ты себя мучаешь и трапу мучаешь. Дай-ка косу, я тебе покажу, как надо косить». Взяв косу, узнает в чем дело: «Этой косой только ворон пугать,!». Начинает налаживать косу, при этом приговаривает: «Говорят, по инструменту видно мастера»... Вроде не обидные слова говорит, вроде для себя говорит, но подросток и краснеет, и бледнеет, и на всю жизнь запомнит, как надо относиться к инструменту. Дядя приладил черенок, отбил косу со словами: «Работу делает инструмент, а человек только управляет инструментом». Подросток начинает косить, удивляется и радуется легкости косьбы. И уже осмысливает труд по иному, не как тягостную, неизбывную борьбу слабенького человека с могучей, непонятной, слепой природой, а как общение с ней, если хотите, игру с определенными правилами, когда успех человека зависит от его умения, сметливости, от его инструмента, от его настроения.
Педагогические отношения, существующие в обществе, помогали многим родителям в воспитании детей. Например, нами был составлен перечень видов самообслуживающего груда для семилетних детей. Выяснилось, что многие дети не выполняют около трети перечисленных видов труда. Родителям мы посоветовали, чтобы они добились самостоятельного выполнения детьми всех перечисленных видов труда, если они хотят видеть своих детей трудолюбивыми и хотят успешного развития детей дальше.
Некоторые родители, по их признанию, оказались в тупиковой ситуации: дети не хотели сушить обувь, аккуратно складывать рубашку, самостоятельно мыться в бане и т.д., и родители не знали, как добиться самостоятельности. Деиствительно, некоторые родители не обладают настойчивостью, последовательностью в требованиях, достаточным запасом убеждений, умением поощрять и наказывать и т.д., и дети вырастают неряшливыми, ленивыми, неаккуратными. Раньше, когда в обществе были педагогические отношения, общество усмешками, высмеиваниями, сравнениями, примером, поучением, показом, требованием и др. помогало мягкотелым безъязыким родителям.
До сих пор исследователи народной педагогики не обращали внимания на особую форму отношений между членами общины, где она функционирует — на педагогические отношения. А в этих отношениях философия народной педагогики, ее логика и смысл функционирования, ключ к осмыслению ее существования на протяжении тысячелетий, ее роста и развития с ростом и развитием человечества.
Почему же педагогические отношения не попали в поле зрения исследователей? Великие педагоги, обращавшиеся к педагогическим «находкам» народа, к воспитательным традициям в семьях, смотрели на народную педагогику, как ботаник на почву, как нечто «богом данное», неотъемлемое от человека явление. Они были заняты «взращиванием» научной педагогики, беря соки этой «почвы». Как говорил украинский педагог и просветитель Г.С.Сковорода «Правильное воспитание заложено в самой природе народа как огонь и свет в кремне». В жизни все происходит так, как метко подмечено в русской пословице «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». В наше время, когда функции материнства и отцовства из-за сложившихся обстоятельств были отделены от функции воспитания детей (до недавнего прошлого детей относили в ясли «сырым комочком» в 48-дневном возрасте), педагоги поняли, что воспитательные традиции не богом данная человеческая принадлежность, а веками сложившаяся система, бережно перенимаемая каждым последующим поколением у предшествующего.
До революции как на Западе так и в России были поклонники и противники народной педагогики, но не было исследователей ее. Даже К.Д.Ушинский, давший термин «народная педагогика» и оставивший столько ярких строк в сказках философии народной мудрости, народном воспитании только призывает целенаправленно использовать народные воспитательные традиции.
А в среде функционирующих педагогов отношение к народной педагогики было неоднозначное. Видимо, среди них шла острая борьба по отношению к народной педагогике. Это заключение можно сделать со слов Г.Виноградова: «Потребовалось несколько десятилетий, чтобы уравнять в правах «подлую», т.е. народную поэзию с «книжной». Такая же судьба, видимо, предстоит народной педагогике.
В послеоктябрьские годы, как уже говорилось, к сожалению, народная педагогика была предана забвению. Начиная с 50-х годов, советские педагоги в первое время очень осмотрительно, осторожно, потом все смелее работают над восстановлением, возрождением народной педагогики. Заслуга ученых-первопроходцев Г.Н.Волкова, В.Ф.Афанасьева, Я.И.Ханбикова, А.Ш.Гашимова и др. в том, что во всех регионах начали заниматься вопросами возрождения народной педагогики переросло в научную отрасль — этнопедагогику. Успехи этой науки и более детальная разработка проблемы педагогических отношений, видимо впереди.
Порой естественные вещи не замечаются людьми, «как глаз в процессе видения не видит самого себя». Но когда вещь замечена, она становится ориентиром для нового осмысления окружающих предметов». Наши дети как бы смотровая площадка, с которой мы обозреваем весь мир. Гете удачно сказал, что каждое новое понятие — это как бы орган, который мы приобретаем. Мы видим вещи с помощью идей о вещах, хотя в естественном процессе мыслительной деятельности и не отдаем себе в этом отчета, точно так же, как глаз в процессе видения не видит самого себя».
Хочется надеяться, что понятие «педагогические отношения» откроет новые горизонты в изучении народной педагогики.
Детским фольклором каждый народ готовит своих детей со дня рождения к трудовой жизни.
Нравственно-эстетические принципы, выработанные народами в течение столетий, передавались от отца к сыну, от поколения к поколению. Большая роль вумственном воспитании детей, в развитии познавательных способностей и нравственных качеств принадлежала детскому фольклору (понятие «детский фольклор» вошло недавно).
Исследования ученых и педагогов показывают, что детский фольклор как самостоятельная область устного народного творчества объясняется его педагогической функциональностью и проявлением в нем особенностей детского миропонимания.
Его язык отличается большим своеобразием, что учитывалось в системе народного воспитания. Условно детский фольклор можно подразделить на три группы: первая — созданный взрослыми для детей (колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, забавлянки, припевки), вторая — фольклор из жизни взрослых, утративший былое значение и переработанный в соответствии с психологией детского возраста (заклички, песни-хороводы, колядки, сказки, загадки);
третья — произведения, созданные детьми (прибаутки, считалки, скороговорки, прозывалки, поддевки, игровые песни-голосянки, песенки сказочного содержания, дразнилки).
Детский фольклор, по мнению его крупнейшего исследователя Г.С.Виноградова, вызван к жизни «педагогическими надобностями народа», чтобы вырастить человека, здорового телом и душой, например в башкирском детском фольклоре, как и у других народов, происходит соединение мелодико-ритмических интонаций с поэтическим текстом и танцевально-игровыми движениями. Эти составные части детского фольклора видоизменяются и усложняются с возрастом ребенка, что говорит об учете внародной педагогике психолого-возрастных особенностей детей. В народной музыкальной педагогике башкир учитываются возрастные вокально-исполнительские возможности детей, что способствует охране голоса ребенка. Дети дошкольного возраста поют несложные песенки-такмаки, основанные на двух-трех соседних звуках, содержание которых обуславливается мировосприятием ребенка соответствующего возраста, его жизненным опытом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|