Проектировочный расчет полок лонжерона крыла
Проектировочный расчет верхней и нижней пояса лонжерона выполняют по условию минимальной массы с учётом заданного ресурса. Заданный ресурс определяется уровнем расчётных напряжений . Минимум массы обеспечивается выбором оптимального соотношения ширины к толщине пояса лонжерона.
Если принять допущение о том, что изгибающий момент воспринимается только поясами лонжерона, то выражение для определения расчетных напряжений, которые равны действующим, имеет вид [2]:
,
| (12)
| | где
| М – изгибающий момент, действующий на лонжерон в расчетном сечении;
| |
| Н – строительная высота лонжерона в расчетном сечении;
| |
| δ –толщина пояса лонжерона;
| |
| B –ширина пояса лонжерона.
| | | | | Погонная масса лонжерона определяется из выражения:
,
| (13)
| | где
| ρ – плотность материала пояса лонжерона.
| | | | | Преобразуем выражение (13) выразив Bδ из выражения (12):
.
| (14)
| Минимум выражения (14) будем искать графически, приняв ширину пояса лонжерона равную , что позволит оперировать относительными величинами и построить зависимости , и .
Алгоритм построения зависимости представлен на рисунке Рисунок 6.
| Рисунок 6 – Построение зависимости
| Зависимость является составной функцией, которая на каждом участке описывается соответствующей зависимостью (Рисунок 7).
| Рисунок 7 – Построение зависимости
|
Участок 1-2 описывается зависимостью, которая характеризует величину критических напряжений местной потери устойчивости пояса лонжерона в пределах пропорциональности [2]:
,
| (15)
| | где
| – коэффициент, зависящий от условий опирания пояса. Принято, что пояс лонжерона имеет три шарнирно опертых стороны и одну свободную. При этих условиях = 0,45;
| |
| Е – модуль упругости первого рода материала пояса лонжерона;
| | | | | Участок 2-3 описывается зависимостью, которая характеризует величину критических напряжений местной потери устойчивости пояса лонжерона за пределами пропорциональности [2]:
,
| (16)
| | где
| – эмпирический коэффициент;
| |
| – критические напряжения местной потери устойчивости пояса лонжерона в пределах пропорциональности (по Эйлеру);
| | | | | Участок 3-4 построен из условия, что при потери устойчивости не происходит, а разрушающими напряжениями являются напряжения предела прочности материала пояса лонжерона [2]:
,
| (17)
| Участок 5-6 построен из условия обеспечения заданного ресурса [2]. Для нижнего (растянутого) пояса:
,
| (18)
| | где
| С – показатель кривой усталости для материала пояса лонжерона. В первом приближении принимаем С = 4,0∙1013;
| |
| – продолжительность полёта в часах;
| |
| Т – ресурс самолёта в лётных часах;
| |
| – коэффициент надёжности. В первом приближении принимаем = 3;
| |
| – коэффициент, зависящий от типа самолёта. Для дальних магистральных самолётов = 2,2; для средних магистральных самолётов = 2,1; для региональных самолётов = 2,0.
| | | | | Для верхнего (сжатого) пояса:
,
| (19)
| На рисунке Рисунок 8 показано графическое нахождение минимума функции (14) и определение оптимального соотношения для верхнего и нижнего поясов проектируемого лонжерона.
Однако соотношения не позволяет определить все необходимые величины, так как значение ширины пояса пока ещё не известно. Преобразуем формулу (12) к виду, позволяющему по известному соотношению определить оптимальные параметры поясов лонжерона:
.
| (20)
| Отыскав по величине правой части уравнения (20) толщину пояса лонжерона [2, стр. 41] и используя известное соотношение , определяем потребную ширину пояса.
| Рисунок 8 – К определению оптимального соотношения для верхнего и нижнего поясов лонжерона
| Проектировочный расчет геометрических параметров поясов проектируемого лонжерона выполним в следующей последовательности:
1. Расчет интенсивности нагрузки в корневом сечении по зависимости (5);
2. Выбор и обоснование материалов поясов и конструктивного исполнения лонжерона;
3. Определение толщины условного лонжерона по формуле (4);
4. Определение по приближенной графической зависимости (Рисунок 4) коэффициента c ;
5. Определение суммарного изгибающего момента и поперечной силы в расчётных сечениях по зависимостям (6) и (7);
6. Определение изгибающего момента и поперечной силы, действующих на проектируемый лонжерон в расчётных сечениях по зависимостям (8) или (9) и (10) или (11);
7. Построение зависимостей для верхнего и нижнего пояса лонжерона;
8. Построение зависимости для верхнего и нижнего пояса лонжерона;
9. Построение зависимости и определение оптимального соотношения для верхнего и нижнего пояса лонжерона;
10. Вычисление правой части выражения (20) и нахождение по графической зависимости [2, стр. 41] соотношения .
11. Определение геометрических параметров верхнего и нижнего пояса лонжерона.
Конструирование лапок поясов лонжерона (Рисунок 9) выполним в дальнейшем, так как геометрические параметры стенки и соединений элементов лонжерона между собой пока ещё не известны.
| Рисунок 9 – Фрагмент конструкции лонжерона крыла
| Результаты расчёта по вышеописанному алгоритму показаны на рисунке Рисунок 10 и в таблице Таблица 2.
| Рисунок 10 – Зависимости характеристик проектируемого лонжерона от его параметров
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|