Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 6. Тема: ««Человеческое» и «уставное» в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах»» (2 ч.).





Вопросы и задания:

1. Найдите моменты несовпадения фабульных и сюжетных событий рассказа.

2. Каковы «внутренние» и «внешние» проявления характеров героев произведения?

3. Каково авторское отношение к «человеческой» («божьей») и «уставной» (законной) оценке поступков людей?

 

В ходе данного занятия студенты определяют авторскую этическую позицию: можно ли отказать в помощи гибнущему человеку? Что выше: устав или милосердие? Может ли считаться справедливой власть, которая не ценит человеческую жизнь?

 

Литература:

1. В мире Лескова. Сб. статей. М., 1983.

2. Столярова И.В. Лесков и Россия // Лесков Н.С. Полн. собр. соч. В 30 т. М., 1996. Т. 1.

 

Практическое занятие № 7. Тема: «Образ Венеры Милосской в очерке Г.И. Успенского «Выпрямила»» (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Назовите жанровые особенности очерка.

2. Какова история обретения статуи Венеры Милосской?

3. Определите черты «нового» героя-разночинца.

4. Какую роль отводит Успенский искусству в жизни человека?

 

На данном практическом занятии студенты постигают законы жанровых особенностей художественного очерка. Сочетание «образа» и «факта», столь необходимое в переходную (пореформенную) эпоху, делало произведения Г.И. Успенского необычайно популярными в демократически настроенной среде.



 

Литература:

1. Глинка (Волжский) А. С. Собр. соч. М., 2005.

2. Соколов Н.И. Мастерство Г.И. Успенского. Л., 1958.

 

Практическое занятие № 8. Тема: «Особенности композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала»». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Объясните, почему эпоха создания данного рассказа – время «срывания… масок»?

2. Выпишите из текста рассказа звуковые, цветовые и предметные контрастные детали; объясните их художественные функции.

3. Какова функция «обрамления» в композиции рассказа?

4. Определите позицию автора и героя по отношению к «бальному» и «послебальному» эпизодам?

Данное занятие должно послужить закреплению знаний о роли сюжетно-композиционной системы в произведении. Студенты также ознакомятся с манерой «позднего» Толстого, уяснят функции детали в художественном тексте.

Литература:

1. Билинкис Я.О. О творчестве Л.Н. Толстого. Л., 1959.



2. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.-Л., 1985.

 

Практическое занятие № 9. Тема: ««Два мира», изображенные в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Перечитайте сцену карточной игры Николая Ростова и Долохова. Какова атмосфера, царящая в обществе игроков?

2. Почему Николай Ростов принял решение покончить с собой?

3. Проанализируйте сцену возвращения Николая Ростова домой после проигрыша. Опишите атмосферу, царящую в доме Ростовых (звуки музыки, пение, влюбленность, ощущение тепла и уюта).

4. Какой из двух миров приемлет автор романа и почему?

 

На данном практическом занятии студенты учатся анализировать художественный текст с точки зрения «позиции автора»: какие приемы использованы для осуждения или поощрения поступков героев, что высказано повествователем «прямо», а что «косвенно»? Также необходимо обратить внимание на то, что писатель может использовать другие виды искусства (музыку, живопись) для достижения своих художественных целей.

Литература:

1. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». Любое издание.

2. Громов П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

 

Практическое занятие № 10. Тема: «Причины преступления Родиона Раскольникова» (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Определите социальные причины преступления Родиона Раскольникова (невыносимая духота и дискомфорт летнего грязного Петербурга, голод, нищенское жилье, отсутствие денег, унижения матери и сестры, положение «униженных и оскорбленных» и пр.).

2. Определите философское объяснение причин преступления героя (теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих»).



3. В чем состоит наказание Родиона Раскольникова?

На данном занятии студенты должны понять всю сложность причин, побудивших героя совершить преступление. Также необходимо понять авторское отношение к своему герою (героям) и его поступку (поступкам): какими способами (субъектными и композиционными) Достоевский обнаруживает свою позицию?

Литература:

1. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1831годов. Сб. статей. М., 1990.

2. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI в. М., 1989.

 

Практическое занятие № 11. Тема: «Образ «положительно прекрасного» человека в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Какими человеческими качествами наделил Достоевский князя Мышкина?

2. Рассмотрите образ князя Мышкина в системе женских персонажей.

3. рассмотрите князя Мышкина в системе мужских персонажей.

 

Данное практическое занятие призвано показать идеального (с т. з. Достоевского) человека и его назначение в мире.

Литература:

1. Свительский В.А. «Сбились мы. Что делать нам?» К сегодняшнему прочтению романа «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Альманах. № 15. СПб., 2000.

2. Фридланд Г.М. Достоевский и мировая литература. Любое издание.

 

Практическое занятие № 12. Тема: «Художественная роль детали в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Дайте определение термину «художественная деталь».

2. Выпишите детали, характеризующие «толстого».

3. Выпишите детали, характеризующие «тонкого».

4. Какова функция художественных деталей в данном рассказе?

На данном практическом занятии студенты узнают о роли художественной детали, а также знакомятся с основами чеховской поэтики.

Литература:

1. Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986.

2. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

 

Практическое занятие № 13. Тема: «Особенности конфликта в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»». (2 ч.).

Вопросы и задания:

1. Дайте характеристику времени создания пьесы.

2. Составьте схему конфликта пьесы.

3. Символом чего является вишневый сад?

 

На данном практическом занятии студенты должны уяснить принципиальное отличие чеховской драматургии от всей предыдущей (классической). Неуловимый конфликт, нарочитая неопределенность характеров и положений, «подводное течение» в чеховских произведениях делают их новаторскими и неповторимыми.

Литература:

1. Кройчик Л.Е. Поэтика комического в произведениях Чехова. Воронеж, 1986.

2. Потоцкая Э. А.П. Чехов: Движение художественной мысли. М., 1979.

 

Список произведений художественной литературы:

1. Н.А. Некрасов: «Повесть о бедном Климе», «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», «Три страны света» (избранные главы), «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос», «Дедушка», «Саша», полн. собр. стихотворений.

2. М.Е. Салтыков – Щедрин: «Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», сказки.

3. Н.С. Лесков: «Левша», «Житие одной бабы», «Продукт природы», «Человек на часах», «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Соборяне», «Воительница», «Очарованный странник».

4. Г.И. Успенский: «Нравы Растеряевой улицы», «Разоренье», «Власть земли», «Выпрямила».

5. Избранные произведения Ф.М. Решетникова, В.А. Слепцова, Н.Е. Каронина-Петропавловского.

6. Л.Н. Толстой: «Севастопольские рассказы», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «После бала».

7. Ф.М. Достоевский: «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».

8. А.П. Чехов: «Толстый и тонкий», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Ионыч», «Хамелеон», «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня».

Госсарий и тесты

 

 

Глоссарий

Гротеск – прием, позволяющий нарушить границы правдоподобия и соединить несоединяющееся в действительности (например – русалка, кентавр).

Мелодрама – музыкально-драматическое произведение, в котором речь действующих лиц сопровождается музыкой.

Медитативная лирика – жанр лирической поэзии, передающий раздумья поэта о тех или иных жизненных вопросах.

«Натуральная школа» – литературное объединение, существовавшее в 1840 – е гг., имевшее своей целью введения в искусство реалистических принципов, противопоставленных сентименталистским и романтическим. Литераторы, принадлежавшие указанной школе – Н.А. Некрасов, В.Г. Белинский, В.И. Даль и др.

Очерк – жанр художественной прозы, характеризующийся тяготением автора к изображению документально подтвержденного факта.

Сатира – произведение, имеющее своей целью борьбу со злом путем осмеяния негативных явлений.

Сказ – принцип повествования, основанный на стилизацию под народную речь.

Типологические связи – объективные связи «схождения» (Жирмунский) между литературными явлениями.

Эпигон– второстепенный писатель, повторяющий широко известные приемы, темы, образы.

 

 

Тесты.

Выберите правильный ответ:

1. Где родился Н.А. Некрасов? в Немирове, в Карабихе, в Москве, в Петербурге.

2. Как назывался первый поэтический сборник Н.А. Некрасова? «Вечерние огни», «Мечты и звуки», «Мнемозина», «Логаэды».

3. На какой жанр ориентировался Н.А. Некрасов – автор «Жизни и похождений Тихона Тростникова»? На авантюрный роман, на медитативную лирику, на философскую лирику, на сказку.

4. В каком романе И.С. Тургенев изобразил русскую эмиграцию? В «Рудине, в «Отцах и детях», в «Нови», в «Дыме».

5. К какому общественному направлению принадлежал Базаров? К славянофильству, к западничеству, к нигилистическому, к почвенническому.

6. К какому жанру можно отнести «Бесприданницу» А.Н. Островского?К драме, к комедии, к мелодраме, к трагедии.

7. В какой стране Ф.И. Тютчев выполнял обязанности дипломата?В Индии, в Англии, в Болгарии, в Германии.

8. В каком произведении М.Е. Салтыков-Щедрин показал деградирующий дворянский род?В «Господах Головлевых», в «Истории одного города», в «Губернских очерках», в «Диком помещике».

9. В каком произведении Л.Н. Толстой показал работу российского суда?В «Войне и мире», в «Анне Карениной», в «Воскресении», в «Отце Сергии».

10. В каком очерковом цикле Г.И. Успенского можно видеть фольклорные образы-мифологемы?Во«Власти земли», в очерке «Выпрямила», в «Книжке чеков», в «Разоренье».

11. В каком произведении А.П. Чехова изображен доктор?В «Толстом и тонком», в «Ионыче», в «Вишневом саде», в «Хамелеоне».

12. В каком произведении Н.С. Лескова изображен изограф?В «Левше», в «Запечатленном ангеле», в «Воительнице», в «Житии одной бабы».

13. В каком произведении И.А. Гончарова структурообразующую роль играют элементы жанра идиллии?В «Обрыве», в «Обломове», в «Мильоне терзаний», в «Обыкновенной истории».

14. Какой из названных поэтов может быть назван второстепенным?Н.А. Некрасов, Ап. Григорьев, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

15. Какой из названных писателей может быть назван беллетристом? Н.А Некрасов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.

 


[1] Ноутбук (компьютер) с аудиоколонками, видеопроектор, интерактивный экран.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.