Сделай Сам Свою Работу на 5

Ролевая лирика Н.А. Некрасова. Поэмы Н.А. Некрасова.





Цельлекции: показать значение ролевой лирики Некрасова и дать обзор тематики и проблематики некрасовских поэм.

Задачи лекции:

1. Изучить социальные причины активизирования ролевой лирики Некрасова.

2. Рассмотреть хронологию некрасовских поэм.

3. Изучить композицию поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

 

Содержание лекции.

 

Предреформенная пореформенная эпохи не могли оставить Некрасова равнодушным к тем процессам, которые протекали в народной среде. Вследствие некрасовской отзывчивости, глубокого проникновения во внутренний мир человека из демократических низов, удивительной способности сострадать лирика поэта стала многоголосой. В стихотворениях «Огородник», «В дороге», «Железная дорога» зазвучали голоса тех, кто до тех пор в лирику не проникал – ямщиков, подрядчиков, «лихих» огородников. Умение Некрасова говорить на языке других людей, перевоплощаться в них, заставить читателя поверить в подлинность слова человека из народа сродни искусству актера. Поэт как бы надевает разные маски, играет различные роли, именно поэтому такая многоголосая лирика называется ролевой.



Кроме интересных повестей, занимательных романов, глубоких новаторских стихотворений Некрасов является автором замечательных поэм, которые можно назвать реакцией художника на яркие события современности.

В 1861г. поэт пишет поэму «Коробейники», которая была посвящена другу Некрасова, костромскому крестьянину Г.Я. Захарову. Само посвящение, образы поэмы, ее народность и подлинность сделали произведение популярным и любимым, неслучайно до сих пор актуальна песня «Коробушка».

В 1863 г. выходит поэма «Мороз, Красный нос», где невеселые, чисто бытовые, часто тяжкие испытания, выпавшие на долю крестьянской семьи, приобретают высокое поэтическое звучание:

Высокий, седой, сухопарый,

Без шапки, недвижно-немой,

Как памятник, дедушка старый

Стоял на могиле родной!

Отзывом на события, потрясшие русское общество в 1860-е – 1870-е гг. стали некрасовские поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Указанные произведения содержат поэтическое признание в том глубоком уважении, которое русская интеллигенция питала к декабристам, вернувшимся их Сибири и оставшихся там навеки.



Особое место в некрасовском творчестве занимает поэма, которая, по словам автора, собиралась долгие годы «по словечку» и стала едва ли не главным делом жизни поэта – «Кому на Руси жить хорошо». Сама композиция незаконченной поэмы напоминает построение «романа дороги», герои которого, путешествуя, изучают мир, проявляют интеллектуальную и физическую активность.

Сказочная цель – найти счастливого – оборачивается остросоциальным, психологически насыщенным, драматическим разговором о жизни в пореформенной России. Семеро странников, отправившихся на поиски «счастливого», идут по намеченному пути, посещая «властьимущих» – священника, помещиков. Однако порой их путь направляется в гущу народной жизни – к жнецам, посетителям цветистой ярмарки, к бывшим каторжникам – «народным заступникам». Постоянное движение странников, ищущих счастливого в различных слоях общества, динамика сменяющихся картин народной жизни, сама незаконченность (незамкнутость) поэмы делают это выдающееся произведение настоящим художествееным свидетельством сложности и противоречивости современного социума.

 

Раздел № 2. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 

Очерк жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина: биография; сатирические произведения («Губернские очерки», «История одного города»).

Цель лекции:ознакомить со значимыми вехами биографии писателя и показать их проекцию на его творчество.

Задачи лекции:

1. Показать связь биографии писателя и его «Губернских очерков».



2.Рассмотреть «Историю одного города» как пародию на труды русских историков, восстановить реальные прототипы политических деятелей, изображенных в произведении.

Содержание лекции.

Выдающийся русский сатирик М.Е. Салтыков (1826 – 1889) свой псевдоним Салтыков-Щедрин взял из собственных очерков – так слились воедино судьба и творчество художника.

Писатель получил образование в Московском дворянском институте, затем в Царскосельском лицее.

В 1844 г. Салтыков – Щедрин поступил на службу в канцелярию военного министерства. Посещал «пятницы» Петрашевского.

В 1847 г. пишет повесть «Противоречия», в 1848 г. – «Запутанное дело». За «вредный образ мыслей» был сослан в Вятку, где жил в течение 8 лет. Впечатления от службы легли в основу его первых очерков. В 1856 – 57 гг. были написаны «Губернские очерки».

После смерти Николая I писатель вернулся в Петербург. В 1862 г. Салтыков-Щедрин сотрудничает с Н. Некрасовым в «Современнике».

Писатель служил в Пензе, Туле, Рязани, где собирал богатейший материал для своих сатирических произведений.

В 1875 – 1876 гг. писатель лечился за границей, где встречался со многими выдающимися русскими писателями.

В 1880-е гг. наблюдается расцвет творчества Салтыкова-Щедрина: пишутся «Господа Головлевы» (1880), «Пошехонские рассказы», «Сказки».

За несколько дней до кончины писатель начал работу над новым произведением «Забытое слово», где хотел напомнить «пестрым людям» о забытых ими понятиях: «совесть, отечество, человечество…».

Умер писатель в Петербурге.

* * *

О своей службе в Вятке Салтыков-Щедрин писал: «Я видел все безобразие провинциальной жизни…». По возвращении в Петербург под впечатлением пережитого были написаны и опубликованы в «Русском вестнике» «Губернские очерки». Рассказчиком в этом произведении стал «отставной надворный советник» Н. Щедрин, который хочет честно служить «общему делу», «обнаруживать зло, ложь, и пороки».

Цикл очерков, подобно тургеневским «Запискам охотника», представил читателю широкую панораму русской крепостнической России: купцов, «талантливых натур» («лишних людей»), мужиков, проворовавшихся чиновников, жестоких «живоглотов». Образы взяточников, казнокрадов и их жертв были созданы так живо и убедительно, что читатели ни минуты не сомневались в их достоверности.

Однако пафос «тоски сосущей» в цикле очерков гармонизируется образом дороги, которая символизирует ставшую на путь поисков Русь.

* * *

В 1869 – 1870-е гг. Салтыков-Щедрин работает над «Историей одного города», жанр которой писатель определил как «книга», настолько необычным была форма родившегося произведения. Автор создал своеобразную пародию на труды русских историков, прославляющих подвиги отечественных правителей, анализирующих общественно значимые события, происходивших в России.

Салтыков-Щедрин написал сатирическую историю государства Российского, в героях, высмеянных писателем, без труда угадываются Сперанский (Беневоленский), Угрюм-Бурчеев (генерал Аракчеев), Грустилов (император Александр I) и др.

Писатель под определенным углом зрения рассмотрел развитие исторических событий, происходивших в России в XVIII – XIX столетиях: произвол власти, абсурдность общественных устремлений, неразвитость народа.

Градоначальники (Прыщ, Угрюм-Бурчеев, Брудастый) мало напоминают живых людей (показать это писателю удалось с помощью гротеска), они ближе к животным или к механизмам, и самое печальное в данной ситуации состоит в том, что им дано вершить судьбы людей. Салтыков-Щедрин об этом сказал так: «Градоначальник с фаршированной головой означает не человека с фаршированной головой, но именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей». Очевидно, что подобные персонажи неспособны управлять городом (страной), их действия бессмысленны и, в конечном счете – преступны.

Подобные государственные системы, по мнению писателя, обречены на вымирание, и действительно, появляется некое Оно, прекратившее существование города Глупова.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.