Сделай Сам Свою Работу на 5

Цель лекции: показать остроту и актуальность конфликта чеховских пьес.





Задачи лекции:

1. Показать, какие социальные данности вызвали к жизни чеховские пьесы и в чем их специфика.

2. Рассмотреть тематику и поэтику чеховских драматических произведений: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».

Содержание лекции.

А.П. Чехов (1860 – 1904) жил в сложную кризисную эпоху, закончившуюся политическим переворотом (1917 г.). Ушел из жизни писатель за несколько месяцев до революционных событий 1905 г. Столь динамичная эпоха не могла не вызвать к жизни драматические произведения, автором которых и стал Чехов. Неопределенность социальных условий, зыбкость моральных концепций, непроясненность будущности диктовали манеру чеховского письма: сюжетного рисунка, характеров героев, поэтики финала (открытость финала, кажущаяся незавершенность действия).

Современники Чехова (первые зрители, режиссеры, актеры, критики) отметили «разбросанность фабульных линий», «отсутствие четкого конфликта», «расплывчатость диалога», слишком большое количество бытовых деталей, «неэффектность героев». Чехов действительно нарушил многие драматургические традиции, но он руководствовался веяниями времени, требовавшими иных приемов. «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбаваются их жизни», – отвечал Чехов тем, кто заявлял о «несциничности» его материала («нечего играть!»).



В драматургии Чехова события выводятся «за скобки», а на первое место выходят привычные, бытовые, банальные реплики, диалоги, «мысли вслух». Более того, диалоги и монологи часто прерываются, тонут в незначительных и «ненужных мелочах». Эти приемы и составляли чеховскую драматургическую манеру, соответствующую духу времени. «Подводное течение», внутренний «интимно-лирический сюжет», тонкое сплетение, казалось бы, несвязанных событий как раз и несли в себе ту новую драматургию, открывателем которой был Чехов.

Пьеса «Чайка» (1895) стала выражением чеховской эстетической и этической позиции, именно в ней писатель рассказал о волнующих его проблемах современного искусства, о конфликте «отцов и детей» в искусстве. Это еще и произведение о любви, о «несовпадении» чувств и трагизме человеческих судеб.



Использованный Чеховым прием «театр в театре» («пьеса в пьесе») позволил писателю предельно расширить проблематику произведения, как в зеркале, отразились в нем проблемы современной жизни.

Образ чайки становится символом поэтического вдохновения, свободного движения вопреки всем препонам, вечного поиска, который и дает творческой личности надежду и опору в жизни.

В пьесе «Дядя Ваня» (1897) действие также строится не на движении событий, а посредством изображения процессов угнетающей человека повседневности. Творческая личность в той драме Чехова страдает не от «ударов судьбы», а от невыносимой будничности, повторяемости и бесперспективности серых дней, месяцев, лет. Реплика дяди Вани «Пропала жизнь» отражает важнейший аспект русской действительности рубежа веков, когда низвергались кумиры и выкристаллизовывалась новая философия, этика и эстетика.

Чехов строит действие пьесы так, что даже традиционный выстрел в общем-то ничего не решает – самым страшным и беспощадным оказывается все то же будничное существование, усугубленное служением ложным кумирам. Тем не менее, финал чеховской пьесы светлый, в нем звучат слова надежды на то счастье, которого явно заслуживают дядя Ваня, Соня и Астров. «Неуловимый» Чехов вновь предоставил читателю и зрителю возможность увидеть «засюжетный» или «внесюжетный» пласт. На этот раз он содержит информацию о том, что человек может быть «прекрасен» только тогда, когда он искренен, трудолюбив и терпелив.



«Три сестры» (1900) – одно из самых сложных произведений Чехова, к тому же вызвавшее множество самых противоречивых отзывов. До сих пор эта пьеса по-разному интерпретируется режиссерами, литературоведами, читателями и зрителями. «Три сестры» – это пьеса, в которой герои говорят и думают о счастье, о безрадостной действительности, о бесплодных мечтах. Это произведение Чехова, как никакое другое его творение, возвращает каждого, кто к нему прикасается, задуматься о своей судьбе, остепени участия человека в собственном «жизнестроительстве». На смене объективного и субъективного читательского и зрительского отношения к произведению, на «узнавании» себя в героях строится авторская концепция бытия человека.

Сестры Прозоровы и персонажи, вовлеченные в отношения с ними, страдают от осознания несбыточности своих надежд и мечтаний. Трагикомизм становится доминантой чеховской поэтики, так как герои одновременно жалки, смешны и беспомощны в своем движении в никуда – осознание неудовлетворенности своего существования становится сутью их жизни.

Осуждает ли Чехов своих героев? Конечно, нет. Автор скорее грустно иронизирует по поводу сущности современного человека – существа без поступка.

«Вишневый сад» – позднее произведение Чехова, писатель создавал его в 1903 1904 гг. Цветущий сад – это символ красоты, но красоты уходящей России. Персонажи пьесы, каждый по-своему, переживает гибель когда-то процветающего сада: Фирс с ностальгией вспоминает прежние благополучные времена (до «воли»), Раневская и Гаев, развитые эстетически, любуются цветущими деревьями и беспомощно наблюдают за процессом утраты имения, Петя и Аня мечтают о лучшей (новой) жизни, но при этом забывают отправить в больницу преданного Фирса. Другие персонажи – лакей Яша и Шарлотта Ивановна – яркий пример опустошенной личности, лишенной патриотических чувств и духовных устремлений.

В финале пьесы мы не увидим обнадеживающих выводов и оптимистических перспектив.«Вишневый сад» заканчивается не «точкой», а «многоточием». Писатель не торопится ответить на те вопросы, на которые еще не ответила сама жизнь.

 

Новеллистика А.П. Чехова.

Поэтика чеховского рассказа.

Цель лекции: ознакомить с особенностями поэтики новеллистики Чехова: искусство детали, «подводное течение», «неуловимость» манеры повествования.

Задачи лекции:

1. Рассмотреть роль детали в рассказе «Толстый и тонкий».

2. Изучить характер детали в рассказе «Ионыч».

3. Раскрыть авторскую позицию в изученных рассказах писателя.

 

Содержание лекции.

Маленький рассказ «Толстый и тонкий» представляет очень серьезную общечеловеческую модель отношений: встреча друзей детства («однокашников»), которые оценивают достижения друг друга во «взрослой» жизни.

При малом объеме произведения большую роль берет на себя художественная деталь. Запахи ветчины и кофейной гущи, исходящие от Порфирия, запахи хереса и флер де оранжа, исходящие от Михаила, застегнутые пуговицы сына Порфирия, «живые» узлы и картонки семейства Тонкого дают исчерпывающую информацию о персонажах. «Гипноз чина», «гипноз мундира», царствующие на Руси, обесценили простые и действительно ценные человеческие качества, в то же время ордена и очередное повышение по службе становятся целью жизни служащих людей. О двух главных персонажах чеховского рассказа не нужно писать повесть или роман, так как художественная деталь дает о них исчерпывающую информацию.

Рассказ «Ионыч» – достаточно большое по объему (для своего жанра) произведение, и его хронотоп дополнительно расширяет художественная деталь. Перед нами проносится вся жизнь главного героя и второстепенных персонажей, и эта романная модель строится во многом благодаря той же детали. Вспомним запахи, которые исходят от денег (деньги не пахнут?), заработанных доктором Старцевым, который уже стал Ионычем: «ароматы» уксуса, ладана, ворвани, духов точно указывают на качество разнообразной «клиентуры» когда-то бедного, честного, интеллигентного человека, добросовестно исполняющего свои обязанности. Запах жареного лука, доносяшегося из кухни, звуки народной («настоящей») песни определяют художественный уровень «писательской» деятельности хозяйки «салона».

Как видно, художественная деталь несет в рассказах Чехова необходимую информацию о персонажах, к тому определяет авторское отношение к поступкам героев.

Чехов никогда не берет на себя роль всезнающего автора, моралиста, который готов ответить на все вопросы и вершить суд над человечеством. Писатель создает «сюжет в сюжете», «лирический подтекст», которые создают ту многозначную недосказанность, которая позволяет читателю ощущать себя участником описываемых событий.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.