Зарубежный опыт управлением качеством
Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке, а значит и ее качества. Главный акцент при решении этой проблемы делается на необходимость планирования, как уровня качества, так и мероприятий по его обеспечению. Главным в зарубежной практике считается принцип – качество нельзя обеспечить путем проверки, оно должно быть заложено в изделии.
Идея о создании единой системы управления качеством продукции впервые появилась в 50-е гг., и ее развитие нашло отражение в ряде моделей управления качеством. Наибольший интерес представляет японский, американский и европейский опыт управления качеством продукции.
Так особенностями японской модели является взаимная ответственность компании и поставщиков за выпуск качественной продукции, долгосрочное планирование качества, обмен информацией, подготовка кадров в области управления качеством продукции, стандартизация, применение вычислительной техники, аттестация с присвоением знака качества.
Японский подход к управлению качеством продукции имеет ряд отличительных особенностей, но его можно назвать универсальным. Известно, но европейские и американские фирмы, перенимавшие опыт японских компаний в данном вопросе, значительно повышали конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке. В своем подходе японские компании ориентируются главным образом на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях; на контроль качества процессов, а не качества продукции; на предотвращение возможности допущения дефектов. Японскому подходу свойственно полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем, а также активное использование человеческого фактора и развитие творческого потенциала рабочих и служащих.
Именно на совершенной технологии, которая включает технологию производства, управления и обслуживания, строится основная концепция «японского экономического чуда».
В американской экономике вопросы повышения качества национальной продукции привлекают в последнее время пристальное внимание законодательной и исполнительной власти. В 1946 г. было создано Американское общество по контролю качества, с 1987 г. ежегодно присуждаются национальные премии им. М. Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции трем лучшим фирмам.
Характерными особенностями американского опыта в области повышения качества продукции являются: жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики; внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов; совершенствование управления фирмой в целом.
Несмотря на то, что европейский опыт управления качеством складывается на основе различных подходов к этому вопросу стран-участниц Союза, можно выделить общие особенности, присущие всем странам ЕС:
1. создается региональная инфраструктура и сеть национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству;
2. принципы поведения работ, связанных с оценкой и подтверждением качества, имеют законодательную основу;
3. требования национальных стандартов, правил и процедур сертификации приведены к единому образцу.
Издержки производства
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя:материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты [1] [2].
Сегодняшняя экономическая доктрина полагает предметом экономики не процесс воспроизводства, как его видели классики экономической мысли XVIII—XIX вв., а лишь действие рыночного механизма.[источник не указан 1025 дней] Сам процесс производства ею сведён к преобразованию факторов, вводимых в процесс трансформации, в выпуск известного количества экономического блага данного наименования.
Издержки производства включают в себя оценку услуг труда и капитала.
Оценка услуг фактора «земля» всегда считается равной нулю. Но при расчётах между фирмами принимают во внимание необходимость сохранения вклада предшествующих участников цепочки трансформаций экономических ресурсов в создание экономического блага. Их вклад учитывается под именем «сырьё, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги промышленного характера, приобретённые у сторонних организаций». По своей природе это — издержки обращения, а не издержки производства.
Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «невозвратных» (англ. sunk costs). Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими хозяйственный оборот без малейшей надежды на возвращение. Актуальные издержки принимают в расчёт при принятии решений, издержки «невозвратные» — нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.
Актуальные экономические издержки, в свою очередь, составляют из явных и вменённых. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это — издержки упущенных возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации экономических ресурсов в экономические блага.
Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные (их называют ещё предельными издержками) или замыкающие, а также на постоянные ипеременные.
Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.
Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен.
Поскольку величина постоянных издержек обязательно перестаёт зависеть от объёмов выпуска, часто определение искажают, говоря о постоянных издержках как о независящих от объёма выпуска, а то и просто указывая некий перечень статей калькуляции себестоимости, который якобы при любых обстоятельствах описывает постоянные издержки. Например, жалование конторских работников, амортизация, реклама и т. п. Соответственно переменными начинают считать издержки, величина которых непосредственно зависит от изменения объема выпуска (сырьё, материалы, заработная плата непосредственно производственных рабочих и т. п.). Такое «внедрение» положений о бухгалтерском учёте в экономику как науку не просто неправомерно, но прямо вредоносно.
Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Если предприниматель использует не приобретаемые, а собственные ресурсы, цены должны быть выражены в одинаковых единицах для точного определения величины затрат. Функция издержек описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для его обеспечения. Технология и цены на производственные ресурсы обычно берутся как данные при определении функции издержек. Изменение цен на какой-либо ресурс или применение улучшенной технологии отразится на величине минимальных затрат при производстве такого же объема продукции. Функция издержек связана с производственной функцией. Минимизации затрат для производства любого данного объема продукции зависят отчасти от производства максимально возможного объема продукции при данной комбинации факторов.
Внешние издержки — плата за ресурсы физическим и юридическим лицам, которые не входят в число работников или владельцев данной фирмы. Например, зарплата работников по найму (не входящих в число работников фирмы), выплаты за сырьё (кроме собственной добычи) и др.
Внутренние издержки — издержки, используемые только в отношении собственного ресурса (ресурсов) без затрат на труд или услуги лиц, не состоящих в числе данной фирмы или другого юридического лица. Например, затраты на улучшение качества какой-либо конкретной продукции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|