Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы курсовых и дипломных работ





6.1. Курсовые работы:

- Декадентская поэтика Ф. Сологуба (на материале поэтических сборников).

- Образ Востока в поэзии В. Брюсова.

- Художественная концепция зла в трилогии Мережковского «Христос и Антихрист».

- «Жизнь Арсеньева» И. Бунина как «феноменологический роман».

- Тема апокалипсиса в эпопее И. Шмелева «Солнце мертвых».

- Образ ребенка в рассказах Ф. Сологуба.

- Образы «стены» и «бездны» в прозе Л. Андреева.

- Образы неба и земли в «Воронежских тетрадях» О. Мандельштама.

- Формы плача в ранней лирике А. Ахматовой.

- Традиции волшебной сказки в пьесах Е. Шварца.

- Предметный мир в трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист».

- Концепт «дом» в романе М. Осоргина «Сивцев вражек».

- Первая мировая война в лирике А. Блока, З. Гиппиус, Н. Гумилева, А. Ахматовой, В. Маяковского и т.п.

- Русский художественный экзистенциализм (на материале творчества Л. Андреева и Е. Шварца).

- «Униженные и оскорбленные» в прозе И. Шмелева («Человек из ресторана») и А. Ремизова («Крестовые сестры»).

- Эпиграфы в структуре романа А. Белого «Петербург».

- «Столбцы» Н. Заболоцкого и поэтика ОБЭРИУ.

- Своеобразие хронотопа в мемуарной прозе И. Одоевцевой.



- Повести Б.Пильняка 1920-х гг.: проблематика и поэтика.

- Проблема автора и героя в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина».

6. 2. Дипломные работы:

- Концепция зла в творчестве старших символистов.

- Жанровое своеобразие прозы С. Кржижановского.

- Концепт «дом» в творчестве писателей первой волны русской эмиграции.

- Библейские образы в творчестве С. Есенина.

- Мир детства в творчестве Ф. Сологуба.

- Русский художественный экзистенциализм (на материале творчества Л. Андреева и Е. Шварца).

- Поэтика «фольклорных» поэм М. Цветаевой.

- Образ героя-современника в мемуарной прозе В. Ходасевича.

- Лирический герой поэзии О. Мандельштама 1920-1930-х гг.

- Традиции народно-смеховой культуры в творчестве обэриутов.

- Экспрессионизм в литературе 1920-х гг.

- Автор и время в «Петербургских дневниках» З. Гиппиус.

- Дуальные оппозиции в художественных мирах прозы старших символистов.

Глоссарий

Авангард, авангардное искусство – понятие, объединяющее экспериментальные, подчеркнуто необычные начинания, поиски в искусстве ХХ века. В отличие от модернистского искусства, которое ориентируется на новаторство в области формы и содержания (синтаксиса и семантики), авангардное искусство прежде всего строит системы новаторских ценностей в области прагматики. «Самое существенное в авангарде – его необычность, броскость. Но это меньше всего необычность формы и содержания: они важны лишь постольку, поскольку «зачем» влияет на «что» и «как». Авангард прежде всего – необычное прагматическое задание, непривычное поведение субъекта и объекта» (Шапир М. Что такое авангард? // Даугава. 1990. № 3).



Адамизм –одно из названий акмеизма.Понятие а., от «прародителя» (Городецкий) Адама, толкуется Гумилевым как «мужественный и ясный взгляд на жизнь»; это первобытность и инстинктивность поэзии.

Акмеизм –литературная группировка, сформировавшаяся весной 1912 года в Петербурге в рамках «Цеха поэтов». Рассматривается как направление в русской поэзии, образовавшееся в противовес символизму.

Богоискательство– религиозно-философское течение, возникшее в начале ХХ века в среде русской либеральной интеллигенции – философов, литераторов (Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Розанова), «новоправославных» священников.

Богостроительство – религиозно-философское и идеологическое течение, возникшее в рус. социал-демократии после революции 1905-1907 гг. Актуально для творчества М. Горького.

ВОКП (Всероссийское объединение крестьянских писателей) –ещев 1918 г. С. Клычков, С. Есенин и П. Орешин, назвав себя инициативной группой крестьянских поэтов и писателей, подали в московский Пролеткульт заявление о необходимости образования крестьянской секции. Всероссийский Союз крестьянских писателей был создан в мае 1921 г. С 1925 г. он был переименован в ВОКП. В 1931 г. было переименовано в организацию «пролетарско-колхозных писателей», что соответствовало проводимой в стране политике «раскрестьянивания».



Декадентство – собирательное обозначение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины 19-начала 20 в.: характерные черты Д. – настроения упадка, безнадежности, мотивы смерти и небытия, культ красоты, неограниченной свободы личности и творчества, независимость от реальной жизни и от общепринятой морали. Часто Д. ассоциируют со «старшим» поколением русских символистов.

Жизнетворчество –феномен, характерный для русского символизма; заключатся в стирании границ между текстом и реальностью, проживании жизни как текста. Стремясь воссоздать располагающийся на вершине мира Текст-Миф, символисты осмысляют этот Текст как глобальный миф о мире. Отсюда концепция мифотворчества как жизнетворчества.

Заумь, заумный язык – направление в футуристическом творчестве. Возник как один их языков В. Хлебникова; впоследствии понимался как личный язык поэта, воздействующий на читателя «за-умно», то есть – помимо разума.

Имажинизм – лит. направление начала 20-х гг., отдавшее приоритет форме. И. провозгласил образность основой поэзии. Самые значительные представители: С. Есенин, В. Шершневич, И. Грузинов, Р. Ивнев, А. Мариенгоф. Близки эстетике футуризма.

Импрессионизм –направление в искусстве последней трети 19-начала 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности, изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. В сфере литературы нашел свое воплощение в качестве приема субъективно-непосредственного воспроизведения чувственных переживаний и душевных впечатлений (творчеств И. Бунина, Б. Зайцева, И. Анненского, К. Бальмонта).

Импрессионисты – псевдогруппировка; понятие, кратковременно бытовавшее у ранних футуристов. Встречается в названии вышедшего в феврале 1910г. альманаха «Студия импрессионистов», в котором напечатаны произведения Д. Д. Бурлюка, Д. И. Бурлюка, В. В. Хлебникова. Вскоре этот термин был отвергнут будущими кубофутуристами как непригодный.

Кларизм, кларисты –псевдогруппировка; понятие, возникшее в ходе литературной полемики 1910 г. вокруг выступления Вяч. Иванова и А. Блока о символизме как наименование противников «теургической» струи этого направления; образовано от слова «кларизм», употребленного М. Кузминым в статье «О прекрасной ясности» для обозначения стремления к точности, логичности, прозрачности стиля прозы. Рассматривается часто как преакмеизм.

Комфутуризм –коммунисты-футуристы, проникнувшиеся духом революционной действительностью и искавшие прямого союза с революционной властью,например. В. Маяковский.

Конструктивизм, ЛЦК –литературная группа, созданная в 1924 г., особое внимание уделявшая форме художественного произведения и восходившая к близким футуризму «конструктивистским» течениям начала 20-х гг. в изобразительном искусстве и архитектуре. Гл. представители – И. Сельвинский, К. Зелинский, В. Луговской, Э. Багрицкий, В. Инбер.

Кубофутуризм, кубофутуристы («Будетляне»; «литературная компания» «Гилея») –литературно-художественная группировка авангардного толка, существовавшая как таковая в 1912-1914 гг. в Москве и Петербурге; как литературное течение кубофутуризм был влиятелен до конца 1920-х гг. К группе принадлежали виднейшие представители футуризма в России – Д. Д. Бурлюк, Н. Д. Бурлюк, Е. Г. Гуро, В. В. Каменский, А. Е. Крученых, Б. К Лившиц, В. В. Маяковский и В. В. Хлебников.

«Кузница» -объединение пролетарских писателей, созданное в 1920 г. в Москве. К. образовалась из группы поэтов (В. Александровский, М. Герасимов, В. Кириллов и др.), которые вышли в начале 1920 г. из Пролеткульта. Участники К. не признавали руководство всем развитием культуры со стороны партии, отвергали НЭП. К. в 1928 г. вошла в состав Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП), в 1932 г. ликвидируется партийным решением.

ЛЕФ(Левый фронт искусства) – марксистская литературная группа, возникла в конце 1922 г. в Москве, в основном из бывших приверженцев футуризма. ЛЕФ считал себя единственным настоящим представителем революционного искусства и встретил серьезное противоборство со стороны пролетарских групп «Октябрь» и ВАПП. Группу возглавлял В. Маяковский; в нее входили также Н. Асеев, О. Брик, В. Каменский, С. Кирсанов, А. Крученых, Б. Кушнер, Б. Пастернак (вначале), В. Перцов и др. ЛЕФ был рационалистским направлением, его теоретики отрицали вдохновение и утверждали веру в прогресс, технологию, науку и организацию, стремились к союзу с искусства с производством.

«Лирика» - литературный кружок при одноименном книгоиздательстве, существовавший в 1912-1914 гг. в Москве. В его состав входили Н. Асеев, С. Бобров, Б. Пастернак, впоследствии сформировавшие группу «Центрифуга».

«Мезонин поэзии» - близкая к эгофутуризму московская группа, просуществовавшая 4 месяца в 1913 году. Самый яркий представитель – В. Шершневич.

Младосимволизм– «младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.); помимо эстетизма символистов старшего поколения воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.

Модернизм– достаточно условное обозначение периода культуры конца 19 – середины 20 в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Нижней хронологической границей М. является «реалистическая», или позитивистская, культура 19 в., верхней – постмодернизм, то есть 1950-1960-е гг. Не следует путать М. и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно. Типичными искусствами М. являются символизм, экспрессионизм, акмеизм.

Неоклассицизм – 1) направление в европ. худож. культуре, сложившееся в к. 19 – нач. 20 в. и отличавшееся постоянным обращением к античной культуре как смысловому пространству своего самоосуществления; 2) тенденции в поэтической практике, отражавшие стремления поэта обратиться к классическим стихотворным практикам 19 века; 3) одно из определений акмеизма.

Неомифологизм – одно из главных направлений культурной ментальности 20 века, начиная с символизма. Н. был реакцией на позитивистское сознание 19 в. Суть Н. в том, что, во-первых, во всей культуре актуализируется интерес к изучению классического и архаического мифа; во-вторых, мифологические сюжеты и мотивы стали активно использоваться в ткани художественных произведений. Начиная с 1920-х гг., то есть времени расцвета модернизма в литературе, практически каждый художественный текст прямо или косвенно строится на использовании мифа.

ОБЭРИУ, объединение реального искусства, – группа писателей и деятелей искусства, образовавшаяся в Ленинграде в 1926-30 гг. Её деятельность характеризуется стремлением к обновлению искусства путем отказа от канонизированного к тому времени реализма. Группу основали в 1926 г. молодые поэты Д. Хармс, А. Введенский и Н. Заболоцкий; в течение некоторого времени к О. принадлежал К. Вагинов. Их методом изображения действительности и воздействия на нее было искусство абсурда, отмена логики и общепринятого времяисчисления в поэтических произведениях. О. относят к поставангарду.

«Октябрь» – группа непримиримо настроенных коммунистических писателей. Была основана в 1922 году в Москве и являлась организацией молодых членов большевистской партии, жестко противостоящих группе «Кузница» и уже отмиравшему в то время Пролеткульту. В О. входили Лелевич, А. Безыменский, А. Жаров, А. Веселый, Ю. Либединский и др. Члены группы были известны в литературных кругах как «напостовцы» - по названию их журнала «На посту» (1923-1925), их второй журнал «Октябрь» сохранил свое название и поныне.

Орнаментальная проза (Орнаментализм) -явление гораздо более фундаментальное, нежели словесная игра втексте. Оно имеет свои корни в миропонимании и в менталитете символизма иавангарда, т. е. в том мышлении, которое по праву следует назвать мифическим. При этом, в О. п. модернизма и повествовательный текст, и изображаемый мир подвергаются воздействию поэтических структур, отображающих строй мифического мышления. По определению Л.А.Новикова, «орнаментальная проза — разновидность прозы с системой насыщенной образности, реализующей особый тип художественного мышления». В качестве основных составляющих орнаментальной прозы выделяется следующие особенности: 1) «особые эстетические и семиотические свойства исходных единиц»; 2) «подчеркнутая фактура композиции»; 3) «система языковой суперобразности». Эти особенности реализуются через «насыщенность и «тесноту» изобразительного ряда, ритмическое спиралеобразное развертывание системы образных средств в виде лейтмотивов, развитие музыкальной темы, многозначность (символичность) самих образов и богатство их ассоциативных связей» (Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. - М., 1990). Понятие О. п. связывается с творчеством А. Белого, А. Ремизова, Б. Пильняка, А. Платонова.

«Перевал» - марксистская литературная группа 20-х гг., организованная в Москве в конце 1923-начале 1924 г. молодыми коммунистическими писателями, вышедшими из групп «Молодая гвардия» и «Октябрь» по причине непримиримо-ортодоксального партийного курса этих групп и сплотившимися вокруг журнала «Красная новь», для которого, в свою очередь, творчество футуристов и конструктивистов было слишком рационально (А. Воронский, А. Веселый, М. Голодный, М. Светлов,, Н. Дементьев, И. Катаев, Д. Кедрин, А. Малышкин, Н. Огнев, М. Пришвин). П. признавал роль «соц. заказа», выступая, однако, за право писателя на «выбор темы по своему усмотрению»; требовали «искренности» писателя.

Пролеткульт, Пролетарские культурно-просветительские организации – Культурно-просветительские организации пролетариата, появившиеся сразу после февраля 1917 г. На Первом съезде, созванном Луначарским, наркомом просвещения при правительстве Керенского, были объединены во всероссийский Пролеткульт. К известнейшим именам писателей-пролеткультовцев относятся А. Александровский, А. Герасимов, В. Казин, В. Кириллов и др. В 1920 г. было узаконено юридическое подчинение П. Народному комиссариату просвещения. Формально последние студии были ликвидированы только на основании партийного постановления 1932г.

Попутчики – найденное в 1920 г. А. Луначарским и с 1923 г. широко распространенное Троцким определение некоммунистических писателей, которые признавали революцию или активно поддерживали ее идею. Типичными попутчиками считались Б. Пильняк, М. Пришвин, И. Бабель, К. Паустовский, Л. Леонов, Б. Пастернак; затем шли писатели, входившие в группы «Серапионовы братья», имажинистов, а также члены группы «Перевал». Борьба с попутчиками усилилась в 1927 г. со стороны ВАПП, а с 1928 также РАПП.

Постсимволизм – общее обозначение явлений, генетически связанных в культуре с символизмом (акмеизм, футуризм и т.д.)

Производственный роман –выдвинутое в конце 20-х-начале 30-х годов жанровое определение. Всеобщая индустриализация выдвигала перед страной ряд требований, главным среди которых было превращение человека с крестьянским типом мышления, восприятия времени, стилем труда и поведения – в человека, оперирующего точными отрезками пространства и времени, способного быть включенным в координированные, высокоорганизованные усилия огромных масс людей. Именно поэтому, по словам М. Горького, предметом изображения писатели конца 20-х – начала 30-х годов должны были избрать «труд, то есть человека, организуемого процессами труда, который <…> вооружен всей мощью современной техники, человека, в свою очередь организующего труд более легким, продуктивным, возводя его на степень искусства». П. р. стал максимально адекватной такому содержанию формой.

Вскоре позиции его окрепли настолько, что стал возможен разговор о «классике жанра». В редакционной статье «Двадцать лет советской литературы», опубликованной «Новым миром» в 1937 году, приводится целый ряд «классических» «индустриальных» произведений: «Цемент» и «Энергия» Ф.Гладкова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Соть» и «Скутаревский» Л. Леонова. Этот список можно продолжить такими романами, как «Время, вперед!» В. Катаева, «Не переводя дыхания» И. Эренбурга, «Ведущую ось»

В. Ильенкова, «Интеграл» И. Ле, «Тракторострой» Н. Забилы, «На шестидесятом горизонте» В. Алазани. Как никакой другой жанр, советский производственный роман 20 – 30-х годов утверждал идею социалистического общества и нового человека, главной и едва ли не единственной характеристикой которого стал труд.

РАПП, Российская ассоциация пролетарских писателей – Ведущая коммунистическая писательская организация в СССР до партийного постановления об образовании СП СССР в 1932 г. РАПП была создана в 1925 г. Во главе с критиком Л. Авербахом и писателями А. Фадеевым, Ю. Либединским. А. Афиногеновым и В. Киршоном вела непримиримую борьбу против всех других объединений.

Самовитое Самоценное Слово – концепция нового языка кубофутуристов.

«Серапионовы братья» - группа молодых писателей Петрограда, в начале 20-х гг. выступавшая за обновление литературы и за примат искусства над идеологией. В нее входили И. Груздев, М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин. Горький и Шкловский всячески содействовали созданию группы. В 1925 участников группы отнесли к разряду попутчиков, а с 1927 г. прекратились регулярные встречи участников группы.

Символ –в эстетике и философии искусства – универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством, содержательный элемент худож. произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении. Важнейшая эстетическая категория в эстетике к. 19 - н. 20 в.: «знак иного мира в этом мире» (Н. Бердяев), «ознаменование ряда мистических потенций, восходящих к абсолюту» (Г. Чулков)», для символистов – «не только единство формы и содержания, но и единство некоего высшего, Божественного проекта, лежащего в основании бытия, в истоке всего сущего, - это прозреваемое символом единство Красоты, Блага и Истины» (Л. Колобаева), «универсально-художественный знак, объединяющий различные пласты бытия» (Л. Егорова). «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (иератическом и магическом) языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине» (Вяч. Иванов).

Символизм – литературное направление, возникшее в России в начале 1890-х гг. в качестве ответвления общеевропейского модернистского течения. С. был связан с современными ему идеалистическими философскими течениями, основу которых составляло представление о двух мирах – кажущемся мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей. С. занимается поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Русские символисты традиционно делятся на «старших» и «младших».

Символистский роман – модернистский роман, в художественной системе которого фундаментальное место принадлежит категории символа и диалектически связанной с нею категории мифа (романы Ф. Сологуба, В. Брюсова, А. Белого).

Синэстезия, синэстетизм(греч. – соощущение) – термин лит-ведения, искусствоведения, культурологии и психологии, обозначающий специфические стороны эмоционального восприятия мира. При изучении худож. творчества под С. понимается построение худож. мира через образное воспроизведение совокупности чувств, восприятии (зрит., фонич., одористич., тактильных и др.),объединение в едином художественном целом разнородных эстетических систем - своеобразно реализовывалась в творчестве каждого из художников серебряного века. В эстетике начала 20 в. помимо стремления к совмещению в творчестве принципов различных художественных методов, реализма и модернизма, например, что имело результатом интереснейшие произведения нового типа (неореализма), были распространены и попытки соединения разных видов искусств в одном художественном произведении (эксперименты А. Скрябина и К. Чурлениса с цветомузыкой и музыкальной живописью, живописная и архитектурная разработка театрального пространства в театрах В. Комиссаржевской и А. Таирова, работа футуристов с книгой как явлением, синтезирующим особенности шрифта, рисунка, линии, бумаги, рисунка, использование массовой, бульварной продукции - рекламы, наклеек, лубка, вывесок - как основы для создания "высокого" искусства). Напряженные жанровые поиски связаны главным образом с именами крупных художников слова (ритмически организованные "Симфонии" А. Белого, созданные по законам музыкальной партитуры, обращение А. Ремизова к житийной и апокрифической литературе, воспроизведение им звукового строя русской народной сказки, байки, потешки, широкое использование им алогичной природы сновидения в своих работах, изысканные стилизации М. Кузмина и т.д.).

«Скифы» -литературная группа, возглавляемая Р.Ивановым-Разумником, к которой в преддверии Октября и годы революции примкнули символисты и писатели разных школ и направлений (кроме А.Белого и А.Блока в группу входили С.Клычков, С.Есенин, П.Орешин, А.Чапыгин, О.Форш; в сборниках также печатались А.Ремизов, Е.Замятин, М.Пришвин). Их объединяли вначале близость к левым эсерам, потом - на первых порах -сотрудничество с советской властью и, главное, издание сборников "Скифы"(вышло всего 2 выпуска). В программной статье к первому сборнику, пронизанной разочарованием Февральской революцией, Иванов-Разумник излагал идущую еще от теории В.Соловьева "азиатскую" концепцию русской революции.

Старшие символисты – старшее поколение русских символистов (их иногда называют декадентами): Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб. Отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма.

Социалистический реализм – термин коммунистической теории литературы и искусства, зависящий от чисто политических установок, с 1934 до 1980-х обязательной для советской критики и литературоведения, равно как и для всей художественной жизни. Ограничение понятия «реализм» идеологическими рамками («социалистический») не позволяет говорить о С. р. как о поэтике. Впервые термин был употреблен 20 мая 1932 г. И. Гронским, председателем организационного комитета СП СССР. С. р. определяется как основной метод советской художественной литературы и литературной критики, «который требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».

Театр панпсихэ – сформулированная Л. Андреевым в его двух «Письмах о театре» (1912-1913) теория, согласно которой театр должен сосредоточиться на внутренней психологической драме, а кино, напротив, должно взять на себя изображение внешнего действия.

Теория бесконфликтности –концепция, возобладавшая в литературе конца 40-х годов и основанная на отрицании существования в сов. обществе сложных конфликтов, общественных противоречий, разных взглядов на жизнь. Т. б. связана с симптоматичной для советской литературы послевоенных лет тенденцией «лакировки действительности», в контексте которой был провозглашен единственно возможный конфликт «хорошего» с «лучшим» («Кавалер Золотой Звезды» С. Бабаевского – яркий пример образцового воплощения Т. б.). Была осуждены в начале 50-х гг., в частности, на II съезде сов. писателей 1954 г. Журнал «Коммунист» сразу после писательского съезда писал: «Нельзя не видеть жизненных противоречий и конфликтов, возникающих в нашей стране на почве борьбы нового со старым. В то же время следует давать отпор всяким попыткам охаивать советскую действительность».

Все это свидетельствует о том, что в первые годы после смерти Сталина советское руководство не имело четких политических и идеологических ориентиров, испытывало растерянность, понимая необходимость перемен, но, в то же время, опасаясь зайти слишком далеко по пути обновления.

Теургия (от гр. theós - Бог) –понятие, обоснованное еще В. Соловьевым в работе «Философские начала цельного знания». Т. – один из видов магии, воздействующей на волю богов, общение с высшим миром посредством творческой деятельности. Младшие символисты,например, А. Белый и Вяч. Иванов, называли себя теургами, то есть вершителями теургии. А. Белый считал Т. термином, выражающим максимальное напряжение символизма в личности.

Феноменологический роман –жанровое определение, используемое Л. Колобаевой применительно к романам И. Бунина «Жизнь Арсеньева» и Б. Пастернака «Доктор Живаго». Ф. р. – это роман жизни, потока жизни, а не роман идей; для него характерно единство субъекта и объекта, временной синкретизм, особое субъективное начало, поток образов внутреннего видения героя, рефлексия непосредственных переживаний.

Формализм (или формальная школа) -неофициальное название группы русских литературоведов и лингвистов, объединившихся в конце 1910-х гг. в Петербурге и Москве на общих методологических основаниях и, в сущности, сделавших из литературоведения науку мирового значения. Ф. ш. являлась разновидностью научного авангарда. в Петербурге дала знаменитый ОПОЯЗ –Общество изучения поэтического языка (Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов), в Москве возник МЛК – Московский лингвистический кружок (О. Винокур, В. Жирмунский, Р. Якобсон).

Футуризм –авангардистское, неоднородное по составу литературное направление в 1910-1920 гг. Русский Ф. представляет собой самостоятельное явление в русле общеевропейской революции в искусстве; по-разному оценивается его связь с итальянским Ф. Отправной точкой этого направления, выросшего из символизма и импрессионизма, была революция в области литературного языка.

Художественный экзистенциализм –философская тенденция в художественных произведениях Ф. Достоевского, Л. Андреева, Е. Шварца и др., в контексте которой автором выдвигается на первый план понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Русский х. э. предвосхищает некоторые проблемы европейского философского э. середины ХХ века.

«Центрифуга» - литературная группа, близкая по своей эстетике кубофутуризму, просуществовавшая в Москве с 1914 по 1922 гг. и выступавшая прежде всего за обновление поэтических средств – метафоры и образного языка в целом (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев).

Эгофутуризм– литературная группа, основанная в 1911 г. И. Северяниным в С.-Петербурге, в 1912-914 группа возглавлялась И. Игнатьевым. Исходя из эгоизма как движущей жизненной силы, эгофутуризм выступал за индивидуализм и требовал отмены нравственных и этических ограничений в искусстве. Некоторые участники этой недолговечной группы объединились позже под именем имажинистов (Р. Ивнев и В. Шершневич).

Экспрессионизм – направление в австро-немецком искусстве первых десятилетий 20 в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений, проблема тотальной «чужести», концепция безвыходного хаоса, в котором пребывает человек. Отсюда тяготение Э. к абстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму, фрагментарности. Считается, что в русской литературе начала 20 в. экспрессионизм нашел свое отражение в прозе Л. Андреева, Е. Замятина, А. Платонова, Б. Пильняка. Прозу Сигизмунда Кржижановского считают образцом экспрессионизма в русской прозе 1920-х годов.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.