Часть II. История русской литературы сер. 50-х – 2000-х гг.
Модуль I. Литература середины 1950-х - 1960-х гг.
Середина 1950-х гг. – новый период в развитии русской культуры и литературы.
Новый характер художественных конфликтов, стремление осознать во всей полноте обретения и трагедии истории.
«Лирический взрыв» в поэзии конца 1950-х и появление «лирической прозы» («Капля росы» и «Владимирские проселки» В. Солоухина, «Дневные звезды» О. Берггольц и др.) как выражение особого интереса к судьбе личности, к индивидуальному началу народной жизни.
Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны. «Судьба человека» М. Шолохова и ее роль в развитии литературы о войне. Появление «лейтенантской прозы» («Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Иван» В. Богомолова, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой» К. Воробьева).
Роль поэзии в формировании общественного сознания, преодоление догматизма.
Многообразие жанрово-стилевых исканий в драматургии 1950-х гг.
Модуль II. Литература 1960-х - 1980-х гг.
Отход от идеи либерализации. Диссидентство как явление, его выражение в литературном процессе. Значение рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в литературной и общественной жизни начала 1960-х гг.
Новый характер художественных конфликтов. Стремление осознать во всей полноте обретения и трагедии нашего пути.
Обогащение жанрово-композиционной и стилевой структуры произведений как выражение философских исканий: вхождение истории в современность; временная полифония (воспоминания, ретроспекции); вовлечение в контекст произведений с мифологическими мотивами.
Тематические и проблемные связи с литературой предшествующих периодов. Обращение к жанрово-стилевому опыту 1920-х гг.: активное использование условных форм изображения.
Становление и развитие «деревенской прозы».
«Лагерная» проза в контексте политических, философских и нравственных проблем общества Проблема взаимосвязи ушедшего, настоящего и будущего.
Поэзия 1960-1980-х гг. «Громкое» и «тихое» направление.
Драматургия «новой волны» Сегодняшнее восприятие драматургии «новой волны» как попытки изнутри осветить застойные явления в жизни общества.
Модуль III. Литература 1990-х - 2000-х гг.
Современная литературная ситуация. Распад Союза писателей СССР. Характеристика образовавшихся писательских объединений. Литературно-художественные и литературно-критические журналы, их размежевание и судьба в условиях рынка.
Современный литературный процесс. Споры о нем в критике. Изменение роли литературы в жизни общества. Ощущение у писателей необходимости поиска новых путей к уму и сердцу читателей.
Пестрота «литературного пейзажа», характеристика выделившихся в нем основных писательских групп (носители национально-патриотических интересов, литературы «демократического толка», элитные салоны и издания, объединяющие писателей, творящих для избранной публики). Ослабление групповой борьбы и журнальной полемики.
«Возвращенная» литература, её роль в современном литературном процессе.
Три волны литературы русского зарубежья.
А. Солженицын и литература русского зарубежья.
Творческая судьба писателей старшего поколения, «сорокалетних» писателей.
Литературно-поэтический процесс 1990-х гг.
Драматургия и театр на современном этапе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Пассивные:лекция, устный опрос, тестирование
Активные:самостоятельная работа студента с литературой на бумажном носителе, с научными, учебными и справочными ресурсами сети Интернет и локальной сети учебного учреждения, выполнение заданий аналитического характера, создание репродуктивных индивидуальных работ (рефератов, обзоров на заданную тему), подготовка к диспуту.
Интерактивные:участие в практических и семинарских занятиях, ролевые игры, аудиторное обсуждение текстов, подготовленных сокурсниками, участие в дискуссии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Виды самостоятельной работы:
Работа с рекомендованной литературой:составление тезисов, письменный сопоставительный анализ источников, отражающих разные точки зрения на одну проблему, написание рефератов и обзоров литературы по проблемам курса.
Работа по поиску дополнительной литературы:составление библиографии по отдельным проблемам курса, поиск и аналитическое чтение самостоятельно выбранных источников к теме для интерактивного обсуждения
Подготовка к практическим и семинарским занятиям:подготовка к выступлению на заранее сформулированную тему.
Выполнение индивидуальных творческих заданий:написание рецензии на литературное произведение.
Проектирование диспута для последующей аудиторной реализации:выбор темы, подбор литературы, разработка системы обсуждаемых вопросов, создание аргументативной базы.
6.2. Порядок выполнения самостоятельной работы и формы контроля:
Задания располагаются в последовательности, обеспечивающей нарастание сложности и переход от аналитического к синтезирующему характеру работы. Обучающиеся знакомятся с графиком выполнения заданий в начале каждого семестра. Письменные задания проверяются с выставлением накопительных баллов. Устные задания проверяются во время практических и семинарских аудиторных занятий.
6.3. Курс обеспечен УМК (см. в локальной сети ЮФУ – Цифровой кампус (http://incampus.ru/):
http://www.incampus.ru/campus.aspx?id=10428959&tab=3; http://www.incampus.ru/campus.aspx?id=10429013&tab=3).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература
1. История русской литературы ХХ в. (20-90 годы): Основные имена/ Под ред. С. И. Кормилова. - М., 1998.
2. История русской литературы ХХ в. Первая половина: В 2 кн./Под ред. Л. П. Егоровой. - Ставрополь. 2004.
3. История русской литературы ХХ века (20-50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. - М.: МГУ, 2006.
4.Лейдерман Н. и Липовецкий М. Современная русская литература:1950-1990-е годы: В 2т. - М., 2003.
5.Русская литература XX века: В 2 т. – Т.2 (1940-1990-е) / Под ред. Л. Кременцова. - М., 2002.
7.2. Дополнительная литература
- Казак В. Лексикон русской литературы XX в. – М., 1996.
- Агеносов В. Литература русского зарубежья. - М., 1988.
- Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – М., 2000.
- Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. Учебное пособие. - М., 1999.
- Чупринин С. Русская литература сегодня. Путеводитель. – М., 2003.
- Гордович К. История отечественной литературы ХХ в. - СПб., 1997.
- История русской литературы ХХ в. Серебряный век/ Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страда, Е Эткинда. - М., 1995.
- Мусатов В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период). - М. 2001.
- Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы/ Под ред. С. Тиминой. СПб. -М., 2002.
- Соколов А. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х гг. - М.., 1991.
Программное и коммуникационное обеспечение
Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание представлено в локальной сети ЮФУ. Обучающимся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, в том числе таким как:
http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/ Электронные каталоги Российской государственной
библиотеки,
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и
фольклор" (ФЭБ),
www.rvb.ru Русская виртуальная библиотека (РВБ);
www.lib.ru, http://bookz.ru/ Библиотека классической и современной литературы,
http://magazines.russ.ru/ Библиотека современных русских журналов,
http://www.gumer.info/page.php Библиотека Гуммер - электронная библиотека для
студентов и преподавателей,
http://www.dspl.ru/resource/el_res.html Электронные ресурсы Донской
государственной публичной библиотеки
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Комплект учебно-методической, научной и справочной литературы по проблемам дисциплины, читальный зал с возможностью оперативного доступа к современной справочной базе, мультимедийная доска SmartBoard, мультимедийный проектор с экраном для презентаций, доступ к сети Интернет и локальной сети вуза (факультета).
УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|