Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3: Теоретическая платформа и творческая практика группы «ОБЭРИУ».





На основе анализа художественных текстов и критических работ получить представление о теоретической платформе и творческой практике группы «ОБЭРИУ».

Художественные произведения -

Ванна Архимеда: К. Вагинов, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, Н. Олейников, А. Введенский, И. Бехтерев. - Л., 1991.

Поэты группы «Обэриу»: Сб. стихов. - СПб., 1994.

Любые издания произведений указанных авторов.

Литература:

Общая характеристика группы –

Театр. 1991. Спец. выпуск.

Александров А. Эврика обэриутов // Ванна Архимеда. - Л., 1991.

Васильев И. Обэриуты: теоретическая платформа и творческая практика. Свердловск, 1991.

Герасимова А. «Обэриу»: проблема смешного // Вопросы литературы. - 1988. - № 4.

Кобринский А. ОБЭРИУ: история и поэтика // Русская литература ХХ века: Школы. Направления. Методы творческой работы/ Сб. статей. - СПб., 2002.

ФроловВ. Обэриуты (Д. Хармс и А. Введенский)// Его же. Музы пламенной сатиры. - М., 1988.

К. Вагинов –

Герасимова А. Труды и дни К. Вагинова (О творческом пути поэта) // Вопросы литературы. - 1989. - № 12.

Напельбаум Н. Памятка о поэте // Аврора. - 1990. - № 9.

Пурин А. Опыты К. Вагинова // Новый мир. - 1993. - № 8.

А. Введенский –



Мейлах М. Дверь в поэзию открыта // Введенский А. Полн. собр. пр.: В 2т. - М., 1993. Т. 1.

Александров А. Ученик Мелхиседека: о жизни и творчестве А. Введенского // Звезда. - 1990. - № 10.

Н. Олейников –

Гинзбург Л. Николай Олейников // Олейников Н. Пучина страстей. - Л., 1990.

Гинзбург Л. Олейников: о творчестве поэта // Юность. - 1988. - № 1.

Лунин Е. Дело Н. Олейникова: о трагической судьбе поэта // Аврора. - 1991. - № 1.

 

Д. Хармс –

Александров А. Чудодей (Личность и творчество Д. Хармса) // Хармс Д. Полет в небеса. - Л., 1991.

Кобринский А., Мейлах М., Д. Хармс: к проблеме обэриутского текста // Вопросы литературы. - 1990. - № 6.

Токарев Д. Д. Хармс: философия и творчество // Русская литература.- 1996. - № 4.

 

Тема 4: Литературный портрет поэта периода Великой Отечественной войны.

На основе анализа указанной литературы составьте портрет поэта периода Великой Отечественной войны. Необходимо сосредоточить внимание на йдейно-художественных особенностях творчества: основных темах, поэтике, жанровом и стилевом своеобразии произведений выбранных авторов. Все положения подтвердите анализом наиболее характерных текстов.



Литература:

Советская литература в канун Великой Отечественной войны: Научно-аналитический обзор. - М., 1991.

Петрушанская Е. Песня достается человеку. О «мистической» природе советских массовых песен // Литературное обозрение. - 1998. - № 2.

Зайцев В. Русская поэзия ХХ века. 1940-е – 1990-е г. - М., 2001.

Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. - М., 1972.

Македонов А. Поэзия народного подвига. - М., 1986.

Кузьмичев И. Жанры русской литературы военных лет. Горький, 1962.

Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. - Л., 1967.

«Идет война народная…»: Литература Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг. - М., 2005.

Темы письменных работ

Современные проблемы изучения русской литературы «серебряного века».

Проблема судеб культуры и «ницшеанство» в русской литературе начала 20 в.

Философия и литература к. XIX - н. XX вв.

Натурализм к. XIX – н. XX вв.

Концепция человека в творчестве И. Куприна, И. Бунина и Л. Андреева.

Вересаевская сага о русской интеллигенции: «Без дороги», «Поветрие», «На повороте», «К жизни», «В тупике».

Художественная феноменология в творчестве И. Бунина.

Загадки русской души в прозе И. Бунина.

Тема любви и смерти в творчестве И. Бунина.

Буддизм и творчество И. Бунина.

Концепция любви в творчестве А. Куприна.

Творчество А. Куприна и первая русская эмиграция.

«Мать» М. Горького: история интерпретаций.

Драматургия М. Горького и А. Чехова.

«Религия» М. Горького.

«Деревня» И. Бунина и «Лето» М. Горького.

Философско-эстетические принципы и гражданская позиция М. Горького в публицистике /”Несвоевременные мысли”/ и автобиографической трилогии.



«Окаянные дни» И. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького и «Интеллигенция и революция» А. Блока.

Драматургическая поэтика М. Горького.

Проблематика и поэтика рассказа А. Серафимовича «Пески».

Тема «маленького человека» в раннем творчестве И. Шмелева.

Художественный экзистенциализм в прозе Л. Андреева.

Библейские мотивы в творчестве Л. Андреева.

Повествовательные (пограничные, трагические, катастрофические и др.) ситуации в рассказах Л. Андреева.

Тема революции в творчестве Л. Андреева.

Театр Л. Андреева.

«Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева и «Стена» Ж.-П. Сартра.

Феномен прозы В. Розанова.

«Импрессионизм» Б. Зайцева.

Общая характеристика творческой индивидуальности А. Ремизова.

Понятие символа в теоретических выступлениях символистов.

Художественная историософия Д. Мережковского в трилогии «Христос и Антихрист».

Тема Бога в лирике З. Гиппиус.

Жанровое своеобразие романа В. Брюсова «Огненный ангел».

Символистский феномен прозы Ф. Сологуба.

Тема города в творчестве В. Брюсова («Urbi et orbi» и др.) и А. Блока («Распутья», «Город» и др.).

Тема поэта и поэзии в лирике Вяч. Иванова.

Вяч. Иванов – теоретик символизма.

Язык одухотворенной предметности в лирике И. Анненского.

Театр А. Блока.

Образ поэта в лирике А. Белого («Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).

Творчество М. Волошина и русский символизм.

«Русская усобица» в творчестве М. Волошина.

Лирический герой ранней поэзии Н. Гумилева.

Идеал и современность в лирике Н. Гумилева.

Человек и мир в ранней лирике О. Мандельштама.

Лирический герой в поэзии О. Мандельштама 1930-х гг.

Поэтический мир М. Кузмина.

Неоклассицистические тенденции в русской поэзии начала 20 в.: творчество В. Ходасевича.

Лиро-эпос С. Есенина: «Анна Снегина» и «Черный человек».

Библейские мотивы в творчестве С. Есенина.

С. Есенин и имажинизм.

С. Есенин и новокрестьянская поэзия.

«Поэма без героя» А. Ахматовой: жанр, структура, стих.

Литературный авангард 1910-1920-х гг.

Эгофутуризм Игоря Северянина.

Учение о слове В. Хлебникова.

Русская идея в литературе русского зарубежья (имена, произведения по выбору).

Блоковская концепция «крушения гуманизма».

«Конармия» И. Бабеля: проблема идейно-эстетического единства цикла.

Повести М. Булгакова 1920-х гг.:поэтика жанра.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: история текста.

Трагедия художника в драматическом творчестве М. Булгакова («Кабала святош», «Александр Пушкин»).

Своеобразие психологизма в романе Е. Замятина «Мы».

«Донские рассказы» М. Шолохова: особенности конфликта и поэтика.

Рассказы М. Зощенко: тип героя и стиль.

Жанровое своеобразие романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина».

Роман А. Фадеева «Разгром»: новаторское решение проблемы героя.

Абсурдистская проза Д. Хармса.

Программа воспитания нового человека и ее претворение в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» (современное прочтение).

Новаторский характер поэмы А. Твардовского «Дом у дороги».

М. Исаковский – поэт-песенник.

Феномен русской прозы В. Набокова.

Лирический герой и время в поэмах Б. Пастернака «Лейтенант Шмидт», «1905», «Спекторский».

Рассказы А. Платонова: герои, формы повествования.

Повести А. Толстого 1920-х гг.: поэтика жанра.

«Любовь Яровая» К. Тренева и советский театр 1920-х гг.

Течение «сурового романтизма» в поэзии и прозе 1930-х гг.

Основные жанры публицистики военных лет.

Драматургическая поэтика Е. Шварца.

«Суровый романтизм» поэзии К. Симонова.

Вопросы к зачету

1. Конец XIX - н. XX вв. как культурно-историческая эпоха. Ее основные черты и факторы формирования.

2. Философия, история и теория русского символизма.

3. Теория и история акмеизма.

4. Теория и история русского футуризма. Широкое и узкое понимание футуризма.

5. Русский неореализм 1910-х гг. (имена и произведения по выбору).

6. Неоклассицистические тенденции в русской поэзии 1910-х и 1920-х гг.

7. Феномен промежуточного метода в литературе к. XIX - н. XX в.

8. Новокрестьянская поэзия 1910-х гг.

9. Пролетарская поэзия в 1910-е гг.

10. Поэзия символистов «старшего» поколения: поэтические сборники К. Бальмонта (творческая эволюция, темы, мотивы, способы создания художественной образности и т. д.).

11. Д. Мережковский как символист «старшего» поколения. Трилогия «Христос и Антихрист» в его творчестве. Своеобразие ее проблематики, жанра, поэтики. История и миф о Петре I и Петербурге в третьей части трилогии.

12. Поэзия Ф. Сологуба (творческая эволюция, темы, мотивы, способы создания художественной образности и т. д.). Идейно-художественное своеобразие и характер символики романа Ф. Сологуба «Мелкий бес».

13. В. Брюсов как теоретик и организатор символизма. Его основные поэтические сборники (темы, мотивы, способы создания художественного образа и т.д.).

14. «Огненный ангел» В. Брюсова в контексте прозы «старшего» символизма.

15. «Психологический символизм» И. Анненского.

16. А. Блок как младосимволист. Лирики Блока как художественное целое: состав, темы, мотивы, эволюция лирического героя.

17. Драматургия русского символизма. Театр А. Блока.

18. Поэма А. Блока «Двенадцать»: основные принципы построения художественного мира в поэме, соотношение идеала и действительности, принципы художественного обобщения. Полемика о поэме в современном литературоведении.

19. Поэзия А. Белого. Основные поэтические сборники.

20. Идейно-художественное своеобразие романа А. Белого «Петербург». История создания, миф о Петербурге и способы его воплощения в тексте, характер символики.

21. Творческий путь Н. Гумилева. Анализ основных поэтических сборников.

22. Дореволюционное творчество А. Ахматовой: мировосприятие, образ героини, своеобразие психологизма.

23. Лирика А. Ахматовой советской эпохи.

24. Поэмы А. Ахматовой: поэтическое содержание и форма («Реквием», «Поэма без героя» - по выбору).

25. О. Мандельштам: характеристика творческой индивидуальности. Анализ основных поэтических сборников.

26. Творчество М. Волошина: поэзия и позиция.

27. Лирика в 1920-е-1930-е гг.: историческое своеобразие и ведущие тенденции.

28. В. Маяковский и футуризм. Лирика дореволюционного периода.

29. Поэзия Маяковского в период революции и советской эпохи. Сатира.

30. Идейно-художественное своеобразие поэм В. Маяковского.

31. Творческий путь С. Есенина. Основные поэтические сборники. Темы, мотивы, образы лирики. Лики лирического героя. Эстетика в «Ключах Марии».

32. Лиро-эпос С. Есенина, разновидности жанра. «Анна Снегина» и «Черный человек». Итоговый характер произведений.

33. Поэзия М. Цветаевой. Ранние сборники. Лирика сборника «Лебединый стан». Особенности поэтики. Проза о революционной России. Интимная лирика 1920-х гг. Поэмы М. Цветаевой.

34. Творческие искания М. Горького до 1917 г. Горький и Ницше.

35. Тема борьбы с мещанством в творчестве М. Горького.

36. Социально-философская драма «На дне». Своеобразие конфликта.

37. Значение романа М. Горького «Мать» и повести «Исповедь» для творческой эволюции писателя и общественной и литературной борьбы.

38. «Жизнь Клима Самгина» как «энциклопедия русской жизни». Идейно-художественное своеобразие.

39. Основные этапы творческой эволюции В. Вересаева.

40. Концепция человека в творчестве А.Куприна (по повестям “Молох”, “Поединок”, рас. “Гранатовый браслет”, эмигрантской прозе).

41. Проза И. Бунина 1890-1900-х гг. Темы, художественное своеобразие.

42. “Деревенская эпопея” И. Бунина.

43. Идейно-художественное своеобразие рассказов И. Бунина “Братья” и “Господин из Сан-Франциско”.

44. Эмигрантское творчество И. Бунина. Роман “Жизнь Арсеньева” как опыт феноменологического романа.

45. Художественная философия Л. Андреева в рассказах 1890-х гг.(«Баргамот и Гараська», «Бездна», «Мысль» и др.). Идейно-художественное своеобразие произведений Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и «Красный смех».

46. Тема революции и ее воплощение в «Рассказе о семи повешенных» и «Тьме» Л. Андреева.

47. Драматургия Л. Андреева. Пьеса «Жизнь Человека» и др.

48. Революция и судьбы русской литературы. Понятие «первой волны» русской эмиграции. Общая характеристика литературы.

49. Основные литературные группировки в 1920-е гг.: их эстетические программы и творческая практика.

50. Восприятие Октябрьской революции разными литературными силами: на сопоставлении статьи А. Блока «Интеллигенция и революция», дневника И. Бунина «Окаянные дни», «Несвоевременных мыслей» М. Горького.

51. Гражданская война и революция в прозе 1920-х гг.

52. Героическая повесть 1920-1930-х годов.

53. Трилогия А. Толстого «Хождение по мукам» в ряду произведений о человеке и народе в переломные исторические периоды. Особенности жанра.

54. Русская историческая проза 1920-1930-х гг. и роман А. Толстого «Петр Первый». Национальная тема в произведении.

55. Проблема поиска нового героя времени в прозе 1920-х-1930-х гг.(на примере нескольких произведений по выбору).

56. Роман Е. Замятина «Мы» как художественная антиутопия. Конфликт и система персонажей.

57. Творческий путь М. Булгакова.

58. М. Булгаков-драматург.

59. «Закатный» роман М. Булгакова: идейно-художественное своеобразие, система персонажей.

60. Советская сатира 1920-х-1930-х гг.(по произведениям В. Маяковского, М. Булгакова, А. Платонова, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова).

61. Романтическая проза 1920-х-1930-х гг.

62. Русская драма 1920-х-1930-х гг. Особенности жанра, его развитие (на произведениях В. Маяковского, К. Тренева, Вс. Вишневского, М. Афиногенова, Л. Леонова, Е. Шварца и др.).

63. Идейно-художественное своеобразие романа М. Осоргина «Сивцев вражек».

64. Русская проза В. Набокова.

65. «Доктор Живаго» Б. Пастернака: эпическое и лирическое в романе. Образ главного героя. Проблема человек и история. Образы-мотивы.

66. Творческий путь Б. Пастернака. Творческая программа поэта в книге «Сестра моя - жизнь». Природа и человек в книге «На ранних поездах». Особенности лирического героя в кн. «Второе рождение» и «Когда разгуляется».

67. Лиро-эпос Б. Пастернака: поэмы о революции.

68. «Прекрасный и яростный мир» революционной России в изображении А. Платонова: «Сокровенный человек», «Родина электричества», «Фро», «Усомнившийся Макар» и др.

69. Конкретно-историческая и философская проблематика романа А. Платонова «Чевенгур». Жанрово-композиционное своеобразие. Образ главного героя.

70. Идейно-художественное своеобразие повести А. Платонова «Котлован». Символика.

71. Литература периода Великой Отечественной войны: духовная атмосфера времени и основные идейно-эстетические тенденции.

72. Лирика периода Великой Отечественной войны.

73. Мастерство М. Шолохова-романиста.

74. Образ Григория Мелехова. Отечественные литературоведы о трагической сущности Г. Мелехова.

75. Тема Великой Отечественной войны в прозе М. Шолохова.

76. Общая характеристика литературы послевоенного возрождения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.