Основные принципы, формы и порядок финансирования государственных и муниципальных учреждений из бюджета
Государственными (муниципальными) признаются организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных организаций определяется законом.
Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с определенными принципами:
- получение максимального эффекта при минимуме затрат, то тесть бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования, эффект которой проявляется в решении различных задач социально-экономического развития страны и в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
- целевой характер использования бюджетных ассигнований, то есть бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета на заранее обусловленные цели;
- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований, что позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль, за деятельностью предприятий, организаций, учреждений;
- безвозвратность бюджетного финансирования;
- бесплатность бюджетного финансирования, то есть выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований[16].
Способы бюджетного финансирования делятся на:
- финансирование по системе «нетто-бюджет» - способ предоставления бюджетных средств на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
- финансирование по системе «брутто-бюджет» применяется для предприятий и организаций, полностью находящихся на бюджетном финансировании, путем предоставления бюджетных средств на все виды расходов, связанных как текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных организаций[17].
При этом к формам бюджетного финансирования относятся:
- ассигнования на содержание бюджетных организаций;
- выделение средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
- трансферты населению;
- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам.
Предприятия кроме бюджетного финансирования имеют право на собственные средства. Цель процесса формирования собственных средств – обеспечить профильную и хозяйственно-эксплуатационную деятельность бюджетной организации. Собственные средства бюджетного учреждения должны быть использованы по видам и направлениям расходов, которые предусмотрены бюджетной классификацией.
Источники собственных средств:
- средства, получаемые от сдачи в аренду сооружений, помещений и оборудования;
- средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- целевые средства от юридических и физических лиц;
- другие поступления.
Финансирование учредителем государственных и муниципальных организаций из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах:
- субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);
- субсидии на иные цели;
- бюджетные инвестиции.
Как для бюджетных, так и для автономных организаций финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки[18].
Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется на основе субсидий соответствующего бюджета согласно подушевому нормативу финансирования при реализации государственного задания.
Выполнение всех видов деятельности бюджетной организации осуществляется в соответствии с государственными заданиями, формируемыми учредителями бюджетной организации, к которым относятся государственные, муниципальные органы и другие учредители. Бюджетная организация не имеет права отказаться от выполнения государственного задания. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Полный перечень видов деятельности, которые бюджетные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, устанавливается учредительными документами учреждений.
Порядок финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией.
Сверх установленного государственного задания, а в случаях, определенных федеральными законами,- в пределах этого задания бюджетная организация вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Таким образом, в государственное задание могут быть включены любые платные услуги, если в федеральном законе предусмотрена возможность их оказания за плату.
Согласно ст.78.1 и ст.79 Бюджетного кодекса РФ учредитель вправе предоставить бюджетным и автономным предприятиям субсидии на иные цели (далее-целевые субсидии), а также предоставить учреждению бюджетные инвестиции[19].
Одним из форм финансирования предприятия, являются бюджетные инвестиции, которые предполагают направление средств из бюджета учредителя на создание или увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества. Бюджетные инвестиции по своей природе предоставляют выплаты разового характера, направляемые на увеличение стоимости основных средств учреждений[20].
В отличие от бюджетных инвестиций, понятие целевых субсидий в Бюджетном кодексе РФ не определено. Данное понятие было введено в законодательство в качестве своего рода страховки, возможности финансовой поддержки учреждения без обязательного вложения в основные средства. Целевая субсидия может быть предоставлена предприятию, например, на повышение квалификации сотрудников, компенсацию ущерба, причиненного стихийным бедствием. Другими словами, за счет целевой субсидии может быть профинансирована практически любая потребность предприятия, не отнесенная к нормативным затратам, связанным с оказанием в соответствии с заданием услуг (выполнением работ). Предоставление целевых субсидий и бюджетных инвестиций бюджетным и автономным предприятиям осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом публично правового образования. Расходование средств, полученных бюджетными организациями в виде целевых субсидий и бюджетных инвестиций, осуществляется после санкционирования, произведенного в соответствии с порядком, установленным соответствующим финансовым органом.
По каждой целевой субсидии, включенной в План, формируются «сведения об операциях с целевыми субсидиями». Данный документ включает в себя:
- наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется целевая субсидия;
- аналитический код, присвоенный органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для учета операций с целевой субсидией;
- код классификации операций сектора государственного управления, исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат;
- сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий;
- сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых является целевые субсидии.
Сведения о целевых субсидиях, сформированные предприятием, утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Сведения о целевых субсидиях, сформированные подразделением, утверждаются учреждением[21].
Не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства подлежат возврату бюджетными организациями в соответствующий бюджет.
Таким образом, бюджетное финансирование осуществляется по определенным принципам. К основным относятся: получение максимального эффекта при минимум затрат, целевой характер использования бюджетных ассигнований, предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигновании, безвозвратность и бесплатность. Выделение средств из бюджета осуществляется в форме субсидий на возмещение нормативных затрат, субсидий и бюджетных инвестиций. Финансовое обеспечение деятельности бюджетной организации осуществляется согласно подушевому нормативу финансирования при реализации государственного задания[22].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|