Государственные учреждения как объект бюджетного финансирования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему «Механизм бюджетного финансирования государственных учреждений»
| Выполнил: студент 4 курса заочной формы обучения группы Э-42с
Миншина Л.Ф._______
| Допускается к защите:
Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, профессор
Янгиров А.В.__________
«_____»___________ 2015 г.
|
Научный руководитель:
старший преподаватель
Елисеенко О.А._______
«___» _________ 2015 г.
|
.
Нефтекамск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
|
| 1 Теоретические основы финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений
|
| 1.1 Государственные учреждения как объект бюджетного финансирования
|
| 1.2 Основные принципы, формы и порядок финансирования государственных и муниципальных учреждений из бюджета
|
| 1.3 Проблемы финансирования государственных (муниципальных) учреждений
|
| 2 Особенности механизма государственного финансирования МБУ «ИКЦ» МР Бураевский район
|
| 2.1 Организационно-экономическая характеристика МБУ «ИКЦ» МР Бураевский район
|
| 2.2 Анализ основных источников финансирования деятельности МБУ «ИКЦ» МР Бураевский район
|
| 3 Направления совершенствования механизма бюджетного финансирования государственных учреждений
|
| 3.1 Система финансирования бюджетных услуг, ориентированная на результат
|
| 3.2 Пути повышения результативности использования бюджетных средств бюджетной организации
|
| Заключение
|
| Список использованных источников и литературы
|
| Приложение А – «Финансово-экономический план на 2011 г., в тыс. руб.»
|
| Приложение Б «Поступления от предпринимательской деятельности за 2012 г., в тыс. руб.»
|
| Приложение В «Поступления субсидии за 2012 год, в тыс. руб.»
Приложение Г «Поступления субсидии за 2013 г., в тыс. руб.»
Приложение Д «Поступления от предпринимательской деятельности за 2013 г., в тыс. руб.»
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Бюджетные организации – одна из самых многочисленных групп организаций, функционирующих в нашем государстве. Это учреждения, организации, содержание которых обеспечивается на средства федерального, региональных и местных бюджетов.
В бюджетную систему государства мобилизуется более половины финансовых ресурсов, создаваемых в стране. Эти средства в значительной мере проходят по сметам бюджетных организаций. Этим обуславливается большое значение финансов бюджетных организаций в экономике страны.
Бюджетные организации осуществляют свою деятельность за счет различных источников финансирования. Основным источником погашения их затрат несомненно являются выделяемые им бюджетные средства. Однако, с расширением и развитием разрешенных учреждениям видов предпринимательской деятельности все большее значение для обеспечения финансовой устойчивости учреждений приобретают доходы от предпринимательской деятельности.
Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе сметы, т.е. плана расходов бюджетного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом.
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные организации непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
Цель хозяйственной деятельности бюджетных и научных учреждений состоит в выполнении намеченных государством социально-культурных мероприятий в области народного образования, культуры, науки, здравоохранения с помощью использования созданных в материальном производстве ценностей. При этом характерно, что предметом потребления выступают не вещи, а сам процесс производства полезного эффекта деятельности предприятия. Он обеспечивает удовлетворение духовных потребностей людей или изменение социальных условий, в которых осуществляется их жизнедеятельность.
Подавляющая часть бюджетных организаций выполняет различные социальные функции. Поэтому от количества средств, предоставляемых из бюджетной системы этим организациям, от эффективности их использования зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом.
Исходя из вышесказанного следует, что выбранная тема актуальна.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением финансов бюджетных организаций занимались многие известные отечественные ученые, как Г.Б.Поляк[1], А.И.Смирнова[2], В.Р.Захарьин[3], Ю.А.Карелин[4], С.Н.Бочарова[5], А.Г.Грязнова[6], В.П.Елисеев[7], С.В.Барулин[8], А.В.Савцова[9]. В работах отечественных ученых затрагиваются, главным образом, вопросы, касающиеся понятия бюджетных учреждений, финансирование организаций бюджетной сферы и их финансовые ресурсы.
Цель выпускной квалификационной работы– исследование теоретических основ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию механизма бюджетного финансирования государственных учреждений.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- определить основные принципы и формы финансирования государственных и муниципальных учреждений;
- выявить проблемы финансирования государственных организаций;
- проанализировать основные источники финансирования деятельности МБУ «ИКЦ» МР Бураевский район за 2011-2013 гг.;
- рассмотреть механизм финансирования бюджетных услуг, ориентированную на результат;
- предложить пути повышения результативности использования бюджетных средств.
Объектом исследования является экономические отношения, возникающие в процессе функционирования механизма финансирования бюджетных учреждений.
Предметом исследования является механизм финансирования бюджетных учреждений.
Методология и методы исследования. В работе использовались методы экономического анализа и синтеза, метод группировки, табличный метод, графический метод, метод обобщения.
Методологической базой работы явились фундаментальные труды отечественных авторов, исследовавших проблемы финансирования бюджетных организаций.
Информационной базой исследования послужили Федеральные законы РФ, учебные пособия и учебники отечественных авторов, статистические и информационные данные российской и зарубежной периодической печати и статистических сборников.
Теоретическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании экономической политики, направленной на решение проблемы регулирования и контроля со стороны государства финансирования бюджетных учреждений.
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней методологические и научно-практические положения по анализу формирования и использования финансовых ресурсов доведены до уровня конкретных рекомендаций, что дает возможность формирования более обоснованной политики, направленной на повышение эффективности финансирования бюджетных учреждений.
Структура работы.Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы (38 источников) и приложений. В основной части работы размещено 15 рисунков, 5 таблиц. Общий объем работы составляет 69 страниц.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Государственные учреждения как объект бюджетного финансирования
Финансовый механизм предприятий – это система управления финансами, совокупность форм и методов, с помощью которых организация обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обеспечивает рентабельную работу, и получение максимальной прибыли.
Финансовый механизм предприятий представляет собой систему управления финансами предприятия, которая предназначена для организации взаимодействия финансовых отношений и их фондов.
Финансовый механизм, с одной стороны имеет объективный характер, так как строится на основании требовании объективных экономических законов. С другой стороны, он носит субъективный характер, потому что формируется на основе законов государства.
Финансовый механизм предприятий должен содействовать наиболее полной и эффективной реализации функций финансов предприятия.
В состав государственного сектора в современных условиях входят следующие некоммерческие учреждения: казенные (сектор государственного управления), новые бюджетные и автономные учреждения (государственный сектор).
Для развития бюджетной сферы правовые условия обеспечили федеральные законы и различные Программы Правительства РФ[10].
Данные законодательные инициативы обусловлены необходимостью введения механизма рынка в деятельность государственного сектора, до сих пор развивающегося на принципах административной экономики, и содержит решения, связанные с проблемой оптимизации сети бюджетных учреждений, являющихся государственными (муниципальными). В соответствии с современной концепцией развития государственного сектора государственными, муниципальными организациями признаются организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием[11].
Государственное (муниципальное) предприятие обеспечивает открытость и доступность следующих своих документов:
- устав государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в него изменения;
- свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) предприятия;
- решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
- решение учредителя о назначении руководителя государственного ( муниципального) учреждения;
- положение о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
- план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
- годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) предприятия;
- сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) предприятия контрольных мероприятиях и их результатах;
- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ).
Цели развития государственных (муниципальных) учреждений определены Программой Правительства РФ и состоят в том, чтобы создать условия и стимулы для:
- сокращения внутренних издержек бюджетных организаций и привлечения ими как можно больше внебюджетных средств;
- расширения самостоятельности организаций бюджетного сектора;
- повышения ответственности за конечные результаты деятельности предприятий;
- сохранения социальной ответственности государства за те секторы экономики, где действие рыночных механизмов нецелесообразно[12].
Существующие на сегодняшний день бюджетные организации, основной деятельностью которых является предоставление государственных (муниципальных) услуг, делятся на казенные, новые бюджетные и автономные организации. Изменение правового статуса бюджетных учреждений ведет к иному финансовому обеспечению их деятельности, изменению имущественных прав и всех организационных механизмов их функционирования и представляет собой финансово-экономическую либерализацию существующих сегодня бюджетных учреждений во всех сферах их деятельности.
Для каждого типа организаций существует институт учредительства. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Типами государственных (муниципальных) организаций признаются автономные, бюджетные и казенные.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных организаций определяется законом (ст.120 части 2 ГК РФ)[13].
Рисунок 1 – Виды государственных (муниципальных) учреждений
Финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Бюджетная организация осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Сверх установленного государственного задания, а в случаях определенных федеральными законами, – в пределах этого задания каждая бюджетная организация вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Таким образом, в государственное задание могут быть включены любые платные услуги, если в федеральном законе предусмотрена возможность их оказания за плату[14].
Классифицируем источники финансового обеспечения бюджетного учреждения по видам поступлений:
- субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (включая оказание учреждением платной услуги);
- целевая субсидия;
- бюджетные инвестиции;
- средства от внебюджетной деятельности, приносящей доход;
- средства органа местного самоуправления.
Финансирование деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основе бюджетной сметы.
Казенное предприятие может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений от 1 декабря 2010г. №157н устанавливает единый порядок применения государственными (муниципальными) учреждениями Единого плана счетов бухгалтерского учета и выделяет девять кодов по видам финансового обеспечения учреждения:
- бюджетная деятельность;
- приносящая доход деятельность;
- средства во временном распоряжении;
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- субсидии на иные цели;
- бюджетные инвестиции;
- средства по обязательному медицинскому страхованию;
- средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
- средства некоммерческих организации на отдельных лицевых счетах.
В заключение отметим, что введение в действие с 1 января 2011 г. рассмотренных новых нормативных правовых актов, регламентирующих порядок финансирования и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, будет способствовать обеспечению прозрачности их деятельности и повышению эффективности функционирования сектора государственного управления[15].
Таким образом, государственные предприятия могут создаваться в виде автономных, казенных и бюджетных структур. Финансовое обеспечение основной деятельности государственных организаций осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных источников. Бюджетная организация осуществляет деятельность в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого она не вправе отказаться.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|