Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная философия и философия человека





 

Общество (социум) - это та надприродная и вместе с тем осязаемая реальность, в которой протекает наша жизнь. По­этому философское учение об обществе вполне оправдано было бы включить в онтологию в принципе как учение о подлинном бытии. Однако в онтологию в принципе можно включить всю философию без изъятия - например, путем истолкования гносеологии как учения о бытии знания, акси­ологии как учения о бытии ценностей, антропологии как учения о бытии человека. Сделаем акцент на бытии - и вся философия станет тождественной онтологии. Но если мы поставили во главу угла вопрос о том, как мы получаем это знание о бытии, как мы познаем бытие - тогда вся философия может быть истолкована как гносеология. Если же мы акцентируем внимание на ценности, смысло- жизненной значимости всего происходящего в окружа­ющем нас мире и в нас самих, то мы задаем аксиологичес­кий подход к проблемному полю философии, реализуя его соответственно в онтологии, гносеологии, праксеологии и философской антропологии. А поскольку «все - в человеке и все- для человека», то совсем нетрудно и во многих отноше­ниях вполне оправданно попытаться свести философию к антропологии. Причем подобные действия - это отнюдь не простая игра философского воображения. Дело в том, что все базовые философские проблемы действительно взаим­но проникают друг в друга, предполагают друг друга, обра­зуя, так сказать, ветвящуюся и вместе с тем замкнутую цепь. Движение по ней можно начинать в принципе с любого зве­на - и в результате прийти к любому другому звену этой це­пи или, может быть, к ее исходному звену, но уже на другом, более глубоком уровне рассмотрения и понимания как этого звена, так и цепи в целом.



Статус социальной философии в структуре интегрально­го философского знания непрост и неоднозначен. 'В древ­ности философские учения об обществе сопрягались с базо­вым учением о Космосе и о месте в нем человека. В Новое время, по мере усиления позиций гносеологии, в философ­ской теории общественной жизни на первый план выдвига­ется вопрос о том, как мы познаем социальную действи­тельность. На определенном этапе, однако, в качестве са­мостоятельной науки складывается социология (как в свое время обособилась логика, бывшая прежде составной частью философии). На собственной познавательной осно­ве развивается и культурология. Давно уже сложилась и имеет общепризнанный фундаментальный статус экономи­ческая наука. Обособились от философии и политология, наука о праве, ряд других конкретных наук об обществе. Значит, за социальной философией остаются наиболее об­щие мировоззренческие и методологические вопросы со­циального бытия и познания.



Обратимся теперь к. антропологической проблеме. «Антропос», напомним, по-гречески означает «человек». В древ­ности вопрос о человеке, как правило, не обособлялся от вопроса об устройстве Космоса, или упорядоченного ми­роздания. В Новое время этот вопрос отчасти включается в решение гносеологической проблемы, поскольку субъектом познания является человек, отчасти, как и прежде, связыва­ется с решением проблемы мирового бытия и по существу подчиняется ей (Г.В.Ф. Гегель). Вместе с тем в философии Нового времени намечается антропологический поворот, связанный с утверждением того, что проблема человека яв­ляется основополагающей и отправной для решения всех других философских проблем. Актуализация проблемы че­ловека далеко не случайна и является, с одной стороны, вы­ражением возросшей сложности и глубины философского мировоззрения, а с другой стороны - следствием значитель­ного и во многом драматического, даже трагического обостре­ния проблематичности человеческого бытия. Философы, может быть, одними из первых почувствовали приближе­ние тех потрясений, поистине антропологических катастроф, которыми отмечен XX век.



В устойчивом выдвижении на первый план, в рамках определенной исторической эпохи, тех или иных философ­ских проблем можно усмотреть своеобразную логику, выте­кающую из жизненной обусловленности данных проблем. Вопрос о том, как устроен внешний мир, исторически был поставлен первым, и именно этот вопрос особенно важен с жизненно-практической точки зрения. Кстати говоря, этот вопрос интересует и детей, индивидуальное развитие кото­рых начинается с постижения мира вещей, уяснения их свойств и связей. По мере усложнения общественной прак­тики и, вместе с тем, совершенствования способности к ми­ровоззренческой рефлексии, неизбежно приходит осозна­ние того, что мир дан нам лишь в формах нашего индиви­дуального и коллективного опыта. Это означает, что он ви­дится нам таким, каковы наши знания о нем и каким он предстает в свете наших ценностей и целей практической деятельности. Здесь дальнейший ход рассуждений как бы раздваивается. Можно акцентировать социальную природу человека, понимая сущность отдельной личности как «сово­купность общественных отношений» (К. Маркс). Можно, наоборот, исходить из того, что человеческая сущность не есть нечто чисто внешнее по отношению к отдельному че­ловеку как личности. Человек как мыслящее существо, по­лагают при этом, не только вбирает в себя внешние влия­ния, воздействия, но и вырабатывает собственную жизнен­ную позицию, осуществляет личностный мировоззренче­ский синтез или некоторым образом осуществляет прорыв к подлинной самобытности. Личностные и социально-куль­турные результаты такого синтеза могут быть в чем-то не- предзаданными, содержащими признаки высокого своеоб­разия и значимости. Если первое воззрение на проблему че­ловека можно аттестовать как социоцецтризм, то второе, в его крайних выражениях, представляет собой персоноцентризм (от лат. persona - личность).

Персоноцентристское философское течение экзистенци­ализма (от лат. exsistentia - существование), подчеркива­ющее уникальность и невозможность выражения в строгих понятиях истины бытия человеческой личности, имеет в основном иррационалистический характер. Попытка объ­единить различные философские и конкретно-научные представления о сущности человека предпринимается в фи­лософской антропологии - одном из широких течений со­временной философии, сторонники которого придержива­ются преимущественно рационалистической ориентации в широком ее истолковании, т.е. в смысле доверия к разуму (в противоположность иррационализму).

Важность и сложность философской проблемы человека не позволяет, однако, замыкать ее разработку в узких рам­ках какого-то отдельного или нескольких обособленных философских направлений. Точка зрения, которой мы здесь придерживаемся, состоит в том, что проблема человека про­низывает всю философию, поскольку философия в целом представляет собой теоретическое мировоззрение, имея ключевое жизненное предназначение прояснять людям их бытие в мире, ценности и цели их познавательной и практи­ческой деятельности. В данном отношении философия больше, чем наука, ибо она предлагает людям не просто зна­ние о мире, а базирующуюся на приобретенных знаниях широкую совокупность жизненных ориентиров, которые могут стать убеждениями формирующейся, образующейся личности. Вся философия имеет в конечном итоге образова­тельную направленность, ибо она призвана помогать людям в их мировоззренческом самоопределении.

То, что философия расчленена на целый ряд течений, направлений, школ, не является непреодолимым препят­ствием на пути выполнению ею мировоззренческой и выте­кающей из нее образовательной функции. Философия - это концептуальная, теоретическая основа светского мировоз­зренческого образования, учитывающего многообразие жизненных позиций и интересов людей и направленного на их конструктивное согласование. Разные философские уче­ния проясняют и последовательно выражают эти опреде­ленные жизненные позиции, облегчая их понимание, оцен­ку и сопоставление.

Такие позиции могут быть общими для многих людей, образующих соответствующие социальные слои или груп­пы. Философские учения, выражающие их жизненные устремления и интересы нередко независимо от субъектив­ных намерений авторов, выполняют в жизни общества так­же и идеологическую функцию, помогая людям осознавать свое положение в обществе и сплачиваться для совместных действий, направленных на достижение общих целей. Идео­логия - это форма осознанной духовной интеграции людей на основе общности интересов, представленных в соответ­ствующих концепциях, воззрениях, идеях. В Конституции нашей страны четко определено, что «идеология полити­ческих партий, религиозных или иных общественных объ­единений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан» (статья 4). Однако ми­ровоззренческий и идеологический плюрализм не должен создавать угрозу гражданскому согласию и взаимопонима­нию, эффективной организации общественных отношений и деятельности людей.

Жизненно-практическая направленность философских учений очень тесно связана с их образовательной значи­мостью, что зафиксировано уже в самом слове «учение». Каждая философская концепция, оставившая важный след в культуре, обязательно.содержит некоторое мировоззрен­ческое новшество, поучительное в том или ином отноше­нии. Взятые вместе и воспринятые хотя и критично, но доброжелательно^ они способны дополнить друг друга до искомого целого, помогая образующейся личности сфор­мировать гармоничное, плодотворное, жизнеутвержда­ющее мировоззрение.

Образование как усвоение достижений культуры, ее тре­бований, обращенных к людям, помогает каждому человеку конструктивно и ответственно включиться в общественную жизнь, найти свое место в коллективном бытии, занять определенную позицию в отношении социальной действи­тельности. Благодаря этому, образование личности высту­пает как условие устойчивого существования и воспроизвод­ства всей сложившейся системы общественной жизни. Об­щество ведь не является какой-то особой личностью; оно существует только потому, что люди, его составляющие, в целом понимают адресованные им требования, связанные с выполнением правил человеческого общежития, политико-правовых установлений, норм трудовой деятельности и т.д., а также готовы следовать данным правилам и нормам.

Вместе с тем зрелая, развитая человеческая личность - это отнюдь не винтик в социальной машине. Образуясь, развиваясь, личность обретает своеобразие и вырабатывает собственную стратегию бытия. По сложности и богатству возможностей человеческая личность в принципе соизме­рима с Вселенной. Поэтому совершенно неправильно было бы ограничивать содержание образования только тем, что, исходя из той или иной частной точки зрения, может пона­добиться человеку в его дальнейшей жизни. Жизнь у людей складывается по-разному, и нельзя знать наперед, что и в какой связи ими в ней будет востребовано. В особенности это относится к мировоззренческим знаниям, выраженным в понятийной форме и представленным важнейшими фи­лософскими учениями.

К сожалению, в рамках небольшого объема учебного времени невозможно освоить и продумать все многообра­зие философских учений. Но такая задача и не ставится пе­ред общеобразовательным курсом, призванным ознако­мить с основами философских знаний.

Знать важнейшие философские учения и идеи - это прежде всего понять их отправные посылки, их общий за­мысел, а также уяснить те жизненные следствия, которые из них вытекают. Философия — это дело мыслящих личностей. В известном смысле философию можно даже назвать образ­цовым мышлением, т.е. мышлением, при котором продумываются основания наших рассуждений и действий, и к их выбору относятся с полной ответственностью, не полагаясь лишь на традицию или на мнения других людей. Мыслить философски означает принять на себя ответственность за установление отправных посылок собственной мировоз­зренческой мысли и за последовательное развертывание вы­текающих из них следствий.

В этом смысле философское содержание может присут­ствовать в любой сфере человеческой деятельности, по­скольку в ней значимое место занимает мировоззренчески отрефлексированное мышление. Философски насыщенны­ми могут быть произведения искусства, размышления уче­ных, политические и религиозные идеи. Философское мыш­ление предполагает восхождение к мировоззренческим ос­новам, а они в чем-то специфичны для художественной и технической деятельности, для науки и для политики, для религиозной и хозяйственной деятельности. Поэтому и по­лучают специальную разработку философия искусства и философия техники, философия науки и философия рели­гии, философия права и философия хозяйства.

Освоение и осмысление какого-то конкретного философ­ского учения предполагает понимание возможностей и пу­тей его приложения к собственной жизни, к различным сферам общественного бытия, а также сопоставление его с другими учениями для выделения и удержания того, что в нем особенно перспективно, плодотворно. Вместе с тем это осмысление предполагает стремление и умение находить способы компенсации неизбежной мировоззренческой ограниченности любой концепции, выстроенной на определенном основании. Важно также относиться к каждо­му новому постигаемому философскому учению не только как к значимому феномену культуры, но и как к творению определенной личности, стараясь вжиться в строй ее мыс­лей и чувств, понять это учение как бы изнутри.

Философия как человеческое творение - это прежде все­го личное обращение мыслителя к другим людям. Личное здесь не только не противопоставляется общественному, а наоборот, составляет его зрелое выражение. Мы действи­тельно служим обществу, когда воспринимаем его пробле­мы как наше личное дело, т.е. относимся к ним пристрастно и ответственно.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.