Сделай Сам Свою Работу на 5

Гносеологическая проблема





 

Если следовать ранее изложенной формальной схеме со­отношения основных проблем философии, мы теперь должны перейти к рассмотрению антропологической проб­лемы. Hp по причинам исторического порядка обсудим вначале проблему познания мира человеком, или гносеоло­гическую проблему.

Гносеологическая проблема включает в себя вопрос о принципиальной познаваемости реального мира или о воз­можности достижения неискаженных, истинных знаний о явлениях реального мира и сущности этих явлений. Боль­шинство философов отвечают на вопрос утвердительно, т.е. придерживаются позиции гносеологического оптимизма. Правда, аргументируют они эту позицию по-разному в за­висимости от того, как определяют первооснову бытия, в чем видят назначение человеческого сознания, как толкуют познавательную деятельность людей в целом. Например, для материалиста познаваемость мира вытекает из того, что жизненное предназначение сознания видится им в правиль­ном отражении материальной действительности, существу­ющей независимо от какого бы то ни было сознания. Кри­терием этой правильности, добавляет философ-марксист, является практика, понимаемая как деятельность по реаль­ному освоению и преобразованию мира. Для объективного идеалиста Гегеля мир есть саморазвивающееся абсолютное понятие, которое познает самого себя благодаря познава­тельной деятельности людей, включенной, впрочем, в кон­текст их практической жизни.



Но существуют философы, которые утверждают и дока­зывают принципиальную недостижимость или невозмож­ность достоверного знания о мире самом по себе, т.е. о мире таком, каков он есть вне и независимо от нашего позна­ния и сознания. Данная позиция называется агностициз­мом, причем доводы его сторонников обычно заслуживают внимательного рассмотрения, потому что заряд критич­ности, заключенный в агностицизме, нередко весьма поучи­телен. Более распространен скептицизм, высказывающий и обосновывающий сомнение в возможности достоверного знания, поскольку любому нашему суждению можно не ме­нее убедительно противопоставить его отрицание.

Утвердительное решение вопроса о принципиальной познаваемости мира требует развернутого обоснования, и прежде всего выяснения, какие из познавательных способ­ностей человека играют главную роль в получении надежного, достоверного знания. Обычно это выяснение сводится к предпочтению, отдаваемому либо нашему чувственного опыту, обеспечивающему непосредственный контакт с внешними предметами, либо разуму, мыслитель­ной деятельности, осуществляемой на основе использова­ния понятий. Тех философов, которые признают ведущую роль чувственного опыта в познании, называют сенсуалис­тами (от лат. sensus - восприятие, ощущение, чувство) ли­бо эмпириками (от греч. empeiria - опыт). В свою очередь, философов, которые отдают предпочтение разуму, логиче­скому мышлению как основе надежного, достоверного знания, называют рационалистами (от лат. rationalis - разумный).



Сказанное не означает, что сенсуалисты вовсе пренебре­гают разумом, ибо на деле они признают, что наши знания оформляются мышлением в виде понятий, законов, а ощу­щения - это лишь исходный материал познания, значимый, однако, тем, что «в разуме нет ничего, чего прежде не было бы в чувствах» (Дж. Локкх). И сенсуалисты, и рационалисты в этом отношении едины в полемике с иррационалистами, которые утверждают, что мировое бытие в сущности несо­измеримо с разумом и непостижимо для нашего мышле­ния, даже если последнее основывается на чувственном опыте. Обычно иррационалисты считают, что внеразумные глубины бытия постигаются лишь интуицией или озарени­ем. Среди последовательных материалистов иррационалис­ты, естественно, не встречаются. Материалисты в основном тяготеют к сенсуализму. Но сенсуализм бывает также идеа- диетическим (как правило, субъективно-идеалистическим). Усиление позиций сенсуализма или эмпиризма в филосо­фии Нового времени обычно связано с ростом авторитета наук, непосредственно основанных на чувственном опыте. К таковым, однако, трудно отнести математику, а она, не­сомненно, оказывала в прошлом и продолжает оказывать в наши дни большое влияние на философскую мысль, на­правляя ее преимущественно к рационализму.



Поскольку философия имеет дело в основном с поняти­ями, характеризующимися весьма высокой степенью общ­ности, а данные опыта она получает уже в готовом виде из внефилософских источников, не будет большой ошибкой утверждение, что рационалистический подход к познанию для философии более типичен и, так сказать, более естестве­нен, нежели эмпирический. Даже если философы деклари­руют свои симпатии к эмпиризму, они обычно все же вы­страивают некие умозрительные схемы познания, которые не вытекают из непосредственного опыта, тем более что «чистый» опыт, свободный от участия мысли, для человека, находящегося в здравом уме, едва ли возможен.

Философскую теорию познания называют гносеологией. Иногда еще теорию познания именуют эпистемологией (от греческого слова episteme, которое означает знание). По ме­ре развития науки и повышения ее роли в жизни общества усиливается внимание философов к проблемам научного познания; складывается и весьма динамично развивается особая подотрасль философии - логика и методология на­уки. Соответственно, за общей философской теорией по­знания остается разработка вопросов, относящихся к по­знавательной деятельности в целом, в единстве ее специа­лизированных (прежде всего наука или, точнее говоря, различные науки) и неспециализированных форм (обы­денное познание, художественное, религиозное постиже­ние мира и т.д.).

 

Аксиологическая проблема

 

Наше познание нацелено на установление истины. В повседневной жизни понятие истины используется до­вольно редко; зато мы очень часто обращаемся к родствен­ному ему понятию правды, которое связываем с правди­востью и даже праведностью. В отношении к этим очень важным человеческим качествам истина, знание выступают лишь как средства, своеобразные инструменты, нужные для реализации высших ценностей нашего бытия. Поскольку человеческое знание и ценностные установки тесно связаны между собой, не существует непреодолимой границы меж­ду гносеологией и аксиологией. Напомним, что последняя представляет собой философское учение о ценностях - об их происхождении, структуре, а также роли в жизни челове­ка и общества. Различение знаний и ценностей связано с тем, что знания играют в нашей жизни в целом служебную роль, выступая средствами, необходимыми для достижения каких-то значимых целей, цели же направлены на достиже­ние или утверждение того, что мы признаем ценным, отно­сим к ценностям.

Мир человеческих ценностей - это мир культуры. По­знание входит в него как способ формирования, утвержде­ния одной из важных ценностей человеческой жизни - ис­тины. Другой такой неоспоримой ценностью является кра­сота. Высшей же ценностью издавна принято считать добро. Если исходить из этой точки зрения, то философская тео­рия познания не должна рассматриваться как нечто само­достаточное и обособленное. В известном смысле, одной из своих сторон она входит составной частью в общую фило­софскую теорию ценностей - аксиологию. Такое вхождение, однако, частичное, неполное, поскольку аксиологию зани­мает лишь вопрос о жизненной ценности истины, а не мно­жество деталей, относящихся к процессу установления исти­ны и важных для гносеологии. К аксиологическим философ­ским концепциям относятся эстетика как учение о художе­ственных ценностях и о художественной деятельности лю­дей, направляемой в значительной мере идеей прекрасного. Еще одна исключительно важная разновидность аксиологи­ческих философских концепций представлена этиче­скими учениями, охватывающими сферу нравственности и включающими в свой категориальный аппарат фундамен­тальное понятие добра как противопоставления злу. В прош­лом этика нередко понималась как наука о природе челове­ка и в данном смысле отождествлялась с философской ант­ропологией.

На примере этики мы встречаемся со своеобразным вза­имопроникновением философской аксиологии и праксёологии. Обычно, говоря о практической деятельности людей, мы вспоминаем прежде всего о человеческом труде, Обеспе­чивающем производство материальных благ, нужных для жизни. Но для древнегреческих философов, заложивших основы европейской философской традиции, физический труд был уделом рабов, и он их вовсе не интересовал. Зато их внимание привлекала другая грань практической жизни людей, связанная с философией поступка, с нравственными отношениями между людьми. Этика - это, с одной стороны, аксиологическая, а с другой стороны, праксеологическая концепция, отвечающая да вопрос: «Что я должен делать?» Обе эти стороны смыкаются в ней, как вообще смыкаются в нашей жизни понимание ценностей и реальная деятель­ность по их утверждению или достижению. Сфера нрав­ственности, морали охватывает ведь и нравственное созна­ние, и реальную нравственную деятельность, направляемую соответствующими ценностями и нормами.

Если утвердившееся в науке представление об истине связано с устранением из познавательных результатов субъ­ективных моментов, то ценность - это отношение между некоторым предметом и человеческими представлениями о том, каким он должен быть. Иными словами, ценность есть форма согласования предметов с нашими идеальными устремлениями, мыслями о должном, а не только о сущем. Аксиология, исследующая структуру, происхождение и бы­тийный статус человеческих ценностей, Может строиться на разных, даже противоположных основаниях. В качестве от­носительно самостоятельной отрасли философских иссле­дований она выделилась сравнительно недавно (сам термин «аксиология» был введен лишь в начале XX в.), и на ее раз­витие весьма значительное влияние оказали не только тру­ды академических мыслителей, но и, скажем, бунтарские суждения немецкого философа Ф.Ницше (1844-1900), предп­ринявшего поучительную, хотя и далеко не бесспорную по­пытку переоценки всех ценностей. Проблемное поле совре­менной аксиологии представляет собой пространство напря­женных мировоззренческих дискуссий, в которых участвуют как философы, так и теологи, социологи, деятели искусства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.