Нарушение перцептивных процессов при поражении
Срединных структур
Как отмечалось выше, поражение гипоталамо-диэнцефальной облас-
ти мозга традиционно связывалось с нарушением восходящих акти-
вирующих влияний, что приводило к изменениям в нормальном фун-
кционировании коры.
Нейропсихологические исследования показали, что страдание этой
области мозга приводит не только к нарушениям вербально-м нести-
ческой сферы (патологическая тормозимость следов интерферирую-
щими воздействиями, которые были описаны выше), но и нарушени-
ям перцептивной сферы.
На первое место здесь выходят нарушения предметного гнозиса, ко-
торые особенно отчетливо выступают при восприятии реалистических
изображений. В этом качественное отличие симптомов нарушений этой
области от симптомов, характерных для поражения левого полушария
(в этом случае больше страдает восприятие фигур Поппельрейтера, чем
восприятие реалистических изображений), и от симптомов поражения
правого полушария (в этом случае восприятие реалистических и схема-
тических изображений страдает примерно одинаково).
Так же, как и при нарушении слухоречевой памяти, перцептивные
нарушения чаще встречались при внутримозговых поражениях (в об-
ласти 3-го желудочка), чем при внемозговых опухолях.
Частота и степень выраженности нарушений перцептивной сферы
при поражении гипоталамо-диэнцефальной области значительно пре-
восходят те же нарушения при поражении левого полушария и прак-
тически не отличаются от правополушарных поражений.
Наиболее часто эти расстройства возникали в возрасте до 10 лет,
в меньшей степени после 10 лет.
Отличительная особенность нарушений зрительного восприятия
состояла в том, что они наиболее отчетливо проявлялись при воспри-
ятии изображений «живых» объектов (в частности животных). В це-
лом в детском возрасте нарушения узнавания изображений животных
обнаруживаются независимо от предметной и лицевой агнозии. Это
может свидетельствовать о том, что эти восприятия данных объектов
имеют различную мозговую организацию.
Например, характерны были ошибки, когда: собакаузнается как
конь... корова; заяц— как котенок, кошка; курица— как рыба; лягуш-
Глава 9. Нарушения перцептивных функций 133
ка— как сова. Такие ошибки крайне редко встречаются при полушар-
ных нарушениях, как правило, только в тех случаях, когда патологи-
ческий процесс в полушариях затрагивал и срединные структуры.
Другой важный симптом — нарушение цветового гнозиса (17,7 %
случаев).
Часто окраска не облегчает, а осложняет процесс опознания объек-
та. Например, оранжевый апельсин узнается как арбуз, капуста; зеле-
ный арбуз— как апельсин, помидор.
Предъявление цветов вне предмета усиливает трудности их опознания.
Наибольшее количество ошибок при восприятии зеленого цвета, который
воспринимался как красный, коричневый, желтый, серый, черный. Мно-
го ошибок было при восприятии красного, розового, оранжевого цветов.
Характерным являлось то, что ошибки могли варьировать как у раз-
ных больных, так и у одного больного при многократном предъявле-
нии стимулов.
Нарушение цветового гнозиса обнаруживалось в основном при на-
зывании цветов, выбор заданного цвета был при этом доступен. При
классификации цветовых объектов возникали ошибки различения
красных и зеленых стимулов, попытки поместить их в одну группу.
Как отмечает Э. Г. Симерницкая, выявленные нарушения цветово-
го гнозиса не укладываются в картину врожденных цветовых аномалий,
которые сопровождаются определенным типом ошибок. Вариативность
ошибок, отсутствие афазии на цвета, изолированное проявление этого
нарушения свидетельствуют в пользу того, что нарушение цветового
восприятия у детей при поражении срединных структур имеет иную
структуру, чем та, которая описана у взрослых при поражении левого
или правого полушария.
По своим проявлениям это нарушение более всего похоже на сймп-
том «аномии», входящий в синдром «расщепленного мозга», когда на-
рушается межполушарное взаимодействие между структурами, кото-
рые воспринимают зрительную информацию и которые обеспечивают
ее речевое обозначение. Это обычно возникает при перерезке или по-
ражении задних отделов мозолистого тела, то есть при нарушении
межполушарных связей. Но повреждение гипоталамо-диэнцефальной
области не приводит к нарушениям мозолистого тела. К этой области
прилежит только передняя комиссура, которая играет важную роль
в межполушарном переносе у животных.
Можно предположить, что на ранних стадиях онтогенеза именно
передняя комиссура выполняет функцию такого переноса. Э. Г. Си-
мерницкая (1985) приводит примеры, которые могут свидетельство-
вать в пользу этой гипотезы.
134Раздел III. Клиническая нейропсихилогия детского эозраста
В первом случае больной С. 12 лет был оперирован по поводу опухоли
третьего желудочка, затрагивающей зрительные нервы и хиазму. У него
было резкое снижение зрения на левый глаз, а также битемпоральная ге-
мианопсия. Это привело к тому, что сохранным оставалось восприятие
только с левой половины поля зрения в правом глазу, откуда информа-
ция передается соответственно в правое полушарие. Схема нарушений
в переработке зрительной информации, возникших в результате органи-
ческого повреждения мозга у больного С., представлена на рис. 9.3 <^).
В нейропсихологическом обследовании у больного выявился ряд нару-
шений зрительного восприятия, связанных с трудностью правильного
называния предъявляемых объектов.
Называние предметов носило обобщенный, недифференцированный ха-
рактер: морковь узнавалась как овощ; белка — как зверь какой-то; паль-
то — из одежды, наверно, что-то.
Называние «живых объектов» — животных, требующее опоры пе толь-
ко на обобщенные, но и конкретные признаки, практически недоступно.
Одно и то же изображение, при повторных предъявлениях, называлось
по-разному: цыпленокузнавался как кошка, щенок, насекомое; змея —
как собака, цапля, голубь; рыба— как птица, змея.
При назывании цветов, например, красный цвет так же мог быть назван
по-разному зеленым, желтым, серым, коричневым, оранжевым.
При исключении речевого опосредствования зрительное восприятие
практически не нарушалось: выбор заданного изображения из группы
изображений осуществлялся правильно; при сравнении цветов ошибки
были только в выборе красного и зеленого.
У второго больного К. с 13 лет большая опухоль в хиазмально-селляр-
ной области закрывала, в частности, хиазму и зрительные нервы. При
возникшей у него битемпоральной гемианопсии можно было добиться
эффекта подачи информации либо в Л П (рассматривание только левым
глазом), либо в ПП (рассматривание только правым глазом).
При рассматривании изображений правым глазом (информация пере-
давалась в правое полушарие) наблюдались ошибки того же типа, что
и в предыдущем случае. Схема нарушений в переработке зрительной
информации у больного К. представлена на рис. 9.4
При восприятии левым глазом (информация поступала в левое полуша-
рие) ошибки носили иной характер. Оценка изображений строилась на
основе не смысловых, а случайных признаков (в том числе цветовых):
коричневая белка— хлеб, ботинок; зеленая лягушка— капуста; кот —
пальто, костюм.
При восприятии цветов не смешивались контрастные цвета (красный —
зеленый, оранжевый — зеленый), трудности возникали при дифферен-
циации близких цветов, расположенных в пределах одной цветовой гам-
мы (желтый — коричневый, красный — вишневый и т. д.).
Глава 9. Нарушения перцептивных функций 135
Сходные нарушения наблюдались и у других детей с той же лока-
лизацией поражения.
Видно, что повреждение срединных структур в детском возрасте
приводит к своеобразным нарушениям, которые не возникают при по-
ражении корковых зон и не наблюдаются у взрослых.
Характер симптомов подтверждает сходство нарушений с явлени-
ем «аномии», возникающим вследствие недостаточной «информиро-
ванности» левого полушария правым.
Рассмотренная выше модель «расщепленного мозга» позволяет так-
же видеть, что зрительное восприятие страдает при поступлении ин-
формации как только в левое, так и только в правое полушарие. Это
означает, что нормальное восприятие не может быть обеспечено толь-
ко одним полушарием.
Таким образом, своеобразие гностических и пространственных рас-
стройств при поражении диэнцефальной области в детском возрасте
можно объяснить нарушением межполушарного переноса.
Дефицит межполушарного взаимодействия при повреждении сре-
динных структур проявляется не только в зрительном восприятии, но
в пространственных представлениях, например в рисунке. В этом слу-
чае страдает координированность между афферентными и эфферент-
ными составляющими зрительно-конструктивной деятельности.
Происходит нарушение целостной схемы образа, когда отдельные
фрагменты воспроизводятся изолированно, сами по себе, вне связи
друг с другом. Это проявляется и в самостоятельном рисунке, и в ко-
пировании. Даже нормальное воспроизведение отдельных фрагмен-
тов сопровождается невозможностью их сведения в единую схему
(рис. 9.5 © ) .
Эти данные подтверждают уже отмечавшийся факт, что ни одйо из
полушарий, будучи изолированным, не может обеспечить полноцен-
ного протекания перцептивных функций.__
Понятие дизонтогенеза.
Исследование стойких нарушений психических функций, которые
проявляются в отдаленном периоде детского развития (пролонгиро-
ванные нарушения) и обусловлены органическими повреждениями
мозга, имевшими место на ранних стадиях онтогенеза, является одной
из задач клинической нейропсихологии детского возраста. Специфи-
ка этих нарушений связана с тем, что они могут не проявляться в мо-
мент повреждения нервной системы, имевшего место, как правило, на
ранних стадиях ее созревания, а возникают на более поздних этапах
развития, когда поврежденные отделы, в соответствии со своей специ-
ализацией, должны вступить в стадию активного функционирования.
Повреждения мозга в период его созревания не только нарушают
психические функции, но и саму динамику развития мозга, изме-
няя его потенциальные возможности. Ущерб от раннего поврежде-
ния мозга можно обнаружить в последующем в виде различных ре-
зидуальных состояний (остаточных проявлений нарушения работы
нервной системы). Как отмечает Г. Е. Сухарева (1998), в клиничес-
кой картине резидуальных состоянийможно выделить два основ-
ных синдрома — синдром дефектного состояния и синдромы задер-
жанного и нарушенного развития.
П е р в ы й из них отражает прямой ущерб, нанесенный болезнью,
и проявляется либо в виде деградации всей психической деятельнос-
ти (органическая деменция), либо в преимущественном необратимом
поражении определенной сферы психики.
В т о р ы е отражают частичные или общие нарушения онтогенеза
и проявляются в виде инфантилизма (задержек психического разви-
тия) или олигофрении и психопатии (нарушенное развитие).
Различные нарушения психического развития также объединяют-
ся общим понятием «психический дионтогенез».Им обозначают рас-
стройства, отклонения в индивидуальном развитии ребенка в период
морфологического созревания органов и систем организма, несоответ-
ствие интеллекта и психики в целом возрастным нормам.
Глава 12. Характеристика резидуальных состояний органического генеза 153
Термин «дизонтогения» впервые использован Й. Швальбев 1927 го-
ду для обозначения отклонения внутриутробного формирования струк-
тур организма от нормального развития. Впоследствии этим терми-
ном стали обозначать различные формы нарушения онтогенеза.
Дизонтогенез отличается от нарушений, возникающих при пораже-
нии сформированных органов и систем: в первом случае имеет место
нарушение психического развития, во втором — приобретенная пато-
логия нормальных до того функций.
Этиология и патогенез дизонтогенеза обусловливаются действием
ряда факторов как биологического, так и средового (в частности соци-
ального) плана:
• генетическими, внутриутробными нарушениями;
• патологией родов;
• интоксикациями;
• органическими повреждениями;
• травмами;
• вредными экологическими воздействиями;
• недоеданием;
• депривацией;
• педагогической запущенностью;
• неблагоприятными условиями воспитания и др.
Дизонтогенез характеризуется нарушением развития отдельных
психических функций, а также межфункциональных связей. Механиз-
мы этих нарушений описываются в следующих терминах:
• регресса — временный или стойкий возврат функции на более
ранний этап возрастного развития; f
• распада — выпадение функции;
• изоляции и фиксации функции — нарушение ее взаимодействия
с другими психическими функциями и невключение ее в слож-
ные системы иерархических связей.
Указанные механизмы формируют различные типы частных и об-
щих нарушений, а также асинхроний развития — диспропорций в раз-
витии психической сферы ребенка в виде:
• ретардации — незавершенности отдельных периодов развития;
• патологической акселерации — чрезвычайно раннего развития
отдельных психических функций;
• сочетания ретардации и акселерации разных психических функ-
ций.
154Раздел IV. Клиническая нейропсихология детского возраста
Конкретные виды дизонтогенеза зависят от ряда факторов:
1) функциональной локализации нарушения;
2) времени поражения;
3) взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом;
4) наличия нарушений межфункциональных взаимодействий (Ле-
бединский В. В., 2003).
К конкретным видам и формам дизонтогенеза относят:
• олигофрении;
• различные варианты клинического инфантилизма, замедления
темпа психического развития;
• аутизм;
• психопатии;
• нарушения психического развития, обусловленные сенсорным
дефицитом (повреждением или недоразвитием анализаторных
систем);
• неспособность к обучению, к которой относят трудности при
овладении чтением, письмом, счетом, — дислексии дисграфии,
дискалькулии, гиперактивность, дефицит внимания и др.
В отечественной детской психиатрии, дефектологии, психологии
для обозначения различных типов дизонтогенеза часто использу-
ются термины «задержки психического развития», «аномалии раз-
вития».
Понятие «задержка психического развития»-(ЗПР) использова-
лось для дефиниции отклонений психического развития детей, кото-
рые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных
систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в своем раз-
витии от сверстников, испытывают трудности в обучении. Предпола-
галось, что у детей с таким диагнозом имелась потенциальная способ-
ность к развитию и обучению, но в силу определенных причин она не
была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учебе,
поведении, здоровье.
Описывая различные варианты ЗПР, исследователи рассматривали
и целый набор разнообразных причин биологического и средового ха-
рактера, их порождающих: от повреждений и функциональной незре-
лости нервной системы до педагогической запущенности.
Клинические варианты ЗПР рассматриваются с точки зрения психо-
органического синдрома, так называемого «резидуально-органического»
генеза, что подразумевает в качестве причины ЗПР остаточные проявле-
ния органического нарушения работы мозга (Марковская И. Ф., 1993).
Глава 12. Характеристика резидуальных состояний органического генеза 155
Классификации различных форм ЗПР разрабатывались рядом та-
ких авторов, как Г. Е. Сухарева, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. В. Ко-
валев, В. В. Лебединский, А. И. Захаров и др.
Например, В. В. Лебединский (2003) дифференцирует шесть от-
дельных вариантов психического дизонтогенеза, или аномалий раз-
вития,исходя из основного качества нарушения развития:
• группа аномалий, вызванных отставанием развития: недоразви-
тие, задержанное развитие;
• группа аномалий, в которых ведущим признаком является дис-
пропорциональность (асинхрония) развития: искаженное и дис-
гармоническое развитие;
• группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением отдельных
функций: поврежденное и дефицитарное развитие.
Из всех указанных нарушений только задержанное развитие может
рассматриваться как имеющее временный, обратимый характер.
18. Нарушения развития: дислексии, дисграфии, дискалькулии. Краткая характеристика.
Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис (психология) навыка чтения. Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени. В основе дислексии лежат нейробиологические причины.
Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма. Артикуляторно-акустическая дисграфия: неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает сове дефектное произношение на письме.
Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференкциация фонем):
нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза: затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:
пропуски согласных; пропуски гласных; перестановки букв; добавления букв; пропуски, добавления, перестановки слогов;слитное написание слов;раздельное написание слов;
слитное написание предлогов с другими словами; раздельное написание приставки и корня.
Аграмматическая дисграфия: недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
Оптическая дисграфия: несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
Дискалькулия - неспособность к обучению, проявляющаяся в трудности овладения арифметическими навыками.Дискалькулии характеризуются трудностями при вербальном назывании или чтении математических знаков и отношений, при письменных действиях с математическими знаками, при выполнении математических операций с числами, с реальными или нарисованными объектами, в понимании математических понятий, в производстве умственных вычислений. К наиболее характерным ошибкам при дискалькулии относятся: пространственно-временные трудности, включая переворот знаков, перестановки цифр, выполнение операций в неправильной последовательности, нарушение памяти, включая трудности с запоминанием таблицы умножения, трудности вычитания, сложения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|