Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика нарушений речевой сферы при поражении левого, правого полушарий и диэнцефальных структур.





Характерной для повреждений левого полушария была невысокая ча-

стота афазий (у 17 % детей против 67 % у взрослых), хотя говорить

о полной сохранности речевой функции нельзя. Речь была сохранна

у детей полностью в 12 % случаев, а при поражении височной области

левого полушария — лишь в 7 % случаев.

Особенно часто нарушения речи фиксировались во время эпилеп-

тических припадков. Это могли быть: утеря способности самостоя-

тельной речи, нарушение понимания обращенной речи, искажение

собственной речи, которая становилась непонятной окружающим, за-

бывание слов и названий предметов.

В нейропсихологическом исследовании за пределами острого пери-

ода нарушения речи у этих детей не обнаруживались.

Глава 8. Нарушения речевых функций 119

При исследовании слухоречевой памяти на первом месте (у 86 %

детей) наблюдался симптом сужения объема воспроизведения,на-

блюдался и проявлялся в большей степени при запоминании не свя-

занных по смыслу слов.

Например, при предъявлении для запоминания двух групп по три

слова в каждой воспроизведение выглядит следующим образом (сти-

мул ьные слова — мяч, пол, хлеб, лист, нож, глаз):



1 воспроизведение — мяч, глаз, нос;

2 воспроизведение — мяч, хлеб, глаз;

3 воспроизведение — мяч, глаз;

4 воспроизведение — мяч, пол, хлеб, лист.

Внутриполушарные различия проявлялись следующим образом.

В 60 % случаев этот симптом наблюдался при поражении левой ви-

сочной области, в 19 % при поражении теменной области и в 7 % —

лобной области ЛП.

Второй частотный симптом — нестойкость следов и их повышен-

ная тормозимость в условиях интерференцииотмечался у 45 % детей

и не зависел от внутриполушарной локализации.

Менее всего при повреждениях левого полушария страдала способ-

ность сохранения порядка воспроизведения (только в 6 % случаев).

Соотношение двух основных симптомов было разным в зависимости

от возраста. У детей 5-10 лет самым значительным было нарушение объе-

ма воспроизведения. После 10 лет выраженность этого симптома снижа-

ется: проявления симптомов сужения объема воспроизведения и тормо-

зимости следов интер»ферирующими воздействиями уравниваются.



Меньше всего страдала способность сохранения порядка воспроиз-

ведения (только в 6 % случаев). f

Таким образом, нарушения слухоречевой памяти у детей при пора-

жении левого полушария в целом носят такой же характер, что и у взрос-

лых. У взрослых при поражении левого полушария центральное место

в нарушениях слухоречевой памяти занимает снижение объема и повы-

шенная тормозимость следов интерферирующими воздействиями. То

же наблюдается и у детей, но нарушения объема памяти у детей 5-10 лет

значительно превосходят другие формы нарушений, а после 10 лет име-

ют тенденцию к снижению. В отношении второго симптома — тормози-

мости следов — нет значительных изменений после 10 лет.

Это означает, что специализация левого полушария по речи прояв-

ляется на ранних этапах онтогенеза, а различия же в проявлении рече-

вых расстройств между детьми и взрослыми связаны не с тем, что два

полушария эквипотенциальны, а с высокой пластичностью мозга

120Раздел III. Клиническая нейропсихилогия детского эозраста

ребенка и более значимой ролью правого полушария в обеспечении

работы речевой системы.

Два эти фактора маскируют раннюю специализацию левого полу-

шария по речи, поэтому недостаточность речевой функции, аналогич-

ную нарушениям у взрослых больных, можно выявить только в остром

периоде (например, послеоперационном), когда еще не наступила

адаптация мозга к новым условиям работы.

Э. Г. Симерницкая приводит ряд примеров больных детей с повреж-

дениями разных отделов левого полушария, при которых возникают

симптомы афазий, наблюдающиеся и у взрослых при аналогичных



повреждениях.

Например, у больного 15 лет наличие большой опухоли левой височной

области сопровождалось до операции незначительными амнестичсски-

ми симптомами, замедленностью речи, легкими нарушениями слухоре-

чевой памяти. После операции развилась отчетливая афазия по сенсо-

моторному тину.

Возникли нарушения понимания и произнесения малочастотных слов

(выделены стимульные слова): ртуть — труть... трурть; Лувр — пру...

лур; козерог — раки... рази... ради... разируть... казируг.

В письме (рис. 8.1 и чтении имели место ошибки: разрушено —

взрас... взрушено... зашу... зарсу; дружелюбие — дру... дружно... друж-

ное... дружел... друлюб.

Нарушения быстро регрессировали, и к моменту выписки речевые функ-

ции вернулись к дооперационному уровню.

Аналогичные нарушения фиксировались и у других больных с пораже-

нием левой височной области в острый период: нарушения артикуляций,

понимания речи, письма, чтения. У больных наблюдались литеральные

и вербальные парафазии. Например, «Я два часа, два раза, нет, два года

учился»; чемодан — чемодал... чемодан; пирог — пиров... пиром... перо.

Однако даже при самых грубых расстройствах уже через 2 - 3 неде-

ли расстройства полностью могли регрессировать и не обнаруживать-

ся в нейропсихологическом обследовании.

Особо важное значение имеет тот факт, что наблюдаемые в послеопе-

рационный период нарушения речевой функции при поражении дру-

гих областей левого полушария носили качественно иной характер.

При операциях на левой лобной областипрежде всего нарушалась

динамическая организация речевых процессов.

Например, у больной 7 лет с удалением опухоли левой лобной области от

полюса до заднелобных отделов наблюдались специфические симптомы,

сопровождающие повреждение этой области у взрослых. Возникали

аспонтанность, практическое отсутствие самостоятельной речи, эхолалич-

Глава 8. Нарушения речевых функций 121

ные ответы на вопросы, необходимость постоянной стимуляции больной.

Имели место грубые речевые персеверации при попытках называния

предметов: яблоко— яблоко, глаз— яблоко, кровать— яблоко.

Аналогичные нарушения, по типу эфферентной моторной афазии в уст-

ной и письменной речи или по типу динамической афазии (нарушение

спонтанной речи, произнесение только слов «да» и «нет»), наблюдались

и у других больных. При повторении звуков, слогов, слов (предлагаемые

для повторения выделены жирным шрифтом) возникали персеверации:

ф-в— ф-в, фа-ва— в-в;

д— д-т, би-ба-бо— д-д-до;

кровать— кровать, корка— кровать.

Нарушения речевой деятельности после операций на левой темен-

ной областиносили иной характер.

Страдание передней теменной области приводило к дефектам но типу

афферентно-моторной афазии (ошибки у больного 12 лет при повто-

рении слов были связаны с нарушением кинестетических синтезов:

слон— стон, вилка— вюлка, бровь— быровь, градусник— гравдугра).

Страдание задне-теменной области приводило к трудности понимания

логико-грамматических конструкций (семантическая афазия, аграфия,

алексия, акалькулия).

У больного 14 лет с удалением левой теменной доли наблюдались нару-

шения чтения: вместо т — п, м; нарушения письма (рис. 8.2 акальку-

лия в виде расстройства счетных операций: 25 - 8 = 16, нарушения раз-

рядного строения числа: вместо 1054 — пятнадцать тысяч четыре.

Во всех рассмотренных случаях наблюдался быстрый обратный ре-

гресс выявленных расстройств. Таким образом, недооценка высокой

пластичности мозга становится одной из причин того, что многие нару-

шения речевых функций в детском возрасте остаются невыявленными.

Нарушение слухоречевой сферы при поражении

Правого полушария мозга

Известно, что у взрослых людей правое полушарие принимает учас-

тие в речевой функции. Еще X. Джексон приписывал правому полу-

шарию наиболее упроченные, автоматизированные формы речевой

деятельности. Позднее была обнаружена роль правого полушария

в речевой просодике, помехоустойчивости, выявлении индивидуаль-

ных, эмоциональных характеристик речи.

Исследования Р. Сперри, М. Газзаниги, Е. Зайделя показали, что пра-

вое полушарие обладает речью. Но уникальность лексической структу-

ры правого полушария состоит в том, что оно не имеет фонетического

122Раздел III. Клиническая нейропсихилогия детского эозраста

кодирования (Zaidel Е., 1978). Поэтому понимание устной и письмен-

ной речи в правом полушарии осуществляется не на основе фонетичес-

кого анализа, а методом интегрированного, гештальтного сопоставления

звукового, графического образа лексических единиц с эталонами памяти

и последующим связыванием этого образа со значением. Такое восприя-

тие речи можно сравнить с пониманием слов животными.

В отношении роли правого полушария в слухоречевой памяти были

описаны следующие факты.

1.Если левое полушарие обеспечивает произвольныйуровень орга-

низации вербально-мнестических процессов, то правое полуша-

рие создает основу для непроизвольного,непреднамеренного

запоминания. Поэтому у взрослых нарушения работы правого

полушария в первую очередь приводят к страданию возможнос-

ти непроизвольного запечатления следов.

2. Поражение левого полушария приводит к сужению объема и повы-

шенной тормозимости следов, поэтому нарушения памяти наибо-

лее отчетливо обнаруживаются в отсроченномвоспроизведении

после пустой или заполненной побочной деятельностью паузы. На-

оборот, больные с поражением правого полушария показывают де-

фицит в непосредственномвоспроизведении, а введение интерфе-

ренции не оказывает тормозящего влияния на воспроизведение.

3. Наиболее частотным нарушением при поражении правого полу-

шария у взрослых является невозможность сохранения порядка

воспроизведения заданной последовательности стимулов.

Данные, полученные при исследовании детей (5-16 лет, 90 чело-

век) с поражением ПП, показали, что специфичные для взрослых на-

рушения просодики и различение индивидуальных характеристик го-

лосов встречаются редко, в единичных случаях.

Наиболее характерным было нарушение слухоречевой памяти (на-

блюдалось в 75 % случаев). Проявлялось оно в трудности непосред-

ственного запечатления следов. Но если при левополушарных пора-

жениях это было связано с сужением объема воспроизведения, то при

правополушарных — с нарушением порядка воспроизведения.Запо-

минание происходит после одного-двух предъявлений, но многократ-

ные предъявления не изменяют порядок.

Например, больная 8 лет с опухолью правой височно-теменной области

при запоминании серии из пяти слов (стимульные слова — кот, дом, лес,

звон, ночь) воспроизводит их после первого предъявления, но установить

нужный порядок не в состоянии после многократных предъявлений:

1 воспроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон;

Глава 8. Нарушения речевых функций 123

2 воспроизведение — кот, лес, ночь, дом, звон;

3 воспроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон;

4 воспроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон;

5 воспроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон.

Другая особенность связана с тем, что в отсроченном воспроизведении

не возникает потерь элементов ни в условиях гомогенной, ни гетероген-

ной интерференции, то есть отсутствует эффект тормозимости следов.

Таким образом, можно говорить о специфическом вкладе правого

полушария у детей в осуществление вербально-мнестической деятель-

ности: оно не дублирует левое полушарие и его вклад качественно от-

личен от вклада левого полушария.

Вклад правого полушария проявляется рано, поскольку нарушения

порядка при его поражении имеют большую частоту у детей 5-10 лет.

После 10 лет нарушения порядка проявляются все более отчетливо.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.