Сделай Сам Свою Работу на 5

Нарушение слухоречевой сферы при поражении





Срединных структур

Срединные структуры играют решающую роль в поддержании опти-

мального тонуса коры, необходимого для нормального протекания

всех психических процессов.

Особенностью поражения этих отделов у взрослых являются мо-

дально-неспецифические нарушения памяти, которые сопровождают-

ся нарушениями сознания (что никогда не наблюдается при пораже-

нии конвекситальных отделов коры). Больные теряют ориентировку

во времени и пространстве, проявляют растерянность, спутанность,

у них возникают контаминации, конфабуляции.

Основной симптом нарушений памяти — повышенная тормози-

мость следов интерферирующими воздействиями. Больные воспроиз-

водят стимулы непосредственно или после пустой паузы, но не могут

сделать этого после введения интерференции. Хуже всего ими выпол-

няются задания с запоминанием двух серий слов, то есть в условиях

гомогенной интерференции. Облегчающее влияние оказывает введе-

ние смысловой организации, когда запоминаемая информация пере-

водится на более высокий уровень организации.

Исследование детей с срединной локализацией поражения мозга —



гипоталамо-диэнцефальной области (5-16 лет, 76 человек) показало,

что у них нарушение мнестической функции проявлялось так же от-

четливо и специфично, как и у взрослых.

В то же время имели место различия. У детей смысловая органи-

зация не приводила к улучшению запоминания. Не было различий

124Раздел III. Клиническая нейропсихилогия детского эозраста

между воспроизведением структурированного и неструктурированно-

го материала. Контаминации, соскальзывания на побочные ассоциации,

инертные стереотипы проявлялись как при воспроизведении смысло-

вых, так и при воспроизведении дискретных элементов. Иногда диск-

ретные элементы воспроизводились лучше, чем смысловые структуры.

Еще одно различие проявлялось в том, что у детей такие нарушения

возникали только при внутримозговых поражениях диэнцефальной

области, расположенных в районе третьего желудочка. Внемозговые

нарушения этой области не вызывали выраженных нарушений.

Например, больная 14 лет воспроизводит рассказ «Голубка и муравей»':



«Жили они около речки. Жили вместе и пошли к речке купаться... к ру-

чью пошли купаться. Муравей стал тонуть, увидел его... жук его увидел

и стал помогать. Он дал ему налку, и по палке муравей выбежал... Так был

спасен муравей». Вторая часть вообще не воспроизведена. Через три ми-

нуты больная отрицала, что был рассказ про муравья и голубку, и говори-

ла, что был рассказ «про кота, лису и петуха, как они сдружились».

Воспроизведение двух фраз (1. В саду за высоким забором росли ябло-

ни. 2. На опушке леса охотник убил волка.) больной 8 лет.

Непосредственное (сразу же после предъявления) воспроизведение

каждой фразы возможно.

На вопрос, какая фраза была первой, какая — второй, больная отвечает:

1/? — не знаю, 2 / ? — забыла.

После повторного предъявления:

1/? — в саду охотник убил волка, 2 / ? — в саду на опушке леса охотник

убил волка.

После третьего предъявления:

1/? — в саду за высоким забором охотник убил волка, 2 / ? — в саду на

опушке леса охотник убил волка.

Таким образом, у детей, как и у взрослых, центральным симптомом

выступают патологическая тормозимость следов, наличие конфабуля-

ций, контаминаций. Однако только при внутримозговых поражениях

это нарушение проявлялось на всех уровнях смысловой организации.

При внемозговых опухолях нарушения проявлялись только на не-

смысловом материале как в звене отсроченного, так и непосредствен-

ного воспроизведения.

' Оригинал выглядит следующим образом: «Муравей спустился к ручью напиться.

Волна захлестнула его, и он стал тонуть. Увидела это голубка и бросила ему пру-



Тик. Муравей по нему выбрался на берег. На другой день охотник хотел поймать

Голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрик-

Нул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела».

Глава 8. Нарушения речевых функций 125

В целом наиболее характерным, в отличие от нарушений при пора-

жении правого и левого полушарий, для диэнцефальных поражений

было наличие ретроактивного торможения.

Наконец, различие нарушений при поражении разных отделов

диэнцефальной области свидетельствует о функциональной неодина-

ковости не только кортикальных, но и ниже расположенных струк-

тур.

 

Особенности нарушений перцептивной сферы при поражении правого, левого полушарий и диэнцефальных структур.

Нарушения зрительного восприятия при поражении левого полуша-

рия имеют невысокую частоту.

Максимальная частота нарушений (в 29 % случаев) наблюдалась

при опознании предметных изображений и была связана с поражени-

ем затылочной области левого полушария.

Эти нарушения возникали тогда, когда необходимо было выделить

и соотнести несколько ведущих признаков объекта. Дети не опирались

при восприятии изображения на весь набор признаков — выделяли

один и на его основе строили догадки. Например, телефонузнавался

как часы, настольная лампа— как гриб.

Наиболее выраженно нарушения предметного зрительного гнозиса

возникали при восприятии перечеркнутых и наложенных изображе-

ний. Они проявлялись в трудностях выделения фигуры из фона, вслед-

Глава 9. Нарушения перцептивных функций 129

ствие чего правильно оценивались только отдельные элементы изоб-

ражения. Например, молотокузнавался как палочка, ландыш— веточ-

ки и листочки, бабочка— летучая мышь.

В зрительно-конструктивной деятельности (выполнение рисунков)

также наблюдались негрубые нарушения. У детей младшего возраста

они вообще не обнаруживались даже при поражении теменной облас-

ти. С возрастом (после 10 лет) выраженность нарушений рисунка ста-

новилась все более высокой.

У детей старшего возраста рисунки носили примитивный, упрощен-

ный характер. Фиксировались и пространственные ошибки при рисо-

вании объемных фигур (рис. 9.1

При поражении левого полушария характерным было сохранение

графического образа, который обычно воспроизводился правильно.

В целом нарушение рисунка чаще наблюдалось при поражении те-

менной области.

У детей старшего школьного возраста при поражении левого полу-

шария наблюдались нарушения зрительно-пространственных функ-

ций (в пробах на пространственный праксис, копирование с перевер-

тыванием, в пробах на часы и карту и т. д.).

Однако частота их появления была невысокой и когда они выявля-

лись, то характер этих нарушений соответствовал тем расстройствам,

которые возникают у взрослых. Эти нарушения, как и у взрослых, были

связаны с проективными либо координатными представлениями.

Можно предположить, что невысокая частота проявления наруше-

ний перцептивной сферы при поражении левого полушария имеет ту

же природу, что и невысокая частота речевых нарушений. Левополу-

шарные компоненты перцептивной деятельности, которые связаны

с речевым опосредствованием перцептивных процессов, еще недоста-

точно сформированы, что обусловлено происходящим становлением

речевой системы.

Нарушение перцептивных функций при поражении

Правого полушария мозга

Ранние поражения правого полушария, проявившиеся на первом году

жизни, приводят к грубому недоразвитию тех функций, для которых

правое полушарие является доминантным (зрительно-пространствен-

ное восприятие, зрительно-конструктивная и другие виды перцептив-

ной деятельности).

При поражении правого полушария у детей нарушения перцептив-

ных процессов проявляются, как правило, избирательно. Нередко они

возникают только в сфере лицевого гнозиса. Больные не узнают своих

5—58

130Раздел III. Клиническая нейропсихилогия детского эозраста

родных, а в менее грубых случаях жалуются на плохую память на лица.

Так же, как и у взрослых, эти расстройства возникали при поражении

правой затылочной области.

Как и при поражении левого, у детей с поражением правого полу-

шария наблюдалось нарушение предметного гнозиса, но оно носило

иной характер. В этом случае ошибки имели обратный характер: гриб

узнавался как настольная лампа, часы — как телефон. Это свидетель-

ствует о разной природе данных нарушений. При поражении левого

полушария, в силу дефицита процесса последовательного анализа всех

признаков объекта, деталей рисунка, характерно игнорирование от-

дельных элементов изображения — телефонной трубки, проводов.

В случае поражения правого полушария трудности перцепции вос-

принимаемого объекта компенсируются анализом возможных вари-

антов изображения (что это может быть?) и на основе догадки объект

как бы дополняется «недостающими деталями». Поэтому при пора-

жении правого полушария ошибки отличаются большим многообра-

зием: например, мячузнается как помидор, омлет, арбуз и т. д., паль-

то— как дом без окна, стакан— как стиральная машина.

Нарушения предметного гнозиса при поражении правого полуша-

рия возникали чаще, чем при поражении левого полушария.

Такие же нарушения обнаруживались и при восприятии перечерк-

нутых фигур (Поппельрейтера). Но если при поражении левого по-

лушария трудности в этом задании проявлялись более выраженно

(в большей степени, чем при восприятии реально изображенных пред-

метов), то при любых поражениях правого полушария не было разли-

чий в восприятии фигур при предъявлении каждого из этих двух тес-

тов. Ошибки при этом также носили иной характер. При поражении

левого полушария каждый отдельный фрагмент изображения воспри-

нимался адекватно, но нарушалось его соотнесение с другими призна-

ками, и это приводило к узнаванию, опирающемуся на неполный на-

бор признаков. В случае поражения правого полушария, наоборот,

трудности в восприятии отдельных фрагментов компенсировались

всплыванием побочных, случайных смысловых связей, не ориентиро-

ванных на ведущий признак: кувшин — хлеб; бабочка — лента, груша,

репа и т. д. Это приводило к узнаванию, ориентированному на избы-

точный, выходящий за пределы изображения набор признаков.

Таким образом, нарушения предметного восприятия при пораже-

нии правого и левого полушарий носили качественно разный харак-

тер, обусловленный спецификой механизмов переработки информа-

ции в левом и правом полушариях, — сукцессивной и симультанной

соответственно.

Глава 9. Нарушения перцептивных функций 131

Поражения правого полушария также отчетливо проявлялись в фе-

номене «левостороннего невнимания» — игнорировании стимулов,

расположенных в левой половине поля зрения. Это нарушение могло

проявляться в форме игнорирования всех стимулов, находящихся

в левой половине поля зрения, в других случаях происходил распад

целостного образа, и заключение о нем строилось на основании толь-

ко признаков, расположенных справа. Чаще всего игнорировались

только крайние левые элементы.

Нарушения цветового восприятия фиксировались в единичных

случаях.

Не было нарушений узнавания животных (при наличии лицевой

агнозии).

Нарушения перцептивных процессов при поражении правого полу-

шария отчетливо проявлялись и в сфере пространственных представ-

лений, проявляясь в трудностях пространственной ориентировки.

В зрительно-конструктивной деятельности, при выполнении ри-

сунков, нарушения часто носили характер грубого дефекта, который

никогда не наблюдался при поражениях левого полушария.

Наиболее отчетливо это проявлялось при выполнении рисования

объемных фигур. Часто происходил распад не только пространственных

представлений, но и зрительных образов в целом (рис. 9.2 <£)).

Отличительной особенностью правополушарных нарушений (в от-

личие от левополушарных) было то, что эти нарушения не компенси-

ровались при копировании.

Нарушение рисунка происходило в 47 % случаев и максимально

проявлялось при поражении правой теменной области.

При поражении правого полушария возникают нарушения тополо-

гических представлений об объекте (чего не бывает при поражении

левого полушария), а также нарушение представлений о перемещении

и трансформации объекта.

В то же время сопоставление нарушения пространственных пред-

ставлений у детей и взрослых обнаруживает и некоторые отличия.

Они проявляются в том, что в детском возрасте правое полушарие

обеспечивает более широкий круг пространственных представлений,

чем у взрослых. Например, при поражении правого полушария у детей

страдают и проективные представления, и представления о системе ко-

ординат (у взрослых такие нарушения отмечаются только при пораже-

нии левого полушария). У детей подобные нарушения в равной степе-

ни возникают при поражении и левого и правого полушария.

В целом можно говорить о ведущей роли правого полушария в пер-

цептивных процессах, которая проявляется уже в детском возрасте.

132Раздел III. Клиническая нейропсихилогия детского эозраста

Отсутствие особых различий в этих нарушениях у детей младшего

и старшего школьного возраста свидетельствует о том, что доминант-

ность правого полушария в перцептивных процессах наступает рано.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.