Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика использования основных понятий нейропсихологии «функция», «локализация», «симптом», «синдром», «фактор», «синдромный анализ» в нейропсихологии детского возраста.

Определение, предмет, объект, задачи нейропсихологии детского возраста.

Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов человека.Необходимость создания этого направления в нейропсихологии диктовалось спецификой нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях , а также необходимостью специального изучения «детских» НП симптомов и синдромов. Также детская нейропсихология раскрывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для изучения вопроса о генетическом и социальном факторах в формировании этих фундаментальных закономерностей работы мозга. Велико и прикладное значение детской нейропсихологии, так как адапти­рованные к детскому возрасту нейропсихологические методы позволяют оп­ределять зону поражения мозга у детей так же успешно, как и у взрослых. НДВ возникла и развивается как самостоятельная психологическая дисциплина.

Предметом НДВ является исследование соотношения между состоянием ВПФ и обуславливающих их мозговых механизмов у детей и подростков в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга.

Объектом НДВ являются психические процессы, как звенья в структуре психической деятельности.

Ведущей задачей НДВ является исследование взаимосвязи между формированием психических функций и созреванием мозга в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга, кот. включает анализ:

-специфики этой взаимосвязи в разные возрастные периоды;

-закономерностей нервно-психического развития ребенка;

-нарушений, задержек, отклонений в психических функциях, которые приводят к патологии или специфичности психического развития и поведения.

Задачи НДВ:-разработка специальных диагностических приемов и нормативных показателей, позволяющих дифференцировать соответствие развития ребенка его возрасту, готовности к школе, выявлять причины трудностей при овладении школьными навыками, эффективно строить лечебно-профилактическую и специализированную учебную деятельность.



-разработка методов коррекции формирования функций головного мозга у детей с учетом общих закономерностей и индивидуальных особенностей формирования функций мозга.

-изучение закономерностей деятельности развивающегося мозга и формирования психофизиологической основы психических функций в процессе развития; выявление причин и механизма отставания в развитии.

-изучение особенностей нарушений деятельности мозга при различных типах дизонтогенеза, изучение нейропсихологических особенностей при парциальных нарушениях формирования психических функций, таких как мышление, пространственные представления, память, внимание, моторные навыки.

-изучение отличий психофизиологических проявлений при локальных поражениях мозга у детей и взрослых.

2. Основные принципы, определяющие формирование психичес­ких функций в теории системной динамической локализации А. Р. Лурия.

Принцип первый. Положение о системной организации ВПФ и динамическом характере изменений этих систем в онтогенезе.Выготский показал, чтопсихическое развитие в онтогенезе представляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая ступень является основой последующих ступеней или стадий развития.Выготский указывал на хроногенный характер психического развития, рассматривая его этапы с точки зрения «кризисов», во время которых происходят основные, значимые перестройки, открывающие путь качественно новым этапам развития.

Второй принцип. Положение об «экстракортикальном» принципе организации мозга человека (закон перехода функции извне вовнутрь, или закон вращивания по Выготскому). Согласно этому закону механизмы работы мозга человека формируются в ходе деятельности ребенка во внешнем мире, связанной с использованием орудий труда, предметов, знаков, речи. Средовые (в том числе социальные) воздействия — необходимое условие формирования мозговых механизмов, придающее их работе новое качество — качество психического.

Третий принцип. Положение о специфике последствий повреждения мозга у ребенка и у взрослого. Согласно этому положению повреждение мозга у ребенка приводит к недоразвитию высших, у взрослого — к нарушению иерархически более низких, элементарных уровней психических функций.При возникновении патологических процессов элементарные процессы начинают действовать как самостоятельные психологические структуры, что вызывает возвращение к примитивным формам отображения в поведении.Нарушение работы нервной системы у ребенка приводит либо к невозможности формирования новообразований, либо к формированию патологических новообразований. У взрослого структура ВПФ сформирована, и это приводит к нарушению только отдельных ее составляющих.

Четвертый принцип. Принцип динамической мозговой локализации. (Ухтомский, Павлов). Согласно ему психической функции должен соответствовать не один фиксированный центр возбуждения в коре, а динамическая система, работающая на основе объединения структурных элементов, то есть динамическая система пространственно разнесенных элементов.

Пятый принцип. Теория функциональных систем и теория системогенеза. Они были созданы Анохиным в начале 30-х годов 20 века. В теории функциональных систем было показано, что основным организационным принципом работы организма для решения адаптационных задач является объединение различных его органов в функциональные системы. Системообразующим элементом такого образования выступает достигаемый с помощью этой системы адаптационный результат

Шестой принцип. Принципы «сукцессивной и симультанной поэтапной локализации функций» и «функциональной многозначности» мозговых структур. Принцип Филимонова.

Первый принцип указывает на то, что осуществление любой функции происходит последовательно, при этом на каждом этапе ее развертывания в работу одновременно включается ряд иерархически взаимодействующих нервных элементов, а совокупность сукцессивных и симультанных процессов обеспечивает достижение конечного результата.

В соответствии со вторым принципом, мозговые структуры могут на определенных условиях включаться в выполнение новых функций, то есть в состав других функциональных систем.

Седьмой принцип. Теория уровневой, иерархической организации движений. Бернштейном была рассмотрена.Этот принцип позволил подойти к пониманию функциональной системы как иерархически построенной и динамической, а не статической по характеристике развертывания работы ее нервных центров. Состав системы может варьироваться в зависимости от условий среды или замещаться в случае повреждения отдельных звеньев.

Восьмой принцип. Принцип «двойной диссоциации». Данный принцип, предложенный Тойбером, описывал возможность нарушения одних психических функций при сохранности других при ограниченном повреждении коры головного мозга. Этот принцип указывал на то, что разные психические функции и, соответственно, разные функциональные системы мозга могут иметь как общие, так и несовпадающие звенья.

 

Специфика использования основных понятий нейропсихологии «функция», «локализация», «симптом», «синдром», «фактор», «синдромный анализ» в нейропсихологии детского возраста.

Лурия: Высшие психические функции представляют собой «сложные, само-регулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования». Подчеркивается социальное происхождение ВПФ и их подчиненность культурно-историческим условиям, способ их становления — хроногенный, в процессе социализации.

Локализация — отнесение ВПФ к конкретным мозговым структурам. Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций, мозг — субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.

Симптом – индикатор нарушения конкретного психического процесса или всей функции в целом. Квалификация симптомов, наблюдаемых при определенном, локальном поражении мозга, позволяет нам определить их особенности; найти те их общие свойства, которые обуславливаются работой одного нервного механизма, и дать заключение о локализации очага поражения, то есть указать на причину, вызвавшую появление симптомов. Эта цепочка взаимосвязанных явлений - работа нервного механизма, его расположение в конкретном участке мозга, психологическое содержание работы нервного механизма — обозначается как нейропсихологический фактор. Последний становится центральным понятием, позволяющим описать многообразную специфику функций нервных механизмов в разных отделах мозга и специфику порождаемых ими психологических свойств и качеств.

Выявленный в обследовании симптом указывает на наличие локального поражения, но еще ничего не говорит о его локализации. Для установления локализации необходимо провести квалификацию симптомов, выявить основной нейропсихологический фактор и на его основе определить возможную локализацию. Эта процедура носит название нейропсихологического синдромного анализа нарушений.

Известно, что один участок мозга может приводить к нарушению целого ряда психических функций, то есть он является общим звеном нескольких функциональных систем. Это означает, что при поражении определенного участка мозга мы можем иметь дело с целым рядом симптомов нарушения разных психических функций, с симптомокомплексом или синдромом.

Нейропсихологический синдром — это закономерное сочетание симптомов, возникающее при поражении того или иного участка мозга.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.