ПРОХЛАДНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КЛИМАТ
Побывав в различных организациях, мы часто по-разному можем охарактеризовать их обстановку: официальная или неофициальная, гуманная или негуманная, теплая или холодная. Что лежит в основе этих характеристик? Какие черты социальной среды делают ее приветливой или негостеприимной? Выполняя это задание, вы станете социальным детективом, разыскивающим как явные, так и скрытые формы социального поведения, которые создают «прохладный» климат.
Во-первых, вам надо выбрать конкретную знакомую вам организацию, членам которой приходится взаимодействовать с «чужаками» или «посетителями». Во-вторых, вам нужно идентифицировать людей, имеющих статусы разного уровня в этой среде - люди с высоким статусом считаются в организации («хорошими», «правильными» и подходящими», их приветствуют, поддерживают и вознаграждают). Люди с низким статусом считаются менее хорошими, («не нашего типа» или неподходящими, их не поддерживают или игнорируют).
В качестве примера можно привести недавно выполненную работу, в которой исследовалась обстановка занятий в классе и рассматривались типы поведения, которые создают прохладный климат для женщин, противопоставляя их мужчинам. (Некоторые из таких «холодных» типов поведения, выявленных в этой работе, перечислены далее, чтобы вы получили некоторое представление о предмете своих наблюдений). Вы тоже можете исследовать обстановку в классе, в группе детского сада, в студенческой группе поскольку она легко доступна для вас.
В разных обстановках могут использоваться различные критерии, на основе которых людям присваивается различный статус. С людьми часто обращаются по-разному, в зависимости от их пола, расы и возраста, а также от внешности (одежды, прически и т. п.). Выполняя это задание, вы можете быть либо наблюдателем, либо наблюдателем-участником.
В первом случае вы будете наблюдать, и регистрировать «теплые» и «прохладные» виды поведения в организациях по отношению к людям, обладающим высоким и низким статусом.
Во втором случае вы также будете наблюдать за поведением, но уже по отношению к вам (как к представителю группы либо с высоким, либо с низким статусом).
Сделав наблюдения, кратко изложите их в отчете, а затем проведите собственный анализ причин, по которым эти виды поведения создали «теплую» или «прохладную» атмосферу.
Приведенные ниже примеры взяты из докладов, подготовленных Ассоциацией американских колледжей в рамках программы «Статус и образование женщин»). Здесь перечислены формы поведения преподавателей, которые, как было обнаружено, создают на занятиях прохладный климат для женщин-студенток. Такие формы поведения (и другие, им подобные) могут также создавать прохладный климат в других организациях и для других людей (например, для этнических меньшинств).
Элементы вербального поведения
Делать замечания, которые унижают женщин, - как общие, так и конкретные, относящиеся к их интеллектуальным способностям и старательности в учебе.
Переходить от обсуждения работы женщины к обсуждению ее физических характеристик или внешнего вида.
Использовать на занятиях сексистский юмор в качестве педагогического приема.
Обозначать лиц мужского пола словом «мужчины», а лиц женского пола - словами «девушки» (или «девочки»).
Использовать слова «он» или «человек» для обозначения как мужчин, так и женщин.
Элементы невербального поведения
Смотреть в глаза мужчинам чаще, чем женщинам.
В ответ на вопросы и замечания мужчин кивать и жестикулировать чаще, чем в ответ на выступления женщин.
Принимать позу внимания (например, наклоняться вперед), когда говорят мужчины, но проявлять признаки нетерпения (например, поглядывать на часы), когда выступают женщины. Постоянно находиться ближе к студентам-мужчинам.
Элементы поведения, влияющего на активность группы
Игнорировать студенток и предоставлять слово студентам, даже когда женщины явно выражают желание принять участие в обсуждении. Обращаться непосредственно к мужчинам, а не к женщинам. Называть мужчин по имени чаще, чем женщин.
Обращаться к группе так, как будто женщины не присутствуют (например, начинать вопрос со слов «когда вы были мальчиком ... ,»). «Натаскивать» мужчин, добиваясь от них более полного и тщательно продуманного ответа или объяснения (например, «почему вы думаете, что это основной поворотный пункт?»),и не добиваться этого от женщин. Дольше ожидать ответа от мужчин, чем от женщин, перед тем как обратиться за ответом к другому студенту.
Перебивать женщин чаще, чем мужчин (или позволять другим студентам перебивать женщин чаще, чем мужчин).
Задавать женщинам вопросы, требующие изложения фактов (вопросы низшего порядка), а мужчинам задавать вопросы, требующие личных оценок и критического мышления (вопросы высшего порядка). Реагировать на замечания мужчин более пространно, чем на замечания женщин.
Приписывать высказывания мужчин их "авторам" (" ... как отметил Семен"), но в аналогичных случаях не признавать авторства за женщинами. Делать, казалось бы, полезные замечания, которые подразумевают, что женщины не столь компетентны, как мужчины (например, «я знаю, что женщинам обычно трудно справиться с этим оборудованием, но я с удовольствием помогу вам после занятий»).
Составьте отчет по заданию, ответив на следующие вопросы:
1. В какой организации вы исследовали обстановку?
2. Взаимодействия, между какими людьми вы наблюдали в этой обстановке?
3. Опишите, какие из наблюдаемых вами форм поведения создавали, по вашему мнению, прохладный социальный климат. Почему вы сочли, что эти формы поведения «охлаждают» атмосферу? Другими словами, какие социальные сообщения передавали эти формы поведения?
4. Опишите, какие из наблюдаемых вами форм поведения создавали, по вашему мнению, «теплый»социальный климат. Опять-таки, почему вы сочли, что эти формы поведения «согревают» атмосферу? Какие социальные сообщения передавали эти формы поведения?
5. Прочие замечания по поводу ваших наблюдений (такие, как другие замеченные вами закономерности, зависимость от ситуации - например, формы поведения, которые имеют место только в групповых ситуациях и не встречаются в ситуациях «один на один»).
Литература
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком./А.А.Бодалев. - М., 1982. – 278 с.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе./М.Р.Битянова. – М.: Генезис, 2000. - 304 с.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние./ Ф.Зимбардо, М.Ляйппе. - СПб.: Питер, 2000. - 490 с.
Коломинский Я.Л.Социальная психология развития личности./ Я.Л. Коломинский, С.Н Жеребцов. Минск: Изд-во «Выш.шк.», 2009. – 336 с.
Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии : учеб. пособие: пер. с англ. 4-го междунар. изд./ Э.Пайнс, К.Маслач. - СПб. : Питер, 2000. стр.322-324.
3. Задание для самостоятельной работы
Американские исследователи выделили пять типов социальной власти: а) власть вознаграждения; б) власть принуждения; в) власть эксперта; г) власть авторитета; д) власть закона. Опишите, на чем основан каждый тип власти, и определите, какой из них, на ваш взгляд, будет оптимален для следующих персонажей. Обоснуйте свой ответ не менее чем 5 аргументами по каждому персонажу.
Директор школы; лидер оппозиционной партии; руководитель научной лаборатории; глава государства; владелец швейной мастерской; глава семьи; староста студенческой группы; лидер дворовой компании; спортивный тренер; учитель музыки; шеф ФБР; президент финансовой корпорации; проповедник; психотерапевт; мать; отец; судья; воспитатель в группе детского сада; лектор большой аудитории; оратор на политическом митинге; полководец; ректор университета.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология./ Г.М.Андреева.- М.: МГУ, 2004. - 432 с.
Аронсон Э. Общественное животное./Э.Аронсон. – М.: Аспект-пресс, 1998. - 345 с.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние./ Ф.Зимбардо, М.Ляйппе. - СПб.: Питер, 2000. - 490 с.
Милграм С. Эксперимент в социальной психологии./С.Милграм.- СПб.: Питер, 2000. – 326 с.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология/ А.Л. Свенцицкий М.: Изд. «Проспект», 2009. – 336 с.
Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход./ М. Хьюстон, В. Штребе М.:Юнити-Дана,2004. - 452 с.
4. Задание для самостоятельной работы
Американский психолог Ф. Зимбардо создал и описал уникальную экспериментальную ситуацию. Проанализируйте, что произошло? Зависят ли нормы от ролей или же роли определяют нормы? Как вы полагаете, имело ли последствия (и если да, то какие) участие в этом эксперименте? Проанализируйте нормативное и ролевое поведение в образовательных учреждениях? Попытайтесь определить воздействие ролей и норм на различных возрастных этапах развития личности, и в различных образовательных учреждениях?
Студенты, случайным образом разделенные на «заключенных» и «тюремщиков», «играли" в тюремное заключение в специально оборудованной для этого в Стенфордском университете тюрьме. Уже через 2-3 дня студенты, прекрасно понимавшие, что участвуют в эксперименте, на столько включились в роли, что начали соответственно чувствовать себя: одни - настоящими «тюремщиками», презирающими и ненавидящими «заключенных» - жестокими, грубыми, без всякой необходимости вмешивающимися в жизнь своих подопечных;
другие - настоящими «заключенными», озлобленными против «тюремщиков», считающими себя вправе при первой возможности устраивать гадости, саботаж и пр.
Взаимное озлобление дошло до такой степени, что на шестой день Ф. Зимбардо прекратил эксперимент.
Литература
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние./ Ф.Зимбардо, М.Ляйппе. - СПб.: Питер, 2000. - 490 с.
Милграм С. Эксперимент в социальной психологии./С.Милграм.- СПб.: Питер, 2000. – 326 с.
Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии : учеб. пособие: пер. с англ. 4-го междунар. изд./ Э.Пайнс, К.Маслач. - СПб. : Питер, 2000. с.239-270
Психологические механизмы регуляции социального поведения./ Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. – М.:Наука, 1979. - 335 с.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности./Л.И.Уманский – М.: Просвещение. 1980. - 285 с.
5. Задание для самостоятельной работы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|