Сделай Сам Свою Работу на 5

Или отдельных разделов (тем)

На лекционных занятиях активно используются мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран, интерактивная доска); в самостоятельной подготовке – Интернет-ресурсы.


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

 

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

Социальная психология образования

 

Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины

 

Форма обучения - очная

Общая трудоемкость дисциплины - 108 часов (3 зачетные единицы)

Лекции - 8 часов

Семинары / практические занятия - 24 часа

Самостоятельная работа - 40 часов

Экзамен – в 1 семестре

 

 

Москва, 2012


Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры психологии образования протокол № …., от ………..;

 

 

Заведующий кафедрой: (подпись) Савенков А.И.

 

Составитель: (подпись) Егоров И.В.


 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость (3 кредита)
Аудиторные занятия  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Вид итогового контроля Экзамен (36 часов)

 

Тематический план освоения учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование разделов и тем Лекции Практические занятия/ семинары Самостоятельная работа: вид и количество часов
Социальная психология развития как основа социальной психологии образования Подготовка докладов, рефератов к практическому занятиям – 2 ч.
Социально-психологические проблемы в условиях детского сада Подготовка эссе, задания для самостоятельной работы к практическому занятию- 4 ч.
Социально-психологические проблемы образовательного процесса в массовой школе Подготовка эссе, задания для самостоятельной работы к практическому занятию- 4 ч.
Социально-психологические проблемы образовательного процесса в современном вузе Подготовка эссе и рефератов, задания для самостоятельной работы к практическому занятию по данной теме 4 ч.
Социально-психологические проблемы функционирования педагогического коллектива   Подготовка эссе и рефератов по данной теме, задания для самостоятельной работы к практическому занятию по данной теме 4 ч.
Основные социально-психологические проблемы в закрытых образовательных учреждениях   Подготовка эссе, рефератов - 2 ч.
    Подготовка конкретного случая из собственной практики с последующим анализом в группе (метод активного социально-психологического обучения «case study») - 4 ч.
      Диагностика межличностных отношений детей (учащихся, студентов) в группе (в различных образовательных учреждениях, по выбору магистранта)- 8 ч.
      Разработка коррекционно-развивающей программы взаимодействия педагогов, родителей и психолога по одной из социально-психологических проблем ребенка выявленной в процессе диагностике (на выбор магистранта) – 8 ч.
  Экзамен
ИТОГО:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ



 

Лекция 1. Социальная психология развития как основа социальной психологии образования

План:

1. Предмет, цель, задачи социальной психологии образования.

2. Методы: самонаблюдение, наблюдение, экспериментальный метод, метод тестов. Методы изучения взаимоотношений.

3. Социальная психология развития.Проблема возрастной периодизации развития психики.

4. Проблема личностного развития в социальной психологии развития. Развитие личности в системе межличностных отношений по А.В.Петровскому.

5. Л.С.Выготский о социальном взаимодействии и знании. Понимание социального мира.

6. Социальное знание и социальная психология.

 

Литература: 1, 2, 3, 5, 6.

Литература дополнительная: 1,2,4,5,8,9,15,19,20,27,29,32,40,43,44,51,54,58, 66.

 

Лекция 2. Социально-психологические проблемы образовательного процесса в условиях детского сада.

План:

1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования в дошкольном возрасте.

2. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте в семье, со сверстниками, с педагогами детского сада.

3. Отношения межличностной значимости в дошкольном возрасте.

4. Моральное развитие ребенка и ситуации взаимодействия со взрослым. Моральные ситуации, социальные ситуации, личные ситуации. Значимость воспитателя для дошкольников.

5. Факторы, влияющие на моральное развитие дошкольника Л.Кольбергу: уровень развития логического мышления, мотивация ребенка, социализация, формы справедливости, поддерживаемые социальным институтом (два принципа социальной справедливости: равенство, обратимость).

6. Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками.

Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.

Литература дополнительная: 1,2,4,5,8,9,15,19,27,29,40,43,44,51,54,58, 66.

 

 

Лекция 3. Социально-психологические проблемы образовательного процесса в массовой школе.

План:

1. Основные задачи социально-психологического плана в массовой школе.

2. Социально-психологические системы взаимодействия в массовой школе: «учащийся – учащийся», «педагог-учащийся», «учащийся – педагог».

3. Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся.

4. Социально-психологическая специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников.

5. Ролевое и личностное влияние учителя на процессы группообразования и личностного развития в ученическом сообществе.

Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.

Литература дополнительная: 1,2,4,5,8,9,14,15,17,26,27,28,29,34,40,48,49,51,57,58, 66.

 

 

Лекция 4. Социально-психологические проблемы образовательного процесса в современном вузе.

План:

1. Разработанность социально-психологических проблем высшего образования в отечественной психолого-педагогической науке.

2. Исследовательские направления в рамках психологии высшей школы и психологии студенчества: Психология познавательной деятельности, психология высшей школы, психология личности студента.

3. Межличностные отношения в системе «студент-студент».

4. Специфика межличностных отношений и взаимовосприятия студентов и преподавателей современного вуза.

Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.

Литература дополнительная: 1,2,5,8,9,26,27,29,34,40,43,44,51,54,58, 66.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ

И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1.

1. В чем особенности социально-психологического подхода к рассмотрению развития и формирования личности в процессе образования?

2. Каковы особенности метода наблюдения и самонаблюдения? Каковы наиболее распространенные ошибки наблюдения и самонаблюдения? Возможности и ограничения использования этих методов.

3. Эксперимент достоинства и недостатки применительно к изучению социально-психологических явлений в образовании.

4. Метод тестов его возможности в диагностике социально-психологических явлений в образовательном процессе.

5. Какова специфика биографического метода? Какие частные методики включает в себя данный метод?

6. Социометрия и другие методы изучения взаимоотношений.

Литература: 1, 2, 3, 5, 6.

Литература дополнительная: 1,2,5,8,9,20,27,29,32,40,43,44,51,54,58, 66.

 

Семинар 2.

1. Каковы основные проблемы социально-психологического изучения личности и ее развития?

2. Какой смысл вкладывал Л.С.Выготский в название теории – «культурно-историческая».

3. В чем сущность закона культурно-исторического развития психики, предложенного Л.С.Выготским?

4. Каковы социокультурные проявления возраста?

5. В чем причина возрастных кризисов?

6. Как ведущая деятельность зависит от культурных традиций?

7. Почему большинство периодизаций личностного развития заканчивается констатацией возрастных особенностей юношества? Разве в этом возрасте личностное развитие прекращается?

Литература основная: 1, 3, 5, 6.

Литература дополнительная: 1, 2, 4, 5, 15, 19, 27,40,54,58, 66.

 

Семинар 3.

1. В чем специфика социально-психологического развития личности ребенка в дошкольном возрасте?

2. Характеристика социально-психологических взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками.

3. Характеристика социально-психологических взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со значимыми взрослыми (родителями, педагогом).

Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.

Литература дополнительная: 1,2,4,5,8,9,15,19,27,29,40,43,44,51,54,58, 66.

 

 

Семинар 4.

1. В чем специфика социально-психологического развития личности ребенка подросткового и отроческого возраста?

2. Характеристика социально-психологических взаимоотношений и взаимодействия школьника со сверстниками.

3. В чем особенности Социально-психологической организации групповой деятельности учащихся?

4. В чем Социально-психологическая специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников?

5. Каким образом учитель оказывает Ролевое и личностное влияние на процессы группообразования и личностного развития в ученическом сообществе.

Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.

Литература дополнительная: 1,2,4,5,8,9,14,15,17,26,27,28,29,34,40,48,49,51,57,58, 66.

 

Семинар 5.

1. Сравнительный анализ разработанности социально-психологических проблем высшего образования в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки.

2. В чем специфика межличностных отношений и взаимовосприятия студентов и преподавателей современного вуза.

3. Характеристика основных направлений в рамках психологии высшей школы и психологии студенчества: Психология познавательной деятельности, психология высшей школы, психология личности студента.

4. Сущностные характеристики межличностных отношений в системе «студент-студент».

Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.

Литература дополнительная: 1,2,5,8,9,26,27,29,34,40,43,44,51,54,58, 66.

Семинар 6.

1. Охарактеризуйте сплоченность педагогического коллектива как основную социально-психологическую характеристику межличностных отношений.

2. Дайте характеристику основным аспектам руководства педагогическим коллективом.

3. Выделите основные критерии и показатели эффективного руководства педагогическим коллективом.

4. Методы измерения эффективного руководства.

5. Влияние и власть в контексте лидерства и руководства педагогическим коллективом.

Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.

Литература дополнительная: 1,6,9,13,14,20,26,34,37, 57, 64.

 

 

Семинар 7.

1. В чем специфика социально-психологических процессов группообразования личностного развития в детских домах и школах-интернатах для реальных и социальных сирот.

2. В чем специфика социально-психологических процессов группообразования личностного развития в профессионально специализированных интернатах..

3. В чем специфика социально-психологических процессов группообразования личностного развития в спецучреждениях для несовершеннолетних правонарушителей.

Литература основная: 3, 5, 6.

Литература дополнительная: 1,6,40.

1. Задание для самостоятельной работы

СРЕДА АУДИТОРИИ КОЛЛЕДЖА

Основано на материалах Becker Р. D., Soттer R., Вее 1., Oxley В. College classroom ecology. Sociometry, 1973, 35, 514-525.

Социальные психологи Роберт Сом мер и его коллеги (1973), изучавшие эко­логию учебных помещений, обнаружили, что уровень активности и от­метки были выше у тех студентов, которые сидели в первых рядах и в центральных частях аудиторий колледжа. Однако поскольку студенты сами выбирают для себя места, то можно считать, что эти открытия отра­жают один или оба следующих процесса:

1) самоселекцию студентов, когда более способные, словоохотливые или более заинтересованные учебой студенты выбирают передние и центральные места, или 2) эколо­гическое влияние, когда большая активность, лучшая учеба и более вы­сокие отметки связаны с некоторыми аспектами положения места в аудитории.

Для исследования этого явления нарисуйте план помещения и расположения мест для трех аудиторий, в которых вы занимаетесь (на­пример, большой лекционной аудитории, маленькой лекционной аудитории и аудитории для проведения семинаров). Укажите уровни активно­сти студентов, занимающих различные места в аудитории (Н -низкий, С - средний, В - высокий). Какое влияние оказывает среда аудитории на уровень активности студентов? Какие качества характерны для сту­дентов, которые сидят близко к преподавателю или впереди? Какие каче­ства характерны для студентов, которые выбрали места в задних рядах?

Оформите отчет, показав на бланке тип аудитории, план помещения, расположение мест и уровень активности.

(Магистранты могут выбрать самостоятельно тип образовательного учреждения (группа детского сада, общеобразовательная школа, ВУЗ), в котором будут проводить данное задание).

Литература

Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии : учеб. пособие: пер. с англ. 4-го междунар. изд./ Э.Пайнс, К.Маслач. - СПб. : Питер, 2000. стр.325-326

 

 

2. Задание для самостоятельной работы



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.