Или отдельных разделов (тем)
На лекционных занятиях активно используются мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран, интерактивная доска); в самостоятельной подготовке – Интернет-ресурсы.
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины
Социальная психология образования
Часть II. Методические рекомендации
и план освоения учебной дисциплины
Форма обучения - очная
Общая трудоемкость дисциплины - 108 часов (3 зачетные единицы)
Лекции - 8 часов
Семинары / практические занятия - 24 часа
Самостоятельная работа - 40 часов
Экзамен – в 1 семестре
Москва, 2012
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры психологии образования протокол № …., от ………..;
Заведующий кафедрой: (подпись) Савенков А.И.
Составитель: (подпись) Егоров И.В.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| Общая трудоемкость
|
(3 кредита)
|
| Аудиторные занятия
|
|
| Лекции
|
|
| Практические занятия
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Вид итогового контроля
| Экзамен
(36 часов)
|
|
Тематический план освоения учебной дисциплины
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Лекции
| Практические занятия/ семинары
| Самостоятельная работа: вид и количество часов
|
| Социальная психология развития как основа социальной психологии образования
|
|
| Подготовка докладов, рефератов к практическому занятиям – 2 ч.
|
| Социально-психологические проблемы в условиях детского сада
|
|
| Подготовка эссе, задания для самостоятельной работы к практическому занятию- 4 ч.
|
| Социально-психологические проблемы образовательного процесса в массовой школе
|
|
| Подготовка эссе, задания для самостоятельной работы к практическому занятию- 4 ч.
|
| Социально-психологические проблемы образовательного процесса в современном вузе
|
|
| Подготовка эссе и рефератов, задания для самостоятельной работы к практическому занятию по данной теме 4 ч.
|
| Социально-психологические проблемы функционирования педагогического коллектива
|
|
| Подготовка эссе и рефератов по данной теме, задания для самостоятельной работы к практическому занятию по данной теме 4 ч.
|
| Основные социально-психологические проблемы в закрытых образовательных учреждениях
|
|
| Подготовка эссе, рефератов - 2 ч.
|
|
|
|
| Подготовка конкретного случая из собственной практики с последующим анализом в группе (метод активного социально-психологического обучения «case study»)
- 4 ч.
|
|
|
|
| Диагностика межличностных отношений детей (учащихся, студентов) в группе (в различных образовательных учреждениях, по выбору магистранта)- 8 ч.
|
|
|
|
| Разработка коррекционно-развивающей программы взаимодействия педагогов, родителей и психолога по одной из социально-психологических проблем ребенка выявленной в процессе диагностике (на выбор магистранта) – 8 ч.
| | Экзамен
| ИТОГО:
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
Лекция 1. Социальная психология развития как основа социальной психологии образования
План:
1. Предмет, цель, задачи социальной психологии образования.
2. Методы: самонаблюдение, наблюдение, экспериментальный метод, метод тестов. Методы изучения взаимоотношений.
3. Социальная психология развития.Проблема возрастной периодизации развития психики.
4. Проблема личностного развития в социальной психологии развития. Развитие личности в системе межличностных отношений по А.В.Петровскому.
5. Л.С.Выготский о социальном взаимодействии и знании. Понимание социального мира.
6. Социальное знание и социальная психология.
Литература: 1, 2, 3, 5, 6.
Литература дополнительная: 1,2,4,5,8,9,15,19,20,27,29,32,40,43,44,51,54,58, 66.
Лекция 2. Социально-психологические проблемы образовательного процесса в условиях детского сада.
План:
1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования в дошкольном возрасте.
2. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте в семье, со сверстниками, с педагогами детского сада.
3. Отношения межличностной значимости в дошкольном возрасте.
4. Моральное развитие ребенка и ситуации взаимодействия со взрослым. Моральные ситуации, социальные ситуации, личные ситуации. Значимость воспитателя для дошкольников.
5. Факторы, влияющие на моральное развитие дошкольника Л.Кольбергу: уровень развития логического мышления, мотивация ребенка, социализация, формы справедливости, поддерживаемые социальным институтом (два принципа социальной справедливости: равенство, обратимость).
6. Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками.
Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.
Литература дополнительная: 1,2,4,5,8,9,15,19,27,29,40,43,44,51,54,58, 66.
Лекция 3. Социально-психологические проблемы образовательного процесса в массовой школе.
План:
1. Основные задачи социально-психологического плана в массовой школе.
2. Социально-психологические системы взаимодействия в массовой школе: «учащийся – учащийся», «педагог-учащийся», «учащийся – педагог».
3. Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся.
4. Социально-психологическая специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников.
5. Ролевое и личностное влияние учителя на процессы группообразования и личностного развития в ученическом сообществе.
Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.
Литература дополнительная: 1,2,4,5,8,9,14,15,17,26,27,28,29,34,40,48,49,51,57,58, 66.
Лекция 4. Социально-психологические проблемы образовательного процесса в современном вузе.
План:
1. Разработанность социально-психологических проблем высшего образования в отечественной психолого-педагогической науке.
2. Исследовательские направления в рамках психологии высшей школы и психологии студенчества: Психология познавательной деятельности, психология высшей школы, психология личности студента.
3. Межличностные отношения в системе «студент-студент».
4. Специфика межличностных отношений и взаимовосприятия студентов и преподавателей современного вуза.
Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.
Литература дополнительная: 1,2,5,8,9,26,27,29,34,40,43,44,51,54,58, 66.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1.
1. В чем особенности социально-психологического подхода к рассмотрению развития и формирования личности в процессе образования?
2. Каковы особенности метода наблюдения и самонаблюдения? Каковы наиболее распространенные ошибки наблюдения и самонаблюдения? Возможности и ограничения использования этих методов.
3. Эксперимент достоинства и недостатки применительно к изучению социально-психологических явлений в образовании.
4. Метод тестов его возможности в диагностике социально-психологических явлений в образовательном процессе.
5. Какова специфика биографического метода? Какие частные методики включает в себя данный метод?
6. Социометрия и другие методы изучения взаимоотношений.
Литература: 1, 2, 3, 5, 6.
Литература дополнительная: 1,2,5,8,9,20,27,29,32,40,43,44,51,54,58, 66.
Семинар 2.
1. Каковы основные проблемы социально-психологического изучения личности и ее развития?
2. Какой смысл вкладывал Л.С.Выготский в название теории – «культурно-историческая».
3. В чем сущность закона культурно-исторического развития психики, предложенного Л.С.Выготским?
4. Каковы социокультурные проявления возраста?
5. В чем причина возрастных кризисов?
6. Как ведущая деятельность зависит от культурных традиций?
7. Почему большинство периодизаций личностного развития заканчивается констатацией возрастных особенностей юношества? Разве в этом возрасте личностное развитие прекращается?
Литература основная: 1, 3, 5, 6.
Литература дополнительная: 1, 2, 4, 5, 15, 19, 27,40,54,58, 66.
Семинар 3.
1. В чем специфика социально-психологического развития личности ребенка в дошкольном возрасте?
2. Характеристика социально-психологических взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками.
3. Характеристика социально-психологических взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со значимыми взрослыми (родителями, педагогом).
Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.
Литература дополнительная: 1,2,4,5,8,9,15,19,27,29,40,43,44,51,54,58, 66.
Семинар 4.
1. В чем специфика социально-психологического развития личности ребенка подросткового и отроческого возраста?
2. Характеристика социально-психологических взаимоотношений и взаимодействия школьника со сверстниками.
3. В чем особенности Социально-психологической организации групповой деятельности учащихся?
4. В чем Социально-психологическая специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников?
5. Каким образом учитель оказывает Ролевое и личностное влияние на процессы группообразования и личностного развития в ученическом сообществе.
Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.
Литература дополнительная: 1,2,4,5,8,9,14,15,17,26,27,28,29,34,40,48,49,51,57,58, 66.
Семинар 5.
1. Сравнительный анализ разработанности социально-психологических проблем высшего образования в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки.
2. В чем специфика межличностных отношений и взаимовосприятия студентов и преподавателей современного вуза.
3. Характеристика основных направлений в рамках психологии высшей школы и психологии студенчества: Психология познавательной деятельности, психология высшей школы, психология личности студента.
4. Сущностные характеристики межличностных отношений в системе «студент-студент».
Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.
Литература дополнительная: 1,2,5,8,9,26,27,29,34,40,43,44,51,54,58, 66.
Семинар 6.
1. Охарактеризуйте сплоченность педагогического коллектива как основную социально-психологическую характеристику межличностных отношений.
2. Дайте характеристику основным аспектам руководства педагогическим коллективом.
3. Выделите основные критерии и показатели эффективного руководства педагогическим коллективом.
4. Методы измерения эффективного руководства.
5. Влияние и власть в контексте лидерства и руководства педагогическим коллективом.
Литература основная: 1, 2, 3, 5, 6.
Литература дополнительная: 1,6,9,13,14,20,26,34,37, 57, 64.
Семинар 7.
1. В чем специфика социально-психологических процессов группообразования личностного развития в детских домах и школах-интернатах для реальных и социальных сирот.
2. В чем специфика социально-психологических процессов группообразования личностного развития в профессионально специализированных интернатах..
3. В чем специфика социально-психологических процессов группообразования личностного развития в спецучреждениях для несовершеннолетних правонарушителей.
Литература основная: 3, 5, 6.
Литература дополнительная: 1,6,40.
1. Задание для самостоятельной работы
СРЕДА АУДИТОРИИ КОЛЛЕДЖА
Основано на материалах Becker Р. D., Soттer R., Вее 1., Oxley В. College classroom ecology. Sociometry, 1973, 35, 514-525.
Социальные психологи Роберт Сом мер и его коллеги (1973), изучавшие экологию учебных помещений, обнаружили, что уровень активности и отметки были выше у тех студентов, которые сидели в первых рядах и в центральных частях аудиторий колледжа. Однако поскольку студенты сами выбирают для себя места, то можно считать, что эти открытия отражают один или оба следующих процесса:
1) самоселекцию студентов, когда более способные, словоохотливые или более заинтересованные учебой студенты выбирают передние и центральные места, или 2) экологическое влияние, когда большая активность, лучшая учеба и более высокие отметки связаны с некоторыми аспектами положения места в аудитории.
Для исследования этого явления нарисуйте план помещения и расположения мест для трех аудиторий, в которых вы занимаетесь (например, большой лекционной аудитории, маленькой лекционной аудитории и аудитории для проведения семинаров). Укажите уровни активности студентов, занимающих различные места в аудитории (Н -низкий, С - средний, В - высокий). Какое влияние оказывает среда аудитории на уровень активности студентов? Какие качества характерны для студентов, которые сидят близко к преподавателю или впереди? Какие качества характерны для студентов, которые выбрали места в задних рядах?
Оформите отчет, показав на бланке тип аудитории, план помещения, расположение мест и уровень активности.
(Магистранты могут выбрать самостоятельно тип образовательного учреждения (группа детского сада, общеобразовательная школа, ВУЗ), в котором будут проводить данное задание).
Литература
Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии : учеб. пособие: пер. с англ. 4-го междунар. изд./ Э.Пайнс, К.Маслач. - СПб. : Питер, 2000. стр.325-326
2. Задание для самостоятельной работы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|