Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТАФИЗИКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА





В противовес позитивистской программе элиминации метафизики из культуры в начале XX в. предпринимаются попытки трансформации содержания и задач метафизики, сведения ее к мировоззрению, осмыслению ценностей культуры и онтологии, выстраивания различных версий метафизики, в том числе и на основе нравственно-религиозного компонента.

Метафизика была и считается важнейшим компонентом и путеводной нитью постижения целостности бытия и его творца для других направлений философии XX в., которые также отталкиваются от осмысления целостности религиозного опыта. Метафизика неотомизма исходит из пристального рассмотрения Бога и сотворенного бытия, причем сопричастный Богу сотворенный мир природы и культуры изначально наделяется ценностным измерением. Общепринятой в неотомизме является сегодня экзистенциальная интерпретация связи божественного бытия и царства творения, предпринятая еще Жильсоном и Маритеном. Ан-

1 Подробный анализ позитивизма и его эволюции дан в разделе 7.1.


тропоцентрическая переориентация неотомизма, диалог с миро-воззренческо-категориальными подходами современных философских направлений (феноменологии, персонализма, экзистенциальной герменевтики, философской антропологии и др.) являются результатом реализации программы католического "обновления" ("аджорнаменто"), которую санкционировал II Ватиканский собор (1962-1965). Через призму человеческого существования в рамках этой программы современный католицизм рассматривает и обосновывает положения "вечной философии". Метафизика неотомизма признает фундаментальную ценность "мирской" истории, предназначение "града божьего" (церкви) видит в привнесении высших религиозно-нравственных ценностей и совершенствовании человечества, современной культуры.



Не случайно в построении своей метафизики неотомизм сочетает традиционные томистские положения с видением человеческого бытия в философской антропологии Шелера, Плеснера, Гелена, в экзистенциальной герменевтике Хайдеггера и Гадамера, в персонализме Рикёра. Именно эти направления способствовали фундаментальной трансформации традиционной метафизики, ее повороту к экзистенциальным, ценностным измерениям бытия. Обозначим лишь некоторые идеи, обоснованные в рамках вышеназванных направлений, которые способствовали экзистенциаль-но-ценнностной переориентации современной метафизики.



В метафизике М. Шелера, одного из основателей философской антропологии, утверждается метафизика абсолютных ценностей, высшей из которых является Бог как высшая форма любви. Личность для него является носителем ценностей, которые постигаются благодаря любви, направленной на личность и представляющей собой переживание ценностей. Акт переживания ценностей, среди которых Шелер выделяет вчувствование, сочувствие, любовь и ненависть, представляет собой не психический, а космический акт, обеспечивающий экзистенциальную сопричастность бытию.

Стремлением преодолеть традиционную метафизику с ее тенденцией к панлогизму и придать метафизике экзистенциальное измерение отличается и метафизика бытия, или "критическая онтология " Н. Гартмана, к которой он перешел от метафизики познания. В своей книге "Основные черты метафизики познания" (1921) он показывает, что метафизика познания предполагает рассмотрение субъект-объектных отношений в более широкой, онтологической перспективе с точки зрения укорененности человека в бытии - отсюда необходимость перехода от метафизики познания к метафизике бытия, и затем - к метафизике нравов и ценностей. Ценности не могут, с точки зрения Гартмана, познаваться рационально, они открываются лишь в актах любви и ненависти - особых ценностных чувствах, заставляющих человека мгновенно и безотчетно, то есть интуитивно, предпочитать один образ дей-




ствий другим. Это говорит о существовании ценностей как неких предметностей объективного порядка за пределами субъективного мира человека, которые переживаются им в его эмоционально-аффективных актах.

Интерес к метафизике, ее возрождение в современной философии нередко осуществляется посредством обращения к докантовско-му ее пониманию как спекулятивной философии, которая выражена в связной, логичной и необходимой системе общих идей и в терминах которой может быть интерпретирован каждый элемент нашего опыт та. Такой подход характерен для британского философа А. Уайтхеда. Метафизика, с его точки зрения, есть не что иное, как описание общностей, которые приложимы ко всем деталям. Никакая метафизическая система не может надеяться полностью удовлетворить этим прагматическим критериям. В лучшем случае подобная система останется только приближением к искомым общим истинам. И тем не менее задача новой метафизики заключается в осмыслении принципиально новых категорий, которыми оперирует наука XX в., в нахождении онтологических оснований науки. Механицизму классической физики с ошибочными представлениями о "простой локализации" объектов и "подменой конкретности" абстракциями абсолютного пространства и времени Уайтхед в своем метафизическом переосмыслении противопоставляет "организм", "клеточную теорию актуальности ", "уникальные события", "пространственно-временной континуум ", видя в этом задачу метафизики. Уайтхед фиксирует таким образом историчность метафизики.

Историчность метафизики и ее проблем характерна и для позиции британского философа и историка Р. Коллингвуда. Для него задачей метафизики является выявление абсолютных предпосылок тех вопросов, которые ставятся людьми, в том числе и учеными, в процессе исследования природы. Метафизика - это попытка выяснить, что люди определенной эпохи думают об общей природе мира. Коллингвуд выдвинул проект "метафизики без онтологии", метафизики как исторической науки об абсолютных предпосылках научного мышления, которые не полагаются сознательно, а предполагаются неявно, в силу чего об их изменении можно узнать только на основе исторического ретроспективного анализа. Однако Коллингвуд считает, что и до окончательного изменения предпосылок можно предварительно зафиксировать "напряжение" в системе предпосылок, образующих так называемую "динамическую логику цивилизации". С точки зрения мыслителя, кризис современной западной цивилизации есть результат отказа от ее главной предпосылки - от веры в разум как основы организации всей социальной жизни в теоретическом и в практическом плане. Симптомом же этого отказа является философский иррационализм и его политическое выражение - фашизм. Анализируя теоретические истоки фашизма, Коллингвуд критикует гегельянский культ государства, забвение развиваемой от античности до Локка идеи политического консенсуса как принципа социального управления. Все эти идеи способствовали переориентации философии на путь осторожного "возрождения метафизики".


Глубокий анализ метафизики, ее проблем, понятий и задач осу-1 ществил М. Хайдеггер. Для него метафизика связана с выходом за пределы сущего, он отождествляет метафизику с философией и считает, что она оперирует предельными понятиями, всегда заключающими в себе вопрос о целом и одновременно захватывающими вопросом самого вопрошающего. Всю свою философию Хайдеггер построил как непрерывный диалог с древнегреческой философией. Он убежден в том, что именно греки наметили и раскрыли все параметры и все основные проблемы философской мысли и того, что ее определяет - опыт бытия как присутствие настоящего. Вот почему Хайдеггер решается на анализ смысла самого бытия и тем самым ставит под вопрос всю современную философию, да и всю философскую традицию, поскольку ее главной проблемой была проблема субъективности, впрочем, в "Бытии и времени" и сам Хайдеггер ставит проблему субъективности, вопрошая о человеческой жизни, человеческом существовании, заброшенном в этот чуждый мир. И все же мыслитель ищет сущность вещей не в субъективности, а в бытии, о котором, как он считает, философия давно перестала вопрошать. Метафизика и есть само человеческое бытие, поскольку раскрывает сущностные возможности - свободу, решимость, конечность, временность и т.п. Хайдеггер приходит к выводу, что человеческая мысль может жить и живет только в вопросах и прежде всего в вопросах о бытии, поэтому философия всегда была и останется только "любовью к мудрости", то есть философией в том смысле, который предавали ей древние греки. Задача философии состоит не в том, чтобы давать ответы на все вопросы, а чтобы связывать человека посредством диалога со всем сущим, со всеми фундаментальными вопросами бытия, диалога, в котором все становится проблемой, диалога, которым являются сами люди, их способ бытия и их метод мышления. Такая философия учит вопрошать и постоянно находиться в этом вопрошании. Современная философия, с точки зрения Хайдеггера, является философией метафизической.

Таким образом, в различных типах и вариантах метафизики по-разному выражается фундаментальная структура философствования и философского вопрошания. Основная задача метафизики и состоит в выявлении этой фундаментальной структуры философствования и раскрытии тем самым структуры человеческого бытия.

Темыдля обсуждения

1.Проинтерпретируйте высказывание М. Хайдеггера: "Предельные метафизические понятия появляются вследствие того, что человек как олицетворение и конкретное воплощение бытия,


способен мыслить, философствовать, ставить все в себе вбирающие (предельные ) вопросы".

2.Как Вы полагаете, можно ли считать понятия "философия" и "метафизика" синонимами?

3.Что заставляет человека, с точки зрения А. Шопенгауэра, быть "прирожденным метафизиком", "единственной метафизической тварью на земле"?

4.Что Аристотель называет "первой философией"?

5.В чем сущность фундаментальной проблематики средневековой метафизики?

6.Каковы специфические черты новоевропейской метафизики?

7.Почему метафизику Нового времени называют метафизикой познания?

8.Почему Р. Декарт считал абсолютно несомненным высказывание "Мыслю, следовательно, существую" ("Cogito ergo sum")?

9.За что И. Кант критиковал традиционную метафизику?

 

10.В чем сущность метафизического и диалектического методов по Гегелю?

11.Какова была позитивистская реакция на метафизическую проблематику?

12.В чем сущность тезиса, обосновываемого в классическом позитивизме: "Физика, бойся метафизики".

13.Какие Вам известны версии постпозитивистской реабилитации метафизики?

14.Каков статус метафизики в структуре современного философского знания?

Литература

1.Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4т. М., 1976. Т. 1.С. 63-367.

2.Бердяев Н. А. О России и русской философской культуре / Н. А. Бердяев. М., 1990.

3.Гартман Н. Старая и новая онтология / Н. Гартман // Историко-философский ежегодник. 1988. М, 1988. С. 320-324.

4.Декарт Р. Метафизические размышления. Предисловие / Р. Декарт // Избр. произведения. М., 1998.

5.Коллингвуд Р. Дж. Идея истории / Р. Дж. Коллингвуд. М., 1980.

6.Рассел Б. Метафизика Аристотеля / Б. Рассел // История западной философии. Новосибирск, 1997. С. 163-174.

 

7.Уайтхед А. Н. Спекулятивная философия / А. Н. Уайтхед // Избр. работы по философии. М., 1990. С. 272-292.

8.Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 116-163.

9.Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993. С. 16-27.


10. ОНТОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

ОНТОЛОГИЯ И ЕЕ ПРЕДМЕТ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.