Сделай Сам Свою Работу на 5

Герменевтика фактичности Мартина Хайдеггера





Вотличие от классической герменевтики, ориентированной во многом на идеал объективного понимания, Мартин Хайдеггер сконцентрировал свое внимание на первичности самого феномена понимания.

В "Бытии и времени" (1927) Хайдеггер поставил вопрос о "действительности" мира, который в качестве "окружающего мира" существенным образом принадлежит самому человеку. Он полагал, что человека нельзя представить как некий принципиально изолированный от мира субъект познания, который теоретически познает мир, объект. Конкретный человек (Dasein) - есть изначальное бытие в мире. Человек без его отношения к миру невозможен.

Хайдеггер описывает два способа изначального бытия-в-мирег. во-первых, находимость, настроенность, непосредственность сознания, и, во-вторых, понимание, бытие как возможность. Таким образом, речь идет об изначальных феноменах, которые лежат в основании всех теоретических и практических действий: человек в непосредственности своего бытия-в-мире уже заранее "понимает" свое положение в нем.

Понимание обладает двумя существенными характеристиками. Оно имеет структуру проекта и заброшенности.



С одной стороны, человек не является готовым существом, которое может понять все вещи во всей их определенности, он, скорее, представляет собой существо, открытое будущему. Сам человек открывает для себя пространство игры своих возможностей. Такое открытие пространства есть проект, а то, что человек проектирует, является смыслом, в свете которого становятся понятными все вещи.

Таким образом, понятие проекта манифестирует идею о том, что человек сам полагает себе план своей жизни, проектирует её. Для человека не существует твердых, предписанных природой целей. Поскольку только в свете проектируемого смысла вещи становятся для человека понятными, то не существует никакого заранее данного человеку смысла. Понимание мира не определено раз и навсегда, но зависит от меняющихся проектов.


С другой стороны, к структуре первоначального понимания относится заброшенность, невозможность для человека абстрагироваться от своего собственного бытия. Его бытие, его происхождение предшествуют ему и определяют его. Мы определены в нашем понимании нашим прошлым. Таким образом, понимания не может существовать без предпонимания. Такое понимание понимания исключает любые претензии на универсальную и абсолютную истину. Истина всегда связана с первоначальной открытостью миру.



Философская герменевтика Ганса-Георга Гадамера

По мнению Гадамера, именно эти идеи Мартина Хайдеггера и оказали влияние на возникновение собственно философской герменевтики как качественно нового образования в сфере европейского философствования, принципиально отличного как от протестантской герменевтики, так и от методологической классической герменевтики новейшего времени.

По Гадамеру, философская герменевтика не занимается проблемой метода, с помощью которого можно было бы осуществить "более правильную" интерпретацию. Она принципиально выходит за пределы этого понятия. Гадамер, скорее, пытался описать те трансцендентальные элементы познания, которые не поддаются методическому постижению, но имманентны всему опыту и каждой научной методике.

По существу, герменевтика, которую разрабатывал Гадамер, является развитием феноменологии, а именно - дескриптивной феноменологией. Она пытается осознать то, что предшествует всякой науке, и ставит вопрос кантовского типа, философский вопрос об условиях возможности всякого познания. В этом отношении философская герменевтика стремится быть философией и "описать то, что есть".

Опираясь на опыт искусства, истории и языка, Гадамер показал ограниченность применения понятий объекта и объективности. Понятия объекта и объективности недостаточно там, где речь идет не об овладении предметом, но о возвращении причастности смыслу, которое и называется пониманием. Интерпретатор идет к пониманию объекта, отталкиваясь от своего собственного опыта, перемещая объект в свой собственный духовный горизонт. Интерпретатор не может абстрагировать свою собственную субъективность.



Таким образом, процесс понимания нельзя отделить от субъекта понимания, но и объект не может быть адекватно понят без субъекта.


Гадамер фиксирует не только историчность предмета интерпретации, но и историчность самого интерпретатора. Так им развивается и углубляется хайдеггеровская идея "заброшенности" человека в мир.

В интерпретации неизбежно действенной оказывается и точка зрения интерпретатора, следовательно, деятельность, связанная с историческими обстоятельствами всегда является деятельностью, связанной как с теоретическими, так и с фактическими условиями такого предприятия. Рефлексия по поводу как теоретических условий, так и осознания собственной исторически предопределенной точки зрения становится, тем самым, необходимой составной частью знакомства с историческим феноменом.

С точки зрения философской герменевтики, позиция интерпретатора уже задана определенными установками, которые Гадамер называет антиципацией. Другими словами, интерпретатор оказывается частью, фрагментом того, что он интерпретирует. Он является частью целого.

Наше познание зависит от исторически обусловленных предпосылок. Понимание же возможно только при восприятии целого, исходя из которого только и становятся понятными соответствующие манифестации человеческого духа. Но сами эти предпосылки обладают субъективным характером. Можно обозначить их особым образом в качестве "предрассудков" или указать лишь на бесспорность того, что наше мышление и воля, наши вопросы и понимание носят ярко выраженный исторический характер. В любом случае, здесь "вступает в игру" конкретная субъективность, которая только и может оправдать представление об актуальности понимания.

Следовательно, философская герменевтика вопрошает не о происхождении, а о восприятии произведения (текста, события) в соответствующей, то есть понимающей, современности.

Философская герменевтика смещает центр интереса в интерпретации произведения. Важны не интенции автора, а история воздействий произведения на последующую традицию. Благодаря этому методическому приему она становится методологией не только филологии, но и исторического знания. Она отделяет историчность как таковую от истории влияний и истории восприятий.

Герменевтический проект Поля Рикёра

Большое влияние на развитие герменевтического проекта оказывают идеи Поля Рикёра (р. 1913), особенно его исследования проблемы понимания действия, центральной в современной демаркации гуманитарных и социальных наук.


Существенным теоретическим достижением П. Рикёра является легитимация множественности интерпретаций. Он отмечает, что множественность интерпретаций и даже конфликт интерпретаций являются не недостатком или пороком, а достоинством понимания, и вводит специальное понятие для позитивного осмысления множественности интерпретаций - понятие "текстуальной полисемии".

Несомненным достижением философии Рикёра является также перенесение герменевтической модели в область социальных исследований. Рикёровская теория действия является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Анализ социального мира с помощью методов герменевтики чрезвычайно необходим в современных условиях, хотя возможность уподобления социальной практики тексту остается спорной.

Темы для обсуждения

1.Специфика "герменевтических ситуаций".

2.Романтическая герменевтика Фридриха Шлейермахера.

3.Историческая герменевтика Вильгельма Дильтея.

4.Систематизация канонов герменевтики Эмилио Бетти.

5.Классическая и современная герменевтика: критерии разделения.

6.Философская герменевтика Ганса- Георга Гадамера.

7.Герменевтический проект Поля Рикёра.

Литература

1.Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. М., 1991.

2.Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона. Феноменологическая интерпретация "Филеба" / Г.-Г. Гадамер. СПб., 2000.

3.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. М, 1988.

4.Гафаров X. С. Философская герменевтика Ганса-Георга Гадамера / X. С. Гафаров. Мн., 2003.

5.Герменевтика и деконструкция. СПб., 1999.

6.Герменевтика: история и современность. М., 1985.

7.Дилыпей В. Описательная психология / В. Дильтей. СПб., 1996.

8.Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. Герменевтика и теория литературы. М., 2001. Т. 4.

9.Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В. Г. Кузнецов. М., 1991.

 

10.Проблемы философской герменевтики. М., 1990.

11.Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера / П. Ри-кёр. М., 1996.

12.Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикёр. М., 1995.

13.Рикёр П. Конфликт интерпретаций / П. Рикёр. М., 1995.


РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.