Сделай Сам Свою Работу на 5

Другие школы отечественной психологии





 

Школы Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна — далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя, в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны.

Важным направлением в советской психологии явилась теория установки, основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе(1886—1950 гг.). Д.Н.Узнадзе рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении).

Всякое поведение, по Д.Н.Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность — основа целесообразной избирательной активности человека.

Концепция Д.Н.Узнадзе в теоретическом плане была, фактически, противопоставлена, так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме — внешние раздражители непосредственно определяют поведение.



Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Основная методика строилась, примерно, следующим образом: испытуемому предъявлялась экспериментальная задача — например, его просили с закрытыми глазами оценить на ощупь, какой из двух предъявленных шаров больше. Такая задача предъявлялась 10— 15 раз, с тем чтобы установка — готовность оценивать шары как больший и меньший — зафиксировалась. Затем, в очередном предъявлении шары заменялись равновеликими; испытуемый же — в силу сформировавшейся готовности — оценивал один из шаров как больший или меньший относительно другого.

В таких — на первый взгляд, простых — опытах было выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка — не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие. Так, установка, созданная в гаптической («на ощупь») сфере, при оценке величины шаров, проявляется в области зрительного восприятия, влияя на оценку величины кругов.



Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Д.Н.Узнадзе, деятельность в плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не отражает его сущности.

Специфически человеческим можно считать явление «объективации», то есть акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности, как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего, опять-таки, вырабатывается готовность к деятельности, то есть установка.

Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является теория отношений Виктора Николаевича Мясищева (1892—1973 гг.), представляющая особый подход — в рамках марксистской методологии — к проблемам личности.

В.Н.Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности. В этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, лица, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.



Основные стороны психической жизни, по В.Н.Мясищеву, — психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге.

Система отношений — психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В.Н.Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты характера — превращенные отношения и т. д. Через противоречивые отношения В.Н.Мясищев рассматривал неврозы.

Известный отечественный психолог Борис Михайлович Теплов (1896—1965 гг.) в ранний период творчества провел цикл исследований в области психологии восприятия. В дальнейшем занимался проблемами психологии индивидуальных различий. Разработал психологическую концепциюспособностейи продемонстрировал способы их эмпирического анализа в конкретных видах человеческой деятельности.

Используя концепцию И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, создал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, которая способствовала созданию нового направления — дифференциальной психофизиологии («Проблемы индивидуальных различий» — 1961 г.).

Видный отечественный физиолог Петр Кузьмич Анохин (1898—1974 гг.) в отличие от И.П.Павлова, понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал от самой реакции, свидетельствующий об адекватности или неадекватности ее (обратная афферентация). Благодаря механизму сопоставления обратной афферентации с образом конечного результата действия (акцептором действия) формируется возможность опережающего отражения действительности, частным случаем которого П.К.Анохин считал условный рефлекс. На этой основе им была выдвинута теория функциональных систем.

Центральное место в научной деятельности Бориса Федоровича Ломова (1927—1989 гг.) занимала проблема взаимодействия человека с техническими устройствами («Человек в системе управления» — 1968 г.; «Человек и техника» — 1966 г.). Именно Б.Ф.Ломовым были заложены основы разработки проблем инженерной психологиив нашей стране. Изучая общие проблемы методологии психологии, Ломов сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, показал роль и место психологии в системе других наук.

Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева (1907—1972 гг.). Б.Г.Ананьев развивал некоторые важные положения В.М.Бехтерева, — инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины — человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и др. наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений:

— изучение человека как биологического вида;

— анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;

— изучение человека как личности;

— анализ проблем человечества.

Главная работа Б.Г.Ананьева, вышедшая в 1969 г., носит название «Человек как предмет познания». В своем подходе к человеку Б.Г.Ананьев различил уровни его организации, в частности, уровень индивида и уровень личности.

Развитие индивида — это онтогенетическое природное развитие человека — зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость.

Личность же — субъект общественного поведения и общения (общение Б.Г.Ананьев рассматривал, как особую деятельность, наряду с предметной деятельностью и познанием).

Начало личности человека наступает намного позже, чем начало индивида, и связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, образованием регулирующих их норм, освоением средств общения и деятельности.

Заканчивая рассмотрение вопроса, посвященного развитию нашей отечественной психологии, нельзя не сказать, хотя бы кратко, о психологическом «флагмане» нашей науки, из стен которого вышли многие, известные сегодня всей стране, ученые и практики.

В декабре 1965 г. был подписан приказ о преобразовании отделения психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в факультет психологии. Первым деканом факультета был назначен профессор А.Н.Леонтьев. На момент создания факультет имел в своей структуре всего три кафедры:

— общей и прикладной психологии;

— психофизиологии и нейропсихологии;

— педагогики и возрастной психологии.

К 1970 г. число кафедр удвоилось, а в настоящее время в структуру факультета психологии МГУ входит 10 кафедр.

После смерти Алексея Николаевича Леонтьева — более 13 лет бессменно возглавлявшего факультет, в 1979 году деканом был назначен профессор Алексей Александрович Бодалев(род. 1923 г.). С 1986 г. факультет возглавил профессор Евгений Александрович Климов(род. 1930 г.), а в мае 2000 г. деканом факультета стал профессор Александр Иванович Донцов(род. 1949 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы завершаем изучение нашего курса по дисциплине «История психологии».

В данный курс вошли основные психологические направления, определившие проблематику и главные подходы к психике, способам ее познания и работы с этой реальностью.

Мы зафиксировали основные этапы формирования предмета психологии и варианты представлений о нем. По всей видимости, вы не смогли не обратить внимание на разнообразие — ив ряде случаев принципиальную несовместимость некоторых основных принципов понимания сути психологии в различных школах — например, в бихевиоризме и гуманистической психологии, — и, соответственно, разнообразие в понимании предмета психологии, начиная с периода психологического кризиса.

Вспомните, что выступало в разных школах в качестве основного предмета изучения:

закономерности строения сознания (структурализм);

его функции (функционализм);

закономерности взаимоотношений бессознательного и сознания (психоанализ);

закономерности поведения (бихевиоризм);

закономерности формирования и функционирования целостных психических структур (гештальтпсихология и связанные с ней направления);

закономерности формирования высших психических функций (культурно-историческая теория);

закономерности формирования деятельности (деятельностный подход);

закономерности формирования установки (теория установки);

закономерности формирования отношений (теория отношений);

закономерности формирования самоактуализации (гуманистическая психология);

закономерности формирования измененных состояний сознания (трансперсональная психология) и др.

Основные понятия курса для облегчения запоминания и повторения изученного даны в кратком словаре психологических терминов в конце учебного пособия. Кроме того, в пособие включен именной алфавитный указатель, а для облегчения поиска необходимой персоналии — напротив каждой фамилии указана соответствующая страница.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.— М., 1995.

2. Анцыферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.

3. Аристотель. О душе. — М., 1937.

4. Аристотель. Сочинения. Т. 1. — М., 1975.

5. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. — М., 1975.

6. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.

7. Бехтерев В.М. Объективная психология. — М., 1991.

8. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. — Пг., 1923.

9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2 т. — М., 1979.

10. Богомолов А.С. Античная философия. — М., 1985.

11. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке, — М., 1983.

12. Бэкон Ф. Новая Атлантида. — М., 1954.

13. Бэкон Ф. Новый Органон. — М., 1938.

14. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка . — М., 1930.

15. Валлон А. От действия к мысли. — М., 1956.

16. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. — Пг., 1917.

17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982.

18. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976.

19. Гельмгольц. Сочинения. Т. 1—5. — СПб., 1895—1897.

20. Гербарт И.Ф. Избранные произведения. — М., 1938.

21. Гербарт И.Ф. Психология. — СПб., 1895.

22. Геродот. История. — М., 1993.

23. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т.2. — М., 1964.

24. Грановский Т.Н. Лекция по истории средневековья. — М., 1964.

25. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М., 1995.

26. Грот Н.Я. Основы экспериментальной психологии. — М., 1986.

27. Декарт Р. Избранные произведения. — М., 1950.

28. Джеймс У. Психология. — М., 1991.

29. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней.—М., 1990.

30. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.

31. Ибн Сина А. Канон врачебной науки. Кн. 1. — Ташкент, 1954.

32. Из истории русской психологии. — М., 1961.

33. История зарубежной психологии. Тексты. — М., 1986.

34. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. — М., 1990.

35. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян.—М., 1930.

36. Коффка К. Основы психического развития. — М.;Л., 1934.

37. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология. — СПб., 1912.

38. Ланге Н.Н. Психология. — М., 1914.

39. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. — М, Л., 1936.

40. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1,2. — М., 1983.

41. Личность в XX столетии. — М., 1979.

42. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. — М., 1960.

43. Лопатин Л.M. Аксиомы философии. — М., 1996.

44. Лопатин Л.M. Философские характеристики и речи. — М., 1995.

45. Лукреций К. О природе вещей. — М., 1936.

46. Материалисты Древней Греции. — М., 1955.

47. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

48. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. — Дубна, 1995.

49. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994.

50. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. — М.; Л., 1951.

51. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии.—М., 1998.

52. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. — Ростов-н/Д., 1996.

53. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.

54. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.—М., 1994.

55. Платон. Сочинения: В 3 т. — М., 1968.

56. Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989.

57. Психологическая наука в СССР: В 2 т. — М., 1959.

58. Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.

59. Рибо Т. Современная германская психология. — СПб., 1895.

60. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.— М., 1994.

61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989.

62. Сеченов И.М. Избранные произведения: В 2 т. Т.2. — М., 1958.

63. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. — М., 1975.

64. Соловьев B.C. Избранное. — СПб., 1994.

65. Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. — М., 1957.

66. Уарте Х. Исследование способностей к наукам. — М., 1960.

67. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. — Одесса, 1925.

68. Ухтомский А.А. Доминанта. — Л., 1966.

69. Франк С.Л. Предмет познания. Душа человека. — СПб., 1995.

70. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

71. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. — М., 1993.

72. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. — М., 1991.

73. Фрейд З. «Я» и «ОНО»: В 2 т. — Тбилиси, 1991.

74. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М., 1966.

75. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

76. Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990.

77. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.

78. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1990.

79. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. — М., 1980.

80. Хрестоматия по психологии. — М., 1987.

81. Челпанов Г.И. Мозг и душа. — М., 1912.

82. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. — М., 2001.

83. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. — М., 1927.

84. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. — М., 1927.

85. Юнг К. Архетип или символ. — М., 1991.

86. Юнг К. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.

87. Якунин В.А. История психологии. — СПб.,2001.

88. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. — СПб., 1993.

89. Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1985.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АБСТРАКЦИЯ(лат. abstractio — отвлечение) — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

АВЕРРОИЗМ— направление в западноевропейской философии XIII-XVI вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), атакже учение о двойственной истине. Возник в Парижском университете, противостоял как августианству, так и томизму. Был осужден католической церковью.

АГНОСТИЦИЗМ(от греч. agnostos — недоступный познанию) — философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж.Беркли и Д.Юма.

АГРЕССИВНОСТЬ(лат. aggredi — нападать) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

АДАПТАЦИЯ (лат. adapto — приспособляю) — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

АКТИВНОСТЬ— понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

АНАЛИЗАТОР— прибор для определения характера поляризации света (поляризационная призма, поляроид и др.).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ(комплексная психология) —направление глубинной психологии, основанной К.Г.Юнгом в 1913 г. Исходит из понимания психики как автономной саморегулирующей системы, основанной на взаимной компенсации сознания и бессознательного, интеграция которых — путь к достижению целостности личности, ее индивидуации. Оказала влияние на психопатологию и психотерапию, а также философскую антропологию, историю культуры, этнологию, мифологию и др. Международное общество аналитической психологии (с 1958г.) и ежегодник «Эранос» (с 1933 г. — в Цюрихе), «Журнал аналитической психологии» (с 1955 г. — в Лондоне).

АНИМИЗМ(от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

АНТРОПОЛОГИЯ(от антропо... и ...логия) — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине ХК в. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины XX в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).

АППЕРЦЕПЦИЯ(от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — понятие философии и психологии Нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т. п.; введено Г.Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И.Кант наряду с этой «эмпирической апперцепцией вводит понятие «трансцендентальной» апперцепции — изначального неизменного «единства сознания» как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В.Вундтом психологии апперцепции — восприятие, требующее напряжения воли. В современной психологии синоним восприятия.

АРХЕТИП(от греч. arche — начало и typos — образ — то есть — первообраз) — в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитической психологии» К.Г.Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание так называемого, коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе, художественной.

АССИМИЛЯЦИЯ(отлат. assimilatio) —уподобление, слияние, усвоение.

АССОЦИАНИЗМв психологии — связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.); основное понятие ассоциативной психологии. Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Дж.Локком (1698 г.).

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —одно из основных направлений в психологии XVII—ХГХвв. Главный объяснительный принцип психической жизни — понятие ассоциации. Исходила из механистических философских концепций XVII в. (Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Спиноза), в XVIII в. различная трактовка ассоциативной психологии была дана Д.Гартли, Дж.Беркли и Д.Юмом.

АССОЦИАЦИЯ(лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

АФФЕКТ(лат. affectus —душевное волнение, страсть) — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

АФФЕРЕНТНЫЙ(лат. afferentis — приносящий) — понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ— совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий — особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В иррационалистической «философии бессознательного» Э.Гартмана — универсальная основа бытия. Одно из центральных понятий в психоанализе З.Фрейда и других течениях глубинной психологии; в «аналитической психологии» К.Г.Юнга наряду с личным бессознательным выделяется коллективное бессознательное.

БИХЕВИОРИЗМ(от англ, behaviour, bihevior — поведение) — ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальник бихевиоризма — Э.Торндайк, программа и термин предложены Дж.Уотсоном (1913г.). Наибольшего развития достиг в 20-х гг. XX в.; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в СШАв качестве «бихевиоральных наук», т. е. изучающих поведение. Необихевиоризм 1930-х гг. (Э.Ч.Толмен, К.Л.Халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма «стимул— реакция», ввел в нее опосредствующее звено — «промежуточные переменные» (различные познавательные и побудительные факторы).

БОГОСЛОВИЕ(от греч. theos— бог и ...логия) (теология) — совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.

БОЛЕЗНЬ ПАРКИНСОНА— клинический синдром, обусловленный поражением подкорковых ядер головного мозга при атеросклерозе, энцефалите, травмах, параличе дрожательном и др. Проявляется акинезией, скованностью, амимией, дрожанием рук и ног, нарушением походки и речи и т. д. Описан английским врачом Дж.Паркинсоном (J. Parkinson) в 1817 г.

ВЕРА— убежденность человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.

ВЛЕЧЕНИЕ— желание (потребность) что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ— особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

ВОЛЮНТАРИЗМ(от лат. voluntas — воля; термин введен Ф.Теннисом в 1883 г.) — направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.

ВОСПРИЯТИЕ— процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ— интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ— течение в философии середины XIX в., представители которого (фохт, Бюхнер, Молешотт) крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей («мозг выделяет мысль так же, как печень — желчь»).

ГЕНЕЗИС(генез) — происхождение, возникновение; в широком смысле—момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ(от лат. generalis — общий, главный) — обобщение, логический переход от частного к общему, подчинение частных явлений общему принципу.

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ(нем. gestalt — форма, образ, структура) — одна из основных школ зарубежной (преимущественно немецкой) психологии первой половины XX в. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологии выдвинула принцип целостности (введенное Г. фон Эренфельсом понятие гештальта) в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Исходила из учения Ф.Брентано и Э.Гуссерля об интенциональности сознания. Главные представители— М.Вертхаймер, В.Келер, К.Коффка провели исследования в области восприятия, принципы которых были перенесены на изучение мышления, а также личности (К.Левин). Центральный орган— журнал «Психологические исследования» (основан в 1921 г.). Школа распалась в конце 1930-х гг.

ГЕШТАЛЬТ (нем. gestalt — форма, образ, структура) — функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.

ГИЛОЗОИЗМ(от греч. hyle — материя и zoe — жизнь) — философское учение о всеобщей одушевленности материи; термин введен в XVII в. Р.Кедвортом. Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии (ионийская школа, Эмпедокл), отчасти стоицизма, для натурфилософии эпохи Возрождения (Б.Телезио, Дж.Бруно, Т.Парацельс), ряда французских материалистов XVIII в., в том числе Д.Дидро, натурфилософской школы Ф.Шеллинга и др.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ(нем. tiefenpsychologie) — совокупное обозначение направлений зарубежной психологии XX в., сделавших предметом исследования так называемые глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на «поверхности» сознания (психоанализ З.Фрейда, «аналитическая психология» К.Г.Юнга, «индивидуальная психология» А.Адлера, неофрейдизм, эгопсихология и др.).

ГОЛОВНОЙ МОЗГ— передний (высший) отдел центральной нервной системы, расположенный в полости черепа; материальный субстрат высшей нервной деятельности. Наряду с эндокринной системой регулирует все жизненно важные функции организма.

ГОМЕОСТАЗ(от гомео... и греч. stasis — неподвижность, состояние) — относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ —направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто, заранее данное, а «открытую» возможность самоактуализации, присущую только человеку.

ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ— координация физиологических и биохимических процессов в организме, осуществляемая через жидкие среды (кровь, лимфа, тканевая жидкость) с помощью гормонов и различных продуктов обмена веществ.

ДАОСИЗМ (кит. дао цзя или дао цзяо) — китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине первого тысячелетия до нашей эры на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители —Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале нашей эры даосизм оформился в развитую религию. К XII в. создан «Дао цзан» — свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма—достичь единства с первоосновой мира — дао, и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.

ДЕИЗМ (от лат. deus — бог) — религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (то есть «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей эпохи Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в XVII — XVIII вв.

ДЕЙСТВИЕ — физическая величина, имеющая размерность произведения энергии на время. Если рассмотреть некоторую совокупность возможных движений механической системы между двумя ее положениями, то истинное (фактически происходящее) ее движение будет отличаться от возможных тем, что для него значение движения является наименьшим. Это позволяет найти уравнение движения механической системы и изучить это движение.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determine — определяю) — философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики ребенка и психологические особенности детей различных возрастов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — 1) принцип изучения психики, в основу которого положена, разработанная К.Марксом категория предметной деятельности; 2) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

ДИАЛОГ (греч. dialogos) — попеременный обмен репликами двух и более людей.

ДИССИМИЛЯЦИЯ (от лат. dissimilis) — несходный.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х.Вольфом. Один из крупнейших представителей — Р.Декарт.

ДУША— понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ — метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа— активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека — созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

ЕВГЕНИКА — (от греч. eugenes — хорошего рода) — теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы евгеники были впервые сформулированы Ф.Гальтоном (1869 г.), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе).

ЖЕЛАНИЕ — состояние актуализированной, то есть начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной запретной или практически недостижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea—идея) — общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое —первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии — Платон, Плотин, Прокл; в Новое время — Г.В.Лейбниц, Ф.В.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж.Беркли, Д.Юма, раннего И.Г.Фихте (XVIII в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare — отождествлять) — в психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

ИДЕЯ (греч. idea) — первоначально «то, что видно», «видимое» (как и эйдос), затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи — понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте (свобода, бессмертие, бог).

ИММАНЕНТНОСТЬ (от лат. immanens — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) — нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному — трансцендентный.

ИНДИВИД (лат. individuum — неделимое) — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении А.Адлера. В отличие от психоанализа считала основой характера врожденное «соц

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.