Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВВ.





 

Эмпирическая философия и психология, возникшие в Англии, проникли в Германию не сразу. Только во второй половине XVIII в. появились переводы Локковских «Опытов», трудов Д.Юма, а в 70-е гг. —Д.Гартли и затем французов — Ш.Бонне, К.Гельвеция, Э.Кондильяка. До этого здесь господствовали Р.Декарт, Г.Лейбниц и его последователь Христиан Вольф (1679—1754 гг.).

Х.Вольф «систематизировал и популяризировал Лейбница и установил в Германии психологию, под влиянием которой развивался Кант и которую он, то есть Кант, потом отверг». Система Х.Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Этот компромисс выразился уже в разделении Х.Вольфом психологии на две науки: эмпирическую — «Эмпирическая психология» (1732 г.) и рациональную — «Рациональная психология» (1734 г.).

В эмпирической психологии Вольфа проявилась тенденция XVIII столетия к изучению фактов о жизни души вместо утомительных схоластических споров о существе души. Однако эмпирия Вольфа была очень скудна. Вольф смутно указал на возможность измерения психологии. Величину удовольствия можно измерять осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить. Дальнейшие шаги в этом направлении были подавлены отрицательным отношением к ним И.Канта.



Предметом рациональной психологии были спекулятивные рассуждения о сущности, месте пребывания, свободе и бессмертии души. Именно в рациональной психологии Х.Вольф выдвинул теорию способностей, продолжив различение в душе познавательных и желательных способностей, которое проводилось в средние века.

Желательные способности объявлялись производными от познавательных. Из познавательного акта сначала возникает удовольствие (или страдание), потом суждение о достоинстве объекта и, наконец, аппетит — стремление к объекту. Оно возникает из сознания его доброкачественности (или отвращения от объекта, в котором мы открываем зло). Более сильные проявления чувственного аппетита назывались аффектами.

Психологию Х.Вольфа суровой критике подверг профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724—1804 гг.). В контексте обоснования возможности теоретического знания и самой науки, поисков источника необходимости и всеобщности научного знания Кант ставит вопрос: при каких условиях возможна психология как наука? «... Эмпирическое учение о душе должно всегда оставаться далеким от ранга науки о природе в собственном смысле, прежде всего, потому, что математика не приложима к явлению внутреннего чувства и к их законам», а также потому, что в психологии невозможен эксперимент, «поскольку многообразие внутреннего наблюдения может быть здесь расчленено лишь мысленно и никогда не способно сохраняться в виде обособленных элементов, вновь соединяемых по усмотрению; еще менее поддается нашим заранее намеченным опытам другой мыслящий субъект, не говоря уже о том, что наблюдение само по себе изменяет и искажает состояние наблюдаемого предмета.



Учение о душе никогда не может, поэтому стать чем-то большим, чем историческое учение и — как таковое, и — в меру возможности — систематическое учение о природе внутреннего чувства, то есть описание природы души, но не наукой о душе». И.Кант оказался не прав, считая невозможным в психологии эксперимент и математику, но он проницательно указал на их необходимость для психологии как науки.

Несмотря на укрепившееся в психологии мнение о том, что основателем трихотомии души является И.Кант, на самом деле эта заслуга принадлежит немецкому философу Иоганну Николасу Тетенсу (1736—1807 гг.). В 1763 г. И.Тетенс становится профессором физики в Бютцовском университете. С 1776 г. — профессор философии в университете Киля (впоследствии получил здесь же кафедру математики). В 1777г. в Лейпциге выходит главное сочинение И.Тетенса: двухтомный трактат «Философские опыты о человеческой природе и ее развитии».



Прекрасное знание новоевропейской философской литературы обусловило широту взглядов И.Тетенса. Испытав влияние Дж.Локка, Х.Вольфа, Д.Юма, соотнося достоинства и недостатки различных философских школ, Тетенс предлагал объединить психологический эмпиризм британской традиции с системностью немецкой метафизики.

Основной объект философских исследований И.Тетенса — человек, как единство монадичной души и составного тела, а в человеке — душа в многообразии и единстве ее сил и способностей. Исходя из такого понимания предмета метафизики, Тетенс называет свою философию «систематической психологией».

Изучение души в философии И.Тетенса распадается на два противоположно-направленных, но взаимодополняющих исследования.

1) Максимально точная фиксация всех, даже мельчайших («микроскопических») различий, имеющих место в душевной жизни и классификация соответствующих когнитивных, эстетических (в широком смысле) и волевых способностей;

2) Отыскание за внешним многообразием душевных проявлений единства основных сил души и, возможно, некой «осново-способности» (Grimdvermoegen), понятие о которой Тетенс трактует преимущественно в генетическом смысле.

Возможность объединения душевных сил, вытекающая из единства «Я», предполагает, что между ними существуют лишь количественные различия (в противном случае, полагает Тетенс, они неизбежно разнородны). Переменной величиной Тетенс признает степень активности тех или иных действий души. Исходя из этих соображений, он выдвигает идею древообразного устройства способностей души.

В основании всех душевных сил находится чувство (за которым, возможно, стоит еще более глубокое «прачувство»), как наиболее пассивная способность, сущность которой состоит в рецептивности. Чувство имеет дело с «абсолютным» в вещах. Активность чувства проявляется исключительно в противодействии влиянию внешних воздействий. Из этой скрытой активности прорастает «способность представления», включающая в себя акты схватывания ощущений, а также воспроизведения и порождения новых образов в фантазии, причем не только «сложных» представлений в результате оригинальных комбинаций уже имеющегося материала, но и «простых» — хотя все равно на основе опытных данных.

Особое место в генезисе способностей играет «чувство отношения». При увеличении активности из него вырастает сознание и мышление.

Следующим (за продуктивным воображением и мышлением) уровнем активности души является «действенная способность», обнаруживающаяся во внешних телесных движениях.

Высшая точка развития действенной способности человека — свободное произволение (предполагающее не только деятельность, но и внутреннюю рациональную санкцию на нее в ситуации выбора).

Иерархии душевных сил И.Тетенс ставит в соответствие этапы индивидуального развития человека, а также периоды человеческой истории в целом («дикость», как эпоха «чувственного» человечества; «варварство», как господство воображения и страстей; «цивилизованность», как период, когда в жизни человечества преобладают мышление и свободная воля). Исследование Тетенсом душевных способностей изобилует тонкими феноменологическими наблюдениями и остроумной аргументацией.

В ходе анализа И.Тетенс затрагивает не вполне типичные для философии Нового времени проблемы: интерсубъективности, структуры первичного (доконцептуального) опыта, стадий конституирования объективности, соотношения обыденного и научного знания и т. п. Немалое внимание Тетенс уделял также опровержению «идеализма», утверждая, что представление о «Я» возникает одновременно с представлениями о внешних объектах.

В исследовании душевных сил И.Тетенс следует «наблюдающему методу», который он признает единственно надежным инструментом психологического познания, хотя ему не чужды и попытки математизации психологических опытов. В частности, он сообщает о проделанных им самим экспериментах по вычислению сравнительной длительности остаточных ощущений различных чувств. Острота же «наблюдающего метода» оттачивается точно поставленными вопросами (по количеству вопросительных знаков «Философские опыты» имеют мало аналогов в мировой философской литературе) , а также вспомогательными разъяснениями и доказательствами .

Конечная цель «наблюдающего метода» состоит в «осознании» (Realisierung) источников наших понятий и основоположений. При этом, значимость данного метода, по мнению И.Тетенса, гораздо шире проблематики учения о душе.

В работе «О всеобщей спекулятивной философии» (1775 г.) Тетенс проводит мысль, что даже «трансцендентная философия», или онтология, должна базироваться на наблюдении за душевными способностями, то есть на эмпирической психологии. При этом Тетенс не отрицает и важности проблем традиционной «рациональной психологии», исследующей сущность души. Однако, под влиянием юмовской критики относительно возможности учения о сущности души, И.Тетенс решительно пересматривает методологию этой науки.

Во второй книге «Философских опытов о человеческой природе и ее развитии» И.Тетенс предлагает широкую программу гипотетического (но, в конечном счете, все же опирающегося на наблюдения) исследования основ психической жизни. В частности, Тетенс широко использует психосоматическую аналогию. Особое внимание, в этой связи, он уделяет формам развития «психического зародыша», пытаясь найти компромисс между теорией «эпигенезиса», когда предполагается, что все душевные способности возникают без каких-либо внутренних «предрасположенностей», и противоположной по характеру решения данной проблемы концепции «эволюции».

Другая важная тема в учении И.Тетенса о сущности души — проблема соотношения и роли «материальных» и интеллектуальных идей. Наиболее вероятной Тетенс признает гипотезу, допускающую одновременное существование интеллектуальной и материальной памяти. Общий же итог всех антропологических изысканий И.Тетенса — идея человека, как существа, которое может совершенствовать свою деятельную способность, сохраняя при этом гармонию основных душевных сил.

В своих многочисленных (около семи десятков) работах на немецком, латинском, датском и французском языках И.Тетенс затрагивал также проблемы доказательств бытия Бога, возникновения языка и речи, влияния климатических факторов на «способ мышления человека» и т. д. Философия И.Тетенса оказала определенное влияние на становление кантовского критицизма и нередко рассматривается в его контексте, хотя имеет вполне самостоятельное значение оригинальной антропологической программы, а также цельной системы феноменологической психологии.

Уже во введении к «Критике способности суждения» (1790г.) И.Кант отличил познавательную способность души от способности чувствовать удовольствие и страдание и от желательной силы. Однако более подробно эта классификация дается в «Антропологии» (1798г.), где понятие воли в собственном смысле Кант не разбирает, но в других местах касается отношения желаний и воли: разница между ними в том, что воля побуждается разумом, тогда как желание имеет источником чувствования, удовольствия и страдания. Классификация Канта перешла в XIX в. и стала господствующей.

Априоризм Канта в учении о познании, особенно в учении об априорности пространства и времени как форм восприятия, оказал большое влияние на немецкую психологию и психофизиологию восприятия. Согласно И.Канту, познание начинается с воздействия предметов на нас, то есть носит эмпирический характер. Из воздействий внешних вещей мы получаем содержание познания.

Необходимой предпосылкой познания, условием, на котором зиждется наше опытное знание, являются формы. Они априорны и происходят из самой способности познания. Различаются априорные формы созерцания (восприятия) и априорные формы мышления.

Формами восприятия являются пространство и время: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве; пространство есть форма внешнего чувства; все представления нас самих существуют во времени; время есть форма внутреннего чувства (но, косвенным образом, оно является условием и внешнего восприятия).

Пространство и время, как формы чувственности, обладают трансцедентальной идеальностью: таких объектов, как время и пространство, нет; и эмпирической реальностью: как способы, посредством которых осуществляются представления о предметах и обо мне самом. Эти формы могут быть, по Канту, только априорными: они абсолютно необходимые формы всего существующего, опыт же никогда не может дать всеобщего и необходимого, а только имеющее значение и смысл в определенных условиях.

Априорные формы мышления присоединяются к содержанию, полученному эмпирическим путем, и устанавливают отношения, связи между многообразными содержаниями для получения из них знания. Их две группы: категории рассудка (их 12) и идеи чистого разума (их 3). В связи с исследованием априорных форм рассудка, И.Кант развивает учение об апперцепции.

Апперцепция — это активная сила, которая осуществляет синтез первоначально хаотических представлений. Она имеет две формы:

а) первоначальное синтетическое единство апперцепции, или трансцедентальное единство самосознания; для познания необходимо единство самосознания;

б) трансцедентальное единство апперцепции, или объективная апперцепция, то есть направленная от объекта в целостное знание, вносит единство в хаотическое многообразие чувственности и создает объект.

Психологически важные положения содержатся в учении Канта о трансцедентальных схемах, в котором разрешается вопрос о применении категорий к эмпирической действительности, данной человеку в восприятии. Схемы — новый элемент сознания, соединяющий в себе разнородные познавательные способности. В силу этого Кант называет схемы также чувственными понятиями. Они являются продуктом деятельности воображения.

Представления И.Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями в современной психологии. Так, встречающийся в практике обучения вербализм, неспособность увидеть за словесной формулировкой какого-либо правила, закона, стоящую за ним реальность, преодолевается обращением к схематическим изображениям.

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814 гг.) — представитель немецкого классического идеализма, профессор Йенского университета (1794—1799 гг.), находился под непосредственным влиянием Французской революции и был вынужден оставить университет из-за обвинения в атеизме. Впоследствии (1810г.) — профессор и первый ректор Берлинского университета.

И.Фихте развил идеи об активности субъекта, «Я», о деятельности субъекта, о деятельной стороне субъекта, трактуя ее идеалистически. Ф.Шеллинг назвал Фихте полным антиподом Спинозы. «Идеализм Фихте выступает как полная противоположность спинозизму, как спинозизм наизнанку, поскольку абсолютному, уничтожающему все субъективное объекту Спинозы, он противопоставляет субъект в его абсолютности, неподвижному бытию Спинозы — действие».

По Фихте, есть безусловная абсолютно творческая способность — «разумная воля», которая реализуется в эмпирическом человеческом существе и отличает человека от других явлений природы. Сущность «Я» составляет деятельность: мы не потому действуем, что познаем, но мы познаем потому, что предназначены действовать. Знание выступает не как цель, а как средство рационального господства над природой.

Субъект, прежде всего, — действующий субъект. Поэтому всякое познание лишь условие, предварительная ступень действия, а теория — часть человеческой практики. Деятельная природа человека проявляется и в его внешнем (телесном) облике, составляя принципиальное отличие человеческого тела от тела животного: он имеет два органа свободы — две руки, вертикальное положение при ходьбе, «одухотворенные глаза и выражающий интимнейшие движения рот», но, в отличие от инстинктивной оснащенности животных, «ничего этого мы не имеем, когда выходим из руки природы».

Тело человеческое не завершено при рождении и до конца формируется духом, то есть свободной волей. Фихте диалектически представляет духовное развитие человека от детства до зрелого возраста, всюду противопоставляя учению об ассоциациях творческое «Я». В этих генетических идеях душевная жизнь раскрывается из целесообразных действий «Я».

Ученик Фихте Фридрих Вильгельм Шеллинг(1775—1854 гг.) выступил с критикой субъективизма Фихте и, в отличие от него, рассматривал душевную жизнь в контексте учения о природе. Природа теологически связана с духовным. Шеллинг видит духовное в процессах магнетизма, в электричестве, химических реакциях, но, особенно, в органической природе, которая развивается от растений к человеку. Человек является связующим звеном двух миров — природы и духа.

Ф.Шеллинг проследил развитие сознания от ощущения до воли. Целью и высшей деятельностью «Я», по Шеллингу, является искусство.

В идеалистической системе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770—1831 гг.) психология составляет один из разделов учения о субъективном духе (индивидуальном сознании). Индивидуальное сознание проходит в своем развитии три ступени.

На первой ступени дух выступает в непосредственном сплетении с телом (дух как душа); составляет предмет антропологии. Здесь рассматриваются разнообразные формы психического склада людей в связи с их расовыми, возрастными и физиологическими особенностями, понятия характера и темперамента, а также ощущения.

На второй ступени рефлексии — дух представляет сознание. Явления сознания представляют предмет феноменологии духа. Здесь рассматриваются вопросы развития сознания. Оно проходит путь от сознания вообще к самосознанию и от него — к разуму.

На третьей ступени рассматривается дух, как он обнаруживает себя в качестве ума (теоретический дух, то есть познание), воли (практический дух) и нравственности (свободный дух). Эта ступень развития духа составляет предмет собственно психологии.

Раскрываемые в системе Г.Гегеля проблемы отчуждения духа и его опредмечивания — в морали, праве, государстве, религии и т. д. — приближают к новому пониманию человеческого сознания: оно обнаруживается не только в слове, но и в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека, в практике. В то же время, источники мышления, его бесконечной творческой мощи, остаются здесь необъясненными.

В философии Людвига Фейербаха(1804—1872 гг.) утверждается материалистический подход к пониманию психики. Темой его философии является «человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само было для меня субъектом и рассматривалось мною как нечто самодовлеющее».

Согласно антропологическому принципу человек рассматривался в единстве тела и души: «...противоположность между телом и душой даже логически несостоятельна. Противоположности, выражаясь логически, относятся к одному и тому же роду сущности». Фейербах не отрывал и не противопоставлял человека природе, считал его продуктом и частью природы.

Указав на принципиальную недостаточность интроспективной психологии, в которой явления сознания рассматриваются в их обособлении от всех реальных связей, Л.Фейербах подчеркивает обусловленность сознания объективными материальными процессами, прежде всего, мозговыми, и ставит задачу их изучения: «...в психологии нам влетают в рот жареные голуби, в наше сознание и чувства попадают только заключения, а не посылки, только результаты, а не процессы организма... Но из того, мышление для меня не мозговой акт, отличный и независимый от мозга, не следует, что и само по себе оно не мозговой акт... Напротив, что для меня или субъективно есть чисто духовный нематериальный нечувственный акт, то само по себе или объективно есть материальный чувственный акт».

В рамках ассоцианизмабыли выработаны ценные представления, прежде всего, — в области психологии памяти и психологии мышления; само понятие ассоциации прочно вошло в психологию и активно используется до настоящего времени.

Вместе с тем, рассмотрение ассоциации как универсального объяснительного принципа со временем оказывалось явно недостаточным. Так, этот принцип не позволял исчерпывающе объяснять, например, феномен творчества, «сопротивлялись» объяснению на основе идеи «элементаризма» феномены воли, человеческой активности.

Бурное развитие естественных наук, прежде всего, — физиологии и медицины, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Ряд открытий, прежде всего, в психиатрии — подтвердили наличие у человека бессознательной психической жизни.

Все это обозначало нарастание кризиса ассоцианизма как универсальной психологической теории. Сначала в рамках ассоцианизма, а затем в противостоянии ему возникают идеи, а позднее — научные школы — прямо или косвенно опровергающие его основные принципы, как в теоретическом, так и в методическом плане.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.