Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII В.





 

Как показывают исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться еще в X — XV вв. На основе этих предпосылок в XVIII в. сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям для их последующего развития.

Социальную базу отечественной психологии XVIII в. составлял феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий в художественной форме заклеймил А.Н.Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.), за которую был сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения крепостного права.

В XVIII в. в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н.Н.Поповского, Н.И.Новикова, В.Н.Татищева, Д.И.Фонвизина, Д.С.Аничкова, С.Е.Десницкого, Я.П.Козельского, П.С.Батурина и др.

Украинский мыслитель Григорий Саввич Сковорода (1722—1794 гг.) заострил внимание на самосознании человека. Имевшее ярко выраженную антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с господствующими в официальной науке идеализмом и теологией, просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. В этих условиях материалистическое решение основных психологических проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий.



В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии общества, Василий Никитич Татищев (1686—1750 гг.) утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума — опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность.

Николай Иванович Новиков (1744—1818 гг.) — крупный организатор издательского дела в России — в печати отражал наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии.

В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии — «Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия». Ее автор Иван Михайлович Кандорский (1764—1838 гг.) являлся духовным лицом (в период написания книги — диаконом, а впоследствии — протоиреем Русской православной церкви). Именно поэтому И.Кандорский в своей книге пишет о том, что «душа есть дух, а, значит, существо живое, разумом и свободною волею одаренное, какова есть и душа наша. Определение сие души находим мы на многих местах и Священного писания».



Кроме того, И.М.Кандорский произвел систематизацию психологических знаний в духе английского эмпиризма Локка. Не рассматривая умозрительных вопросов, касающихся бессмертия души и т. п., он описывает факты — ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю.

Необходимо подчеркнуть, что основы отечественной психологии были заложены именно в стенах Русской Православной церкви. Как и в средневековой Европе — именно в церкви служили наиболее грамотные наши соотечественники и именно там зарождались очаги нашей науки и культуры.

Основы материалистической русской психологии заложилМихаил Васильевич Ломоносов (1711—1765 гг.), великий русский ученый-энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения в XVIII в.

Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научными исследованиями (природы, русского языка и др.). Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия внешнего мира (при этом считая одинаково объективно существующими как первичные, так и вторичные качества) на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, М.Ломоносов в своей работе «Слово о происхождении света» (1757г.) выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения. В самом начале XIX в. (1801 г.) Т.Юнг, английский физик и врач, также выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, впоследствии капитально разработанную Г.Гельмгольцем (см. Гл. 8: «Предпосылки научной психологии во второй половине Х1Х-го века»).



Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744г.). Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль ума), психологии речи.

Идеи М.В.Ломоносова развивали Яков Павлович Козельский (ок. 1728—ок. 1794 гг.) — философ-материалист, выступавший против крепостничества и религиозной морали, ратовавший за справедливое общественное устройство, и Александр Николаевич Радищев (1749—1802 гг.), также резко обличавший в своих трудах самодержавие и крепостничество.

В условиях усиления крепостного гнета А.Радищев со всей остротой поставил проблему человека. Он ссылается на труды Гоббса, Декарта, Спинозы, Пристли, Локка, французских материалистов, обобщает успехи естествознания — труды Линнея, Бюффона, опирается на знания по медицине, «водимые светильником опытности». Базой его научных идей было революционно-демократическое мировоззрение. Однако, не меньше, чем материалистические взгляды А.Радищева, его психологию определяла гуманистическая этика.

Полемизируя с дуализмом Декарта, Радищев утверждал, что «все силы и самая жизнь, чувствования и мысль являются не иначе как вещественности совокупны... в видимом нами мире живет вещество одинакородное, различными свойствами одаренное...» Он отрицал существование души как самостоятельной субстанции: «То, что называют обыкновенно душой, то есть жизнь, чувственность и мысль, суть произведения вещества единого, коего начальные и составительные части суть разнородны и качества имеют различные...». Психика является функцией известных органов тела — нервов и мозга, и без него невозможна.

Большое место в трудах А.Н.Радищева занимает проблема развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами — все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Отдельно указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Особо А.Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействие на человека общества (путем подражания и соучастия в переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей. Критикуя утверждение Гельвеция, «что человек разумом своим никогда природе не обязан», Радищев заключает: «...признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем. Воспитание, от нее зависящее, или развержение сил, остаются во всей силе; но от человека зависеть будет учение употреблению оных чему содействовать будут всегда в разных степенях обстоятельства и все, вне нас окружающее». Однако эти различия между людьми есть «токмо в одной степени, а не в существенности» и не являются препятствием для каждого к совершенствованию.

Вопросу о бессмертии души А.Н.Радищев посвящает философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанный во время ссылки в Сибири: «Я зрю везде смерть, то есть разрушение; из того заключаю, что и я существовать перестану... смерть всего живущего заставляет ожидать того же жребия». Однако в результате мучительных размышлений, Радищев все же приходит к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности — «мысленности».

Через сомнение, допуская непоследовательности в рассуждениях (как согласовать, например, такие положения, как «мысленность есть вещественности свойство», и утверждения о бессмертии души), Радищев пытается выявить силу, которая обеспечивает единство — «сцепление» — всех составляющих человека частей и сил.

Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция («мысль от чувств есть нечто отдельное»). А.Н. Радищев подчеркивает активную природу человеческого мышления, выражением которой является внимание. Власть человека распространяется не только на мысль: столь же властен человек над своими желаниями и страстями, да и над телом.

Все это приводится как доказательство бессмертия души. «Человек до разрушения тела своего не может ничтожествовать... мысленность его, будучи всех сил естественных превосходнее и совершеннее, исчезнуть не может». Этот вывод, на истинности которого Радищев не настаивает, «мечтали то будет, или истинность», несет большую эмоционально-нравственную нагрузку и, являясь уступкой религиозной идеологии, нужен Радищеву — человеку, находящемуся вдали от друзей, глубоко скорбящему о судьбах своего угнетенного народа.

В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищев дает правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни простого народа. Книга была конфискована и до 1905 года распространялась лишь в рукописном варианте.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIII в., дали начало материалистическим и демократическим традициям отечественной философии и психологии в XIX в.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.