Творческие индустрии в Перми.
Впервые концепция «творческих индустрий» возникла в Великобритании, в 1998 году. Развитие «Творческих индустрий» является приоритетом национальной британской политики, она закреплена, как на государственном уровне, так и активно поддерживается на муниципальном. В документе министерства культуры, СМИ и спорта правительства Великобритании по развитию «творческих индустрий» закреплено следующее определение.
Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несёт в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.К этому определению о носятся 13 субъектов: реклама; дизайн; художественный и антикварный рынок; ремесла и прикладное искусство; мода; кино и видел; музыка; исполнительские искусства; литература и книгоиздание; программное обеспечение; мультимедиа и интерактивные компьютерные программы; телевидение и радио (UK Goverment'sDeoartmentforCulture, Mediaandsport, CreativeIndustriesMappingDocument, 2001, с. 10).
Наше исследование посвящено вопросам о появлении и возможностях развития «творческих индустрий» в Перми, а также их особенностям и отличиям от европейских аналогов.
Цель исследования - проследить развитие творческих индустрий в Перми.
Задачи исследования:
- Сбор и анализ литературы о «творческих индустриях» в Мире и России;
- Проведение фокусированных интервью с представителями «Творческих индустрий» в Перми, основываясь в выборе экспертов на теории Ричарда Флориды о «креативном классе»;
- Сбор и сравнительный анализ информации о развитии «творческих индустрий» за рубежом с полученными данными в ходе анализа и интерпретации интервью;
Не смотря на то, что исследование ещё не закончено, но полученная информация даёт возможность сделать несколько важных выводов. В ходе исследования была проанализированная основная литература, посвящённая понятиям: творческих индустрий, креативной экономики, креативного города, урбаниситки и пр. А так же проанализированы основные документы правительства Великобритании, США и пр.
На сегодняшний день собрано порядка 14 интервью с предпринимателями, что создали в Перми свой бизнес, основанный на творческом подходе, идее, своём таланте.
Например: книжный магазин «Пиотровский»; ресторан «sister'sbar», образовательный проект «Море»; разработчик игры «Танки онлайн», дизайн студия «ГД» и пр.
А так же в фокус-группу вошли архитекторы, художники, музейные работники, что не имеют своего бизнеса, но представляют для нас особый интерес, как будущих инициаторов развития и создания «творческих индустрий».
Все участники фокус группы отвечали на вопросы в условиях анонимности. Участникам было предложено ответить на вопросы связанные со становлением их профессиональной деятельности; историей и анализом развития их бизнеса; развитием и влиянием пермского культурного проекта на их бизнес и на город в целом; их отношением к пермскому культурному проекту; а так же вопросы, связанные с личностными профессиональными качествами.
Главный вывод, который мы можем сделать на сегодняшний день - «творческие индустрии» в Перми есть, но это малый бизнес, ориентированный на небольшой сегмент рынка товаров и услуг Перми.
Главными потребителями по данным некоторых организаций, участвовавших в исследовании - это преимущественно молодые люди до 35 лет. Но данное утверждение относится не ко всем секторам, например к дизайну.
Важным условием развития «творческих индустрий» в Европе была новаторская политика государства в отношении культурных институций, например проект «Культурная столица Европы».
Мы ставили вопрос о влиянии Пермского культурного проекта на появление и развитие «Творческих индустрий». Несомненно, влияние есть, но не настолько масштабное, чтобы мы могли утверждать о появлении большей части «творческих индустрий» в городе в результате влияния Пермского культурного проекта. Большая проектов была создана во время культурной революции, после 2007 года, но все интервьюируемые говорят о том, что на их желание создать творческий бизнес культурная революция не повлияла.
Однако, не смотря на это, мы можем проследить взаимосвязь появления определённого слоя молодёжи - непосредственного потребителя, такого вида услуг, как результат культурной революции в Перми.
Творческие индустрии призваны решать, так же несколько острых проблем города. Это создание благоприятной атмосферы в городе, где появляются новые рабочие места, возможность для реализации и применения навыков молодым специалистом, и как следствие сокращает отток населения в столицы.
Так же отметим, что многие из интервьюируемых вернулись из Москвы с желанием развивать Пермь (многие уезжали учиться, либо получали выгодные предложения в работе), менять город к лучшему, один из интервьюируемых считает, что он способен своей работой привлечь внимание к городу к его основным проблемам, например к неудобное инфраструктуре.
Важным условием для развития творческих индустрий - это поддержка малого и среднего бизнеса. Мы уже упоминали о том? Что в Великобритании такая поддержка осуществляется как на государственном, так и на муниципальном уровне и такая политика является приоритетной. В Перми же дела обстоят немного иначе. Не смотря на появление бизнес-инкубатора и возможностей реализовать свой проект, проведения различных лекций, семинаров и мастер-классов в рамках культурного проекта, в тоже время правительство поднимает налогообложение для индивидуальных предпринимателей и мы видим статистику сокращения ИП в городе.Так же высокая арендная плата и отсутствие поддержки со стороны власти.
Мы помним о скандальном выселении магазина «Пиотровский» и ресторана «Арбузный сахар». Не смотря на это, «Пиотровский» и «Арбузный сахар», сейчас «sister'sbar» создали первый в Перми творческий кластер, объединив в одном здании образовательное пространство для детей «Море» и несколько дизайнерских магазинов одежды, пластинок и пр. Как результат «Апетека Бартминского» была признан стартапом 2013 года премии «Итоги года Урала и Сибири - 2013» («Аптека Бартминского» стала стартапом года, 2013, эл. ресурс).
Важен и вопрос о доходах. Практически все интервьюируемые говорят о том, что доход есть, однако практически весь он уходит на оплату аренды, работы персонала и чистой прибыли остаётся совсем не так много, как хотелось (особенно часто отмечают высокую арендную стоимость).
Подводя итоги, мы видим, что «Творческие индустрии» развиваются и без государственной поддержки, однако, не так масштабно, как в европейских странах или в Москве. Несомненно, новаторская политика правительства в области культуру содействовала развитию, но то, как будут развиваться индустрии в новых условиях мы можем лишь прогнозировать.
Список источников и литературы
1. «Аптека Бартминского» стала стартапом года:// Рыба. 2013, 29 ноября. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazine-fish.ru/apteka-bartminskogo-stala-startapom-goda (дата обращения: 04.03.2014 г.)
2. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999.
3. Гнедовский Михаил. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. N 4 (25) 2005.
4. Документ Министерства культуры, СМИ и спорта Правительства Великобритании по развитию творческих индустрий: UK Goverment'sDeoartmentforCulture, Mediaandsport, CreativeIndustriesMappingDocument, Лондон, 1998 и 2001.
5. Зеленцова Е.В., Гладких В.Н. Творческие индустрии: теории и практики / Елена Зеленцова. - М.: издательский дом «классика-XXI», 2010. - 240 с.
6. Игнатьева О.В., Рицкова А.О. Креативный класс в Перми: миф или реальность // Город как стиль. Статьи и материалы всероссийской научно-практической конференции «Пермь как стиль». 2013. С. 170 – 177.
7. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. - 400 с.
8. «Пермский проект». Концепция культурной политики пермского края, 2010. - 124 с.
9. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2010. - 784 с.
10. Флорида Р. Большая перезагрузка. Как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012. - 240 c.
11. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. - 430 c.
12. Хокхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские франменты. - М.-СПБ.: Медиум, Ювента, 1997.-312 с.
13. Чиркунов О. А. Государство и конкуренция: Статьи / Олег Чиркунов; предисл. Е.Г. Ясина. - М.: Новое литературное обозревание, 2012. - 240: ил.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|