РАЗДЕЛ 3. Материалы тестовой системы или практических заданий (задач) по темам лекций
Для студентов У-100.
Практические задания по теме
«Взаимосвязь и взаимообусловленность науки и культуры»
Задание 1.Сравните основные характеристики моделей развития науки по Т. Куну и И Лакатосу. Дополните таблицу.
| Характеристики модели
| Модель развития науки по Т. Куну
| Модель развития науки по И. Лакатосу
| | Дисциплинарная матрица
| ???
| «жесткое ядро»
| | «Нормальная наука»
| ???
| ???
| | Теория
| ???
| ???
| | Научная революция
| ???
| ???
| | Парадигма
| ???
| ???
|
Задание 2.Заполните таблицу.
| Специфика современной науки
| Раскрыть содержание понятия
| | Универсальность знаний
|
|
| | Фрагментарность знаний
|
|
| | Общезначимость знаний
|
|
| | Обезличенность знаний
|
|
| | Систематичность науки
|
|
| | Незавершенность науки
|
|
| | Преемственность знаний
|
|
| | Критичность науки
|
|
| | Достоверность науки
|
|
| | Внеморальность науки
|
|
| | Рациональность знаний
|
|
| | Чувственность науки
|
|
|
Задание 3. Сравните основные характеристики современной и постмодернисткой науки.
| Современная наука
| Постмодернисткая наука
| |
|
|
Практические задания по теме
«Возникновение и развитие естественных наук »
Задание 1. Укажите, к какому направлению научного знания относятся следующие дисциплины
| Дисциплина
| Направление
| |
| Естественное
| Техническое
| Социальное
| Гуманитарное
| | 1. Анатомия
|
|
|
|
| | 2. История
|
|
|
|
| | 3. Электротехника
|
|
|
|
| | 4. Философия
|
|
|
|
| | 5. Астрономия
|
|
|
|
| | 6. Биохимия
|
|
|
|
| | 7. Психология
|
|
|
|
| | 8. Информатика
|
|
|
|
| | 9. Геология
|
|
|
|
| | 10.Этнография
|
|
|
|
| | 11. Математика
|
|
|
|
| | 13.Радиоэлектроника
|
|
|
|
| | 14. Социология
|
|
|
|
| | 15.Химия
|
|
|
|
| | 16. Этнология
|
|
|
|
| | 17. Биология
|
|
|
|
| | 18. Экономика
|
|
|
|
| | 19. Демография
|
|
|
|
| | 20.Прикладная социология
|
|
|
|
| | 21. Менеджмент
|
|
|
|
| | 22. География
|
|
|
|
| | 23. Культурология
|
|
|
|
| | 24. Антропология
|
|
|
|
| | 25. Политология
|
|
|
|
| | 26. Кибернетика
|
|
|
|
| Задание 2.Заполните таблицу:
| Название метода естествознания
| Раскройте смысл метода
| | Анализ
|
| | Синтез
|
| | Абстрагирование
|
| | Обобщение
|
| | Индукция
|
| | Дедукция
|
| | Аналогия
|
| | Наблюдение
|
| | Описание
|
| | Эксперимент
|
| | Измерение
|
|
Задание 3.В своем развитии естествознание прошло ….(заполните таблицу)
| Название периода
| Временной отрезок
| | Первый подготовительный или натурфилософский
| IV-V вв. до н.э.
| | ???
| До середины XV в.
| | ???
| XVI - XVIII вв.
| | ???
| IXX в.
| | ???
| XX - XXI вв.
| Задание 4.В левом столбике указаны имена и фамилии ученых - естествоиспытателей, а в правом – период их деятельности. Укажите их соответствие.
| №№
| Ученый естествоиспытатель
| №№ соответствия
| №№
| Период деятельности
| | 1!1.1.
| А. Эйнштейн
| 1 - 9
| 1.
| XVII – XVIII вв.
| | 2.
| И. Ньютон
| ?
| 2.
| III до н.э.
| | 3.
| Архимед
| ?
| 3.
| I в.
| | 4.
| Г. Галилей
| ?
| 4.
| IXX в.
| | 5.
| К. Птолемей
| ?
| 5.
| XX в.
| | 6.
| М.В. Ломоносов
| ?
| 6.
| Ш до н.э.
| | 7.
| Ч. Дарвин
| ?
| 7.
| XV в.
| | 8.
| Э. Резерфорд
| ?
| 8.
| XVIII в.
| | 9.
| Н. Бор
| ?
| 9.
| XXI - XX вв.
|
Практические задания по теме
«Естественнонаучные картины мира в различные эпохи развития естествознания»
Задание 1.Дать расшифровку следующих понятий: апейрон, атом, космос, бытие, материя, перводвигатель Аристотеля, натурфилософия, механицизм, геоцентризм, схоластика, гелиоцентризм, теология, электродинамика, вещество, электромагнитное поле.
Задание 2. Сравнить понимание «материи» в следующей таблице:
| Ученый – естествоиспытатель
| Материя – это …
| | Фалес
|
| | Анаксимандр
|
| | Демокрит
|
| | Аристотель
|
| | И. Ньютон
|
| | Д. Максвелл
|
| | М. Фарадей
|
| | М. Планк
|
| | Э. Шредингер
|
|
Задание 3.Укажите, какие естественнонаучные картины мира были сформированы по мере развития естествознания.
| Название естественнонаучной картины мира
| Период
| |
|
|
Задание 4.В левом столбике указаны имена ученых-естествоиспытателей, а в правом – их труды. Укажите, кто какие произведения написал?
| №№
| Автор
| №№
| Научные труды
| | 1.
| Г. Галилей
|
| Гармония мира
| | 2.
| Лукреций Кар
|
| Звездный вестник
| | 3.
| И. Ньютон
|
| О природе вещей
| | 4.
| И. Кеплер
|
| Математические начала натуральной философии
|
Задание 5. (тест)
| №1
| №2
| №3
| | Правильно ли дано определение?
| Какой ответ правильный?
| Дайте правильное определение?
| | 1.Естественнонаучная картина мира - это систематизированное и целостное представление о природе и обществе
Да Нет
| 4. Естественнонаучная картина мира - это систематизированное и целостное представление:
а) о природе и обществе; б) о природе;
в) об обществе.
| 7. Что такое «естественнонаучная картина мира»?_________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________
| | 2.Научная картина мира – это систематизированные исторически полные модели и образы природы и общества
Да Нет
| 5. Научная картина мира – это: а)систематизированные исторически полные модели и образы природы и общества;
б) систематизированные исторически полные модели и образы природы;
в) систематизированные исторически полные модели и образы общества.
| 8. Что такое «научная картина мира»? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| | 3.В составе любой естественнонаучной картины мира можно выделить три компонента: концептуальный, понятийный и чувственно-образный.
Да Нет
| 6. Концептуальный компонент – это:
а).философские категории, принципы, общенаучные понятия и законы, фундаментальные понятия отдельных естественных наук;
б) философские категории и принципы;
в) фундаментальные понятия отдельных естественных наук.
| 9. Что такое «концептуальный компонент» в естественнонаучной картине мира?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Практические задания по теме
«Современная квантово-релятивисткая картина мира»
Задание 1.Дать расшифровку следующих понятий: вещество, поле, физический вакуум, физическая реальность, системность, структурность, атрибуты, микромир, макромир, мегамир, элементарные частицы, кварки.
Задание 2. Дополните схему

Задание 3.Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
| №№
| ВОПРОС
| ОТВЕТ
| |
|
| Да
| Нет
| | 1.
| Вещество — это материальная среда, состоящая из молекул, атомов и элементарных частиц, которым присуща масса покоя, прерывистость и локализованность в пространстве.
|
|
| | 2.
| Известно 6 видов вещества
|
|
| | 3.
| Поле — это особый вид материи, не имеющий массы покоя и непрерывно распространяющийся в пространстве от точки к точке (в виде близкодействия)
|
|
| | 4.
| Полей известно сегодня очень много
|
|
| | 5.
| Физический вакуум — это пустота, первичное состояние материи.
|
|
| | 6.
| Физическая реальность – это теоретическая модель физических объектов и процессов
|
|
| | 7.
| Система – это особая целостность, которая характеризуется наличием упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой
|
|
| | 8.
| Элементарные частицы – это атомы вещества
|
|
| | 9.
| Античастицы – это молекулы вещества
|
|
| | 10.
| Фотоны – это частицы с нулевой массой покоя
|
|
| Практические задания по теме
«Корпускулярная и континуальная концепции описания природы»
Задание 1.Охарактеризуйте различные модели атома.
| №
| Название модели атома
| Характеристика
| | 1.
| Модель атома Дж. Томсона
| Модель атома была основана на законах электричества
| | 2.
| Модель атома Кельвина «?»
| ???
| | 3.
| Модель атома Ф. Ленарда
| ???
| | 4.
| Модель атома Г. Нагаоки
| ???
| | 5.
| Планетарная модель строения атома .?.
| ???
| | 6.
| Современная модель строения атома
| ???
| Задание 2.Укажите авторов соответствующих моделей атома.
|
Модели строения атома
| Авторы
| | Д
Е
О
К
Р
И
Т
| А
Р
И
С
Т
О
Т
Е
Л
Ь
| Ф.
Л Е Н А Р Д
| Г.
Н А Г А О К И
| Э
П
И
К
У
Р
| Н.
Б
О
Р
| Г.
Г
А
М
О
В
| Д.
И
В
А
Н
Е
Н
К
О
| М.
П
Л
А
Н
К
| М.
Ф
А
Р
А
Д
Е
Й
| Д.
Т О М С О Н
| Э.
Р
Е
З
Е
Р
Ф
О
Р
Д
| К Е Л Ь В И Н
| Э.
Ш
Р
Е
Д
И
Н
Г
Е
Р
| | «Пудинг с изюмом»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Атом устроен наподобие планеты Сатурн
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Атомы плотные неделимые частицы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Атомы плотные неделимые частицы, имеющие вес
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Атомы состоят из электронов, которые при движении излучают волны
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Атом состоит из «дуплетов» отрицательных и положительных зарядов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Атом устроен подобно Солнечной системе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Квантовая модель строения атома
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Модель строения ядра атома в виде жидкой капли
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Ядра атомов состоят из протонов и нейтронов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Строение атома описывается абстрактно-ненаблюдаемой суммой уравнений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практические задания по теме
«Представления о взаимодействии и движении материи. Фундаментальные принципы и законы сохранения»
Задание 1.Охарактеризуйтеразличные формы движений и взаимодействий. Дополните таблицу.
| №№
п\п
| Формы движения и взаимодействия
| Определение
| Краткая характеристика
| | 1.
| Пространственные перемещения
|
|
| | 2.
| Гравитационные взаимодействия
|
|
| | 3.
| Электромагнитные взаимодействия
|
|
| | 4.
| Сильные взаимодействия
|
|
| | 5.
| Слабые взаимодействия
|
|
| | 6.
| Взаимодействия в вакууме
|
|
| | 7.
| Теплота
|
|
| | 8.
| Геологическая форма движения
|
|
| | 9.
| Термоядерные реакции в звёздах
|
|
|
Задание 2. Перечислите фундаментальные принципы современной физики, раскройте их смысл и назовите авторов этих законов, заполнив таблицу:
| Название фундаментального принципа
| Определение (смысл)
| Автор
| |
|
|
|
Задание 3.Перечислите законы сохранения, раскройте их смысл и назовите их авторов, заполнив таблицу:
| Название закона сохранения
| Определение (смысл)
| Автор
| |
|
|
|
Практические задания по теме «Концепция пространства и времени в современной науке»
Задание 1. Изобразите с помощью схемы свойства пространства и времени.
| Всеобщие свойства пространства-времени
| |
| | Свойства пространства
| Свойства времени
| |
|
|
Задание 2. Изобразите качественное многообразие форм пространства и времени в виде таблицы.
| Формы пространства-времени
| Определение
| |
|
|
Задание 3. Заполните таблицу:
| Автор
| Представление о пространстве - времени
| | Пифагор
| Пространство — это пустота
| | Парменид
| ???
| | Зенон
| ???
| | Демокрит
| ???
| | Аристотель
| ???
| | И. Ньютон
| ???
| | Г. Лейбниц
| ???
| | И. Кант
| ???
|
Для студентов У-200.
Практические задания по темам
«Гипотеза Большого взрыва и модель расширяющейся Вселенной. Общая характеристика объектов Мегамира»
Задание 1. Охарактеризуйте космологические модели Вселенной, авторами которых являются:
| Автор
| Название космологической модели Вселенной
| | Филолай
| Пироцентрическая модель Вселенной ( в центре Вселенной находится огонь, вокруг которого движутся по 10 сферам Земля, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце, Луна, звезды, сфера противоземли)
| | Аристарх Самосский
| ???
| | К. Птолемей
| ???
| | Н. Коперник
| ???
| | Д. Бруно
| ???
| | И. Ньютон
| ???
| | А. Эйнштейн
| ???
| | А.А. Фридман
| ???
| | Г.А. Гамов
| ???
| | А. Гут, А.Д. Линде и др.
| ???
|
Задание 2. Укажите, из чего состоит Солнечная система.
| Солнце
| ???
| | Земля
| планета
| | ???
| Спутник Земли
| | ???
| планета
| | ???
| планета
| | ???
| планета
| | ???
| планета
| | ???
| планета
| | ???
| планета
| | ???
| планета
| | ???
| планета
| | ???
| Малые планеты
| | ???
| «хвостатые звёзды»
| | ???
| крупные метеоры
|
Задание 2. Раскройте современные представления о структурной организации материи в космосе. Ответ обоснуйте примерами.
Задание 3.Распределите в таблице следующие элементы микро- макро- и мегамиров: фундаментальные частицы, элементарные частицы, земные тела, кварки, Луна, протоны, Земля, метеориты, горы, живые организмы, ядра атомов, Солнце, космическая пыль, кометы, атомы, человек, Венера, Марс, молекулы, спутник Юпитера.
| Мегамир
| Макромир
| Микромир
| |
|
|
| Практические задания по теме
«Основные концепции современной химии»
Задание 1. Дайте определение, укажите, когда возникла наука.
| Понятие
| Определение
| Время появления
| | Химия
| ???
| ???
| | Алхимия
| ???
| ???
| | Ятрохимия
| ???
| ???
| | Структурная химия
| ???
| ???
| | Эволюционная химия
| ???
| ???
| | Органическая химия
| ???
| ???
| Практические задания по теме
«Концепция самоорганизации в современном естествознании»
Задание 1. Дополните схему и расшифруйте суть каждого термина.
Задание 2. Укажите направления развития теории самоорганизации.
| Название направления
| Автор
| Годы
| | ???
| Г. Хакен
| 70-е гг. XX в.
| | ???
| И. Пригожин
| ???
| | ???
| Р. Том, В.И. Арнольд
| ???
| | ???
| П. Бак, Ч. Танг и др.
| ???
|
Практические задания по теме
«Проблемы современной биологии и особенности организации живой материи»
Задание 1. Используя следующие понятия, составьте таблицу, где укажите уровень организации материи, элементарную единицу и элементарное явление, которые соответствуют этому уровню.
Понятия:
I. Молекулярно – генетический, биогеоценотический и биосферный, популяционно-видовой, организменный.
II. Редупликация, внутриклеточный перенос генетической информации; этапы круговорота веществ; дифференцировка; изменение генотипического состава популяции.
III. Биогеоценоз и биосфера; ген; популяция; организм или особь.
Основные уровни живой материи, их элементарные единицы и явления:
| Уровень
| Элементарная единица
| Элементарное явление
| | Молекулярно-генетический
| Ген
| Редупликация, внутриклеточный перенос генетической информации
| |
|
|
|
Задание 2.Дайте определение:
| Понятие
| Определение
| | Клетка
| ???
| | Ткани
| ???
| | Вид
| ???
| | Популяция
| ???
| | Биогеоценоз
| ???
| | Биосфера
| ???
|
Задание 3. Заполните таблицу.
| №№
п/п
| Специфика живого (признак)
| Сущность признака
| | 1.
| Единство химического состава
| В живых организмах 98 % приходится на 4 химических элемента (углерод, кислород, азот и водород)
| | 2.
| ?
| ?
| |
|
|
| |
|
|
|
Практические задания по теме
«Современные представления о возникновении жизни на Земле»
Задание 1. В хронологической последовательности изобразите в виде таблицы возникновение и развитие жизни, используя следующие данные. Прокомментируйте полученную таблицу.
Возникновение многоклеточных организмов, разделение на растения и животные – 1 млрд. лет; образование мембран – 3 млрд. лет; абиотическое образование простейших углеводородов (мономеров) – 15 – 5 млрд. лет; возникновение одноклеточных организмов с ядром (амебы) – 2 млрд. лет; появление протоклетки – 3 млрд. лет; абиотический синтез важных для жизни органических соединений в первичной атмосфере – 5 – 3 млрд. лет; образование колоний клеток – 3 млрд. лет; “первичный бульон” Опарина на мелководье в океане – 3 млрд. лет; возникновение первых одноклеточных организмов без ядра (бактерии, сине – зеленые водоросли) – есть нити ДНК, но нет оболочки – 3 млрд. лет; образование биополимеров (ферментов, белков, нуклеиновых кислот) – матриц жизни, способных к самовоспроизводству.
Возникновение и развитие жизни на Земле
| № п/п
| Стадии возникновения живого
| Хронология жизни
| | 1.
| Абиотическое образование простейших углеводородов (мономеров)
| 15 – 5 млрд. лет
| |
|
|
|
Задание 2.Заполните таблицу.
| №1
| №2
| №3
| | Правильно ли дано определение?
| Какой ответ правильный?
| Дайте правильное определение?
| | 1. Биогенез – это заключение о том, что все живое происходит от живого.
Да Нет
| 4. Биогенез – это: а) заключение о том, что все живое происходит из элементов неживого; б) заключение о том, что все живое происходит от живого; в) заключение о том, что все живое создано Богом.
| 7. Что такое «биогенез» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| | 2. Панспермия – это предположение о вечности жизни во Вселенной и о том, что первые живые существа попали на Землю в виде спор с метеоритами.
Да Нет
| 5. Панспермия – это: а). предположение о вечности жизни во Вселенной и о том, что первые живые существа попали на Землю в виде спор с метеоритами;
б).гипотеза происхождения живого из неживого на Земле;
в).определение самопроизвольного возникновения жизни.
| 8. Что такое панспермия?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| | 3. Абиогенез – это гипотеза возникновения жизни из элементов неживой материи в результате последовательных химических реакций.
Да Нет
| 6. Абиогенез – это:
а) утверждение о вечности жизни;
б) гипотеза возникновения жизни из элементов неживой материи в результате последовательных химических реакций;
в) теория эволюции жизни.
| 9. Что такое «абиогенез»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Практические задания по теме
«Концепция эволюции в биологии»
Задание 1.Перечислите теории, в которых рассматривалась эволюция органического мира.
| Название теории
| Сущность
| Автор
| | «Лестница природы»
|
|
| | Теория преформизма
|
|
| | Теория трансформизма
|
|
| | Теория катастрофизма
|
|
| | Теория ламаркизма
|
|
| | Теория дарвинизма
|
|
| | Синтетическая теория эволюции
|
|
|
Задание 2. Изобразите схематично четыре главных отличия СТЭ от теории эволюции Ч. Дарвина.
Отличие СТЭ от теории Ч. Дарвина:
Задание 3.Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
| №
| Вопрос
| Да
| Нет
| | 1.
| Генетика — наука, которая изучает два фундаментальных свойства живых организмов: наследственность и изменчивость.
|
|
| | 2.
| Датой рождения генетики считается 1900 г., когда были заново открыты Г. де Фризом, Э. Чермаком, К. Корренсом установленные Г. Менделем в 1865 г. закономерности наследования признаков.
|
|
| | 3.
| Наследственность — свойство организмов обеспечивать преемственность между поколениями.
|
|
| | 4.
| Ген — участок молекулы ДНК или участок хромосомы, определяющий возможность развития отдельного признака.
|
|
| | 5.
| Хромосомы — элементы клеточного ядра, состоящие из белка и нуклеиновых кислот и несущие наследственную информацию об организме.
|
|
| | 6.
| Мутации — изменения отдельных генов, хромосомные перестройки, изменение числа хромосом.
|
|
| | 7.
| Мутации не зависят от влияния внешней среды
|
|
| | 8.
| Факторы, вызывающие мутации у организмов, называют мутагенами.
|
|
| | 9.
| Генотип — совокупность или система всех взаимодействующих генов одного и того же организма.
|
|
| | 10.
| Для каждого отдельно взятого гена не существует генотипическая среда.
|
|
| | 11.
| Гены взаимодействуют друг с другом и, оказавшись в одном генотипе, не влияют на проявление действия соседних генов.
|
|
| | 12.
| Изменчивость — свойство организмов изменять наследственные задатки (гены) и их проявления в процессе развития организмов.
|
|
| | 13.
| Фенотип — совокупность всех признаков организма.
|
|
| | 14.
| Внешние признаки (цвет глаз, волос, форма уха или носа), биохимические (форма молекулы белка или фермента, концентрация глюкозы или мочевины в крови и т.д.), гистологические (форма и размеры клеток, строение тканей, органов), анатомические (строение тела и взаимное расположение органов) признаки – это генотип.
|
|
|
Практические задания по теме
«Концепции антропогенеза»
Задание 1. Изобразите в хронологической последовательности в виде таблицы эволюцию гоминид, используя данные:
Эволюция гоминид: человек разумный – 40 тыс. лет; кроманьонец – 28 тыс. лет; австралопитек — 4 млн. лет; гигантопитек – 4 млн. лет; неандерталец – 200 тыс. лет; человек умелый – 2, 5 млн. лет; человек прямоходящий – 1 млн. лет; питекантроп – 800 000 тыс. лет; синантроп – 800 000 тыс. лет; дриопитек – 5, 5 млн. лет; современный человек – 12 тыс. лет.
Эволюция гоминид:
| Гоминиды
| Время жизни
| | Дриопитеки
| 5, 5 млн. Лет
|
Задание 2. Охарактеризуйте основные положения концепций:
| Концепция устойчивого развития человечества
| Концепция устойчивого развития России
| Концепция устойчивого развития Волгоградской области.
| |
|
|
|
Темы, выносимые на самостоятельное изучение
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|