Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ 3. Материалы тестовой системы или практических заданий (задач) по темам лекций





Для студентов У-100.

Практические задания по теме

«Взаимосвязь и взаимообусловленность науки и культуры»

Задание 1.Сравните основные характеристики моделей развития науки по Т. Куну и И Лакатосу. Дополните таблицу.

Характеристики модели Модель развития науки по Т. Куну Модель развития науки по И. Лакатосу
Дисциплинарная матрица ??? «жесткое ядро»
«Нормальная наука» ??? ???
Теория ??? ???
Научная революция ??? ???
Парадигма ??? ???

 

Задание 2.Заполните таблицу.

Специфика современной науки Раскрыть содержание понятия
Универсальность знаний    
Фрагментарность знаний    
Общезначимость знаний    
Обезличенность знаний    
Систематичность науки    
Незавершенность науки    
Преемственность знаний    
Критичность науки    
Достоверность науки    
Внеморальность науки    
Рациональность знаний    
Чувственность науки    

 

Задание 3. Сравните основные характеристики современной и постмодернисткой науки.



Современная наука Постмодернисткая наука
   

 

Практические задания по теме

«Возникновение и развитие естественных наук »

 

Задание 1. Укажите, к какому направлению научного знания относятся следующие дисциплины

 

Дисциплина Направление
  Естественное Техническое Социальное Гуманитарное
1. Анатомия        
2. История        
3. Электротехника        
4. Философия        
5. Астрономия        
6. Биохимия        
7. Психология        
8. Информатика        
9. Геология        
10.Этнография        
11. Математика        
13.Радиоэлектроника        
14. Социология        
15.Химия        
16. Этнология        
17. Биология        
18. Экономика        
19. Демография        
20.Прикладная социология        
21. Менеджмент        
22. География        
23. Культурология        
24. Антропология        
25. Политология        
26. Кибернетика        

Задание 2.Заполните таблицу:



Название метода естествознания Раскройте смысл метода
Анализ  
Синтез  
Абстрагирование  
Обобщение  
Индукция  
Дедукция  
Аналогия  
Наблюдение  
Описание  
Эксперимент  
Измерение  

 

Задание 3.В своем развитии естествознание прошло ….(заполните таблицу)

Название периода Временной отрезок
Первый подготовительный или натурфилософский IV-V вв. до н.э.
??? До середины XV в.
??? XVI - XVIII вв.
??? IXX в.
??? XX - XXI вв.

Задание 4.В левом столбике указаны имена и фамилии ученых - естествоиспытателей, а в правом – период их деятельности. Укажите их соответствие.

 

№№ Ученый естествоиспытатель №№ соответствия №№ Период деятельности
1!1.1. А. Эйнштейн 1 - 9 1. XVII – XVIII вв.
2. И. Ньютон ? 2. III до н.э.
3. Архимед ? 3. I в.
4. Г. Галилей ? 4. IXX в.
5. К. Птолемей ? 5. XX в.
6. М.В. Ломоносов ? 6. Ш до н.э.
7. Ч. Дарвин ? 7. XV в.
8. Э. Резерфорд ? 8. XVIII в.
9. Н. Бор ? 9. XXI - XX вв.

 

Практические задания по теме

«Естественнонаучные картины мира в различные эпохи развития естествознания»



Задание 1.Дать расшифровку следующих понятий: апейрон, атом, космос, бытие, материя, перводвигатель Аристотеля, натурфилософия, механицизм, геоцентризм, схоластика, гелиоцентризм, теология, электродинамика, вещество, электромагнитное поле.

Задание 2. Сравнить понимание «материи» в следующей таблице:

 

Ученый – естествоиспытатель Материя – это …
Фалес  
Анаксимандр  
Демокрит  
Аристотель  
И. Ньютон  
Д. Максвелл  
М. Фарадей  
М. Планк  
Э. Шредингер  

 

Задание 3.Укажите, какие естественнонаучные картины мира были сформированы по мере развития естествознания.

Название естественнонаучной картины мира Период
   

 

Задание 4.В левом столбике указаны имена ученых-естествоиспытателей, а в правом – их труды. Укажите, кто какие произведения написал?

№№ Автор №№ Научные труды
1. Г. Галилей   Гармония мира
2. Лукреций Кар   Звездный вестник
3. И. Ньютон   О природе вещей
4. И. Кеплер   Математические начала натуральной философии

Задание 5. (тест)

№1 №2 №3
Правильно ли дано определение? Какой ответ правильный? Дайте правильное определение?
1.Естественнонаучная картина мира - это систематизированное и целостное представление о природе и обществе Да Нет 4. Естественнонаучная картина мира - это систематизированное и целостное представление: а) о природе и обществе; б) о природе; в) об обществе. 7. Что такое «естественнонаучная картина мира»?_________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________
2.Научная картина мира – это систематизированные исторически полные модели и образы природы и общества Да Нет 5. Научная картина мира – это: а)систематизированные исторически полные модели и образы природы и общества; б) систематизированные исторически полные модели и образы природы; в) систематизированные исторически полные модели и образы общества. 8. Что такое «научная картина мира»? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.В составе любой естественнонаучной картины мира можно выделить три компонента: концептуальный, понятийный и чувственно-образный. Да Нет 6. Концептуальный компонент – это: а).философские категории, принципы, общенаучные понятия и законы, фундаментальные понятия отдельных естественных наук; б) философские категории и принципы; в) фундаментальные понятия отдельных естественных наук. 9. Что такое «концептуальный компонент» в естественнонаучной картине мира?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практические задания по теме

«Современная квантово-релятивисткая картина мира»

 

Задание 1.Дать расшифровку следующих понятий: вещество, поле, физический вакуум, физическая реальность, системность, структурность, атрибуты, микромир, макромир, мегамир, элементарные частицы, кварки.

Задание 2. Дополните схему

 

 


Задание 3.Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

 

№№ ВОПРОС ОТВЕТ
    Да Нет
1. Вещество — это материальная среда, состоящая из молекул, атомов и элементарных частиц, которым присуща масса покоя, прерывистость и локализованность в пространстве.    
2. Известно 6 видов вещества    
3. Поле — это особый вид материи, не имеющий массы покоя и непрерывно распространяющийся в пространстве от точки к точке (в виде близкодействия)    
4. Полей известно сегодня очень много    
5. Физический вакуум — это пустота, первичное состояние материи.    
6. Физическая реальность – это теоретическая модель физических объектов и процессов    
7. Система – это особая целостность, которая характеризуется наличием упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой    
8. Элементарные частицы – это атомы вещества    
9. Античастицы – это молекулы вещества    
10. Фотоны – это частицы с нулевой массой покоя    

Практические задания по теме

«Корпускулярная и континуальная концепции описания природы»

Задание 1.Охарактеризуйте различные модели атома.

Название модели атома Характеристика
1. Модель атома Дж. Томсона Модель атома была основана на законах электричества
2. Модель атома Кельвина «?» ???
3. Модель атома Ф. Ленарда ???
4. Модель атома Г. Нагаоки ???
5. Планетарная модель строения атома .?. ???
6. Современная модель строения атома ???

Задание 2.Укажите авторов соответствующих моделей атома.

 

  Модели строения атома   Авторы
Д Е О К Р И Т А Р И С Т О Т Е Л Ь Ф. Л Е Н А Р Д Г. Н А Г А О К И Э П И К У Р Н. Б О Р Г. Г А М О В Д. И В А Н Е Н К О М. П Л А Н К М. Ф А Р А Д Е Й Д. Т О М С О Н Э. Р Е З Е Р Ф О Р Д К Е Л Ь В И Н Э. Ш Р Е Д И Н Г Е Р
«Пудинг с изюмом»                            
Атом устроен наподобие планеты Сатурн                            
Атомы плотные неделимые частицы                            
Атомы плотные неделимые частицы, имеющие вес                            
Атомы состоят из электронов, которые при движении излучают волны                            
Атом состоит из «дуплетов» отрицательных и положительных зарядов                            
Атом устроен подобно Солнечной системе                            
Квантовая модель строения атома                            
Модель строения ядра атома в виде жидкой капли                            
Ядра атомов состоят из протонов и нейтронов                            
Строение атома описывается абстрактно-ненаблюдаемой суммой уравнений                            

 

 

 

Практические задания по теме

«Представления о взаимодействии и движении материи. Фундаментальные принципы и законы сохранения»

 

Задание 1.Охарактеризуйтеразличные формы движений и взаимодействий. Дополните таблицу.

№№ п\п Формы движения и взаимодействия Определение Краткая характеристика
1. Пространственные перемещения    
2. Гравитационные взаимодействия    
3. Электромагнитные взаимодействия    
4. Сильные взаимодействия    
5. Слабые взаимодействия    
6. Взаимодействия в вакууме    
7. Теплота    
8. Геологическая форма движения    
9. Термоядерные реакции в звёздах    

 

Задание 2. Перечислите фундаментальные принципы современной физики, раскройте их смысл и назовите авторов этих законов, заполнив таблицу:

 

Название фундаментального принципа Определение (смысл) Автор
     

 

 

Задание 3.Перечислите законы сохранения, раскройте их смысл и назовите их авторов, заполнив таблицу:

 

Название закона сохранения Определение (смысл) Автор
     

 

 

Практические задания по теме «Концепция пространства и времени в современной науке»

 

Задание 1. Изобразите с помощью схемы свойства пространства и времени.

 

Всеобщие свойства пространства-времени
 
Свойства пространства Свойства времени
   

 

Задание 2. Изобразите качественное многообразие форм пространства и времени в виде таблицы.

 

Формы пространства-времени Определение
   

 

Задание 3. Заполните таблицу:

 

Автор Представление о пространстве - времени
Пифагор Пространство — это пустота
Парменид ???
Зенон ???
Демокрит ???
Аристотель ???
И. Ньютон ???
Г. Лейбниц ???
И. Кант ???

 

 

Для студентов У-200.

 

Практические задания по темам

«Гипотеза Большого взрыва и модель расширяющейся Вселенной. Общая характеристика объектов Мегамира»

 

Задание 1. Охарактеризуйте космологические модели Вселенной, авторами которых являются:

 

Автор Название космологической модели Вселенной
Филолай Пироцентрическая модель Вселенной ( в центре Вселенной находится огонь, вокруг которого движутся по 10 сферам Земля, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце, Луна, звезды, сфера противоземли)
Аристарх Самосский ???
К. Птолемей ???
Н. Коперник ???
Д. Бруно ???
И. Ньютон ???
А. Эйнштейн ???
А.А. Фридман ???
Г.А. Гамов ???
А. Гут, А.Д. Линде и др. ???

 

Задание 2. Укажите, из чего состоит Солнечная система.

 

Солнце ???
Земля планета
??? Спутник Земли
??? планета
??? планета
??? планета
??? планета
??? планета
??? планета
??? планета
??? планета
??? Малые планеты
??? «хвостатые звёзды»
??? крупные метеоры

 

Задание 2. Раскройте современные представления о структурной организации материи в космосе. Ответ обоснуйте примерами.

Задание 3.Распределите в таблице следующие элементы микро- макро- и мегамиров: фундаментальные частицы, элементарные частицы, земные тела, кварки, Луна, протоны, Земля, метеориты, горы, живые организмы, ядра атомов, Солнце, космическая пыль, кометы, атомы, человек, Венера, Марс, молекулы, спутник Юпитера.

Мегамир Макромир Микромир
     

Практические задания по теме

«Основные концепции современной химии»

 

Задание 1. Дайте определение, укажите, когда возникла наука.

 

Понятие Определение Время появления
Химия ??? ???
Алхимия ??? ???
Ятрохимия ??? ???
Структурная химия ??? ???
Эволюционная химия ??? ???
Органическая химия ??? ???

Практические задания по теме

«Концепция самоорганизации в современном естествознании»

 

 
 

Задание 1. Дополните схему и расшифруйте суть каждого термина.

 

 

Задание 2. Укажите направления развития теории самоорганизации.

 

Название направления Автор Годы
??? Г. Хакен 70-е гг. XX в.
??? И. Пригожин ???
??? Р. Том, В.И. Арнольд ???
??? П. Бак, Ч. Танг и др. ???

 

 

Практические задания по теме

«Проблемы современной биологии и особенности организации живой материи»

Задание 1. Используя следующие понятия, составьте таблицу, где укажите уровень организации материи, элементарную единицу и элементарное явление, которые соответствуют этому уровню.

Понятия:

I. Молекулярно – генетический, биогеоценотический и биосферный, популяционно-видовой, организменный.

II. Редупликация, внутриклеточный перенос генетической информации; этапы круговорота веществ; дифференцировка; изменение генотипического состава популяции.

III. Биогеоценоз и биосфера; ген; популяция; организм или особь.

Основные уровни живой материи, их элементарные единицы и явления:

 

Уровень Элементарная единица Элементарное явление
Молекулярно-генетический Ген Редупликация, внутриклеточный перенос генетической информации
     

 

 

Задание 2.Дайте определение:

 

Понятие Определение
Клетка ???
Ткани ???
Вид ???
Популяция ???
Биогеоценоз ???
Биосфера ???

 

Задание 3. Заполните таблицу.

№№ п/п Специфика живого (признак) Сущность признака
1. Единство химического состава В живых организмах 98 % приходится на 4 химических элемента (углерод, кислород, азот и водород)
2. ? ?
     
     

 

Практические задания по теме

«Современные представления о возникновении жизни на Земле»

 

Задание 1. В хронологической последовательности изобразите в виде таблицы возникновение и развитие жизни, используя следующие данные. Прокомментируйте полученную таблицу.

Возникновение многоклеточных организмов, разделение на растения и животные – 1 млрд. лет; образование мембран – 3 млрд. лет; абиотическое образование простейших углеводородов (мономеров) – 15 – 5 млрд. лет; возникновение одноклеточных организмов с ядром (амебы) – 2 млрд. лет; появление протоклетки – 3 млрд. лет; абиотический синтез важных для жизни органических соединений в первичной атмосфере – 5 – 3 млрд. лет; образование колоний клеток – 3 млрд. лет; “первичный бульон” Опарина на мелководье в океане – 3 млрд. лет; возникновение первых одноклеточных организмов без ядра (бактерии, сине – зеленые водоросли) – есть нити ДНК, но нет оболочки – 3 млрд. лет; образование биополимеров (ферментов, белков, нуклеиновых кислот) – матриц жизни, способных к самовоспроизводству.

 

Возникновение и развитие жизни на Земле

 

№ п/п Стадии возникновения живого Хронология жизни
1. Абиотическое образование простейших углеводородов (мономеров) 15 – 5 млрд. лет
     

 

Задание 2.Заполните таблицу.

 

№1 №2 №3
Правильно ли дано определение? Какой ответ правильный? Дайте правильное определение?
1. Биогенез – это заключение о том, что все живое происходит от живого. Да Нет 4. Биогенез – это: а) заключение о том, что все живое происходит из элементов неживого; б) заключение о том, что все живое происходит от живого; в) заключение о том, что все живое создано Богом. 7. Что такое «биогенез» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Панспермия – это предположение о вечности жизни во Вселенной и о том, что первые живые существа попали на Землю в виде спор с метеоритами. Да Нет 5. Панспермия – это: а). предположение о вечности жизни во Вселенной и о том, что первые живые существа попали на Землю в виде спор с метеоритами; б).гипотеза происхождения живого из неживого на Земле; в).определение самопроизвольного возникновения жизни. 8. Что такое панспермия?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Абиогенез – это гипотеза возникновения жизни из элементов неживой материи в результате последовательных химических реакций. Да Нет 6. Абиогенез – это: а) утверждение о вечности жизни; б) гипотеза возникновения жизни из элементов неживой материи в результате последовательных химических реакций; в) теория эволюции жизни. 9. Что такое «абиогенез»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практические задания по теме

«Концепция эволюции в биологии»

 

 

Задание 1.Перечислите теории, в которых рассматривалась эволюция органи­ческого мира.

 

Название теории Сущность Автор
«Лестница природы»    
Теория преформизма    
Теория трансформизма    
Теория катастрофизма    
Теория ламаркизма    
Теория дарвинизма    
Синтетическая теория эволюции    

 

Задание 2. Изобразите схематично четыре главных отличия СТЭ от теории эволюции Ч. Дарвина.

Отличие СТЭ от теории Ч. Дарвина:

 

СТЭ Теория Ч. Дарвина
   

 

 

Задание 3.Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

 

Вопрос Да Нет
1. Генетика — наука, которая изучает два фундаментальных свойства живых организмов: наследственность и изменчивость.      
2. Датой рождения генетики считается 1900 г., когда были заново открыты Г. де Фризом, Э. Чермаком, К. Корренсом установленные Г. Менделем в 1865 г. закономерности наследования признаков.    
3. Наследственность — свойство организмов обеспечивать преемственность между поколениями.    
4. Ген — участок молекулы ДНК или участок хромосомы, определяющий возможность развития отдельного признака.      
5. Хромосомыэлементы клеточного ядра, состоящие из белка и нуклеиновых кислот и несущие наследственную информацию об организме.    
6. Мутации — изменения отдельных генов, хромосомные перестройки, изменение числа хромосом.    
7. Мутации не зависят от влияния внешней среды    
8. Факторы, вызывающие мутации у организмов, называют мутагенами.    
9. Генотипсовокупность или система всех взаимодействующих генов одного и того же организма.    
10. Для каждого отдельно взятого гена не существует генотипическая среда.      
11. Гены взаимодействуют друг с другом и, оказавшись в одном генотипе, не влияют на проявление действия соседних генов.    
12. Изменчивость — свойство организмов изменять наследственные задатки (гены) и их проявления в процессе развития организмов.    
13. Фенотипсовокупность всех признаков организма.    
14. Внешние признаки (цвет глаз, волос, форма уха или носа), биохимические (форма молекулы белка или фермента, концентрация глюкозы или мочевины в крови и т.д.), гистологические (форма и размеры клеток, строение тканей, органов), анатомические (строение тела и взаимное расположение органов) признаки – это генотип.    

 

 

Практические задания по теме

«Концепции антропогенеза»

 

Задание 1. Изобразите в хронологической последовательности в виде таблицы эволюцию гоминид, используя данные:

Эволюция гоминид: человек разумный – 40 тыс. лет; кроманьонец – 28 тыс. лет; австралопитек — 4 млн. лет; гигантопитек – 4 млн. лет; неандерталец – 200 тыс. лет; человек умелый – 2, 5 млн. лет; человек прямоходящий – 1 млн. лет; питекантроп – 800 000 тыс. лет; синантроп – 800 000 тыс. лет; дриопитек – 5, 5 млн. лет; современный человек – 12 тыс. лет.

 

Эволюция гоминид:

 

Гоминиды Время жизни  
Дриопитеки 5, 5 млн. Лет

 

Задание 2. Охарактеризуйте основные положения концепций:

Концепция устойчивого развития человечества Концепция устойчивого развития России Концепция устойчивого развития Волгоградской области.
     

 

Темы, выносимые на самостоятельное изучение

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.