Во второй половине XX в. в научном мировоззрении появилась идея самоорганизации материи. Найдите определения, соответствующие понятию «самоорганизация».
¨ Это самопроизвольный переход от менее сложной к более сложной и упорядоченной форме организации материи
¨ Это стремление к разрушению спонтанно возникшей упорядоченности
¨ Это переход с состоянию более высокого значения энтропии
¨ Это превращение хаоса в порядок
2.3. Самоорганизация – это самопроизвольный переход от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации материи. Укажите условия, необходимые для самоорганизации:
¨ Системы должны быть неравновесными
¨ Самоорганизующиеся системы должны быть изолированными
¨ Самоорганизующиеся системы должны быть открытыми
¨ Все системы, в которых происходит самоорганизация, нелинейны
2.4. В изолированной системе процессы протекают самопроизвольно в направлении…
· Уменьшения энтропии
· Роста энтропии
· Увеличения энтальпии системы
· Увеличения энергии Гиббса
Вспомнив условия, необходимые для процессов самоорганизации, укажите самоорганизующиеся системы.
¨ Запаянная ампула с веществом
¨ Человеческий коллектив
¨ Живой организм
¨ Термос с водой
2.6. В открытой системе при постоянной температуре и давлении процессы протекают самопроизвольно в направлении…
· Роста энтропии
· Возрастания энтальпии системы
· Уменьшения энергии Гиббса
· Увеличения энергии Гиббса
Практические задания для самопроверки
1. Выберете правильное определение:
а) Самоорганизацией называют искусственное контролирование открытых неравновесных систем, достигших в своем развитии критического состояния, в новое устойчивое состояние.
б) Самоорганизацией называют природные скачкообразные процессы, переводящие открытую диссипативную неравновесную систему, достигшую в своем развитии критического состояния, в новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности по сравнению с исходным.
в) Самоорганизацией называют термодинамику и синергетику.
2. Перечислите основные характеристики открытых сложных самоорганизующихся систем. Раскройте смысл этих характеристик.
Основные характеристики
| Определение
| Открытость
| ???
| Неравновесность
| ???
| ???
| ???
| ???
| ???
| ???
| ???
| ???
| ???
|
4. Закончите предложение. “Диссипативность — это …”
5. Вставьте нужный по значению термин: “ … - разветвление, раздвоение в траектории развития системы в определенной точке”.
6. Используя следующие понятия, составьте схему (алгоритм) развития открытой системы в живой и неживой природе: существующая первоначальная система; флуктуация; новая система; распад системы; новое стационарное состояние; возврат к прежнему первоначальному состоянию; потеря устойчивости; создание диссипативной структуры; точка бифуркации; возврат к прежней системе.
8. Опишите этапы развития сложной системы. Почему не всегда сбываются прогнозы о развитии таких систем?
Семинарское занятие № 6.
Тема: Современное естествознание о живой природе
Вопросы для обсуждения:
1. Современная биология: цели, задачи, структура.
2. Сущность жизни и специфика живого. Особенности организации живой материи.
3. Биологическая картина мира и исследование биологической реальности: краткая характеристика уровней организации живой материи.
4. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.
5. Биологическая вечность жизни.
Рекомендуемая литература:
1. Концепции современного естествознания /Под ред. В.И. Лавриненко, В.П. Ратникова.- М., 2009.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 2003.
3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 2009.
4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2003.
5. Хорошавина С.Г. . Концепции современного естествознания. – М., 2003.
6. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. – М., 2002.
7. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. – М., 2000.
8. Горелов А.А. . Концепции современного естествознания: Учеб. пособие, практикум, хрестоматия. – М., 2003.
9. Серебровская К.Б. Сущность жизни: история поиска. – М., 1994.
10. Капра Ф. Скрытые связи. - /Пер. с англ.- М.: ООО Издательский дом «София», 2004.- 336 с.
11. Крик Ф. Жизнь как она есть: её зарождение и сущность /Ф. Крик. – М., 2002.
Темы рефератов:
1. Специфика биологической информации.
2. Управление в биологических системах.
Письменные домашние задания:
1.Письменно:
1.1. Понятие живого в концепции В.И. Вернадского.
1.2. Современное объяснение биологической вечности жизни.
Выберите правильный ответ.
2.1. Геохимические функции живого вещества, формирующие окружающую среду, это …
А) энергетическая
В) деструктивная
С) средообразующая
Д) транспортная
· А-С-Д
· А-В-С-Д
· С-Д
· В-С-Д
2.2. . Характерные свойства живых организмов:
¨ самовоспроизведение
¨ наследственность и изменчивость
¨ обмен веществ и энергии
¨ дискретность
¨ закрытость
3.3. Активное, идущее с затратой энергии, полученной извне, поддержание и самовоспроизведение специфической структуры, называется …
Характерные свойства живых организмов - единство
¨ элементарного химического состава
¨ Биохимического состава
¨ Структурной организации
¨ кариотипа
¨ фенотипа
3.5. Укажите правильную последовательность в структурной иерархии уровней организации живой материи (каждый предыдущий должен входить в последующий):
А) Вид
Б) Клетка
В) Особь
Г) Популяция
· Б – В – Г – А
· В – Б – А – Г
· Б – В – А – Г
· Г – А – В- Г
3.6. Мельчайшая единица живой природы, элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений – это…
· Клетка
· Глобула
· Вирус
· Ген
3.7. Характерные свойства живых организмов:
¨ самовоспроизведение
¨ саморегуляция
¨ раздражимость
¨ способность к росту и развитию
¨ закрытость
3.8. Фундаментальные и универсальные свойства живых организмов:
¨ самосохранение
¨ саморегуляция
¨ самовоспроизведение
¨ иерархичность
¨ упорядоченность
3.9. Уровни организации живых систем:
¨ популяционно-видовой
¨ биоценотический
¨ глобальный (экосистемный)
¨ географический
¨ физический
¨ химический
3.10. Все живые организмы поддерживают свою хиральную чистоту, имея в молекулах белков и нуклеиновых кислот только:
¨ "левые" аминокислоты
¨ "правые" сахара
¨ "левые" сахара
¨ "правые" аминокислоты
¨ "левые" и "правые" аминокислоты
Практические задания для самопроверки
1. Выберите правильный ответ.
Биология – это …
а) совокупность наук о живой и неживой природе; б) совокупность наук о живой природе; в) наука о живой природе.
2. Дайте а) определение жизни по Ф. Энгельсу; б) современное определение жизни. Сравните эти определения, выделив сходства и отличия.
3. Выберите правильный ответ.
На основе какого химического элемента существует жизнь на Земле?
а) углерода; б) кислорода; в) кремния.
5. Выберите правильный ответ.
Основная задача биологии состоит …. а) в определении специфики живого; б) в познании тайн живой природы; в) в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и ее проявлений с целью познания и управления ими.
6. Вставьте в предложение нужные термины.
“ … или … по В.И. Вернадскому – это совокупность всех живых организмов на Земле”.
7. Назовите 4 химических элемента, на долю которых приходится 98 % химического состава живых организмов.
8. Выберите правильный ответ.
На основе какого химического элемента может существовать жизнь в космосе? а) углерод; б) кремний; в) кислород.
9. Перечислите уровни организации живой материи, изобразите их схематично.
10.Какие концепции биосферы вы знаете?
Название концепции
| Суть концепции
| Автор
| Биологическая
| Биосфера понимается как биологическая система
| Э. Зюсс, В.И. Вернадский, В.В. Докучаев
| ???
| ???
| ???
| ???
| ???
| ???
|
11. Выберите правильный ответ.
Термин, которым обозначается стремление живого к уменьшению хаотичности и повышению организованности а) киральность; б) энтропия; в) ген.
Семинарское занятие № 7.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|