Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания по работе с источниками научно-популярной литературы и научной периодикой





При изучении теоретического материала данной дисциплины совершенно необходима работа с источниками научно-популярной литературы и научной периодикой.

Цель данных методических указаний - помочь правильно организовать самостоятельную работу над этими литературными источниками, составить содержательные конспекты и тезисы, которые можно использовать для рефератов, докладов и сообщений.

Многие источники дополнительной рекомендуемой литературы сложны для восприятия, т.к. в них изложены специальные знания из области физики, химии, термодинамики и т.д. с философским осмыслением проблематики. Эти источники отличаются обилием рассматриваемых проблем, множеством достаточно сложных терминов, новых имен, фактов, оценок. Поэтому целесообразна глубокая проработка таких источников, которая обеспечит успешное усвоение курса «Концепций современного естествознания» в вузе.

Приступая к изучению научно-популярного источника, необходимо отчетливо сформулировать для себя цель своей работы. Если это углубление знаний и написание реферата – следует поинтересоваться исторической обстановкой в период написания работы, а затем и конкретной проблемой, изложению которой посвящен литературный источник. К изложенному следует добавить в обязательном порядке письменную расшифровку всех терминов, которые встречаются в работе. Если пояснения каких терминов и понятий отсутствуют, следует обратиться с соответствующему словарю. Одним из важнейших средств серьезного изучения источника является его конспектирование.



Далее приводятся рекомендации по работе с первоисточниками по философии. По дисциплине «Концепции современного естествознания» техника и технология работ с источниками та же. То есть:

«Для составления конспекта рекомендуется сначала прочитать работу целиком, чтобы уяснить ее общий смысл и содержание. При этом можно сделать пометки о ее структуре, об основных положениях, выводах и т.п.. Надо стараться отличать в тексте основное от второстепенного, выводы от аргументов и доказательств.

Закончив чтение надо задать себе вопросы такого рода: В чем главная мысль? Каковы основные звенья доказательства ее? Что вытекает из утверждений автора? Как это согласуется с тем, что уже знаете о прочитанном из других источников?



Ясность и отчетливость восприятия текста зависит от многого: от сосредоточенности студента, от техники чтения, от настойчивости, от яркости воображения, от техники фиксирования прочитанного, наконец, от эрудиции - общей и в конкретно рассматриваемой проблеме. Несомненно, надо понимать, что качества эти вырабатываются в процессе чтения.

Многое зависит и от склада ума. Если в сознании студента легче укладываются факты, нежели обобщения и выводы, необходимо нацелиться на сосредоточенную работу именно над теоретическими положениями. Если же теоретические положения воспринимаются отчетливее кажущейся мозаики фактов, необходимо сосредоточиться на фактической стороне.

Результатом первоначального чтения должен быть простой план текста и четкое представление о неясных местах, отмеченных в книге. После предварительного ознакомления, при повторном чтении следует выделить основные мысли автора и их развитие в произведении, обратить внимание на обоснование отдельных положений, на методы и формы доказательства, наиболее яркие примеры. В ходе этой работы окончательно отбирается материал для записи и определяется ее вид. Квалифицированный читатель владеет тремя ее видами: план, тезисы, конспект.

Из предшествующего изложения ясно, что план есть краткий, последовательный перечень основных мыслей автора. Запись прочитанного в виде тезисов - значит записать опорные мысли текста. Разница между планом и тезисами заключается в следующем: в плане мысль называется (ставь всегда вопроса - о чем говорится?), в тезисах - формулируется - (что именно об этом говорится). Запись опорных мыслей текста важна, но полного представления о прочитанном на основании подобной записи не составишь. Ведь важно и то, как автор доказывает свою мысль, как убеждает в истинности своих выводов. Так возникает конспект. Форма записи, как мы уже отметили, усложняется в зависимости от целей работы: план - о чем?; тезисы - о чем? что именно?; конспект - о чем? что именно? как?



Конспект есть краткое последовательное изложение содержания. Основу его составляет план, тезисы и выписки. Универсальность конспекта таит в себе весьма большую сложность для использующего этот вид записи. Подводные камни конспектирования: многословие, цитирование не основных, а связующих мыслей, стремление сохранить стилистическую связанность текста в ущерб его логической стройности.

Важно помнить, что приступать к конспектированию необходимо тогда, когда сложились навыки составления записи в виде развернутого подробного плана. Необходимо также заметить, что не всякий текст нуждается в конспектировании. Как правило, запечатлеть в конспекте необходимо особо важную для студента книгу, статью, усвоение которой определяет дальнейшую работу в рамках учебного процесса.

Требования к конспектированию не могут носить канонического, жестко определенного характера, из всех видов записи эта самая свободная, но полезно знать, что основные элементы конспекта обязательно должны в полном объеме фиксировать позицию автора, систему основных утверждений и аргументацию их.

Форма записи при конспектировании требует особого внимания: важно, чтобы собственные утверждения, размышления над прочитанным, четко отделялись при записи. Разумнее выносить свои пометки на широкие поля, записывать на них дополнительные справочные данные, помогающие усвоению текста (дата события, упомянутого авторами; сведения о лице, названном в книге; точное содержание термина и т.п.). Если конспектируется текст внушительного объема, необходимо указывать страницы книги, которые охватывает та или иная часть конспекта.

Для удобства пользования своими записями важно озаглавить крупные части конспекта, подчеркивая заголовки. Следует помнить о назначении красной строки, стремиться к четкой графике записей - уступами, колонками. Излагать главные мысли автора и их систему аргументов - необходимо преимущественно своими словами, перерабатывая таким образом информацию,– так проходит уяснение ее сути. Мысль, фразы, понятые в контексте могут приобрести порой более пространное изложение в записи. Но всегда (и в этом суть конспектирования) текст оригинала свертывается. И, свертывая текст, студент отрабатывает логическое мышление учиться выделять главное и обобщать однотипные суждения, однородные факты. Есть и еще один аргумент в пользу записи своими словами: обобщается письменная речь студента, шлифуется его язык.

Знание общей стратегии чтения, техники составление плана и тезисов определяет и технологию конспектирования

· Внимательно читать текст, попутно отмечая непонятные места, незнакомые термины и понятия. Выписать на поля значение отмеченных понятий.

· При первом чтении текста необходимо составить его простой план, последовательный перечень основных мыслей автора.

· При повторном чтении текста выделять систему доказательств основных положений работы автора.

· Заключительный этап работы с текстом состоит в осмыслении ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

· При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более глубокому усвоению текста.

· В рамках работы над первоисточником важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать необходимо те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка "как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.» (см. УМК по философии, автор Э.Г. Баландина, 2005).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.