Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 7. Современные представления о возникновении жизни на Земле.





Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Религиозные представления о возникновении жизни. Гипотезы самозарождения жизни. Понятие о витализме. Принцип Ф. Реди - «все живое от живого». Понятие о биогенезе. Концепция панспермии.

Развитие концепции абиогенеза А.И. Опариным. Химический и предбиологический этапы возникновения живого. Возможности абиогенного образования органических веществ на Земле. Эволюция химического состава земной атмосферы. Модели синтеза органики С. Миллера. Роль электрических зарядов, ударной волны, ультрафиолетового излучения Солнца, вулканического тепла, радиоактивного распада калия в синтезе органики. Стадии химической эволюции.

Понятие об образовании фазовообособленных систем (коацерватов или пробионтов) по А.И.Опарину. Доказательства их существования в опытах Бургенберга де Ионга. Естественный отбор пробионтов.

Идея А.И. Опарина о локальном возникновении первичной органики на субвитальных территориях земной поверхности. Вулканическая гипотеза возникновения первичной органики по Ю. Мухину. Гипотеза Д. Бернала о полимеризации в иле лагун.



Критика идей Опарина астрофизиком Шкловским. Представления Д. Холдейна и его школы о возникновении жизни. Гипотеза «голого гена» Д. Холдейна. Идеи о возникновении ДНК и РНК. Левая асимметрия живого, попытки объяснения этого явления.

Химический аспект происхождения жизни у А.В. Руденко.

Взгляды В.И. Вернадского по вопросам о возникновении жизни на Земле.

Основные понятия:самозарождение, панспермия, биогенез, абиогенез, коацерваты, химическая эволюция.

 

Лекция 8. Концепции антропогенеза и устойчивого развития человечества.

Развитие взглядов по вопросу о происхождение человека. Три концепции происхождения человека: религиозная, космическая и естественнонаучная. Основные предпосылки и закономерности антропогенеза.

Прародина человека. Эволюция приматов. Стадии эволюции человека. Древнейшие, древние и современные люди, их особенности. Соотношение биологического и социального в человеке. Фундаментальная роль биологических процессов в организме человека. Понятие о расах. Уникальность человеческого индивида.



Приобретение человеком социальной сущности. Ведущая роль социальных факторов в процессе гармонизирующей эволюции. Социальное наследование как результат трудовой деятельности. Развитие мозга, формирование сознания и памяти. Вторая сигнальная система как особенность высшей нервной деятельности человека. Появление речи и развитие языка. Язык как информационно-знаковая система и как средство развития сознания и мышления человека. Человеческий индивид как личность. Социальная сущность личности.

Актуальные вопросы биоэтики. Концепция устойчивого эколого-экономического развития. Глобальное и региональное измерение устойчивого развития системы «общество - природа». Условия перехода современной цивилизации к устойчивому оберегаемому развитию. Разработка и создание концепции устойчивого развития в России и в Волгоградской области. Наука и будущее человечества.

Основные понятия:антропогенез, приматы, гоминиды, рудименты, атавизмы, сигнальная наследственность, расы; биоэтика, концепция устойчивого развития.

Планы семинаров для П-100, БкП-100

Семинарское занятие №1.

Тема: Наука в системе культуры. История развития естествознания.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Наука в системе культуры.

2. Модели развития науки.

3. История естествознания: характеристика стадий и периодов развития.

4. Математизация естествознания и кибернетизация естественнонаучного знания.

Рекомендуемая литература:

 

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 2003.

2. Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко,, В.П. Ратникова – М., 2009.



3. Дубнищева Т.Я. Концпции современного естествознания. М., 2006.

4. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 2009.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2003.

6. Хорошавина С.Г. . Концепции современного естествознания. – М., 2003.

7. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие, практикум, хрестоматия. – М., 2003.

8. Наука и ее место в культуре. – Новосибирск, 1996.

9. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. 3-е изд. Фрязино: Век 2», 2004.

10. Кун Т. Структура научных революций /Пер. с англ. - М., 1975.

11. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ //Вопросы философии. – 1995. - № 4.

12. Большая Советская Энциклопедия. – М., 1975. – Том 9, стр. 103.

13. Современное естествознание в системе наук и практики. – Минск, 1990.

14. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики (с начала IXX до середины XX века). – М., 1979.

15. Идлис Г.М. Революция в астрономии, физике и космологии. – М., 1985.

 

Письменные домашние задания:

Выбрать правильный ответ.

Наука – это высшая форма человеческих знаний и

 

а) важнейшая составляющая жизни общества;

б) важнейший элемент материального благополучия людей;

в) важнейший элемент духовной культуры.

 

Укажите положение, которое верно отражает соотношение науки и культуры

 

а) Культура – раздел науки

б) Культура и наука связаны друг с другом

в) Наука – раздел культуры

г) Культура и наука – понятия равнозначные

 

Естественнонаучные знания от гуманитарных отличаются по признаку

 

а) Эмпирической проверяемости;

б) Однозначности и строгости языка;

в) Математичности.

 

Наука – это

 

а) Отрасль культуры

б) Определенная система организованности (академии, институты, лаборатории)

в) Способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности

 

1.5. Укажите положение, которое верно отражает соотношение между естественнонаучной и гуманитарной культурой:

 

а) Только естественнонаучная культура представляет истинную ценность в освоении окружающего мира;

б) Естественнонаучная и гуманитарная культуры дополняют друг друга, создавая целостную картину восприятия мира;

в) Естественнонаучная и гуманитарная культуры противостоят друг другу

г) Гуманитарная культура более значима для существования человека и общества.

 

1.6. Признаки научных знаний:

 

а) проверяемость;

б) опровержимость;

в) универсальность;

г) субъективность;

д) согласованность.

 

Эксперимент как метод естествознания был развит в

а) Древнем Египте;

б) Древней Греции;

в) XVIII веке в Европе;

г) XIX веке в Европе;

д) XX веке в Европе.

 

К теоретическим методам познания не относится

 

а) Формализация.

б) Идеализация.

в) Абстрагирование.

г) Наблюдение.

 

К эмпирическим методам познания не относится

а) Абстрагирование.

б) Эксперимент.

в) Наблюдение.

г) Измерение.

 

Метод познания, который сводится к расчленению целого предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения, называется

а) Синтез.

б) Формализация.

в) Анализ.

г) Дедукция.

 

1.11. Определение «… активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект» соответствует эмпирическому методу познания, название которого …

 

а) Измерение.

б) Эксперимент.

в) Наблюдение.

г) Описание.

 

Метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей называется

 

а) Абстрагирование.

б) Синтез.

в) Формализация.

г) Анализ.

 

1.13. Объективность научного знания означает …

 

а) независимость знания от человека - субъекта вообще.

б) независимость от личности исследователя-субъекта.

в) абсолютность - незыблемость знаний.

г) независимость знания от метода его получения

 

1.14. Теоретический метод получения знаний:

 

а) анализ.

б) синтез.

в) наблюдение.

г) измерение.

д) классификация.

 

1.15. Практический метод получения знаний:

 

а) эксперимент.

б) моделирование.

в) наблюдение.

г) измерение.

д) абстрагирование.

 

Естествознание – совокупность наук

 

а) о природе

б) о животных

в) о человеке.

 

Что является непосредственной (ближайшей) целью естествознания?

 

а) Развитие новых методов.

б) Познание истины (законов природы).

в) Создание технологий, приносящих доход.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.