Определение потребности ПТМ
Все погрузочно-разгрузочные машины делятся на машины периодического (циклического) действия (краны, тельферы, погрузчики), машины, перемещающие грузы отдельными подъемами или штуками через определенный интервал времени, и машины непрерывного действия (конвейеры, элеваторы, пневматические машины), перемещающие груз непрерывным или почти непрерывным потоком. С характеристиками этого оборудования следует знакомиться по справочникам подъемно-транспортных машин.
Важно определить необходимое количество подъемно-транспортных машин для обслуживания складского комплекса. Поэтому ниже приведем расчет потребности подъемно-транспортного оборудования для складской переработки груза.
Количество подъемно-транспортного оборудования А рассчитываем по формуле:
, (8.8)
где Q – количество перерабатываемого груза, т; Кн – коэффициент неравномерности поступления груза; Р – производительность оборудования, т.
В числителе величины известные, а вот производительность машин и механизмов необходимо рассчитать.
Производительность крана Рк зависит от веса подъема груза q0 и числа циклов машины за 1 ч непрерывной работы nц:
Рк = q0 * nц. (8.9)
Количество циклов работы машины за 1 ч (3600 сек) зависит от продолжительности одного цикла ее работы Тц и выражается в секундах:
, (8.10)
Время цикла работы крана 7ц складывается из времени, необходимого для производства отдельных элементов цикла, с учетом одновременного выполнения (совмещения) некоторых из них:
, (8.11)
где Кс – коэффициент, учитывающий сокращение времени цикла при совмещении нескольких операций; n – число элементов цикла работы крана; t – время, затраченное на выполнение отдельных элементов цикла, сек.
Часовая производительность погрузчика Рп определяется по общей формуле для машин периодического действия
(т/ч). (8.12)
Общая часовая производительность машин непрерывного действия определяется следующим образом:
Рк = 3,6 * q * V (т/ч), (8.13)
где q – вес груза на одном погонном метре несущего элемента машины, кг; V – скорость грузонесущего элемента машины, м/сек.
Существуют особенности расчета часовой производительности перегрузочных машин различных типов.
Часовая производительность любого типа конвейера при перегрузке 1 места весом q кг на расстояние a м со скоростью v м/сек:
Pk = 3,6 * q * V / a (т/ч), (8.14)
а число перемещаемых грузовых мест в час:
.
При перемещении наволочных и насыпных грузов непрерывным потоком часовая производительность конвейера определяется по формуле:
Рk = 3600 * F * v * g (т/ч), (8.15)
или
Pk = V * К * B2 * * y (т/ч), (8.16)
где F – площадь поперечного сечения слоя груза, перемещаемого на ленте, м2; V – скорость движения ленты, м/сек; g – насыпной вес груза, т/м3; k – коэффициент, зависящий от угла естественного откоса груза (в движении); В – ширина ленты конвейера, м; y – коэффициент заполнения ленты.
Часовая производительность ковшовых элеваторов определяется по формуле:
Рэ = 3,6 * l * y * g * V / a (т/ч), (8.17)
где l – емкость ковша, м3; а – расстояние между ковшами, м; V – скорость движения ковшей, м/сек; y – коэффициент заполнения ковшей; g – насыпной вес груза, т/м3.
Часовая производительность машин пневматического транспорта определяется по формуле:
Рп = 3,6 * g * VВ * КВ (т/ч), (8.18)
где g – плотность атмосферного воздуха (принимается 1,2 кг/м3); VВ – расход воздуха, м/сек; КВ – весовая концентрация смеси (отношение веса перемещаемого груза к весу расходуемого воздуха в единицу времени).
Содержание технологических этапов
Приемка товаров на склад и размещение их на хранение начинается с подготовительных мероприятий. Подготовительные мероприятия,проводимые на складе до прибытия товара:
1. устанавливаются места разгрузки транспортных средств;
2. проверяется наличие необходимого количества поддонов;
3. устанавливается, с помощью каких механизмов и оборудования разгружается и перемещается поступившая продукция;
4. определяются места хранения поступающей продукции;
5. определяется необходимое количество работников склада и складского оборудования;
6. осуществляется подготовка приемосдаточной документации.
Операции, осуществляемые на этапе поступления и приемки товара:
1. проведение подготовительных мероприятий по приемке продукции;
2. проверка целостности вагонов, контейнеров, транспортной упаковки;
3. разгрузка транспортных средств: технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации; выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги, либо со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства;
4. оценка сохранности поверхности транспортной упаковки;
5. учет всех расхождений и повреждений до подписания документов перевозчика;
6. проверка каждой позиции продукции по упаковочному листу и счету;
7. перемещение продукции в зону приемки;
8. распаковка;
9. проверка количества и качества продукции;
10. контроль документального и физического соответствия партии поставки заказу покупателя;
11. установление фактического количества, качества и комплектности продукции, определение отклонений и вызвавших их причин;
12. документальное оформление прибывшей продукции (процедура оприходования);
13. раскладка по местам хранения;
14. формирование складской грузовой единицы.
При приемке продукции от перевозчика получатель обязан проверить:
1. наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автомобильном фургоне) или на контейнерах пломб отправителя или организации, осуществляющей промежуточную перевалку;
2. целостность пломб;
3. состояние транспортных средств (вагона, контейнера);
4. наличие маркировки груза;
5. исправность тары;
6. соответствие наименования продукции и маркировки на транспортной таре данным, указанным в товарно-транспортных документах.
Получатель обязан потребовать от перевозчика выдачи продукции по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на него правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами. Кроме того, получатель обязан установить, соблюдались ли правила перевозки, обеспечивающие предохранение продукции от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурный режим), а также осмотреть перевозимую продукцию.
Приемка продукции- проверка соответствия количества, качества и комплектности продукции ее характеристике и техническим условиям, указанным в договоре.
Цель предварительной приемки продукции:
• осмотр продукции на предприятии продавца для установления соответствия ее количества и качества условиям договора;
• установление правильности упаковки и маркировки продукции.
Окончательная приемка продукциипредназначена для установления фактического выполнения поставки в установленном месте и в надлежащий срок. Место окончательной приемки продукции обычно устанавливается в договоре поставки. Оно может быть обозначено как:
· предприятие или склад продавца;
· согласованный порт отгрузки;
· железнодорожная станция отправления или аэропорт;
· порт назначения;
• пограничная или конечная железнодорожная станция в стране назначения;
· склад покупателя;
· конечный пункт продажи продукции.
Приемка продукции (проверка по количеству и качеству), а также размещение на хранение проводятся в свободное от отгрузок время.
Приемка продукции по количеству- процедура сверки массы, количества мест и единиц фактически поступившей продукции с данными сопроводительных товарно-транспортных документов (счета-фактуры, товарно-транспортной накладной). Проводится в сроки, указанные в инструкциях. Недостача оформляется коммерческим актом.
Приемка продукции по качествупредставляет собой процедуру выявления качества и комплектности продукции, поступившей на склад, а также соответствия тары, упаковки и маркировки установленным требованиям государственных стандартов, технических условий, утвержденным образцам (эталонам), условиям договора поставки и сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Проводится в установленные инструкциями сроки. При обнаружении недоброкачественной или некомплектной продукции приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.
Следующим бизнес-процессом является хранение товаров. К системе хранения предъявляются следующие требования:
· высокая степень использования площади и объема склада;
· свободный доступ к каждой единице хранения;
· быстрое реагирование на изменения в структуре запасов продукции;
· возможность высотного складирования и хранения продукции;
· легкость обслуживания потребителей;
· возможность автоматизированного управления запасами продукции на складе;
· выполнение принципа FIFO («первый пришел – первый ушел»);
· низкий уровень инвестиций и затрат на строительство;
· низкий уровень эксплуатационных расходов, а также затрат на техническое обслуживание.
Показатели, учитываемые при организации правильного размещения продукции на складе:
· габаритные размеры склада (длина, ширина и высота);
· общая и полезная площади склада;
· количество имеющегося оборудования для хранения продукции (стеллажи, лотки, поддоны, контейнеры);
· пропускная способность склада.
Перечень операций, входящих в процедуру хранения:
· организация складского пространства;
· оформление складских и финансовых документов;
· размещение продукции на хранение;
· создание необходимых условий хранения и охраны продукции;
· организация учета продукции;
· движение и перемещение продукции;
· обеспечение возможности использования подъемно-транспортного оборудования.
Рациональное размещение и укладка товаров на складе во многом зависит от принятого способа хранения. В зависимости от вида, объема товарных запасов, размеров поступающих партий, особенностей переработки грузов и других факторов, используются в основном три способа хранения:
· стеллажный, при котором товары могут храниться как в упакованном, так и в распакованном виде на различных стеллажах. Он связан тс широкой внутрискладской подсортировкой товаров;
· штабельный, при котором товары хранятся в основном в таре, без распаковки с использованием различных типов поддонов (плоских, стоечных, ящичных);
· единичное хранение, при котором товары хранятся в таре (ящики, мешки, мебель в упаковке и др.).
Условием применения стеллажного способа хранения является широкая внутрискладская подсортировка товаров. Основная часть непродовольственных товаров и некоторых видов продовольственных товаров широкого ассортимента могут иметь небольшой объем хранения. Поэтому хранить их целесообразно в стеллажах.
Преимущества стеллажного способа хранения:
· более полное использование объема склада, в первую очередь за счет неограниченной возможности высоты складирования (особо важное значение играет для высотных складов);
· более свободный доступ к товару, особенно при складировании в полочных стеллажах;
· простую систему кодирования складских мест, что значительно облегчает контроль и учет товаров на складе
· возможность автоматизированного управления материальными потоками на складе;
· лучшая сохранность грузов.
Товары, объемом хранения более 3 куб. м, отпускаемые без распаковки целыми грузовыми пакетами можно хранить в штабелях (за исключением высотных складов). Штабельное хранение применяют, как правило, для сезонных, крупногабаритных товаров, имеющих большой объем хранения. Укладка товаров в штабель должна обеспечить доступ к каждому наименованию товара. Штабели размещают рядами и блоками. Рядное расположение рационально при подготовке грузов к отправке и большом числе хранимых товаров.
Блочное расположение повышает степень использования складской площади, но приемлемо только для однотипных грузов, так как доступ в этом случае возможен лишь к части грузов, находящихся в непосредственной близости к проездам. При смешанном размещении грузов в зоне складирования блоки штабелей обычно размещают вдоль стен, а ряды - в центре зала.
Недостатки штабельного хранения:
· при хранении пакетированных грузов высота склада используется ограниченно, примерно лишь до 3,5-4 м (в зависимости от вида груза), из-за неустойчивости штабелей при увеличении их высоты;
· повышенное повреждение продукции и невозможность обеспечить эффективную организацию работ в многономенклатурных складах.
Выбор способа укладки груза в штабель
При укладке грузов в штабели применяют три вида кладки: прямая, перекрестная и обратная.
· прямая укладка - расположение верхнего места в плане совпадает с расположением нижележащего места;
· перекрестная укладка - грузы верхнего ряда укладывают поперек грузов нижнего ряда;
· обратная укладка - первый ряд туда, второй – обратно (обычно для мешков).
В целях лучшей организации работ на складах и наиболее эффективного применения подъемно-транспортных средств, товары, хранимые на складе, как в стеллажах, так и в штабелях, должны быть уложены на поддоны. При размещении продукции на хранение обеспечивается соблюдение рекомендуемых поставщиком правил хранения каждого вида продукции.
После размещения ТМЦ на места хранения с ними могут производиться определенные операции или они могут находиться своих местах до начала отбора при формировании заказа. Рассмотрим некоторые процессы, которые могут иметь место во время нахождения ТМЦ в зоне хранения.
Процесс сортировки товаров постоянно происходит движение товара. Одни товары поступают на склад, другие товары забираются с мест хранения для формирования заказов. Продукция может быть изъята с места хранения целиком на паллете или частично. Может осуществляться следующее перемещение продукции:
· к аналогичным товарам, находящимся на хранении;
· пополнение свободных мест на паллете аналогичным товаром;
· в зону одного клиента;
· только на нижний/верхний ярус;
· только в определенную ячейку/сектор/стеллаж (по габаритам, весу, ценности или другим признакам).
Процесс компрессирования позволяет готовить продукцию к отбору заранее. Подпитка активной зоны может осуществляться двумя способами. Во-первых, это перемещение товаров с верхних ярусов на нижние по мере их освобождения и, во-вторых, это перемещение товаров со стеллажа на место их отбора другим транспортным средством (паллетоперевозчиком, транспортной тележкой и т.п.). Все операции при компрессировании аналогичны операциям при сортировке товара.
Выполнение заказа начинается с отборки продукции с мест хранения. Основанием для отборки может служить отборочный лист.
Методы отборки продукции:
индивидуальная отборка (для одного заказчика) - это последовательное комплектование отдельного заказа. При индивидуальной отборке продукция сразу укладывается в соответствующую тару и по окончании процедуры отборки готова к проверке и отправке получателю;
комплексная отборка (для группы заказчиков) - заключается в отборе единиц хранения одновременно для нескольких заказчиков по одному сводному отборочному листу.
Комплектацияпроизводится из множества различных видов продукции определенного ассортимента, имеющегося в наличии, в соответствии с заказом потребителя.
Процедура комплектациисводится к подготовке продукции в соответствии с заказами потребителей. Сюда входят:
1. получение отборочного листа, содержащего заказ покупателя;
2. документальное оформление подготовленного заказа;
3. контроль над подготовкой заказа;
4. помаршрутное комплектование партий отправки;
5. перемещение укомплектованных партий отправки в зону погрузки;
6. подготовка партии отправки к отпуску (упаковка, окантовка, маркировка, переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры);
7. оформление отпуска продукции;
8. объединение заказов покупателей в партию отправки и оформление товарно-транспортных накладных;
9. погрузка партий отправок в автотранспортные средства, контейнеры, железнодорожные вагоны;
10. отправка по назначению (доставка) либо отгрузка;
11. операции по отправке продукции покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка продукции);
12. сдача продукции получателям (в случае централизованной доставки).
Информация, которой должен располагать отборщик в процессе выполнения заказа:
· где размещены товары;
· сколько товара необходимо;
· кому предназначен товар;
· что делать, если отбираемый запас закончился;
· что делать после отборки заказанного товара.
Передача информации отборщику может осуществляться различными средствами. Своевременность передачи является необходимым условием высокой интенсивности проходящего через участок отборки материального потока.
Эффективность операций по подготовке товаров к отпуску, можно характеризовать следующими показателями:
· частота отборки, то есть количество отобранных заказов в единицу времени;
· пропускная способность участка отборки количество сформированных грузовых единиц (контейнеров, ящиков, поддонов и т. п.) в единицу времени;
· уровень обслуживания заказчиков;
· случаи отсутствия запаса товара, включенного в отборочный лист.
Процедура отгрузки (отпуска) продукции со склада заключается в выполнении заказов на хранящуюся на складе продукцию. Управлением всех операций, связанных с отгрузкой ТМЦ, занимается оператор склада. В его задачу входят следующие операции:
· Составление графика прибытия ТС на склад.
· Организация подбора заказа ко времени прибытия ТС.
Взаимодействие с внутренними подразделениями и внешними контрагентами по вопросам прибытия ТС под загрузку:
· Проверка правомочности лиц, прибывших для получения ТМЦ.
· Подготовка отгрузочных документов (ТТН, товарной накладной и др.
· Управление операциями загрузки ТС.
· Проверка оформленных и подписанных отгрузочных документов.
· Подготовка и передача информации об отгрузке ТМЦ.
Отгрузка заказа включают:
· формирование бланка-заказа в соответствии с заявкой клиента;
· передачу бланка-заказа отборщику;
· отбор товара каждого наименования по заказу клиента,
· комплектация отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
· подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
· упаковку, маркировку;
· документальное оформление подготовленного заказа и контроль над доставкой заказа в экспедицию отправки;
· объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
· отгрузку грузов в транспортное средство.
Кладовщик по распоряжению оператора организует погрузку товаров в ТС и подписывает отгрузочные документы.
Работы по отгрузке товаров могут выполняться либо персоналом склада, работающим также и на других участках, либо специализированным подразделением склада, занятым исключительно обработкой упакованных, опечатанных и подготовленных к отпуску со склада грузов. Необходимость в специализации работ с грузом возникает при большом количестве заказов на централизованную доставку товаров со складов предприятия.
Экспедиция предприятия создается с целью:
· организации и осуществления централизованной доставки товаров в собственную сбытовую сеть и клиентам фирмы в две-три смены;
· приемки товаров, поступающих как в рабочее, так и в нерабочее для всей фирмы время;
· временного хранения товаров;
· обеспечения четкой работы автотранспорта.
В задачи экспедиции входят: концентрация, формирование и группировка товаров по маршрутам; контроль за качеством упаковки товаров, исключающий случай их порчи при транспортировке в грузополучателям; формирование маршрутов движения автотранспорта; своевременная отправка товаров покупателям; ликвидация излишних простоев автотранспорта под погрузкой; контроль за возвратом оборотной тары (если эта категория тары используется); оформление всех видов документов.
Важным фактором при организации отгрузки товаров является плановость проведения всех операций. Наиболее эффективное использование имеющихся технических возможностей (наличия погрузоразгрузочного оборудования, количество ворот) и ограниченного количества персонала (кладовщиков и грузчиков) возможно только при четком распределении их функционирования во времени.
Необходимо стремиться составлять план подбора ТМЦ и график загрузки ТС с учетом объемов заказов и способа загрузки (ручной или механизированный). Правильный расчет времени на выполняемые операции позволит использовать имеющиеся возможности наиболее оптимальным способом. Конечно, жизнь всегда вносит свои коррективы и приходится учитывать возможность нехватки персонала при внезапном увеличении объемов работ, задержки в прибытии ТС, неправильном оформлении документов (доверенности на получение ТМЦ) и других моментов, от которых никто не застрахован.
Кроме основных процессов, существующих практически на всех складах, на некоторых их них могут проводиться дополнительные операции с ТМЦ. В зависимости от назначения склада и потребности в обработке ТМЦ дополнительные операции могут быть различными. Рассмотрим, например, операцию по кросс-докингу ТМЦ.
Такие операции осуществляются с ТМЦ, поступившими на склад на непродолжительное время (на несколько часов) и отгружаемые обычно несколькими партиями в том же виде (упаковке), хотя могут быть и другие варианты. При временном нахождении на складе без размещения в зоне хранения поступившая партия в зависимости от необходимости разделяется на несколько отправок.
Со склада, таким образом, отправляется уже несколько отправок. Так как на складе обычно зоны временного хранения не существует, то в таких случаях для временного хранения ТМЦ используют зону комплектации. Все операции осуществляются под управлением оператора склада, который формирует необходимые указания кладовщику. Процесс приемки и отгрузки ТМЦ осуществляется в обычном порядке.
Еще одним видом дополнительной операции является предпродажная подготовка товара.
Операции по предпродажной подготовке товаров осуществляются обычно крупной торговой компанией, имеющей сеть магазинов, торгующих по образцам. Такая продажа осуществляется в основном крупногабаритной бытовой техникой.
Для выполнения задач по предпродажной подготовке товаров на складе формируется специальная бригада, имеющая в своем составе специалистов, прошедших обучение по оформлению гарантийных документов и по работе с бытовой техникой. Физическая работа по переупаковке и перемещению товара производится грузчиками под руководством кладовщиков.
На основании заявок от отдела по продажам оператор склада организует подбор товара, который должен быть доставлен покупателю, и его отправку.
Одним из важных бизнес-процессов являетсяинвентаризацияпродукции:
· процедура установления фактического наличия продукции путем пересчета, т. е. снятия остатков, и проверки учетных записей. Данные о фактическом наличии продукции сопоставляются с данными бухгалтерского и складского учета в стоимостном и натуральном выражении;
· сплошной или выборочный подсчет (пересчет) всех видов продукции. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму.
В ходе инвентаризации проверяются:
· сохранность единиц хранения;
· правильность их хранения и отпуска;
· состояние весового оборудования и измерительного инструмента;
· порядок ведения учета продукции.
Рассмотрим виды инвентаризации:
Обязательная - проводится в следующих случаях:
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
• при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
• при выявлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи продукции (немедленно при установлении таких фактов);
• в случае пожара и других стихийных бедствий (немедленно по окончании);
• при ликвидации и реорганизации предприятия;
Текущая; Сплошная; Выборочная - на время проведения выборочной инвентаризации движение товаров на складе не прекращается; Плановая; Внеплановая (внезапная);
Периодическая - определяется объем запаса (т. е. количество продукции) на конец периода и выводится стоимость реализованной продукции путем вычитания объема запаса на конец периода из количества продукции для реализации;
Непрерывная - измеряется количество продукции, фактически отправленной заказчикам. Выводится объем запаса на конец периода путем вычитания стоимости реализованной продукции из суммы продукции для реализации.
Преимущества инвентаризаций:
· предохраняют от перебоев в обеспечении потребности производства в ежегодных физических запасах;
· предохраняют от ежегодной корректировки запасов;
· обеспечивают возможность персоналу точно оценивать уровень запасов;
· выявляют причины ошибок в учете и определяют меры по их устранению;
· поддерживают точность записей запасов.
Важной задачей при выполнении основных бизнес-процессов на складе является выявление бракованных (некондиционных) товаров.
Основанием отнесения товара к категории «брак» является договор, заключенный с владельцем товара, или документ (Положение, Инструкция), определяющий состояние товара, когда склад является структурным подразделением компании. В этих документах указывается, при каких признаках товар должен быть отнесен к категории «брак» и порядок работы с такими товарами.
Основным признаком отнесения товара к категории «брак» является внешнее состояние упаковки товара. При обнаружении товаров с поврежденной упаковкой, со следами протечек и др. после выгрузки с ТС также желательно зафиксировать данные факты при помощи фотоаппарата. Такое документирование состояния товара позволит складу снять с себя ответственность и даст возможность владельцу предъявить претензию перевозчику.
Выявление бракованных товаров также возможно при работе с товарами на складе: в местах хранения, при подборе товаров, при выполнении дополнительных операций, при подготовке товаров к отгрузке.
Выявление бракованных товаров при приеме или во время нахождения товара на складе осуществляется сотрудниками склада (кладовщиками, грузчиками и др.). Кладовщик при приеме товара составляет акт приема ТМЦ с приложением таблицы несоответствий, который подписывается также материально-ответственным лицом, сдающим товар на склад (водителем или экспедитором). При обнаружении неправильной загрузки ТС, а также товаров с нарушенной упаковкой необходимо привлечение специального сотрудника склада - кладовщика по качеству.
Основной задачей кладовщика по качеству является работа с бракованными товарами:
· изучение повреждений и выявление причин их появления;
· документальное оформление бракованных товаров;
· работа с представителями владельца относительно определения статуса бракованного товара;
· ведение учета бракованного товара;
· контроль хранения и перемещения бракованных товаров.
Первоочередной задачей кладовщика по качеству является определение статуса товара.
«Годный» - это товар, признаваемый владельцем качественным и годным к использованию без ограничений.
«Брак» - это товар, по совокупности установленных признаков признаваемым владельцем не соответствующим статусу «годный».
Каждая единица бракованного товара подлежит процедуре осмотра, определения характера недостатков и решения вопроса о возможности дальнейшего его использования на основании установленных признаков. Общий набор признаков может быть следующим:
· «некомплект» - товар с нарушенной комплектностью, предусмотренной его технической документацией, спецификацией или маркировкой на упаковке;
· «товар с поврежденной упаковкой» - комплектный товар, не имеющий повреждений, но хранящийся в поврежденной упаковке (упаковка мокрая, рваная, имеет следы вмятин и др.).
· «ремонтопригодный» - товар, потребительские свойства которого могут быть полностью или частично восстановлены после процедуры ремонта;
После проведения процедуры уценки бракованный товар подразделяется на:
· «ограниченно годный» - товар, пригодный к использованию по назначению с ограничениями, вызванными ухудшением качества, суммарный процент уценки которого составляет не более 50% от исходной стоимости;
· «утиль» - товар, не пригодный к использованию по назначению, суммарный процент уценки которого составляет более 50% от исходной стоимости.
Определение статуса товара и величины уценки товара производится совместно специалистом владельца с кладовщиком по качеству. При наличии разногласий склад может пригласить независимого эксперта для выявления степени нанесения повреждений.
Управление запасами
Классификация запасов.Выделяют следующие основные признаки классификации. По месту нахождения запасы делятся на производственные и товарные.
Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса.
Товарные запасы находятся у предприятий - изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией.
По исполняемым функциям запасы подразделяются на следующие разновидности:
Текущие запасы − обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также реализации готовой продукции предприятиями-изготовителями и организациями торговли в период между поставками.
Подготовительные (буферные) запасы − вызваны необходимостью подготовки материалов или изделий к производству или отпуску потребителям (например, сушка древесины).
Гарантийные (страховые или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств (например, отклонения в периодичности и в величине поставок от запланированных, задержки поставок в пути, изменения интенсивности потребления и др.). В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.
Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции для обеспечения нормальной работы организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.
Рекламные запасы (для продвижения) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику.
Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также, чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.
По времени запасы подразделяются на разновидности:
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. В системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень запаса (точка заказа) используется для определения момента времени очередного заказа.
Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета.
Гарантийный запас (страховой или резервный).
Можно также выделить неликвидные запасы – длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы, образуемые вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также их морального износа.
Цели создания запасов.Запасы различных видов продукции (материальных ресурсов, готовой продукции) создаются для достижения следующих целей:
Страхование сбоев в поставках. Запасы создаются на случай срыва сроков, изменения объемов поставок и неудовлетворительного качества продукции.
Защита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных запасов при обоснованных расчетах, подтверждающих эффективность подобной операции.
Для экономии на оптовых скидках за счет создания запаса в случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия.
Для экономии на транспортировке. Перевозка большими партиями приводит к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запасов.
Для повышения эффективности производства. Запасы незавершенного производства могут привести к снижению себестоимости производства в связи с ликвидацией простоев оборудования Запасы незавершенного производства и готовой продукции позволяют избежать повышения издержек производства, связанных с привлечением дополнительных рабочих и оборудования.
Повышение эффективности обслуживания потребителей. Запасы готовой продукции позволяют не снижать качество обслуживания потребителей при изменении темпа производства. Запасы материальных ресурсов и готовой продукции позволяют создавать резерв для компенсации сезонных колебаний поставок и спроса. Запасы незавершенного производства и готовой продукции позволяют поддерживать неожиданный рост продаж, вызванный снижением цен производителя и другими рыночными факторами.
Наравне с общепринятыми целями создания запасов существуют объективные факторы повышения уровня запасов. Остановимся на некоторых из них:
Низкое качество закупаемых товаров – одна из причин роста уровня запасов в компании. Для многих предприятий заказывать больше, чем требуется, стало обычной практикой защиты от получения некачественных товаров.
Надежность поставок также подталкивает предприятие к созданию страховых (гарантийных) запасов для компенсации возможных сбоев в поставках.
Увеличение времени выполнения заказа, очевидно, требует создания большего запаса различных видов товарно-материальных ценностей для поддержания потребления на время поставки.
Неточное прогнозирование спроса (потребности) – неопределенность предполагаемого спроса требует создания повышенного уровня запаса для удовлетворения возможного потребления.
Увеличение расстояний поставки - большие расстояния между поставщиками и покупателями часто приводят к повышению уровня запасов, которые компенсируют неопределенность, возникающую при длительной транспортировке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|