Сделай Сам Свою Работу на 5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ





ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИ И ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

 

Современная система восстановления и повышения работоспособности — необходимый фактор оптимизации тренировочного процесса. Её значение и роль обусловлены основными тенденциями развития мирового любительского и профессионального спорта: резко возросшая конкуренция во всех видах спорта, неуклонное повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, расширение возрастного диапазона спортсменов, проведение соревнований в сложных экологических условиях (высокая или низкая температура внешней среды, горный климат, быстрая смена климатических и временных зон и др.).

На протяжении многих лет на кафедре гигиены, экологии и спортсооружений Российской государственной академии физической культуры (РГАФК) под нашим руководством разрабатываются и внедряются в спортивную практику современная система повышения работоспособности и восстановления спортсменов. Исследования в этом направлении осуществляются по теме сводного плана научно-исследовательских работ РГАФК «Современные технологии применения стимуляцинно-восстановительных средств в процессе физического воспитания спортивной тренировки в разных экологических условиях». В процессе исследования разрабатываются и экспериментально проверяются специальные комплексы для повышения эффективности тренировочного процесса юных и взрослых спортсменовВ соответствии с результатами этих исследований излагаются основные положения системы восстановления и повышения спортивной работоспособности.



Развитие и поддержание работоспособности спортсменов на оптимальном уровне при современных тренировочных и соревновательных нагрузках, как показывают научные исследования, возможно лишь в том случае, если с параллельно с большими физическими и психоэмоциональными воздействиями своевременно и целенаправлено проводится комплекс восстановительных мероприятий. Рациональное и целенаправленное их воздействие воздействие на течение восстановительных процессов после нагрузок разной биоэнергетической характеристики следует рассматривать как один из важных элементов управления эффективностью всего тренировочного процесса.



Основные направления стратегии и тактики эффективного применения различных средств восстановления и повышения спортивной работоспособности основывается на общих закономерностях динамики процессов утомления и восстановления.

Как уже отмечалось, в результате утомления в организме спортсменов в виде закономерной биологической реакции возникают процессы восстановления, которыеобеспечивают возврат к исходному уровню функционального состояния организма. Развертывание и быстрота восстановительных процессов тесно связаны с тремя группами ФАКТОРОВ: особенностями тренировочных нагрузок (направленность, объём, интенсивность, продолжительность, нервно-эмоционалная направленность и др.) , состоянием спортсмена (пол, возраст, уровень тренированности, индивидуальные способности и пр.) , экологическими факторами окружающей среды.

В восстановительном периоде после тренировки различают три фазы:

ПЕРВАЯ ФАЗА — в результате выполнения работы наступает утомление, работоспособность снижается, а затем постепенно переходит в дорабочее состояние.

ВТОРАЯ ФАЗА — работоспособность продолжает повышаться до величин, превышающих дорабочий уровень работоспособности. Наступает эффект сверхвосстановления (суперкомпенсации).

ТРЕТЬЯ ФАЗА — через некоторое время достигнутый уровень сверх исходного состояния работоспособности возвращается к исходному уровню до тренировки.

Одна из важных особенностей восстановительных процессов — не одновременное (гетерохронное) возвращение к исходному уровню различных показателей психофизиологических функций. Так, например, восстановление потребления кислорода, легочной вентиляции, пульса, артериального давления и температуры кожи у работающих мышц происходит в разные сроки. Гетерохронное восстановление психофизиологических функций предполагает неодинаковую степень готовности к различным упражнениям.



рациональное применение средств восстановления и повышения работоспособности в тренировочном процессе определяется как особенностями динамики процессов утомления и восстановления, так и рядом других факторов: возраст и пол спортсмена, вид спорта, тип мышечной деятельности, количество и масса мышц, участвующих в движении, характер и интенсивность выполняемой работы, степень тренированности спортсмена, а так же направленность тренировочных занятий.

Оптимальная организация тренировочного процесса в отдельных микроциклах и отдельных занятиях, а также создание оптимальных условий для протекания восстановительных и специальных адаптированных процессов, как отмечает В.Н. Платонов (1988 г.) , может идти по ДВУМ ПУТЯМ:

1. Оптимизации планирования учебно-тренировочного процесса.

2. В направленном применении различных средств восстановления работоспособности спортсмена.

При этом в спортивной практике возможно использование восстановительных мероприятий по двум направлениям:

— применение восстановительных средств в период соревнований для направленного воздействия на процессы восстановления и не только после выступленийспортсмена, но и перед началом соревнований и в процессе их проведения.

-применение восстановительных средств в повседневном учебно-тренировочном процессе в целях эффективного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма спортсмена.

В соответствии с этим В.Н. Платонов предлагает планировать восстановительные мероприятия на трёх условных уровнях: основном. оперативном и текущем.

Восстановительные мероприятия основного уровня направлены на нормализацию функционального состояния организма спортсменов в результате суммарнойнагрузки отдельного микроцикла, а также на нормализацию процессов утомления от кумулятивного воздействия серии тренировочных нагрузок.

Оперативное восстановление функционального состояния спортсменов следует осуществлять в процессе каждого тренировочного занятия с учётом закономерностей развития и компенсации утомления в этом занятии.

Текущее восстановление направлено на обеспечение оптимального функционального состояния спортсмена в процессе или после нагрузки отдельных занятийв целях подготовки к отдельной работе.

В современной системе восстановления условно выделяют: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ, ГИГИЕНИЧЕСКОЕ, И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Педагогические средства и методы восстановления являются важными факторами оптимизации тренировочного процесса, восстановления и повышения спортивной работоспособности. Рациональное и целенаправленное их применение обеспечивает проведение учебно-тренировочного процесса на современном научно-методическом уровне.

Основные направления применения педагогических средств восстановления в кратком виде излагаются ниже.

Рациональное планирование тренировочного процесса с учётом этапа подготовки; условий тренировок и соревнований; пола и возраста спортсменов; функционального состояния спортсменов; особенностей учебной и трудовой деятельности; бытовых и экологических условий и т.п.

Оптимальная организация и программирование тренировок в макр-мезо-и микроциклах, направленности и характера тренировочных нагрузок и их динамическое развитие.

Правильное сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок с необходимыми циклами после напряжённых тренировок и соревнований.

Оптимальное сочетание различных видов подготовки: общая физическая, специальная физическая, технико-тактическая и др.

Рациональное сочетание в тренировочном процессе различных микроциклов: втягивающий, развивающий, ударный, поддерживающий, восстановительный с умелым использованием облегченных микроциклов и тренировок.

Систематическое применение тренировок в горных условиях, в целях повышения спортивной работоспособности (см. доп информацию в конце пункт 1) и ускорения восстановительных процессов.

Оптимальное планирование тренировок в микроциклах с обеспечением необходимой вариативности тренировочных нагрузок, периодов пассивного и активного отдыха, применения эффективных восстановительных средств и методов.

Рациональное применение в подготовке спортсменов различных видов активного и пассивного отдыха, что стимулирует восстановительные процессы.

 

Обязательное применение после напряженных соревнований или соревновательного периода специальных восстановительных циклов с широким применением восстановительных средств, активного отдыха с переключение на другие виды физических упражнений и использованием благоприятных экологических факторов.

Систематический педагогический, врачебный контроль и самоконтроль за функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок и необходимая коррекция тренировочных и соревновательных нагрузок и необходимая коррекция тренировочного процесса спортсменов с учетом этих данных.

Важным педагогическим средством для стимуляции восстановительных процессов является правильно построение тренировочного занятия. При этом следует соблюдать следующие основные положения:

— выполнение полноценно разминки перед тренировкой, что обеспечивает не только быструю врабатываемость и настройку организма на предстоящую работу, но создаёт условия для оптимального развития физиологических и психических процессов. А это в свою очередь, способствует более эффективному восстановлению организма между специальными сериями упражнений в процессе тренировки;

— Выполнение упражнений для активного отдыха в интервалах между тренировочными нагрузками в одном занятии;

— Использование пассивного отдыха в состоянии полного расслабления в оптимальной позе;

— Выполнение упражнений в расслаблении в интервалах между тренировочными нагрузками и после занятий;

— Применение упражнений и специальных средств с целью создания положительного эмоционального фона для последующего выполнения основной тренировочной работы на более высоком уровне, что обеспечивает и более активное восстановление;

— Выполнение индивидуально подобранных упражнений для заключительной части тренировки (заминка). Постепенный выход из значительных нагрузок — эффективное средство для активного развёртывания восстановительных процессов после тренировки. При этом рекомендуется применять в течение 10-15 минут бег в невысоком темпе (ЧСС — 105-120 уд/мин) и комплекс специальных упражнений;

— После тренировки обязательно выполняются восстанавливающие гидропроцедуры плавание и аква массаж) и другие восстановительные средства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.