Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, виды и структура образовательных правоотношений

Общеизвестно, что правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством. Правоотношение имеет сложный состав. Его элементами являются субъекты, объекты, содержание.

Субъекты образовательных правоотношений. По субъектному составу образовательных правоотношений пока нет единого мнения. Так, Е.А. Киримова к субъектам образовательных отношений относит обучающихся, педагогических работников и образовательные организации. Подчеркивается, что характерной особенностью образовательных отношений является их трехсторонность. Собственно образовательные отношения в сфере образования, связывающие педагога и обучающегося, возникают только при участии образовательной организации.

В силу объективной необходимости активного, осознанного и целенаправленного участия в образовательном процессе тех, кто получает образование, родители обучающихся также являются его участникам и, следовательно, субъектами образовательных отношений. С одной стороны, родители (законные представители) являются представителями несовершеннолетних обучающихся и в этом качестве призваны решать вспомогательные организационные вопросы. С другой стороны, они так же, как и их обучающиеся выступают в качестве самостоятельных субъектов образовательного процесса, имеющих собственные права и обязанности.

С 1 сентября 2013 г. в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» разделены понятия «образовательные правоотношения» и «отношения в сфере образования». Так, в соответствии со ст.2 закона отношения в сфере образования - это совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование. Таким образом, можно понимать, что образовательные отношения входят и являются составной частью отношений в сфере образования.



Объекты образовательных правоотношений.Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение.

Справедливой является мысль В.В. Спасской о том, что объектом идеальной конструкции образовательных правоотношений можно признать нематериальные, духовные блага, на овладение которыми в рамках процесса обучения и воспитания направлен интерес правомочной стороны.

В.М. Сырых в качестве объекта образовательных правоотношений видит системные, политематические знания, навыки и умения, приобретенные гражданином в процессе обучения и воспитания, уровень которых отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и удостоверяется документом о соответствующем образовании. Причем в качестве объекта они могут выступать «прежде всего, в условиях, характерных для образовательных правоотношений, которые складываются между образовательными учреждениями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания».

Содержание правоотношения тесно связано с понятием субъективного права и юридической обязанности. Последние представляют собой равнозначные системные элементы правоотношения, отличающиеся своим содержанием. Субъективному праву всегда соответствует установленная объективным правом обязанность, т.к. по общему правилу права одних лиц удовлетворяются через обязанности других. Принадлежность субъективного права и юридической обязанности делает субъекта правоотношения лицом либо управомоченным, либо правообязанным и, таким образом, индивидуализирует его в правоотношении. Такое противостояние субъектных прав и корреспондирующих им обязанностей в правоотношении представляет собой связь и соответственно обусловливает связанность управомоченного и правообязанного субъектов с учетом специфики правового режима объекта субъективного права. Взаимосвязанные права и обязанности участников, объем и пределы которых, в общем виде определяются нормами права, и составляют юридическое содержание правоотношения.

Право на собственные действия в процессе обучения и воспитания имеет отличительные свойства. Так, особенность образовательного процесса заключается в том, что достижение планируемого результата (приобретение обучающимся нематериальных духовных благ) и его качество, хотя и зависят от качества работы педагогических работников, их опыта и квалификации, от эффективности преподавания, организации образовательного процесса, не могут быть обеспечены усилиями одной правообязанной стороны. Только при наличии воли и желания, подтвержденных собственными активными положительными действиями, обучающийся может овладеть знаниями, выработать умения, сформировать личностные качества и развить способности в объеме, предусмотренном изучаемой общеобразовательной программой. Соответственно факт освоения общеобразовательной программы и достижения планируемого результата, а также качество полученного образования могут быть подтверждены только обучающимся.

Ряд авторов указывают на то обстоятельство, что у правомочного лица могут существовать определенные долженствования. Поэтому можно предположить, что в образовательном правоотношении данное полномочие субъективного права включает в себя не только возможность, но и долженствование, распространяющееся как на действия по обучению, например, самостоятельное осуществление образовательного процесс, осуществление текущего контроля успеваемости, определение списка учебников, рекомендованных к использованию в обучении, так и на пассивное воздержание от действий, препятствующих реализации права других лиц (например, от действий, затрудняющих работу педагогического работника на занятиях, препятствующих нормальному функционированию общеобразовательной организации).

Более традиционным в образовательном правоотношении выступает право-требование, подразумевающее возможность предъявления требований соответствующего поведения от правообязанного лица. В случае если обязанность не исполняется, либо исполняется ненадлежащим образом, управомоченный субъект вправе указать правообязанному субъекту на его обязанность и потребовать ее исполнения должным образом. Так, к примеру, администрация образовательной организации вправе требовать от обучающихся соблюдения правил внутреннего распорядка, разработанных и принятых образовательной организацией, требовать от воспитанников, обучающихся усвоения содержания образования в определенном объеме, а также прохождения промежуточной и итоговой аттестации.

Юридические факты. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений связаны с юридическими фактами, выступающими в качестве связующего звена между нормой права и субъективными правами (обязанностями) конкретного субъекта. Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений, конкретных субъективных прав и юридических обязанностей у их участников. Не менее важное значение в механизме функционирования правоотношений имеют правоизменяющие и правопрекращающие факты: поступление в образовательную организацию, окончание образовательной организации. Играя значительную роль в механизме правового регулирования, юридические факты не относятся в нем к основным элементам, они имеют вспомогательную, обслуживающую роль, способствуя возникновению, изменению и прекращению правоотношений.

Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании, который заключается в простой письменной форме. Федеральным законом «Об образовании в РФ» предусмотрены 2 вида договора в сфере образования:

1) договор об образовании, т.е. между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) договор об оказании платных образовательных услуг, т.е между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

Изменение образовательных отношений.

Образовательные отношения могут быть изменены:

1. по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме;

2. по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании внесения соответствующих изменений в такой договор.

Прекращение образовательных отношений.

Предусмотрены досрочные основания для прекращения образовательных отношений и в связи с отчислением обучающегося из образовательной организации.

Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании получения образования (завершением обучения).

Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении или о периоде обучения. Образец данной справки устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Обучающийся, отчисленный из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по собственной инициативе до завершения обучения, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором обучающийся был отчислен. Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяются локальным нормативным актом этой организации.

Для более полного раскрытия сущности и особенностей образовательных правоотношений рассмотрим основные элементы указанных правоотношений, к которым относятся субъекты, объекты, и содержание образовательных правоотношений.

Субъектами(участниками) образовательных правоотношений являются физические и юридические лица, которые вступают в указанные правоотношения, имеют права и несут обязанности в соответствии с действующим законодательством. К ним можно отнести организации, осуществляющие образовательную деятельность и их работников, обучающихся, родителей (законных представителей).

ФЗ об образовании регулирует отношения между этими основными сторонами, так, глава 3 закона выделяет лица, осуществляющие образовательную деятельность. К ним относятся:

1. образовательные организации, т.е. некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

2. организации, осуществляющие обучение , т.е. юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

3. индивидуальные предприниматели.

В главе 4 данного учебного пособия будет подробно описан правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.