Сделай Сам Свою Работу на 5

Законодательство РФ, регулирующее отношения в области образования

Как было указано ранее, образовательное право как отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, т.е. законодательное обеспечение представляет собой, прежде всего, наличие совершенной системы нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в сфере образования. Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" положили начало формированию нового российского образовательного законодательства в соответствии с нормами международного права, закрепившие новые подходы и стимулировавшие изменения, происходившие в системе образования. Эта система нормативно-правовых актов характеризуется тем, что она включает в себя законы и иные подзаконные нормативные акты, принятые на основе законов (указы Президента, постановления Правительства, положения, правила, инструкции и т.п., принятые исполнительными органами). В условиях федеративного государства эти акты исходят как от Российской Федерации, так и от ее субъектов. Особенностью системы нормативных актов в сфере образования является то, что она включает в себя специальные акты, принятые для регулирования отношений в области образования, и отдельные правила, содержащиеся в иных актах, которые имеют целью регламентацию отношений в иных сферах - семьи, труда, социальной защиты, бюджетного финансирования, налогового обложения и других.

Рассмотрим каждый уровень системы нормативно-правового обеспечения образования. На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:

1) Конституцией РФ;

2) ФЗ «Об образовании»

3) «Профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;

4) «Непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

 

1) Конституция РФ содержит в себе несколько статей, регулирующих образовательные отношения. Прежде всего, это статья 43, регламентирующая право на образование, помимо нее имеется ряд статей, имеющих отношение к сфере образования. Например, статья 29, котораякаждому гарантирует свободу мысли и слова, статья 44, которая каждому гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.



2) Отношения в сфере образования регулируются ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ. К основным чертам демократической образовательной системы следует отнести: доступность образования для всех детей; обеспечение материальных возможностей для осуществления права на образование; возможность выбора образовательного учреждения; право учащихся на собственные взгляды; установление стандартов; создание условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала; информирование о состоянии образовательной системы, обеспечивающей возможность общественного контроля за образованием; и публичное обсуждение проблем образования, достижение консенсуса при определении приоритетов в области образования; распределение полномочий по управлению образованием между национальным, региональным и местным уровнями, ориентация на децентрализацию.

 

3) В системе профильных федеральных законов, регулирующих отношения в образовании, наряду с ФЗ «Об образовании» присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. Например: Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования".

 

4) Непрофильными являются законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются иные отношения в сфере образования. Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Большое количество таких законов отличают их "разнокалиберность" (в одних законах содержится одна - две статьи по образовательной проблематике, в других - целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в "профильных" законах об образовании, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования. Многочисленные "непрофильные" законы можно объединить в следующие группы:

а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации (например, Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"; Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом");

б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования (например, гигиеническое воспитание и обучение - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ; военное образование и военная подготовка - Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" , Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; экологическое образование - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ; спортивная подготовка - Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" ; религиозное образование - Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; обучение и профессиональная подготовка по охране труда - Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" ; профессиональное образование осужденных к лишению свободы - Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ );

в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений (например, Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" , Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" , Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе");

г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений (например, Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ ).

д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего образования (например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ ) и др.

 

Отдельную группу в системе нормативно-правовых актов составляютподзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования. Они могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить:

а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере

б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования

Постановления Правительства РФ, направленные на регулирование образования , либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.

Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее - Министерства образования РФ)

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:

- профильные, то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования

- непрофильные, в которых содержатся отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования

Региональный уровень законодательства об образованиипредставленмногочисленными законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми субъектами Российской Федерации с целью регулирования отношений, возникающих в сфере образования, по предмету правового регулирования могут быть классифицированы в несколько групп.

Региональные законы, регулирующие общие вопросы образовательной деятельности, в основу которых субъектами Российской Федерации положен ФЗ об образовании.

Ряд субъектов Российской Федерации на основе Закона Российской Федерации разработал свои общие законы об образовании, предмет регулирования которых во многом совпадает с предметом регулирования ФЗ Российской Федерации (например, Закон Республики Башкортостан «Об образовании в РБ»).

В этой группе выделяется подгруппа законов и нормативных актов, определяющих специфику отношений собственности, связанных с образовательными организациями.

Региональные законы, регулирующие трудовые, социальные и иные отношения работников образовательных учреждений, регулируемых субъектами Российской Федерации.

Региональные законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой и социальный статус детей и подростков, предусматривающие законодательные меры помощи отдельным категориям учащихся и студентов в период их обучения.

Региональные законы, с помощью которых обеспечивается комплексный подход к решению проблем образования и воспитания молодежи, организуется работа с несовершеннолетними правонарушителями, трудными подростками, вопросы трудоустройства молодежи, вопросы социальной и трудовой адаптации учащихся и выпускников образовательных учреждений и т.д.

.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.